Мастер - класс для педагогов "Развитие самостоятельности и инициативы у детей младшего дошкольного возраста через использование авторской игрушки"
презентация

Фадина Елена Николаевна

....

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nik.ru_.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд №1

Развитие самостоятельности и инициативы у детей младшего дошкольного возраста через использование авторской игрушки.

  В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.

Обычно самостоятельность понимают примерно так: "это умение человека лично, без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жизнью"; "это умение самому принимать решения и нести ответственность за их последствия".

   Но все эти определения практически не применимы к маленьким детям — 3-4х летним дошкольникам, хотя и у них мы можем наблюдать некоторые навыки самостоятельности. Если говорить о маленьких детях, то к ним более приемлемо использовать следующее определение самостоятельности: "это способность себя занять, способность чем-то заниматься самому какое-то время, без помощи взрослых". 

Детская  же инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.

     Развитие самостоятельности и инициативы в дошкольном возрасте связано с освоением ребенком разных видов деятельности, в которых он приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию.

Так, игра способствует развитию активности и инициативы.

Отсюда - сущность проблемы заключается во влиянии игры на развитие самостоятельности детей, творческих способностей, личностных качеств.         Игра и игрушка  неотделимы  друг от друга. Игрушка может вызывать к жизни игру, а игра иной раз требует для себя новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют не только игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определенным педагогическим и художественным требованиям.

Слайд №2

В своей практике в целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности я применяю авторскую игрушку, которая  помогает приобрести уверенность в своих действиях и направляет  их делать выбор в процессе совместной и самостоятельной  деятельности.

В основном игрушка направлена на реализацию одной деятельности, а я создаю свои  игрушки многофункциональными,  что помогает детям разнообразить свободу выбора, закрепляет полученные знания в образовательной  деятельности детей, позволяет им экспериментировать,   фантазировать, дополнять какими - либо другими материалами, после чего игра получает новый смысл.          

Слайд №3  

Использование  игрушки содействует расширению детского кругозора, воспитанию интереса к отраженным в ней предметам и явлениям действительности, развитию самостоятельности. В совместных играх с игрушками у детей формируются дружеские взаимоотношения, умение согласовывать свои действия.  

    На начало года были замечены малоактивные и несамостоятельные дети, которые не проявляли интерес к образовательной и индивидуальной деятельности.  Для решения этой проблемы мною были  придуманы многофункциональные авторские игрушки. Оригинальность, яркое оформление и индивидуальность привлекают  внимание детей.

   А созданные  проблемные  ситуации  в процессе взаимодействия с игрушкой подталкивают  ребенка решать ситуацию, используя все доступные средства, делая выводы по мере своих индивидуальных и возрастных особенностей. Дети стали проявлять и свою инициативу,  придумывая новые проблемы, истории, сюжеты, идеи  и таким образом рождаются другие варианты использования авторской игрушки.

Предлагаю некоторые авторские игрушки, такие как:

Слайд №4

 «Весёлый огород»

Игра, которая закрепляет умение сравнивать две равные группы предметов способом приложения;

развивает умение определять пространственное расположение предметов,

уточняя знания детей об овощах, и  месте их произрастания, пользе для человека;помогает детям различать овощи  по внешнему виду, описывать их по характерным признакам;развивает умение использовать обобщающее понятие «Овощи», обогащать словарный запас за счет обозначений качеств;развивает внимание, память, усидчивость, координацию движений, мелкую моторику рук.  Знакомит детей о том, кто является вредителем, для растений,  а кто помощником.

К примеру, соотнося предметы по размеру как горошинки в горохе, где ребенок в маленький стручок не сможет вложить горошины большого размера. Здесь ребенок самостоятельно знакомится с размерами, а воспитатель помогает в назывании большой, маленький. Большой тяжёлый помидор  падает с верхней ветки, а маленький нет и т.д.

Слайд №5 

                          «Горки»

Эта игра направлена на развитие умений действовать с предметами разного размера, определяя их по трём- четырём величинам,  соотнося с подходящим диаметром,  для прокатывания круглых предметов. Дети проявляют самостоятельность при составлении горок разной величины, используют воображения, для видоизменения форм и уровней сложности горки, развивают мелкую моторику, логическое мышление. Формируются навыки умений договариваться с сотоварищем при совместной работе и решение поставленной самостоятельной цели,  достижении результата.

Здесь ребенок самостоятельно сопоставляет формы, размеры и свойства предметов. Например, дети пытаются в круглое отверстие поместить предметы, не имеющие круглой формы и нужного объёма. Игрушка соответственно застревает, вот и проблема, созданная самими детьми, которую они должны решить самостоятельно или обратиться за помощью к сотоварищу, после чего уже делают вывод. Далее дети вносят в игру свои изменения и прокатывают машинки разного размера, уже учитывая предыдущие ошибки, используя способы приложения, сравнения.

Слайд №6

«Магазин сладостей»

Эта игра развивает умение соотносить предметы по форме, величине. Развивает память при покупке одного или несколько предметов, что позволяет усвоить больше объёма знаний, от этого будет зависеть и успех в обучении. Игра направлена и на формирование грамматического развития речи и пополнения словаря. Развивается инициатива и самостоятельность при формировании сладостей разного наполнения, воображения во время украшения их, и мелкая моторика при использовании дополнительных элементов разной величины. Дети так - же вносят и свои изменения в ход игры, например, положив в кружки ягодки, они получают чай  вишнёвый, земляничный и т.д.  Эти изменения наталкивают меня на новые идеи, так появились пирожки, в которые дети могут делать разные наполнители- начинки.

 Слайд №7

«Цветик- семицветик».

Развивает у детей восприятие цвета, наблюдательность, логическое мышление, умение сравнивать и анализировать; концентрировать внимание, связную речь, самоконтроль. Побуждает детей самостоятельно подбирать необходимые детали по размеру, форме дополняя мелкими или крупными вкладышами, развивая мелкую моторику. Дети развивают навыки общения и умение выражать свои мысли. В эту игру детьми были внесены и использованы детали с других игрушек,  проявляя  инициативу и самостоятельность, в кармашки разного размера пытаются  спрятать цыплят, листочки, морковку. Для них встала проблема, как в маленький карман поместить большой  листочек или,  наоборот,  в большом кармане потерялся цыплёнок и его неудобно достать.

Слайд №8

Все авторские игрушки могут найти широкое применение в работе педагога, как в образовательной, так и свободной деятельности.  В игрушке пересекаются интересы и задачи взрослого и ребенка. Игрушка, с одной стороны развивать способности ребенка, а с другой – приносить ему радость и удовольствие.

     Главное достоинство игрушки, привлекающее ребенка, возможность что-либо с ней делать. Игрушка выступает как предмет деятельности ребенка и рассматривается с позиции возможного развивающего эффекта. 

    Дети младшего дошкольного возраста ещё только начинают свою самостоятельную деятельность,  « Я сам» - является главным для них. Поэтому мотивируя детей, я не навязываю ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения). При выполнении совместных действий спрашиваю у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом, за полученный результат обязательно хвалю ребёнка, действуя совместно с ребёнком.   Работу с авторской игрушкой  выстраиваю, применяя принцип системности и последовательности, связываю новое  с  пройденным, кроме этого развиваю у детей  наблюдательность, внимание, воображение.

Создание  игровой, сказочной атмосферы посредством разыгрывания небольших сюжетных сцен с помощью авторской игрушки   позволяет раскрепостить замкнутых, малообщительных детей.

В дальнейшем каждая авторская игрушка может быть видоизменена, дополняться множеством новых элементов соответственно возраста детей. Дети, проявляя, инициативу и самостоятельность в старшем возрасте совместно с взрослым могут, сами изготовлять по мере возможности какие- либо элементы, детали игрушек.

Слайд №9

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание интереса и любви к спорту у детей младшего дошкольного возраста через использование подвижных игр

Наши дети живут в условиях постоянно меняющейся действительности. На смену увлекательным дворовым играм пришли не менее увлекательные – компьютерные. Все чаще мы видим во дворе скучающих, р...

Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование дидактических игр

I.Введение     Глава I. Дидактическая игра как средство развития математических представлений  у детей младшего возраста.1.1. Психологические  особенности  обучения ...

Мастер - класс на тему "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование здоровьесберегающих технологий"

Мастер - класс на тему "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование здоровьесберешающих технологий"...

Мастер-класс для педагогов "Развитие познавательных компетенций у детей старшего дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность"

Поделиться с педагогами опытом по развитию познавательной активности дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность. Представить одну из форм проведения опытно-экспериментальн...

Мастер-класс "Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий"

15 апреля 2021 года на районном методическом объединении воспитателей провела мастер-класс "Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста посредством использован...