К особым детям особый подход
статья по коррекционной педагогике

Палладина Елена Валерьевна

В статье представлена характеристика понятия «особенный ребенок», средства и формы работы с такими детьми. Данная статья будет полезна педагогам дошкольного образования, дефектологам, так как в ней представлена важная и необходимая информация для реализации ФГОС ДО в дошкольном образовательном учреждении с «особенными» детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobye_deti.docx17.72 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «К особым детям особый подход»

 Палладина Елена Валерьевна

  Воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 146

«Петушок» г. Чебоксары

Аннотация:

В статье представлена характеристика понятия «особенный ребенок», средства и формы работы с такими детьми. Данная статья будет полезна педагогам дошкольного образования, дефектологам, так как в ней представлена важная и необходимая информация для реализации ФГОС ДО в дошкольном образовательном учреждении с «особенными» детьми.

Ключевые слова: дошкольный возраст, ФГОС ДО, предметно-пространственная среда, педагогические средства взаимодействия, особенные дети, дети с ОВЗ

 

«Особенные дети живут в другом мире. И вывести ребёнка оттуда можно только с его безусловного согласия и одобрения»

В последнее десятилетие обеспечение благополучного защищенного детства стало одним из основных национальных приоритетов России. В условиях модернизации дошкольного образования, принятия Федерального государственного стандарта, разнообразии программ и типов дошкольных образовательных организаций все острее встает необходимость решения проблемы целостного развития ребенка в вариативном пространстве форм, средств, способов организации его воспитания, обучения, образования.

Закон «Об образовании в РФ» определил статус дошкольного образования как самостоятельного уровня общего образования, провозгласив возможность получения образования всеми детьми, независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей, в том числе ограниченных возможностей здоровья (далее ОВЗ). Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: «дети с проблемами», «дети с особыми нуждами», «нетипичные дети», «дети с трудностями в обучении», «исключительные дети». В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. Итак, дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

Понятие «ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» можно разделить на две категории. Одна группа таких детей - это дети с врожденными нарушениями работы различных органов чувств, с физическими недостатками или умственно отсталые дети.

Л.С. Выготский отмечал необходимость включать детей с ограниченными возможностями здоровья в различную социально значимую деятельность, направленную на формирование детского опыта.

На практике же таких детей сейчас становится больше, и,  начиная с поступления в детский сад педагогам необходимо учитывать особенности «особенных» детей. Важно помочь социализироваться такому ребенку, организовывать совместную деятельность дошкольников, в котором особенный ребенок будет принимать активное участие.

Остро стоит вопрос в принятии таких детей обществом, их сверстниками, необходимо аккуратно проводить воспитательную работу с детьми, о том, что все мы одинаково разные, что у каждого из нас есть свои особенности, но по сути своей все мы люди и должны взаимодействовать и дружить друг с другом.

Что касается образования таких детей, то так же необходимы индивидуальные программы, маршруты, составленные с узкими специалистами (психолог, логопед, дефектолог).

Ребенок с ОВЗ нуждается в особых психологических и коррекционно-развивающих условиях развития и обучения, предусматривающих сопровождение специалистами и тьютором в дошкольном учреждении. Однако в рамках создания этих условий первоочередным становится вопрос о ходе первоначальной адаптации таких детей к ДОО. Ведь не редко такие дети имеют и вторичные эмоциональные нарушения (сниженная выносливость к минимальному эмоциональному дискомфорту, агрессивные состояния, отсутствие глазного контакта, неспособность к длительному поддержанию контакта, отсутствие избирательности в контакте, быстрая переутомляемость ситуацией общения), которые становятся серьезнымпрепятствием для полноценного включения ребенка в группу. Раннее выявление отклонений в развитии и коррекционная работа с ребенком и его родителями дают возможность своевременно сформировать у ребенка навыки социализации и потребность в общении с другими детьми.

Таким образом, из группы детей с ОВЗ, которые в результате диагностического обследования имеют диагноз нарушения в развитии и проходят полный курс сопровождения специалистами, можно выделить «детей группы риска», у которых нарушения не имеют явных внешних симптомов и остаются не выявленными, соответственно, не диагностируемые, но требующие помощи специалистов. «Дети группы риска» - эта категория детей, которая находится в критической ситуации под воздействием нежелательных факторов и в силу определённых причин своей жизни более других подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества.

Проблемы социализации «детей группы риска» можно классифицировать по их социальному статусу:

 дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;

 дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;  дети из неблагополучных семей;

 дети из семей, нуждающихся в социально-психологической помощи и поддержке;

 дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.

Дети с ограниченными возможностями здоровья и «дети группы риска», имеют свои преимущественные особенности и трудности, которые при особых условиях социализации и окружающей среды могут, в зависимости от характера нарушения, полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребёнка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.

Анализируя научную литературу, можно сделать вывод, что «детям группы риска» и детям с ОВЗ нужны особые условия социализации и окружающей среды. Это в первую очередь взаимосвязь и взаимопомощь 12 специалистов, индивидуально-личностный подход, взаимные установки семьи и детского сада, комфортная предметная среда ДОО [2,с.151-152].

 Для того чтобы ребёнок с ОВЗ почувствовал себя полноценным членом общества, необходимо создать условия для преодоления ограничений, возникших в его жизни, предоставить ему равные со здоровыми людьми возможности участия в жизни общества. Как показывает практика, увеличение числа детей с особыми образовательными потребностями требует от педагогов ДОО готовности строить эффективное взаимодействие с учетом специфики их развития в определенных условиях: анализ причин и выявление факторов риска; повышение уровня компетенции педагогов; развитие психолого-педагогической грамотности родителей [3,с.571].

Выполнение всех вышеперечисленных условий возможно в инклюзивной образовательной среде. Независимо от социального положения, физических и умственных способностей, инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребёнку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования [4, с.32].

Список используемых источников

1. ФГОС НОО

2. Адеева, Т.Н. К вопросу о социализации детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в группе «Особый ребенок» [Текст] / Т. Н. Адеева, М. С. Голубева, И. В. Тихонова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2014. – №2. – С. 148-152.

3. Булгакова, Н.С. Особенности социальной адаптации детей c ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного 62 образования в России [Текст] /Н.С. Булгакова // Ученые записки РГСУ. – 2013. – №2 (113). – С. 32–36.

4. Диденко, И.А., Францева Е. Н. Особенности взаимодействия педагогов ДОУ с «Особыми» детьми и родителями [Текст] / И.А.Диденко, Е.Н. Францева // Сборник материалов Ежегодной международной научнопрактической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2016 . – №5. – С. 571-573.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особые дети - особое общение!"

В вашей семье есть самые главные люди – это ваши дети. То трепетное счастье, которое приносит ребенок в дом, нельзя ни с чем сравнить. Мы готовы на все, чтобы ребенку было хорошо не только физически, ...

Особые дети - особое общение.

Предлагаем Вам рекомендации, которые помогут установить с ребенком, имеющим речевые проблемы, ровные доброжелательные отношения, снять то напряжение, нервозность и непонимание, которые возникли ...

ОСОБЫЕ ДЕТИ – ОСОБОЕ ОБЩЕНИЕ

Предлагаем рекомендации, которые помогут взрослым членам семьи установить с ребенком ровные доброжелательные отношения, снять то напряжение, нервозность и непонимание, которые часто возникают в семье....

Консультация для родителей "Особые дети - особое общение"

Рекомендации, которые помогут взрослым членам семьи установить ровные доброжелательные отношения с ребенком; снять то напряжение, нервозность и непонимание, которые часто возникают в семье....

Особые условия - особым детям.Система психолого – педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ.

 Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» законодательно закрепляет принцип доступности образования для лиц с особыми образовательными потребностями. Понятие ...