Проективная рисуночная методика «Вулкан»
тест по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Савельева Надежда Михайловна

Проективная рисуночная методика "Вулкан" позволяет получить сведения об интенсивности и характере эмоциональных переживаний испытуемого, его способности адекватно выражать эмоции. Используйте ее как самостоятельный психодиагностический инструмент и в составе комплексного обследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_vulkan.doc720 КБ

Предварительный просмотр:

Рисуночные методики

Проективная рисуночная методика «Вулкан»

Проективная рисуночная методика "Вулкан" позволяет получить сведения об интенсивности и характере эмоциональных переживаний испытуемого, его способности адекватно выражать эмоции. Используйте ее как самостоятельный психодиагностический инструмент и в составе комплексного обследования.

Методика «Вулкан» – одна из интересных, но малоизвестных проективных рисуночных техник в работе педагога-психолога. Ее цель: диагностика эмоциональной сферы детей и подростков. Проводить методику можно с детьми начиная с 5 лет.

Подготовка к диагностике

Чтобы получить достоверные результаты, перед диагностикой установите контакт с испытуемым, создайте доброжелательную атмосферу – для этого придерживайтесь рекомендаций.

Беседа должна проходить в комфортном пространстве, не на бегу, ее не должны слышать, наблюдать, прерывать другие люди (за исключением случаев, когда ребенок попросит, чтобы на консультации присутствовал его родитель).

Если это первая встреча – представьтесь. Коротко, но понятно объясните свои профессиональные задачи. Если вы уже работали с испытуемым, то расскажите ему, какую цель преследует эта встреча, например: «Мы попробуем понять, как сделать твою жизнь более радостной». Сориентируйте его по времени, например: «У нас есть полчаса».

Ответьте на все вопросы относительно процедуры и результата диагностики, например: «Я хочу предложить тебе сделать один тест. В нем надо порисовать. Вот есть листы, вот карандаши. Я тебе сегодня расскажу, что означает твой рисунок. Сделаешь?».

Если ваш ответ на вопрос(ы) может снизить достоверность данных, например, «А вулкан что означает?», дайте сначала общий ответ, а разъяснения – после завершения диагностической процедуры, например: «Эта методика про некоторые твои особенности, я тебе обязательно все расскажу подробно, когда мы закончим». Если ребенок отказывается от выполнения методики, не настаивайте.

Процедура диагностики

Как и другие проективные методы, методика «Вулкан» проводится индивидуально.

Предложите ребенку лист А4, 12-цветный набор карандашей и дайте инструкцию: «Нарисуй вулкан».

Время на выполнение методики не ограничивайте.

На уточняющие вопросы: «какой?», «какого размера?», «можно ли раскрашивать?», отвечайте таким образом, чтобы не оказать никакого влияния на будущий рисунок, например: «Как тебе захочется», «Совершенно любой», «Как угодно» и т. п.

После того как испытуемый выполнит рисунок, попросите его ответить на вопросы: «Какой это вулкан? Как можно помочь вулкану?». Если у него возникают вопросы («как это – помочь?», «зачем?» и т. п.), предложите дать любой ответ – все, что приходит в голову.

В течение этой встречи дайте обратную связь – расскажите об основных выявленных тенденциях. При этом используйте понятную испытуемому лексику. Например: «Ты чем-то похож на этот вулкан. Когда ты злишься, ты кипишь, кричишь, может быть, даже что-то пинаешь или бросаешь»; «В твоем внутреннем мире накопилось очень много разных чувств. Я вижу тут и тревогу, и злость, и усталость. Но почему-то ты никак это не показываешь другим людям».

Интерпретация рисунка

Изображение вулкана и его описание символически отражают эмоциональность испытуемого.

При интерпретации вы анализируете:

• сам вулкан;
• извержение;
• дополнительные детали;
• расположение рисунка на листе;
• цветовую гамму;
• словесное описание вулкана.

Вулкан

Изображение вулкана (гора, возвышенность) характеризует уровень эмоциональности испытуемого. В первую очередь вы интерпретируете размер вулкана.

Чем крупнее вулкан, тем более эмоционален автор рисунка. Условно «нормальным» (средним, типичным) является изображение вулкана примерно на 1/2 листа.

Вулкан, занимающий 2/3 листа и более, служит признаком высокой эмоциональности: ребенок переживает интенсивные эмоции, обладает сильной внутренней реакцией на происходящие события.

Вулкан, размеры которого менее 1/3 листа, указывает или на невысокую эмоциональность, малый отклик внешних событий во внутренней жизни испытуемого, или на наличие «психологического запрета» на эмоции. Подобный «запрет» складывается под влиянием воспитания, опыта. Как правило, это неосознаваемое желание избежать эмоций – всех или некоторых, например гнева. Анализируя изображение вулкана, обратите внимание на характер линий. Мелкая штриховка, исправления, перерисовывания указывают на тревожность; крупные штрихи – на импульсивность. Сильный нажим, жирные линии рисунка свидетельствуют о напряжении, стремлении к доминированию; слабый нажим, еле заметные линии – о робости, чувстве незащищенности.

Извержение

Извержение отражает специфику выражения эмоций вовне.

Извержение лавы вверх и в стороны – показатель того, что испытуемый открыто, ясно и бурно выражает свои переживания и чувства.

Лава, текущая вниз по вулкану, символически отражает сильные переживания, которые глубоко задели ребенка, его травматический эмоциональный опыт. Это эмоциональные события, к которым он бессознательно возвращается снова и снова.

Если вулкан извергает только дым или пар – испытуемый в некоторой мере проявляет свои эмоции, но делает это не прямо, не в полной мере, неконгруэнтно. То есть реально переживаемое и внешне выражаемое не вполне или вообще не совпадают.

Отсутствует извержение – знак того, что испытуемый вообще не показывает свои чувства.

Используя эту методику, вы можете встретить рисунки, на которых жерло вулкана покрыто льдом или заснежено. Это символическое выражение «замороженной эмоциональности», запрета на эмоции, их вытеснения из сознания.

Достаточно часто в рисунках извергающихся вулканов встречаются летящие в разные стороны камни. Это показатель определенных разрушительных тенденций, что характерно для агрессивных людей, а также для тех, кто пережил жизненные события и оценивает их как удары.

Дополнительные детали

Часто испытуемые рисуют не только вулкан, но и другие объекты.

Дополнительные детали носят символический характер и отражают нечто актуальное и значимое для испытуемого. Поэтому обязательно учитывайте их при анализе рисунка. Все варианты описать невозможно – приведем типичные.

Если нарисованы люди – спросите, кто это (например, семья, группа людей, одинокий путник, жертвы извержения).

Изображение людей символически отражает то, как видит себя испытуемый в отношениях с окружающими, – включенным в них или одиноким, счастливым или несчастным, справляющимся с обстоятельствами жизни или сокрушенным ими.

Здания чаще всего символически изображают значимые человеческие общности, например, родной дом и семью, сверстников. Также дом – символ тела, поэтому его изображение может указывать на высокую значимость телесности, например, движений, пищи, физических радостей.

Животные, как правило, отражают представление испытуемого о доброжелательности или опасности мира: он состоит из хищников или безвредных существ, противных или милых созданий.

Изображение вулкана среди сходных объектов – гор или других вулканов – говорит о сильной включенности испытуемого в отношения, его стремлении избегать одиночества, объединяться, иногда симбиотически сливаться (особенно вероятно, если дорисована одна гора, т. е. образована пара).

Обратите внимание на такие объекты, как:

• солнце – выражает потребность в большей любви и поддержке от окружающих; часто указывает на постоянное влияние сильной родительской фигуры, как правило, матери;
• 
луна – скрытность, потаенность, тяга к таинственному;
• 
облака, тучи – неприятные текущие жизненные обстоятельства.

Чем больше количество изображенных дополнительных, не заданных инструкцией объектов на рисунке, тем в большей степени испытуемый переживает тревогу перед неопределенностью.

Расположение рисунка на листе

Анализируя расположение рисунка, обратите внимание на то, смещен ли он относительно осей симметрии вправо или влево, вверх или вниз.

Сдвиг от центра вправо указывает на ориентацию на будущее, уход от настоящего вперед, на мечты и фантазии о предстоящем; влево – на уход от настоящего назад, возврат к прошлому, иногда на фиксацию на прошлых переживаниях.

Нижняя и верхняя половины листа отражают соответственно бессознательные и осознанные переживания. Если большая часть объектов и деталей расположена ниже горизонтальной оси листа, это свидетельствует о малой осознанности переживаний, активном влиянии бессознательных процессов на повседневные события и отношения. Расположение выше горизонтальной осилиста свойственно рациональным, хорошо осознающим себя детям.

Существует также определенная связь с самооценкой и уверенностью: чем ниже расположен рисунок на листе, тем в меньшей степени ребенок на данный момент уверен в себе и готов к действиям.

Цветовая гамма

Цвета, использованные в рисунке, дополняют сведения об эмоциональном состоянии испытуемого.

Красный – показатель высокой энергичности, эмоциональности, страстности, иногда агрессии. Оранжевый указывает на переживание чувства небезопасности. Желтый – любимый цвет эмоционально благополучных детей, в целом его использование говорит о позитивном состоянии испытуемого.

Зеленый цвет считается признаком уравновешенности; синий – выраженных «мужских» черт характера (напора, самоконтроля, рациональности); фиолетовый – тяги к таинственному и тревоги; черный цвет – протестный.

Мрачная цветовая гамма, как правило, отражает пессимизм и усталость испытуемого. Рисунки, выполненные одним цветом (только черным, только красным), свидетельствуют о нежелании испытуемого показывать свое истинное состояние, о закрытости. Нелепое использование цвета (зеленая лава, фиолетовый вулкан и т. п.) может быть признаком неадекватности эмоциональных реакций.

Анализируя цветовую гамму, интерпретируйте состояние испытуемого осторожно и обязательно соотнесите с другими выявленными признаками. Обратите внимание на общее впечатление от всего рисунка, попробуйте мысленно оживить его, представить изображение реальным. Определите, какое ощущение от этого возникает: радости, печали, опасности, заброшенности.

Словесное описание вулкана

Ответ на вопрос «Какой это вулкан?» отражает некоторые представления ребенка о самом себе. Вариантов может быть очень много – страшный, большой, одинокий, красивый, бурлящий, потухший, впечатляющий и т. п. Как правило, эти эпитеты могут быть прямо перенесены на личностные качества человека: большой он или маленький, действующий или пассивный, опасный или дружелюбный, приятный или нет.

Ответ на вопрос «Как можно помочь вулкану?» сигнализирует о том, каким образом можно облегчить его эмоциональное состояние. Существует несколько наиболее часто встречающихся вариантов ответов.

«Дать ему взорваться, выкипеть, извергнуться» – у испытуемого существует потребность в том, чтобы накопленные переживания были выражены прямо, полностью; их надо с кем-то в диалоге разделить; надо позволить самому себе быть искренним в проявлении эмоций. Надо стать активнее и меньше ориентироваться на возможное осуждение окружающих в случае искреннего выражения эмоций; перестать запрещать себе сдерживаться.

«Охладить его (дождем, облаками, добавить рядом реку)» – ребенку нужно что-то, что поможет снизить интенсивность переживаний. Как правило, он ожидает помощь извне. В отличие от первого варианта, испытуемый не хочет поделиться эмоциями, он хочет их не испытывать.

«Добавить другие вулканы» – ребенок переживает одиночество, чувствует себя брошенным, нуждается в психологически близких отношениях и поддержке.

«Превратить вулкан в место для развлечения и радости (зону аттракционов, экскурсий, сафари-парк 
и т. п.)»
 – испытуемый хочет измениться, стать привлекательным для окружающих, нравиться, активно и позитивно взаимодействовать с другими. Этот вариант особенно характерен для детей, которым не хватает радости и поддержки в семье.

«Позаботиться о нем» (убраться вокруг, сделать все красиво, посадить на его склонах цветы) – прямая потребность в заботе и уходе.

«Ему никак не помочь» – испытуемый переживает жизненную ситуацию как не имеющую выхода; сопротивляется идее помощи и, как правило, не готов к психологическому вмешательству.

Приложение

Примеры рисунков, их интерпретация

Интерпретация рис. 1

  Рис. 1. Два вулкана, деревья

Значительное эмоциональное напряжение, в том числе связанное с переживаниями из прошлого. Взрывное, бурное выражение эмоций по поводу прошлого. Менее ясное и яркое – по поводу настоящего (правый вулкан). Травмированность. Поиск поддержки от близких (соседний вулкан). Желание быть услышанным (способ помощи вулкану).

Как ему помочь: надо послушать его. Он извергается, извергается, а все только боятся.

Интерпретация рис. 2

Рис. 2. Вулкан ночью

При высокой внутренней эмоциональности выражение эмоций схематичное, слабое, непонятное, намеками. Психологический запрет на выражение эмоций. Уход в таинственное, потаенность (ночь). Потребность в добром внимании, общении, быть окруженным близкими по духу людьми.

Как ему помочь: посадить цветы и деревья, построить у подножия храм, развести животных, чтобы приходили люди. Поселить людей и сделать его цветущим.

Интерпретация рис. 3

Рис. 3. Дымящийся вулкан

При высокой интенсивности эмоциональных переживаний (в том числе заметная тревожность) их внешнее выражение неполное, осторожное. Признаки травматического опыта в прошлом. Там же – значимая родительская фигура (солнце). Способ помощи вулкану – потребность в общении, поддержке, доброжелательной оценке; склонность к самообвинению.   

Как ему помочь: нужно успокоить вулкан. Ласково поговорить с ним. Дать понять, что своими действиями он доставляет большие неудобства окружающему миру. Чаще приходить к вулкану, обнимать его и разговаривать с ним, чтобы он не чувствовал себя одиноким и не привлекал к себе внимание.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рисуночная методика "Домик для эльфа"

Рисуночная методика "Домик для эльфа" Златы Королевы позволяет выявить отношение к окружающему миру. Всё, что нужно для работы - это незаконченный рисунок лесного пейзажа с маленьким эльфом, которому ...

Тест “Детский сад” - рисуночная методика

Иногда педагогу  нужно понять, насколько комфортно чувствуют себя в группе его воспитанники.  Самый удобный вариант в этом случае - предложить детям нарисовать рисунок на тему «Я в своей гру...

Консультация на тему: «Использование рисуночных методик в качестве диагностики и профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов»

Предлагаемые рисуночные методики являются диагностическим, (позволяющие оценить физическое, моральное, эмоциональное состояние человека)  и профилактическим  материалом в работе по про...

Программа психокоррекции страхов у детей 5-7 с использованием рисуночной методики.

Феномен страха интересовал многих именитых ученых, начиная с глубокой древности. Но до сих пор эта эмоция остается загадочной, несмотря на то, что в настоящее врямя наметились существенные сдвиги в пр...

Рисуночные методики

Набор рисуночных методик, которые помогют мне в работе...

Рисуночные методики Методика «Барашек в бутылке»: выявляем эмоциональные проблемы в семье

Одно из условий хорошей адаптации ребенка к детскому саду и в будущем к школе – благополучные детско-родительские отношения. Чтобы определить, как ребенок чувствует...

Проективная рисуночная методика «Кактус»

Дошкольники не способны к самоотчету и длительному диалогу с диагностом, если он не носит игрового характера. Они еще не могут принимать и соблюдать формализова...