Мастер-класс «Современные образовательные технологии в ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с использованием метода интеллект – карты»
методическая разработка

Шиваракова Раиса Евгеньевна

Повышение профессиональной компетентности молодых педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода интелект - карт Тони Бьюзена в вопросах ранней профориентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_intellekt_-_karta_moy.docx216.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад» № 6 «Почемучка» п.Новоорск

F:\ИНТЕЛ КАРТА\мол восп 1.jpg

Мастер-класс

«Современные образовательные технологии в ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста с использованием метода интеллект – карты»

Подготовила и провела

старший воспитатель высшейквалификационной категории

Шиваракова Раиса Евгеньевна

Место проведения: методический кабинет, 1 этаж.

Время проведения: 14.00 часов.

Форма проведения: мастер-класс для педагогов

Продолжительность: 30 минут.

Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода интелект - карт Тони Бьюзена в вопросах ранней профориентации.

Задачи мастер-класса:

1. Формировать умение строить модель современной познавательной деятельности при ознакомлении дошкольников с трудом взрослых через применениеметода интелект–карт.

2. Воспитывать интерес к поиску педагогических идей по активизации любознательности и познавательного интереса у детей в процессе ознакомления с трудом взрослых.

3. Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога фокус-группы, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

1 часть. Теоретическая.

- Технология современного общества.

- Области использования.

- Правила создания ментальной карты.

2 часть. Практическая.

- Деление на группы.

- Выбор темы.(Например:«Отрасли животноводства Новоорского района»)

- Работа в группах.

- Обмен картами, дополнение.

- Рефлексия.

Ход мастер-класса

Слайд 1.

Добрый день, уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию мастер-класс: «Современные образовательные технологии в ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста».

Своѐ выступление мне хочется начать с обращения к нормативным документам:

Слайд 2.

 Президент России В.В. Путин, предложил запустить проект ранней профориентации школьников «Билет в будущее». «Этот проект позволит ребятам попробовать себя в деле, в будущей профессии в ведущих компаниях страны». Ранняя профориентация дошкольников - это первые шаги для участия в проекте «Билет в будущее». Ведь наши выпускники откроют двери школ поселка. «Будущее рождается сегодня».

В Национальном проекте «Образование» особое внимание уделяется выявлению талантов каждого ребенка и ранней профориентации детей, что особенно важно для подготовки ребенка к успешной самореализации в быстроменяющихся условиях современности.

Слайд 3.

Давайте мы с вами поразмышляем. Что же такое «ранняя профессиональная ориентация»? Какое Вы можете дать объяснение данному понятию? (Ответы педагогов)

Слайд 4.

Профессиональная ориентация – специально организованное информирование дошкольников о мире профессий средствами игровой деятельности, создающей у детей определенный опыт профессиональных действий. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

Подскажите, с какого возраста в детском саду начинается знакомство дошкольников с миром профессий?

 С младшего дошкольного возраста начинаем знакомить детей с различными представлениями о некоторых видах трудовой деятельности.

С каждым годом расширяя и систематизируя представления детей о мире профессий. В процессе ранней профориентации у педагогов возникает трудность при подборе методического материала, выявлена недостаточность универсальных дидактических пособий.

И сегодня я хочу познакомить вас с тем, как можно в образовательной деятельности применять метод «интеллектуальных карт».

Слайд 5.

Метод «интеллект-карт»("mindmaps") был создан британским психологом, автором методики запоминания, творчества, организации мышления и креативности Тони Бьюзеномв 60-70годах 20 века.

Слайд 6.

Интеллект – карта (или карта ума, мыслительная карта, ментальная) – это метод представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизируемой графической форме. Карты мышления представляют собой визуальный, целостный образ рассматриваемой проблемы.

Первоначально этот метод использовался узкими специалистами, которые занимались вопросами развития памяти и мышления, затем метод стал распространяться. Относительно недавно он пришел в Российскую педагогику и совсем недавно в дошкольное образование.

Основная идея метода в том, что мы мыслим не прямолинейно. Известно, что у человека 2 полушария головного мозга. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, анализ, последовательность работы головного мозга. Правое полушарие – за восприятие цвета, ритма, воображения, образа, размера.

В дошкольном образовании в первую очередь развиваются способности, связанные с левым полушарием. От детей требуется запоминание и упорядочивание массы фактов. А дети - правополушарные, поэтому у них возникают сложности при обучении.

Тони Бьюзен создал метод, объединяющий характеристики восприятия и переработки информации, свойственные двум полушариям головного мозга.

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.
Метод интеллектуальных карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте.

Применение интеллектуальных карт побуждает ребёнка к изображению и осмыслению окружающего мира.

Слайд 7Преимущество интеллект -  карты  в том, что она:

Позволяет обобщать и проверять полученные  знания.

способствует обучению, концентрации внимания, запоминанию, мышлению, мотивации.

учит выделять главное, обобщать, систематизировать.

развивает речь, память, мышление, воображение.

Интеллект – карты просто нарисовать.

Можно запомнить быстро и качественно много информации.

Слайд 8 Свойства интеллект -  карты

-наглядность (в интеллект-карте она представлена в виде предметов, объектов,рисунков и порядка действий с ними)

-привлекательность (имеет свою эстетику, рассматривать не только интересно, но и приятно)

-запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образа и цвета карта легко запоминается)

-своевременность (карта помогает выявить недостаток информации)

-творческий характер (интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи)

-возможность пересмотра (пересмотр карты через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить лучше информацию, дополнит её новыми идеями)

Слайд 9 Использование интеллектуальных карт с детьми дошкольного возраста:
Первое направление

Сбор материала о предмете или объекте.

Создание интеллект – карты в ходе обсуждения предмета или темы.

Выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение.

Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

Второе направление

Закрепление и обобщение материала.

Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным темам.

Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение, классификация.

Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

Третье направление

Развитие связной речи.

Составление и распространение предложений и рассказов по интеллектуальной карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на подгрупповых занятиях по развитию связной речи.

Слайд 10

Сфера применения интеллект-картчрезвычайно широка: это и планирование дня, встречи, статьи, проекта, и обучение, и организация информации, и способ разобраться в проблеме, и создание идей, и даже сочинение сказок в детском саду и в семейном кругу.

Слайд 11

Метод интеллект - карт даёт для воспитателей огромные возможности

в педагогической деятельности:

- задействовать оба полушария головного мозга;

- повышать работоспособность;

- запоминание информации при быстром и полном обзоре темы;

- конспектирование или составление аннотаций письменных текстов;

- создание конспектов занятий, докладов, выступлений;

- разработка проектов, презентаций;

- осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности;

- улучшать все виды памяти;

- развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность;

- формировать орфографические и пунктуационные навыки;

- обогащать словарный запас;

- повышать результативность;

- планирование;

- управление временем: план на день, неделю, месяц, год…

- разработка сложных проектов;

Мозговой штурм

- генерация новых идей, творчество;

- коллективное решение сложных задач.

Принятие решений

- четкое видение всех "за" и "против";

- более взвешенное и продуманное решение.

Слайд 12-14

Примеры интеллект карт:

Слайд 15

Общие требования к составлению любой интеллектуальной карты.

  • Лист располагается горизонтально
  • Основная идея, проблема или слово располагается в центре листа.
  • Используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
  •  Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.
  • Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
  • Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
  • Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).  
  • Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
  •  Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать   рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.  
  • Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

Слайд 17

Применение интеллектуальных карт в непосредственной образовательной деятельности дошкольников, а в особенности дошкольников с ОВЗ, даёт огромные положительные результаты.

В условиях реализации ФГОС использование интеллектуальной карты позволяет осуществлять интеграцию областей: коммуникация, познание и социализация.

Метод интеллектуальных карт является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой.

Начать составлять интеллект – карты рекомендуется  со средней группе. Сначала этонебольшие по содержанию карты, отражающие одну тему «Правилаповедения в природе», «Зима», «Одежда», «Весна», далее в старшем возрасте перечень тем можно расширять.

Благодаря данной работе, происходит развитие детских ассоциаций, пополнение и активизация словарного запаса, формирование значения слова, развитие фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставлениепредметов, расположение в пространстве, количественное определениеобщих и отдельных частей, к умению анализировать, дифференцировать,делать классификацию предметов.

II.Практическая часть

- Уважаемые коллеги, мы ознакомились с правилами составления интеллектуальной карты, а сейчас предлагаю вам создать карту, которая будет использоваться вами как дидактическое пособие, при ознакомлении дошкольников  спрофессиям животноводства.

Тема: «Отрасли животноводства вНовоорском районе»

- Групповая работа педагогов по составлению интеллект - карты.

-Уважаемые педагог, сегоднянамастер – классе вы получили теоретические знания и  практические навыки по составлению интеллект – карты. Вы закрепили свои теоретические знания на практике и создали дидактическое пособие по теме: «Отрасли животноводства вНовоорском районе». Этими знаниями необходимо владеть педагогу, чтобы правильно доносить до ребенка информацию о  животноводстве и  профессиях животноводов. Детей мы знакомим с понятиями отрасль и профессия.

Рефлексия.

- Уважаемые участники, предлагаю вам проанализировать работу вмастер- классе.

Педагоги по очереди высказываются одним предложением, продолжая начало фразы:

- Сегодня я узнал……

- Было интересно…..

- Теперь я могу….

- Я попробую…

Итак, надеюсь, что полученный опыт нашей с вами продуктивной деятельности будет использоваться, внедряться  вами в дальнейшей работе с детьми. Вы совместно с детьми научитесь составлять интеллект –карты на самые разные темы.

Творческих успехов в работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектный метод как эффективный метод в использовании современных образовательных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

На сегодняшний день  государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляю...

Конспект физкультурного досуга с использованием современных образовательных технологий «День здоровья» для детей старшего дошкольного возраста

материал будет полезен инструкторам по физической культуре и воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Конспект физкультурного досуга с использованием современных образовательны...

Отчет "Современные образовательные технологии в ранней профориентации детей дошкольного возраста"

Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями взрослых - одна из важных задач социализации ребенка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принят...

МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....