Главные вкладки

    « Развитие мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционной техники рисования крупой»
    проект по рисованию (младшая группа) на тему

    Самигулова Альбина Сабировна

    Проект направлен на развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования. Использование нетрадиционных способов рисования позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к этому виду деятельности. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ПРОЕКТ

     « Развитие мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционной техники рисования крупой»

     2-ая младшая группа

    (среднесрочный)

    Тема: «Волшебные картинки».

    Составители проекта: воспитатели  Самигулова А.С.

                                                                     

    Участники проекта: воспитатели, дети  второй  младшей  группы, родители.

    Сроки реализации  проекта: среднесрочный (ноябрь 2014 – апрель 2015гг.).

    Вид проекта: исследовательско – творческий.

    Цель проекта: развитие художественно-творческих способностей детей,

    младшего дошкольного возраста посредством использования

    нетрадиционной техники рисования.

    Задачи проекта:

    Развивающая:

     - развивать творческий потенциал;

     - развивать мелкую моторику рук;

    - развивать коммуникативные умения – способность понимать речь взрослого, отвечать на вопросы.

    - развитие интереса к  различным  крупам, различным средствам представления.

    - развитие тактильной чувствительности и зрительно-двигательной координации;

    - профилактика и преодоление стрессовых состояний, содействие снижению эмоционального  напряжения у детей дошкольного возраста, используя игры с  различными  видами  круп.

    Образовательная:

    - знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования различными  крупами;

    - учить рисовать линии, точки и круги на манной крупе указательным пальцем;

    - учить обводить контур рисунка разными крупами;

    - расширить словарный запас (сыпучая, липкая, легкая, тяжелая, белая, разноцветная, твердая, мягкая, крупная, мелкая).

    -  научить ребенка вступать в общение с взрослыми и детьми, учитывая его индивидуальные и возрастные особенности.

    Воспитывающая:

    - воспитывать у детей интерес к сотрудничеству с воспитателем и другими детьми;

    - вызвать у детей интерес к нетрадиционной технике

    рисования.

    - воспитывать доброжелательные отношения между детьми,

    обогащать способы их игрового взаимодействия.

    Методы проведения проекта:

    - наглядный: показ и демонстрация;

    - словесный: художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения, стихи, музыка, использование фольклорного жанра (потешки,  прибаутки);

    - игровой: физкультминутка, пальчиковая игра, подвижные игры, дидактические игры.

    Оборудование: поднос на каждого ребенка, лист контурного изображения рисунка, крупы: манная (белая, цветная), гречневая, рисовая, кукурузная, гороховая; клей ПВА, кисточки, демонстрационные предметные и сюжетные картинки, трафареты геометрических фигур, цветов, цветной гуашь, клеёнчатые салфетки и бумажные салфетки, цветные мелки.

    Ожидаемые результаты реализации проекта.

    В результате реализации проекта будет достигнуто:

    1. Формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционном способе рисования – рисование на крупе и рисование крупой.

    2. Умение детей самостоятельно применять технику рисования крупой.

    3. Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей посредством рисования нетрадиционной техникой.

    4. Формирование активной позиции родителей по отношению к нетрадиционному способу рисования различными  крупами.

    5.Взаимоотношение  детей  и  родителей действовать в тесном контакте.

    Актуальность: формирование творческой личности – одна из важных задач педагогов на сегодняшний день. Наиболее эффективным средством ее решения является  изобразительная деятельность детей в детском саду.

    Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изобразительной  деятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности и памяти детей.

    Однако у детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далекими от реальности. И, вследствие этого, у многих исчезает желание рисовать.

    Использование нетрадиционных способов рисования позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к этому виду деятельности.

    Этот метод  используем  в работе с детьми от двух  лет и старше, со следующим спектром проблем:

    - сложности, связанные с  адаптационным периодом

    - различные формы нарушений поведения

    - психосоматические заболевания

    - повышенная тревожность, страхи

    - неврозы.

    Игры с различными крупами создают  дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос  традиционных обучающих и развивающих заданий  дает дополнительный эффект. С одной стороны,  существенно повышается мотивация ребенка к занятиям, а с другой — более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов.  Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Развитие мелкой моторики пальцев рук является мощным стимулом речевого и интеллектуального развития ребенка. Чем лучше малыш управляет  пальчиками, тем быстрее он начинает говорить. И в этом нет ничего удивительного – ведь нервные окончания пальцев рук связаны с теми участками головного мозга,  которые отвечают за речь малыша. Рисование крупами  используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней: ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения – координированными.

    Этапы реализации проекта:

    1 этап – подготовительный – ноябрь 2014.

    1. Изучение методической литературы, интернет ресурсов по данной теме,  подготовка наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
    2. Разработка содержания проекта: «Нетрадиционные способы рисования для малышей».
    3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

    2 этап – основной – декабрь 2014 – апрель2015гг.

    1. Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей младшей группы.
    2. Формирование навыков художественной деятельности детей младшего дошкольного возраста, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.

    3 этап – завершающий – апрель2015г.

    1.          1. Презентация проекта на заключительном родительском собрании.
    2. Презентация проекта на педагогическом совете.

    Этапы реализации проекта

    Периоды

    Содержание работы

    Методы и приемы

    Задачи

    Ноябрь

    I, II неделя

    Изучение и анализ научно- методической литературы, интернет ресурсов по данной теме

    Чтение и просмотр сайтов на данную тему.

    Повысить компетентность педагогов

    IIIнеделя

    Разработка содержания проекта «Развитие мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционной техники рисования крупой».

    Составление  содержания проекта.

    Определить цель, задачи, основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты

    IVнеделя

    Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

    Анкетирование родителей. «Любит ли ваш ребенок рисовать?»

    Анкетирование родителей,  индивидуальные беседы  по  теме.

    Определить объем и содержание работы по проекту.

    Ознакомление с условиями и материалами, использующиеся для изобразительной деятельности детей в домашних условиях.

    Декабрь. Рисование на крупе манке

    Iнеделя

    Совместная деятельность педагога и детей. «Летят снежинки» ( ознакомление с крупой манкой, техника выдувания воздуха через трубочку для коктейля).

    Рассматривание, отгадывание загадки, рассказ, развивающая игра «Скажи, какими бывают снежинки»,дыхательное упражнение, чтение стихотворения, музыка «Снег – снежок».

    Познакомить с нетрадиционным материалом для рисования – крупой.

    II неделя

    Памятка для родителей

     « Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей»

    Беседы, консультации, индивидуальная работа по запросам родителей.

    Познакомить родителей с основами изобразительной деятельности.

    IIIнеделя

    Совместная деятельность педагога и детей. Рисование

    « Дорисуй узор» (ознакомление с манной крупой, как средством  для рисования нетрадиционным способом).

    Рассматривание, беседа, рассказ, музыка, дидактическая игра «Найди свой домик», физкультминутка, «Солнышко», Чтение стихотворения «Я построил дом с трубою» С.Козлова,

    Развивать творческое воображение, память мелкую моторику пальцев рук.

    IVнеделя

    Совместная деятельность педагога и детей. «Дорога к домику ежика» (рисование на манной крупе  и составление сказки вместе с воспитателем).

    Рассказ, демонстрация, подвижная игра «Зайцы и лиса», «Снежки»,чтение стихотворения «Мы – веселые зайчата», пальчиковая гимнастика «Жил-был зайчик».

    Развивать воображение, речь, память, мелкую моторику.

    Январь. Рисование  «насыпью»манной крупой.

    II неделя

    Консультация для родителей «Рисование нетрадиционным способом» в папках передвижках.

    Консультация.

    Продолжать знакомить родителей с основами рисования нетрадиционным способом.

    IIIнеделя

    Совместная деятельность педагога и детей. Рисование «Разноцветные шары» (нарисованные шары покрываются клеем ПВА, на клей насыпают разноцветную манную крупу).

    Дидактическая игра «Веселые шары», отгадывание загадки, беседа, рассматривание, рисование

    Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику, цветовосприятие.

    IVнеделя

    Совместная деятельность педагога и детей. Рисование «Кошкин дом» (работа с трафаретами геометрических фигур, насыпание манной крупы на контур фигуры).

    Дидактическая игра «Найди кошку», отгадывание загадки, беседа, рисование, рассматривание

    Закреплять технику рисования на манной крупе, активизировать словарь детей.

    Февраль. Рисование разными крупами

    I  неделя

    Консультация для родителей

    «Развивайте творчество детей».

    Консультация, беседы по вопросам родителей.

    Продолжать знакомить родителей с основами изобразительной деятельности нетрадиционным способом.

    II неделя

    Памятка для родителей

     « Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей».

    Беседы, консультации, индивидуальная работа по запросам родителей.

    Продолжать поддерживать интерес родителей к изобразительной деятельности детей, вызвать у них желание заниматься дома с детьми.

    IIIнеделя

    По замыслу ребенка.

    Беседа, рассматривание, дидактическая игра «Придумай пейзаж».

    Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с различными видами круп, необходимыми для работы в нетрадиционных  техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему.

    IV неделя

    Рисование «Следы неведомых зверей» (составление сказки посредством рисования на манной крупе).

    Рассматривание, беседа, рисование, подвижные игры «У медведя во бору», «Волк и зайцы».

    Продолжать развивать мелкую моторику рук, воспитывать любознательность, интерес к творчеству.

    Март. Рисуем разными крупами.

    I неделя

    «Подарок маме» (цветы – разные виды круп рассыпать по рисунку с уже нанесенным клеем).

    Рисование крупами, рассматривание, беседа, дидактическая игра «Кто у нас хороший?».

    Продолжать развивать творчество детей, эстетический вкус.  Воспитывать у детей любовь, уважение к маме, желание сделать ей приятное.

    II неделя

    «Машинка» (нанесение клея ПВА кисточкой на шаблон рисунка, поверх клея насыпать крупы. Окна машины –насыпать манной крупой, саму машину- рисом, колеса- гречкой.)

    Рисование крупами, рассматривание, беседа, демонстрация, подвижная игра «Веселые старты».

    Продолжать развивать мелкую моторику, знакомить с цветом; развивать эстетический вкус; развивать речь.

    III неделя

    Совместная деятельность педагога и детей, рисование крупами «Кораблики» - (цветная манная крупа, рис, гречка, пшено).

    Беседа, демонстрация, рисование крупами, военно-патриотическая игра «Моряки на корабле».

    Закрепить умение правильно держать кисть, продолжать поддерживать интерес к рисованию крупой, развивать мелкую моторику.

    IV неделя

    Д/и «Грибная полянка»

    (нанесение клея, насыпание разной  крупы по контуру рисунка. (2 вида грибов- лисичка, подберезовик).

    Беседа, демонстрация, рисование крупами, подвижная игра « У медведя во бору».

    Совершенствовать работу пальцев рук, расширять знания об окружающем мире, о грибах. Убеждать детей в том, что их ручки необыкновенные.

    Апрель. Рисование разными крупами.

    I неделя

    Совместная деятельность педагога и детей, рисование «Божьи коровки»

    ( нанесение клея по контуру рисунка, насыпание цветной манной крупы на рисунок).

    Беседа, демонстрация, рисование цветной манной крупой, отгадывание загадки, подвижная игра «Божьи коровки».

    Закрепить умение равномерно наносить клей кисточкой, продолжать вырабатывать навыки насыпания крупы на клей.

    II неделя

    Совместная деятельность педагога и детей, рисование «Моя лошадка» (работа с контурным изображением лошадки. Нанесение клея на уже выделенные элементы кисточкой и присыпание крупами: пшено, гречка, горох)

    Беседа, демонстрация, рисование крупами, рассказ, отгадывание загадки.

    Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, речь.

    III неделя

    Совместная деятельность педагога и детей, рисование «Милый медвежонок» диагностическое занятие

    ( работа с  шаблоном рисунка по определенной схеме, «раскраска» разными крупами рисунка)

    Демонстрация, рассказ, беседа, подвижная игра «У медведя во бору», рисование крупами.

    Закрепить знания и представления о цвете, продолжать развивать инициативу, интерес к творчеству.

    IV неделя

    Совместная деятельность педагога и детей, рисование «Цветочная полянка»

    (шаблоны цветов, нанесение клея ПВА, крупы – рис, гречка, кукурузная крупа, манная крупа)

    Рассказ, демонстрация, беседа, прослушивание музыки природы(пение птиц, шум дождя, журчание воды…), рисование крупами.

    Закрепить умение украшать крупами простые по форме предметы; навыки коллективной деятельности.

    Презентация

    Демонстрация, беседа.

    Содержание работы в процессе реализации проекта.

    1. Игровая деятельность:
    • дидактические игры;
    • физкультминутки;
    • пальчиковая гимнастика.
    1. Коммуникативная деятельность:
    • беседы;
    • обсуждения;
    • рассказывание;
    • ситуативные разговоры;
    • обследование.
    1. Художественное творчество:
    • рисование на сухой манной крупе;
    • рисование разными видами круп по контуру рисунка.
    1. Музыка:
    • «Одинокий пастух»;
    • Детские песни «Мы едем, едем, едем…», «Голубой вагон», «Кораблики», «Метелица», «Серебристые снежинки».
    1. Работа с родителями:
    • Памятка для родителей « Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей»;
    • мастер – класс для родителей «Рисуем манной крупой».
    1. Приложения:
    • Конспект интегрированного занятия по рисованию  нетрадиционным способом «Кошкин дом».
    • Конспект мастер-класса для родителей.
    • Картотека дидактических игр.

    Список литературы:

    1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики: игры и упражнения. – М., ТЦ Сфера, 2005 – 64 с.
    2. Монтессори М. Педагогическая методика, М.: 1992. – 120 с.
    3. Лебедева Е.Н. «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников».
    4. Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки». Академия развития, 2006.
    5. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.- М.:Издательство Скрипторий 2003-2007.
    6. htpp://www/detskiysad.ru/izo/teoria 09
    7. www.maam.ru/detskijsad/- netradicionaja-tehnika-izobrazhenija-kak-sredstvo-tvorcheskogo-razvitija.html.
    8. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
    9. С.Погодина Художественные техники// Дошкольное воспитание 2011г. №3.

    В конце реализации проекта осуществляется анкетирование родителей, направленное на  определение  мнения родителей об организации процесса использования нетрадиционных способов рисования различными видами круп, выяснение родительского взгляда  на умение  детей к концу учебного года.  

    Диагностика  детей  в  конце учебного года.

    Эффективность использования игр и упражнений, рисование с разными видами круп подтверждается  результатами диагностики  уровня умения правильного  использования различных круп ребенком в изобразительной деятельности в детскому саду.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    презентация "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования"

    Методическая разработка программы по художественно-эстетическому развитию. Образовательная область "Художественное творчество"...

    Методическая разработка Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.

    АннотацияВ данной  методической  разработке рассмотрены подходы к содержанию художественно - творческой деятельности дошкольников, рекомендации по развитию творческих способностей дете...

    Методическая разработка Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.

    АннотацияВ данной  методической  разработке рассмотрены подходы к содержанию художественно - творческой деятельности дошкольников, рекомендации по развитию творческих способностей дете...

    Программа "Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования"

    Программа расчитана на детей 1,5-3 лет, срок реализации программы - 2 года. Программа направлена на формирование у детей навыков  изодеятельности, совершенствование наблюдательности, воспита...

    Презентация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования»

    Задачи:познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности ( в том числе песочной живописью ), многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закрепить приобретенные ...

    Инновационный проект «Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования и аппликации»

    Развитие творческих способностей невозможно без создания на занятиях по изодеятельности требующей решения творческой задачи. Выход из нее — поиск нового метода, приема, средства деятельности. Творческ...

    План по самообразованию Тема: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования».

    Перспективный план по самообразованиюна 2017-2018 уч. год.Воспитателя МБДОУ Д/с «Звездочка» п. Первомайский Хилковой Татьяны Владимировны Тема: «Развитие творческих способн...