" Мой осознанный выбор - дети с ОВЗ" Педагогическое эссе
материал по коррекционной педагогике

Волкова Наталия Александровна

Творческое эссе об осознанности выбора професии педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Мой осознанный выбор"19.05 КБ

Предварительный просмотр:

ЭССЕ

«Мой осознанный выбор –дети с особенностями развития»

       Выбор педагогической стези в моей жизни, состоялся ещё в детстве.  Теперь, спустя годы, я понимаю, что случайностей в жизни не бывает! Так было всё устроено невидимым промыслом, что маленькими, но верными шажками я шла к своей профессии. Девятилетним ребёнком я учила  младшую сестру и её  подружек, девчонок трёх – четырёх лет, читать, считать  и писать,  играя  «в школу». Я водила  их в библиотеку  и  читала им книги. Далее, в седьмом классе выбрала профильное обучение по профессии «Воспитатель», где наряду с теорией, получала реальную, активную  практику  в  детских садах, домах ребёнка. Каждое лето работала в детском саду. Следующим этапом стало поступление в педагогическое училище, где впервые осуществлялся набор на отделение коррекционной педагогики. Поставила цель – окончить с «красным» и сразу в институт. Получилось. С радостью поступила и успешно окончила Уральский государственный педагогический  университет  уже  по родной  специальности «Логопедия. Дефектология». На сегодняшний день, смело могу сказать, что мой опыт работы с детьми, длинною в целую жизнь, включал все возрастные категории - от младенческого возраста до школьного детства.

    Приехав в Иркутск и, прогуливаясь со старшим  сыном  по  городу, совсем ещё  незнакомому, прочла   вывеску на  здании: «Речевая  школа  для детей с тяжёлыми нарушениями речи» - решила  тогда  зайти  и спросить, не нужен  ли логопед. Ступила на порог и осталась там  на долгих 11  лет …  До сих пор дружу с родителями своих первоклассников, которым уже около тридцати. Радуюсь их успехам, разглядывая их фото в социальных сетях. Особенно, с теплотой вспоминаю первого своего логопедического ребенка, с открытой ринолалией, работа с которым была настолько сложным испытанием, что практически каждый день мысли мои были о том, как более эффективно оказать ему помощь. Тогда, не смотря на трудные жизненные обстоятельства в судьбе этого ребенка, совместно с другими педагогами, находили возможность всеми силами помочь в реабилитации.  Валентин успешно окончил школу, получил профессию, создал семью, воспитывает дочку. Далее, сменила школьный  профиль  на дошкольный. С рождением  третьего  ребёнка, очень захотела  поработать с малышами,  так  вдохновило  меня  рождение  моего   сына,  о  чём не жалею  по сей  день, что окунулась в дошкольное детство.

За этими  строками   стоит  целая   жизнь, жизнь  человека,  который  и не мыслил  никогда   о  профессиях не связанными с  детьми…

       Маленький или большой нюанс в том, что именно дети с особенностями развития стали отправной точкой при выборе основной моей профессии.  Тогда еще, в 90-м, походя практику в Доме ребенка, потрясли меня глаза одного мальчишки: большие, пронзительные, умные , бесконечно печальные. С диагнозом ДЦП, пятилетний Ромка потрясал своей активностью, волей к жизни, и стремлением к познанию окружающего мира. Несмотря на то, что дети там были до трех лет, руководству удавалось продержать его там до шести, всеми правдами и неправдами они оттягивали момент передачи его во взрослый дом инвалидов, хотели пристроить его в семью, видя его потенциал.  Передвигаясь с помощью рук, он старался быть впереди многих, был старшим братом для других малышей в группе, с трудом проговаривая слова, отвечал на занятиях, задавал вопросы воспитателю, логопеду, которая научила его читать. Он отзывался на любую просьбу о помощи, а его любознательность удивляла весь персонал. Ромку усыновили. Свой путь он продолжил во Франции. Новые родители присылали в Дом ребенка фото уже повзрослевшего, окрепшего и счастливого воспитанника. Опять же, все сводится к неслучайным случайностям. Вспоминая этого мальчишку, приходит на ум книга австралийского писателя Алана Маршала «Я умею прыгать через лужи..», которая попала мне в руки лет в тринадцать и осталась в памяти до сих пор. Автобиографическая повесть о тернистом пути ребенка, мальчика, почти таком же, как тот Ромка, впечатлила мое сердце. Совсем недавно, не поленилась, пролистала знакомую книгу, наткнулась на такие слова главного героя повести: «…Мои рассуждения основывались на простой предпосылке: "Если ты сам не сдаешься, то тебя никогда не побьют". Я знал, что ничто на свете не заставит меня сдаться, - следовательно, я должен победить…».  Тогда и сейчас, мне кажется, что задача педагога который работает с особенными детьми - вселить веру в победу, дать силы ребенку для новых свершений, подбодрить, указать путь, подсказать идеи и цели, развить способность преодолевать трудности, видеть светлое и доброе.

     За что же я люблю свою профессию? За то, что она даёт мне возможность каждый день соприкасаться с миром детства, за неповторимость и непредсказуемость каждого дня. Каждый день, отдавая детям частичку своего сердца, жар своей души, с чувством глубокого удовлетворения признаюсь: «Я состоялась как учитель, как педагог , потому что помогаю детям!”

     Детский сад – островок радости, где каждый ребёнок уникален и неповторим, где мир добра, мир здоровья так же важен, как и мир знаний. В моей работе на первый план выходит просто человеческое: помочь, приласкать, посочувствовать, не навредить, не усугубить, не ранить, охраняя то, что является самой большая ценностью на Земле – это наши  дети.

         Мой педагогический принцип – помочь ребёнку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою уникальность. Дети приходят ко мне доверчивыми, с широко открытыми глазами. Я вижу в их глазах живой интерес узнать нечто новое, пока неизведанное. Главное – чтобы этот интерес не угасал. Поддерживать это незримый огонь – и есть задача педагога. Ребенок остается ребенком, есть у него особенности развития или нет.

    Искренне верю, что учитель-логопед – это педагог, сочетающий профессии актёра, дизайнера, психолога. Логопед непременно должен быть увлечённым, иметь за душой что-то своё, особенное. Наверное, поэтому мои воспитанники радуют успехами, занимаются с увлечением. Значит, я не просто носитель и передатчик информации, но и создатель эмоционального настроя. Все свои занятия я начинаю с улыбки, и нет для меня большей радости, чем видеть радость, интерес детей и сознавать, что ты являешься проводником в большой и сложный мир знаний, умений и навыков.

     Стараюсь быть в поиске новых идей, технологий, использую в своей работе нестандартные методики. Первый успех, а затем множество побед, окрыляют ребёнка и способствуют сильному желанию достичь хороших результатов, воспитывают мотивацию. От интереса воспитанника протягиваю ниточку-тропинку к его способностям, познавать и открывать новое…

Слава   Богу, что  я педагог!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическое эссе на тему "Моя педагогическая философия"

Эссе - прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции - одна из принятых форм самовыражения педагога на профессиональных конкурсах "Учитель года" и "Воспитатель года". Педагогиче...

СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ ВЫБОРА КАК ОДНО ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Мастер-класс смотра-конкурса профессионального мастерства среди воспитателей ДОУ г.Саянска 2014 г. по теме:СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ ВЫБОРА КАК ОДНО ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕ...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая концепция"

Концепция педагога о выборе своей профессии....

Обеспечение осознанного выбора детьми 6-7 лет образовательного содержания в процессе работы с дидактическими карточками

ФГОС предписывает постртение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Лидия Васильевна Свирская в методических рекомендациях по "Индивидуализации работы с де...

Фестиваль педагогического мастерства - 2020 Педагогическое эссе "Мое педагогическое послание профессиональному сообществу."

Я воспитатель! Этим я горжусь.И в этой жизни делаю немалоЯ за ручонку детскую держусьИ в мир веду, чтоб им спокойней сталоУчу детей быть добрыми простымиИ делать мир прекрасней с каждым днем.Что бы к ...

Мастер-класс «Создание ситуации выбора как одно из педагогических условий развития самостоятельности и инициативности у детей младшего дошкольного возраста в игре»

Детская инициатива в игре  проявляется в самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Ребенок может выбрать игру по желанию, по своим интересам. Для этого мы должны создать РППС, учи...

Консультация для педагогов «Как организовать занятие в ДОУ выбор педагогом содержания и педагогически обоснованных методов образовательной деятельности в соответствии с ФОП ДО»

Занимательное и интересное для детей дело, которое их развивает, – так определяет занятие ФОП ДО. Оно может быть в виде образовательных и проблемно-обучающих ситуаций, тематических событий, прое...