Воспитание интереса и любви к спорту у детей младшего дошкольного возраста через использование подвижных игр
статья (младшая группа) на тему

 

Наши дети живут в условиях постоянно меняющейся действительности. На смену увлекательным дворовым играм пришли не менее увлекательные – компьютерные. Все чаще мы видим во дворе скучающих, равнодушных к спортивным и подвижным играм слабых и неумелых мальчишек и девчонок. А для ребенка малоподвижный образ жизни – это потеря здоровья, нарушение физического и интеллектуального развития...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №39 «Золотая рыбка»

«Воспитание интереса и любви к спорту у детей младшего дошкольного возраста через использование подвижных игр»

Гуляева Л.В.,

воспитатель МАДОУ

2013 г.


Наши дети живут в условиях постоянно меняющейся действительности. На смену увлекательным дворовым играм пришли не менее увлекательные – компьютерные.

Все чаще мы видим во дворе скучающих, равнодушных к спортивным и подвижным играм слабых и неумелых мальчишек и девчонок. Многие дети отдают предпочтение малоподвижным видам деятельности: телеиграм, занятиям с конструкторами, просмотру мультфильмов. Дети очень мало двигаются. А для ребенка малоподвижный образ жизни – это потеря здоровья, нарушение физического и интеллектуального развития. Именно в подвижных играх ребенок получает уникальную возможность проявить собственную активность и творчество, ликвидировать дефицит движений, реализоваться, утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний.

Беседуя с родителями, посещая семьи, наблюдая за игрой, я пыталась найти ответ на вопрос: почему дети мало играют в подвижные игры? И пришла к выводу, что главной причиной этому является недостаток времени на игру. Режим нашей группы столь перегружен различными занятиями, что на свободную игру остается не более часа. Не играют наши дети еще и потому, что не умеют играть. Многим детям энергичные подвижные игры оказываются не по силам. Сейчас крайне редкое явление – родители, играющие с ребенком.

Современному ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные запросы. И ведущее место в удовлетворении биологических потребностей ребенка в движении занимают подвижные игры. Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребенка.

Как двигательная деятельность подвижная игра обладает определенной спецификой: она требует от ребенка быстрой реакции на сигналы и неожиданные изменения новой обстановки.

Активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребенка, совершенствуя и уравновешивая процессы возбуждения и торможения. В подвижной игре ребенок учится регулировать степень напряжения внимания и мышечной деятельности: в зависимости от складывающейся игровой ситуации он может чередовать движения с отдыхом. Это содействует воспитанию наблюдательности, сообразительности, проявлению ловкости, смелости, инициативы.

При помощи игры ребенок готовится к жизни. Каждая игра имеет определенную цель, а форма игры – отвечает этой цели. Конечно же действия в игре должны соответствовать умениям ребенка. Постепенно игра усложняется по содержанию и правилам. Во время игры постепенно вводим варианты игр – новые условия, упражнения, действия. Очень важно, чтобы к правилам игры дети относились как к закону, которому все сознательно и охотно подчиняются. Они определяют весь ход игрового процесса, регулируют двигательную деятельность детей, их поведение, взаимоотношения, содействуют воспитанию морально-волевых качеств. Правила создают в игре определенные условия, в рамках которых ребенок при руководстве воспитателя не может не проявлять воспитываемых у него качеств. Например, в игре «Хитрая лиса» дети могут разбегаться из круга в разные стороны только после слов лисы «Я здесь». Это правило вырабатывает у ребенка внимание, самообладание, выдержку, быстроту реакции на сигнал, ориентировку в пространстве.

Мы учим, чтобы дети воспринимали правило как обязательное условие игры (зайки убегают в кусты только при появлении медведя; воробышки улетают с дороги, когда появляется автомобиль). Не осознавая еще правила игры как «закон», дети приучаются к своевременной реакции: с одной стороны, совершая действия по сюжету игры (зайки боятся медведя), с другой – в силу вырабатывающегося условного рефлекса на определенный сигнал.

Посредством подвижных игр в нашей группе начинаем развивать нравственные качества детей: честность, правдивость, выдержку, товарищество, дисциплинированность.

Подвижная игра представляет собой своеобразное средство познания ребенком окружающего мира. В содержании подвижных игр заключено много познавательного материала, расширяющего кругозор ребенка. Это такие игры, как «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Хитрая лиса», «Воробышки и автомобиль», «Солнышко и дождик».

Также много познавательного материала, способствующего развитию сенсорной сферы ребенка, его мышления, ориентировок есть в подвижных играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях («Перебежки», «Кто первый до флажка», «Кто скорее передаст мяч»).

Игры подразделятся по содержанию: подвижные и игры с элементами спортивных игр (волейбол, баскетбол, бадминтон, городки, настольный теннис, футбол, хоккей). Но дети нашей группы по своему возрасту еще не готовы к таким играм. Поэтому воспитание интереса и любви к спорту мы прививаем детям через использование подвижных игр: сюжетных, несюжетных, игр-забав, в которых все дети выполняют однородные роли или двигательные задания при непосредственном участии взрослого (все дети – птицы, воспитатель – птица-мама или лошадка, автомобиль). В играх типа «Прятки» основную роль играет воспитатель (ищет детей или прячется от них).

Постепенно детей подводим в играх к выполнению индивидуальных ролей (все дети – птицы, 1 ил 2 ребенка – автомобили, лошадки). В играх типа «Найди свой домик» дети приучаются самостоятельно изменять направления в беге.

Большое значение имеет организация детей в игре. В зависимости от содержания игры, очередности выполнения игровых заданий проводим или со всеми детьми одновременно, или с небольшой группой, в то время как остальная часть детей занята другой деятельностью. Когда участвует небольшая группа и игра продолжается недолго, дети бывают активны и внимательны до конца.

При ознакомлении детей с новой игрой используем беседы, рассматриваем иллюстрации – выясняем знания детей, уточняем их представления, создаем отношение к игровым образам. Объяснение игры может происходить по-разному, в зависимости от ее вида.

При объяснении несюжетной игры – объясняю последовательность игровых действий, указываю местоположение детей и игровых атрибутов и выделяю правила. Затем задаю несколько вопросов, чтобы проверить, как дети поняли то, что я им рассказала. Игра только тогда проходит весело и слаженно, когда детям понятны действия и правила, которые они должны выполнять.

Проводя игры с элементами соревнования, при объяснении уточняю правила, игровые приемы, условия соревнования. Иногда могу объяснять правила и игровые приемы в процессе проведения игры.

А вот сюжетная игра требует немного других приемов. Моя задача заключается в том, чтобы создать у детей наглядную картинку игровой ситуации, ярче выделить игровые образы, воздействовать на воображение и эмоции детей, активизировать их творческую инициативу. Для этого я использую игрушки, рассказ. Например, перед проведением игры «Бабушка Арина и ее цыплятки» предлагаю детям сесть на стульчики и начинаю рассказывать: «У бабушки Арины было много цыплят. Все они были пушистые, маленькие, желтые – вот такие (показываю пушистого цыпленка-игрушку). Бабушка очень любила своих цыпляток и выпускала их каждое утро погулять на зеленую травку.» А затем говорю: «Вы все будете цыплятки, а я – бабушка Арина. Сейчас я повяжу платок и мы будем с вами играть (весь рассказ должен превышать 1,5 – 2 мин.).

При повторении знакомых игр напоминаю основные роли (птицы – дети, автомобиль – я). Постепенно индивидуальную роль могу поручать ребенку при условии ограниченного пространства и направления его движения (например: автомобиль двигается по определенной стороне комнаты, не приближаясь к месту, где находятся воробышки).

Заканчиваются подвижные игры общей ходьбой, постепенно снижающей физическую нагрузку и приводящей пульс в норму. Вместо ходьбы можно провести малоподвижную игру («Найди и промолчи», «Принеси то, что тебе понравится» и т.д.).

При оценке игры отмечаю ее положительные стороны, называю детей, удачно выполнивших свои роли, порицаю нарушения правил.

Таким образом, оздоровительное, воспитательное, образовательное значение указанных игр многообразно, но для реализации этого необходимо творческое отношение воспитателя, родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование дидактических игр

I.Введение     Глава I. Дидактическая игра как средство развития математических представлений  у детей младшего возраста.1.1. Психологические  особенности  обучения ...

« Развитие мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционной техники рисования крупой»

Проект направлен на развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования. Использование нетрадиционных спо...

Игры на развитие интеллектуальных и математических способностей детей младшего дошкольного возраста через использование развивающих игр Воскобовича.

Цель: развитие познавательно-творческих  способностей  детей в условиях организации этого процесса в игровой форме....

Формирование инициативности и самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста через организацию подвижных игр

Формирование инициативности и самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста через организацию подвижных игр...