Главные вкладки

    Доклад "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через использование кинезиологических игр и упражнений"
    материал на тему

    Брычкова Валентина Петровна

    В докладе представлен опыт работы педагога в напрвлении развития мелкой моторики.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad.docx29.06 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста, через использование кинезиологических игр  и упражнений

    Воспитатель: Брычкова ВП

    2017г


    Работая с детьми, приходиться наблюдать, что дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Такой ребенок отказывается от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевает за ребятами на занятиях. Уровень развития речи детей так же находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

    Дело в том, что центры в головном мозге человека, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимуляция мелкой моторики способствует активизации всех отделов головного мозга.

    (Слайд) В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум у ребёнка находится на кончиках его пальцев». Развитие мелкой моторики пальцев рук возможно только в игровой деятельности, так как игра ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В игре осознаются и закрепляются самые примитивные действия с предметами, без предметов.

    Одним из универсальных методов, который помогает в умственном и физическом развитии ребенка, является кинезиология.

    (Слайд)  Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

    Истоки этой науки можно проследить в Древней Греции, в индийской йоге, в фольклорных пальчиковых играх в Древней Руси.

    Работая по этой теме, поставила (Слайд) цель: развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кинезиологических игр и упражнений.

    Задачи:

    - Активизировать у детей вестибулярный аппарат, подготавливая мозг к восприятию сенсорной информации.

    - Развивать мелкую моторику рук у детей младшего дошкольного возраста.
    - Развить у детей память, внимание, мышление и речь.

    В комплексы кинезиологических упражнений включены растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения на развитие мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.

    Работая по этой теме, создала в группе (Слайд) центр для развития мелкой моторики и сенсорного развития. Сделала подборку игр и упражнений.

    Предлагаю познакомиться с кинезиологическими упражнениями для развития мелкой моторики.

     (Слайд)  1. «Кольцо» - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний, безымянный, мизинец.

    Речевое сопровождение: «Кто приехал?»

    Кто приехал? Мы, мы, мы.

    Мама, мама, это ты? Да, да, да.

    Папа, папа, это ты? Да, да, да.

    Братец, братец, это ты? Да, да, да.

    Ах, сестричка, это ты? Да, да, да.

    (Слайд) 2. «Кошка» - последовательно менять положения рук: кулак, ладонь.

    Речевое сопровождение: Кулачок - ладошка.

    Я иду, как кошка.

    (Это упражнение выполняем только на плоскости стола.)

    (Слайд) 3. «Ухо-нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, одновременно опустить руки и поменять их положение. 

    Речевое сопровождение: Села на нос мне, и на ухо – черная муха.

    Снова на нос,  и на ухо – черная муха.

    Кыш, улетай от меня, Цокотуха!

    (Усложнение - это упражнение выполняем с хлопками.)

    (Слайд) 4. «Лезгинка» - левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе.

    Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. Одновременно менять положение рук. 

     (Это упражнение выполняем произвольно)

    (Слайд) 5. «Кулак - ребро – ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром, ладонь.

    (Это упражнение выполняем только на плоскости стола, под диктовку.)

    (Слайд) 6. «Ладушки-оладушки» -  правая рука лежит ладонью вверх, а левая – ладонью вниз; одновременная смена позиции рук.

    Речевое сопровождение: «Мы играли в ладушки –

    Жарили оладушки,

    Так пожарим, повернем

    И опять играть начнем. 

    (Это упражнение выполняем только на плоскости стола.)

     (Слайд) 7. «Симметричные рисунки» - рисование в воздухе обеими руками, зеркально симметричные рисунки - яблоко, арбуз.

    Речевое сопровождение: Раз купили мы арбуз,

    Он хороший был на вкус.

    А еще купили дыню –

    Сразу съели половину.

    Кинезиологические упражнения на развитие мелкой моторики провожу ежедневно, вместе с детьми, от простого к сложному, время выполнения от 5 до 10 минут. Упражнения провожу во время утреннего сбора, перед началом ООД или во время ООД.

    Эти упражнения позволяют улучшить работу головного мозга, тем самым улучшают память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую моторику, снижают утомляемость. 

    В кинезиологические упражнения включены пальчиковые игры.

    (Слайд) Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, они эмоциональны, увлекательны, дети их очень любят. Дети с удовольствием играют такие пальчиковые игры, как: «Строим дом», «Ёжик», «Шла кукушка», «Семья», «Братья», «Дождик», «За грибами за орехами», «Мальчик с пальчик» и т.д.

    Пальчиковые игры хорошо сочетанию (Слайд) с самомассажем кистей и пальцев рук. Использую традиционные для массажа движения: разминание, растирание, надавливание, пощипывание: «Засолка капусты», «Мышка», «Согреем руки», «Молоточек», «Гуси щиплют травку». Для более эффективного самомассажа кисти рук использую (Слайд) массажные мячики или массажное кольцо, (Слайд) шестигранные карандаши и (Слайд) обыкновенные пуговицы. 

    Играем с детьми такие игры, как: «Наши карандаши», «Печатная машинка, «Пуговичный массаж», «Пуговичное море».

    Одновременно с движениями рук и пальцев использую стихотворную форму. Проговаривание стихов позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: стихи привлекают внимание детей, легко запоминаются и помогают координировать речь и движение. Эмоциональная речь подкрепляется жестами, а жесты в свою очередь добавляют выразительности речи. Дети, которые научились совмещать те или иные движения с речью, более свободны и коммуникабельны.

    Дети с удовольствием играют (Слайд) в пальчиковый театр, который развивает внимание и память. Такие упражнения, как «Бабочка – трепетание пальцев», «Рыбки», «Сказка» - где детям предлагаю разыграть сказку, в которой каждый палец какой-либо персонаж.

    Укрепляют и развивают мелкие мышцы пальцев регулярные занятия (Слайд) с пластилином, соленым тестом. Вместе с детьми делаем пластилиновые картины, затем украшаем этими картинами группу. Из соленого теста делаем поделки.

    Использую различные виды (Слайд) мозаики, (Слайд) пазлы, д/игры.

    Для развития тактильных ощущений использую игры (Слайд) с крупой: «Перебери крупу» «Пересыпаем крупу», «Рисуем на манке», «Найди игрушки», «Чудесный мешочек». А так же игры с песком: «Отпечатки наших рук», «Рисуем на песке», «Что же спрятано в песке?».

    Для индивидуальной работы предлагаю детям нетрадиционные игры с использованием различных предметов: (Слайд) застегивание и расстегивание пуговиц, (Слайд) нанизывание бус на нитку, (Слайд) «Игры - шнуровки», (Слайд) «Прищепки - кусачки», (Слайд) «Развивающий коврик». Коврик состоит из шести маленьких ковриков с разными заданиями. Коврик можно использовать как для индивидуальной работы так же и групповых занятий с детьми.

    Для активного движения пальцев обеих рук использую мячи, прокатываем мяч в определенном направлении - в ворота, по узкой дорожке, «змейкой», друг другу. Бросаем, метаем мяч в цель, в корзину. Его можно поймать любым удобным для каждого ребенка способом, одной или двумя руками. Упражнения по метанию в цель важны для гармоничного развития рук, развития координации движений, умения ориентироваться в пространстве.

    Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые игры должны проводиться систематически.

    Выполняя с детьми различные упражнения с пальчиками, я заметила, что дети стали более активные, достигли хорошего развития в мелкой моторики рук, в развитие речи. Заниматься очень интересно не только детям, но и мне, я вижу результат своей работы. Поэтому рекомендую шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук. (Слайд)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста через использование нетрадиционной техники рисования»

    Представлен опыт работы на тему: «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста через использование нетрадиционной техники рисования»....

    Статья «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста через использование нетрадиционной техники рисования»

    Материалы из опыта работы по развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста...

    Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования

    Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возрастачерез нетрадиционные техники рисования«Рука – это вышедший наружу мозг человека”Н. Кант«Истоки способностей и дарования детей - на кончи...

    «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»(консультация)

    «Развитие мелкой моторики у детей  младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»(консультация)...

    Консультация на тему «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

    laquo;Развитие мелкой моторики у  детей младшего дошкольного возраста через  нетрадиционную  технику рисования»...

    ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ»

    ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ»...