Воспитательные возможности мини музея в детском саду
консультация по теме

Черняк Анжелика Анатольевна

Материал раскрывает некоторые аспекты воспитательного значения мини музея, возможность использования данной формы работы в различных образовательных областях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация 507.04 КБ

Предварительный просмотр:

         

             Воспитательные возможности 

               мини музея в детском саду

 C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\NDW5DF1T\MP900430833[1].jpg

Музейная педагогика достаточно известное направление  современной педагогики. Она имеет длительную историю, хотя в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Понятие «музейная педагогика» заимствовано из немецкой терминологии. Изначально музейная педагогика подразумевала прежде всего сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий в музеи различной тематики.В последние годы музейная педагогика значительно изменилась, т.к. дошкольные учреждения стали создавать собственные мини музеи, а организация и использования их рассматриваются как особая форма работы с детьми и родителями.

Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной педагогики коммуникации и направлена на решение задач нравственного, патриотического воспитания и активизации творческих способностей ребёнка при использовании мини музеев в игровом пространстве детского сада. Активное её использование в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению традиций. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к  эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир, обогащать социальный опыт для развития игровой деятельности.

Причин создания мини музеев несколько: во-первых, отсутствие обычных музеев в достаточной близости и отсутствие времени для их посещения. Во-вторых, отмечено, что посещение музеев детьми дошкольного возраста не всегда приносит ожидаемый педагогический эффект. Даже в детских музеях обилие экспонатов, информации, яркие впечатления и эмоции могут утомит ребёнка.

Одна из основоположниц отечественного дошкольного образования в 20 веке профессор Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей  сам приходит  в гости к ребёнку.

Несмотря на то, что мини-музей, как мы выяснили ,несут исключительную пользу (т.е. может охватывать весь программный аспект работы с детьми, развивать игровую среду), при организации  их практики сталкиваются с проблемами, которые условно можно разделить на «детские» и «взрослые»

Детские проблемы заключаются в том, что ребёнок, по природе своей коллекционер, использует свои коллекции исключительно в практических целях. Трудно представить ребёнка только созерцающего  коллекцию  своих машинок, или демонстрирующего её своим друзьям через стекло на полочке. Все детские коллекции – часть развивающей и игровой среды. Восприятие и внимание дошкольников недостаточно сформированы, отличаются непроизвольностью. Яркий предмет занимает его внимание, но если его нельзя трогать и он статичен – интерес к нему угасает.

Взрослые проблемы заключаются прежде всего в стремлении «прописать» музей в определённом месте. Т.к. педагоги ответственно относятся к дизайну и оформлению музея, превращая его в изюминку интерьера, тем самым «замыливая» глаз и постепенно музей теряет возможность воздействия на  процессы, детей за счёт новизны и неожиданности. Поэтому при создании мини музея необходимо следовать выделенным принципам, как то:

  1. Принцип интеграции. Мини музеи должны создаваться с учётом содержания образовательной программы дошкольного учреждения и помогать реализовывать её общие задачи. Музей – это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей жизни, тесно связанные между собой.
  2. Принцип деятельности и интерактивности. При подборе экспонатов необходимо помнить о том, что мини музей должен предоставить ребёнку возможность реализовывать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу: играть с экспонатами, мастерить, рисовать и т.д. (должен быть выделен уголок для самостоятельной деятельности)
  3. Принцип научности. Несмотря на то, что мини музеи создаются для дошкольников, их экспонаты должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы, явления.
  4. Принцип природосообразности. При организации мини музея необходимо учитывать психофизические особенности детей разного возраста
  5. Принцип культуросообразности. Мини музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям (отношение к природе, к культуре, к людям) через освоение ценностей и норм конкретной национальности и региональной культуре.
  6. Принцип гуманизации и партнёрства. Мини  музей ориентирован на создание условий для всестороннего развития ребёнка, поддержки его инициативы, творчества и создавать условия для новых партнёрских отношений в системе «ребёнок – педагог» (диалоговое общение).
  7. Принцип динамичности и вариативности. Этот принцип связан с принципом интерактивности. Мини музей должен периодически меняться по тематике, экспонатам, содержанием уголков для самостоятельной и игровой деятельности.
  8. Принцип разнообразия. Экспонаты должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам.
  9. Принцип экологичности. В экспозиции должны преобладать экологически безопасные для здоровья детей экспонаты.
  10. Принцип безопасности
  11. Принцип креативности
  12. Принцип непрерывности

Итак, можно выделить основные цели и задачи мини музея. Музейная педагогика в условиях детского сада:

  • Позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы;
  •  Является действенным модулем развивающей природной среды; средством индивидуализации образовательного процесса
  • Способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской  деятельности;
  • Помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива с родителями. Важная особенность мини музея - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою сопричастность созданию экспозиции мини музея, участвуют в обсуждении темы, сбора экспонатов. В настоящих музеях трогать руками экспонаты запрещено, а в мини музее не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день. В обычном музее ребёнок пассивный зритель и созерцатель, а здесь он – соавтор, творец. Причем не только он сам, но и его родители. Мини музей результат общения, совместной работы воспитателей, детей и их родителей.

Создание мини музея может стать отдельным проектом одной группы, либо всего детсадовского коллектива. В любом случае удобно разбить организацию такого элемента развивающей среды на несколько этапов.

  1. Подготовительный.
  • Выбор темы
  • Определение путей создания
  • Подготовка к участию в проекте педагогов, детей и родителей (распределение обязанностей между педагогами), педагог-психолог отслеживает влияние мини музея на развитие дошкольников, соответствие возрасту, отношение детей к проблеме), муз. Руководитель организует праздники, семинары, мероприятия.
  1. Трактический. Главная задача – совместная реализация 1 этапа, оформление, изготовление оборудования, сбор экспонатов, их группировка, изготовление игр, макетов.

Работа проводится в трёх направлениях:

  1. Информирование – первичное получение сведений  о мини музеях, составе и содержании его коллекции.
  2. Обучение – передача и усвоение знаний, приобретение умений и навыков в процессе музейной коммуникации
  3. Развитие творческих начал. Создание условий для самореализации.

Формы работы в мини музее:

  1. Обзорная экскурсия
  2. Занятие, посвященное 1 экспонату или одной рубрики
  3. Музейные праздники (театральные викторины, конкурсы)
  4. Экспресс выставки семейных коллекций
  5. Детские творческие работы

   Методы и приёмы работы:

  1. Метод парных сравнений
  2. Метод «динамичной автономии» - локальное выделение показываемого образца – педагогический приём концентрации зрительного внимания детей
  3. Проблемные ситуации
  4. Игры – имитации
  5. Воображаемые путешествия
  6. Викторины, конкурсы

Итак, главной функцией мини музея становится:

- образовательная

- воспитательная

- познавательная

- развивающая

Главное в таком мини музее не ценность экспонатов, а наличие условий для творчества и самостоятельной деятельности ребёнка.

Экспонаты условно распределены по тематике:

                           Язык колокола

В данном разделе представлены колокола – рассказчики. Недаром на Руси «било» прозвали языком. Язык колокола рассказывал людям о надвигающейся беде (войне, эпидемии болезни), возвещал о великих победах, о рождении великих людей, созывал народ на собрания, поднимал на битву. В больших городах, где возводили Храмы создавались колокольни из большого количества разноголосых колоколов. Существует легенда о большом Валдайском колоколе, который Иван III решил перевезти из покорённого Великого Новгорода в столицу, узнав о его великолепии. Но повозка не выдержала, то ли веса колокола, то ли скорби людской, с которой провожали горожане свой колокол. Развалилась повозка на Валдайских холмах, колокол упал и разбился. Царский обоз ушёл, а осколки остались. Их подбирали местные жители и стали отливать из них небольшие колокола и до сих пор льют. С этой легендой связано появление русского поддужного колокола.

В каждой маленьком поселении обязательно строились звонница, был свой набатный колокол. Колокола на Руси не только уважали, но и одушевляли их. Известна легенда об угличском колоколе, который был сослан в ссылку, в сибирский Тобольск, за весть об убиении царевича Дмитрия.

                             Праздничный перезвон.

Рубрика представлена различными колокольчиками, которыми украшаются всевозможные праздники. Колокольчики изготовлены в разной технике росписи, из различных материалов. Знакомя детей с такими колокольчиков, мы знакомим их с обычаями и нравами, праздничными обрядами. В данном разделе уместно размещать детскую творческую мастерскую, а как итог – детские работы, которыми дополняется экспозиция музея.

 Звуки  моря

Здесь представлены колокольчики, приехавшие к нам из различных курортных мест. Помимо курортной географии, на основе этой рубрики возможно проводить занятия по экспериментированию с песком, водой. Например: один из колокольчиков «приглашает» ребят к себе на родину, на солнечный пляж, где предлагает поиграть. То есть реализуется самый основной вид детской деятельности – игра.

                                      Звон на весь мир

В  данном разделе реализуются различные методы работы с детьми по развитию познавательного интереса. Колокольчики «иногородцы» и «иностранцы» рассказывают об истории , географии, культуре своей Родины. Полезно проводить экскурсии по карте

Подводя итог выше изложенного, хочется отметить широкий спектр воздействия на ребёнка через мини музей, погружая его в знакомый и незнакомый для него мир, когда привычные на первый взгляд вещи, могут учить, развлекать, воспитывать, развивать и формировать личность маленького человека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание мини-музея в детском саду

в данной статье я делюсь опытом создания мини-музея в детском саду....

Проект по организации мини-музея в детском саду со сменными экспозициями.

Вниманию предоставлен проект создания мини - музея со сменными экспозициями в дошкольном образовательном учреждении для обогащения предметно -развивающей среды. В проекте представлена 1 экспозиция "Ру...

Презентация открытия мини-музея в детском саду "Страна Кукляндия"

На протяжении нескольких лет дети нашего МДОУ№75 посещали ЦДиЮТ ,где занимались в кружках ручного труда,в скульптурном кружке.Посещали музей  «Народного творчества»,где впервые познакомились с эк...

Проект по созданию мини-музея в детском саду "Новогодние фантазии".

Здесь представлен проект по созданию мини-музея в детском саду...

Организация мини музея в детском саду

Этот файл содержит в себе описание для создания мини музея в старшей группе детского сада....

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №2 «Калинка» г. Нижневартовск. Проект по созданию мини-музея в детском саду «Русская изба» г. Нижневартовск 2017 год.

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №2 «Калинка» г. Нижневартовск.     Проект по созданию мини-музея в детском саду...

Консультация для воспитателей "Воспитательные возможности мини- музея в детском саду"

Музейная педагогика достаточно известное направление  современной педагогики. Она имеет длительную историю, хотя в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятил...