Мастер-класс «Создание ситуации выбора как одно из педагогических условий развития самостоятельности и инициативности у детей младшего дошкольного возраста в игре»
презентация к уроку (младшая группа)

Детская инициатива в игре  проявляется в самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Ребенок может выбрать игру по желанию, по своим интересам. Для этого мы должны создать РППС, учитывая все принципы (вариативность, доступность, безопасность, насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность) и  организовать ее таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка, его склонности, интересы. (Учет индивидуальных особенностей и интересов детей для того, чтобы ребенок мог сделать выбор).

 

 

Для просмотра полной версии презентации  мастер-класса  "Создание ситуации выбора как одно из педагогических условий развития самостоятельности и инициативности у детей младшего дошкольного возраста в игре" пройдите по ссылке   https://yadi.sk/i/-7h2V-PXgQvGcQ

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6»

Г.НАЗАРОВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Мастер – класс

«Создание ситуации выбора как одно из педагогических условий развития самостоятельности и инициативности у детей младшего дошкольного  возраста в игре»

                             Подготовил: Корнилова Е.Ю.

                              воспитатель высшей категории

2слайд. Игра — ведущий вид деятельности дошкольников, является основной формой реализации Программы, успешно используется при организации двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, музыкально-художественной деятельности. 

3 слайд. Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их разным действиям с предметами, способам и средствам обучения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Игра является особой формой общественной жизни дошкольников, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир.

        4 слайд. Детская инициатива в игре  проявляется в самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Ребенок может выбрать игру по желанию, по своим интересам. Для этого мы должны создать РППС, учитывая все принципы (вариативность, доступность, безопасность, насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность) и  организовать ее таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка, его склонности, интересы. (Учет индивидуальных особенностей и интересов детей для того, чтобы ребенок мог сделать выбор).

         5   слайд. В своей работе с детьми мы используем следующие виды игр. Условно их можно разделить на 2 группы.

                     Первая  группа - это игры, в которых взрослый, сообщая ребенку правила игры, даёт фиксированную программу действий для достижения определённого результата. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения; они направленные на усвоение определённого программного материала и правил, которым должны следовать играющие.

          6,7 слайды. Во время таких игр дети могут выбирать по желанию  карточки - игровые поля, картинки, фишки, жетоны, а также проявить инициативу и выбрать роль ведущего.

Вторая группа - это игры, где взрослый принимает косвенное участие в их подготовке и проведении. Активность детей (при условии сформированности определённого уровня игровых действий и умений) имеет инициативный, творческий характер - ребята способны самостоятельно поставить игровую цель, развить замысел игры и найти нужные способы решения.

           8 слайд. Сюжетно-ролевая игра в ее типичной форме - это свободный вид совместной деятельности детей. Дети объединяются между собой по собственной инициативе, сами определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, распределяют игровой материал, намечают и развивают содержание игры, выполняя те или иные игровые действия.

                9 слайд. Важно, что сюжет и содержание игры они берут из окружающей жизни, отражают те ее моменты, которые привлекли внимание, вызвали интерес, произвели особое впечатление.

               10-15 слайды. В группе мы обновили игровой материал для организации сюжетно-ролевых игр: изготовили «трансформер», который можно изменять при помощи игровых  атрибутов.

           Для воспитателя  руководство игрой является одним из наиболее сложных аспектов. Он должен уметь руководить игрой, исходя из возможностей ребёнка, не подавляя его интересов и инициативы.

Я имею достаточно большой опыт работы,  но столкнулась со следующей проблемой: проблема организации детской игры. Зачастую педагог даёт конкретный образец действия, игра схематична и похожа друг на друга. Сегодня мы поговорим о том, как нужно руководить сюжетно-ролевой игрой, чтобы дети могли выбирать, проявлять инициативу и самостоятельно развивать сюжет игры.

Работа воспитателей.  (по группам)

(1группа воспитателей)   1 этап. Прямая инструкция.

Демонстрация приёма

Атрибуты: таз, коробочка – предмет-заместитель мыла, утюг.

Таня,  возьми и постирай кукле платье. Как будем стирать? Сними его, натри мыльцем, постирай, повесь на верёвку сушить, а затем погладь. Ах, Танечка, какая ты умница! Какая теперь кукла чистая и нарядная!

Рефлексия:

-Вы чувствовали самостоятельность сейчас? Нет, вы выполняли чёткую инструкцию, алгоритм действий.

Анализ ситуации:

Итак, это было прямое руководство действиями, инструкция, которая раскрывает способ действия. Прямые инструкции подходят на начальном этапе работы с детьми.

 (2 группа воспитателей)  2 этап. Косвенная инструкция.

Демонстрация приёма

Атрибуты: таз, коробочка – предмет-заместитель мыла, кубик – предмет-заместитель утюга.

Танечка, посмотри на куклу. «Ах ты,  девочка чумазая, где ты платье так измазала?» Как же помочь нашей кукле? Скорее помогай, а то скоро ужин! Мама придёт в садик, а она у нас грязная. Танечка, а что будет утюгом? Какая хорошая девочка!

Рефлексия:

-А сейчас выполняли вы четкую инструкцию? Нет.

-В какой ситуации вы были (чувствовали) себя более самостоятельными?

Анализ ситуации:

Итак, это было косвенное руководство: использование художественного слова для привлечения внимания. Тем самым вы спровоцировали на действия ребёнка.

(3 группа воспитателей) 3 этап. Проблемная ситуация.

Демонстрация приёма

Кукла плачет и не хочет идти в садик. Почему? Что случилось?

Рефлексия:

-Вы выполняли какую-либо инструкцию? Нет. Я поставила проблему.

-А раскрывался ли способ действия? Нет. Ребёнок сам выбирал способ действия.

          16 слайд. Таким образом, для развития самостоятельности и инициативы в сюжетно-ролевой игре младшего дошкольного возраста нужно  использовать   приёмы руководства с использованием проблемных ситуаций.

           17 слайд. Во время игр у детей возникают конфликты. С детьми можно обсуждать как решить ситуацию с правом выбора.

    В группе между детьми складывается конфликтная ситуация: кому достанется та или иная игрушка?

Педагог успокаивает ребят и предлагает разобраться всем вместе в сложившейся ситуации: «Как же нам быть, ребята? Ведь игрушка одна, а желающих с ней поиграть много».

Педагог предлагает детям для обсуждения различные варианты разрешения конфликтной ситуации.

  • отдать игрушку тому, кто взял ее первым;
  • никому не давать игрушку, чтобы не было обидно;
  • играть всем вместе;
  • посчитаться;
  • играть с игрушкой по очереди;
  • отдать игрушку Кате, потому что она самая грустная и др.

Дети вместе с педагогом обсуждают пути возможного решения ситуации, предлагают свои варианты, прислушиваются к мнениям остальных. У них появляется возможность выбора и необходимость соотнести свое решение с решением других, а подчас и усомниться в правильности своего первого предложения.

«Предложений много, — говорит педагог, — на каком остановимся?»Дети размышляют, ищут нужное решение, и если они затрудняются в выборе, педагог в ненавязчивой форме подсказывает им выход, делая его наиболее привлекательным .Эффективность выбора действия часто оценивается его последствиями, а для ребенка сделать такую предвосхищающую оценку самостоятельно — проблематично. Естественно, этому детей необходимо поэтапно учить.

Дети понимают, что для сохранения отношений очень важно уметь поделиться тем, что имеешь. Ведь дружба — это взаимный интерес, а также обоюдное проявление доброты, внимания и заботы. Поступая нелицеприятным образом, вряд ли можно рассчитывать на дружеское отношение. С другой стороны, важно понять, почему человек поступает так, а не иначе, что для него имеет первостепенную значимость.?

С помощью этой схемы дети могут выстроить стратегию и тактику своего поведения и определить выход из создавшейся ситуации.

Во-первых, ребенку нужно определить общую цель, ради которой необходимо погасить конфликт: жить дружно, чувствовать себя свободно, никого не обижать и др.

Во-вторых (и это самое сложное), надо отделить свое «хочу» («Что я хочу сделать?») от чужого «хочу» («Что хочет сделать другой?»). В этом и состоит суть конфликта. Именно на основе столкновения противоположных «хочу» следует искать пути договоренности.

В-третьих, ребенок учится аргументировать свое «хочу» («Почему мне необходимо добиться своего?») и пытается сформулировать точку зрения другого («Почему другой настаивает на своем?»).

          19 слайд.  На подготовительном этапе можно использовать методику «Две гири». Оценивая все «за» и «против», ребенок приходит к выводу: добиваясь одной личной цели (своего «хочу!»), можно многое потерять, а уступив другому, можно многое приобрести .

Приведенные упражнения приносят эффект после предварительной работы педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ ВЫБОРА КАК ОДНО ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Мастер-класс смотра-конкурса профессионального мастерства среди воспитателей ДОУ г.Саянска 2014 г. по теме:СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ ВЫБОРА КАК ОДНО ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕ...

Опыт работы дошкольной организации по созданию условий для развития самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста.

Опыт работы дошкольной организации  по созданию условий           для     развития самостоятельности  и инициативности у...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы общеразвивающей направленности по теме: «Упал орехом, обернулся деревом» (ситуация детского выбора как необходимое условие развития самостоятельности и ответственности у детей дошко

Расширение представлений детей о характерных признаках дуба, развитие наглядно-действенного мышления, стимулирование поиска новых способов решения задач при помощи различных предметов....

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы общеразвивающей направленности по теме: «Упал орехом, обернулся деревом» (ситуация детского выбора как необходимое условие развития самостоятельности и ответственности у детей дошко

Расширение представлений детей о характерных признаках дуба, развитие наглядно-действенного мышления, стимулирование поиска новых способов решения задач при помощи различных предметов....

Консультация «Развитие детской самостоятельности и инициативности у детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». (В. А. Сухомлинский)...