Формирование основ патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста по средствам метода "Интеллект - карта"
методическая разработка (подготовительная группа)

Кейко Анастасия Сергеевна

План метолической темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_metodicheskoy_temy_keyko.docx29.41 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по инновационной теме

за 2023-2024 учебный год

Тема:

  • Формирование основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста посредством метода «Интеллект – карта»

Цель:

  • Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.
  • Создание в дошкольном образовательном учреждении предметно-пространственной развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
  • Внедрение метода «Интеллект – карта», как эффективное средство усвоения и запоминания информации.

Задачи для педагога:

  • Создать развивающую предметно – пространственную среду.
  • Разработать перспективный план для реализации проекта.
  • Создать кейс с дидактическим и наглядным пособием.
  • Развивать совместную деятельность с родителями и социальными партнерами.
  • Познакомить и научить дошкольников использовать «Интеллект – карту», как средство (пособие) для развитие памяти, мышления, речи.

Задачи для обучающихся:

Обучающие:

  • Закреплять знания об особенностях государственных символов нашей страны;
  • Расширить знания о государственных праздниках и историческом наследии нашей страны, родины и родного города;
  • Продолжать знакомить детей с героическим прошлым русского народа;
  • Расширять представления детей о военных профессиях, о родах войск армии РФ.
  • Познакомить детей с «Интеллект-картой», ее свойствами и особенностями.

Развивающие:

  • Развивать связанную речь у детей;
  • Развивать внимание, память, мышление, сообразительность;

Воспитательные: 

  • Воспитывать у детей нравственно-патриотические чувства, чувства уважения и заботы к Защитникам Отечества, уважения к истории своего народа Родине, ветеранам войны, воинам российской армии;
  • Воспитывать уважение и чувство благодарности к семье, к родине.
  • Воспитывать у детей нравственные чувства: долга, ответственности, сострадание, сопереживание людям старшего возраста;

Актуальность для педагога:

  • Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств в душе каждого человека, это те корни, которые привязывают его к семье, родному городу, родной природе, Отечеству. Развить это чувство, сформировать его в полной мере в душе каждого ребенка – это первостепенная наша задача. Приобщение детей к нравственным традициям способствует узнаванию и укреплению государственного самосознания, принципиального для сохранения самобытности общества, сохранение истории нашей Родины.

Федеральный закон РФ «Об образовании» говорит о том, что воспитание – это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий   социализации ребенка на основе   духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

В содержании ФОП ДО отмечена острая необходимость активации процесса воспитания патриотизма дошкольников, потому что именно в детском возрасте закладываются чувство любви к Родине, система ценностей, жизненные ориентиры. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - основа формирования будущего гражданина своей страны.

Внедрение метода «Интеллект – карта» поможет облегчить процесс запоминания и усвоения воспринятой информации у дошкольников, так же данный метод помогает развивать правильную и связанную речь у детей, что является немало важным в дошкольном образование.

Актуальность для обучающихся:

Ребенок не рождается патриотом, он им становится

  • Процесс патриотического воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. Ведь именно в этот период происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. 

Предполагаемый результат.

  • Дети проявляют любовь к своей стране, родине, городу; относятся уважительно к своей семье и своим близким, к своему народу, к его ценностям; проявляют интерес к истории своей страны и родины. Дети владеют знаниями о символики страны и своего округа, о праздниках, национальностях проживающие на нашей территории, проявляют к ним уважительное отношение; активно участвуют в проведение и празднование праздников нашей страны и нашего округа.
  • Дети умеют пользоваться интеллект – картой, с ее помощью могут рассказать о своем округе (символика, коренные жители, богатства края и др.)

Сроки реализации проекта:

1 этап – организационный – сентябрь 2023г.

2 этап – практический – октябрь – март 2024г.

3 этап – обобщающий – апрель – май 2024г.

Содержание каждого этапа: (описывать этап, который будете реализовывать в 2023-2024 учебном году)

  1. этап:
  1. Изучение литературы по теме

1.

Издательство учителей. В помощь педагогу ДОО. Формирование нравственных ценностей  и патриотических чувств у детей 5-7 лет.

2.

Н.Г. Комратов, Л.Ф. Грибов. Программа по патриотическому воспитанию «Моя малая родина» для дошкольников. «Сфера»

3.

Н.Г. Комратов, Л.Ф. Грибов. Воинская слава России. Сборник сценариев к памятным датам и праздникам.

4.

Детство – Пресс. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

5.

Ю.В. Федулов, О.А. Рогожина, О.Ю. Депутатов. Люблю сове отечество. Сборник проектов по патриотическому воспитанию.

6.

Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. Мы живем в России. Гражданско – патриотическое воспитание. Подготовительная группа.

7.

Н.В. Нищева, Ю.А. Кириллов. Я люблю Россию. Парциальная программа. Патриотическое и духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в соответствие с ФОП.

8.

А. Ляпунов, Е. Ущакова. Дошкольникам о защитниках отечества.

9.

Т.А. Шорыгина. Детям о природе России. «Беседы о Русском севере», «Беседы о тайге и ее обитателях»

10.

     

       2. Подбор дидактических игр, развивающих материалов, составление картотек (кейсов), диагностик, опросов, анкет и т.п.

1.

Демонстрационный материал: «Символика России», «Символика нашего края», «Животные и растения нашего края», «Народы нашей страны», «Национальная одежда разных национальностей», «Предметы быта».

2.

Т. А. «Беседы о патриотизме». Сфера.

3.

Беседы с ребенком. Негосударственная символика России. Издательство «Сфера», «Карапуз».

4.

Энциклопедия для детского сада «Чудеса России», энциклопедия «Россия».

5.

Пазлы: «Народы Ханты и Манси», «Государственная символика России»

6.

Д/и «Чемоданчик – Моя Россия», Настольная игра «Живу в России», «Животные Севера».

        3.  Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе

         4. Социальные партнеры

  • Музей истории и этнографии.
  • МБУ Центральная библиотека.
  • Музей под открытым небом «Суеват Пауль»
  • Государственный природный заповедник «Малая Сосьва»

 2 этап:  

  1. Работа с обучающимися

Сроки

Содержание работы

сентябрь

  • Подготовительный этап для педагога: составление плана, подбор и изучение информации, литературы, КПК по выбранной теме.

Октябрь

  • Повторение ранее приобретенных знаний у дошкольников.

Ноябрь

  • Мероприятия, приобщенные к датам: 4 ноябрь «День народного единства», 9 ноября «Международный день против фашизма, расизма и антисемитизма», 11ноября «День окончания первой мировой войны», 18 ноября «День рождения Деда Мороза», 20 ноября «Всемирный день ребенка», 22 ноября «День Сыновей», 26 ноября «День матери», 30 ноября «День государственного герба».
  • Беседы: «Слова в картинках: как заменить слова изображением», «Моя любима мама», «Герб нашей страны», «Моя семья», «Народы нашей страны и нашего округа».
  • Знакомство детей с методом «Интеллект – карта».  

Декабрь

  • Мероприятия, приобщенные к датам: 3 декабря «День неизвестного солдата», 5 декабря «День воинской славы России», 9 декабря «День героев Отечества»,11 декабря «День памяти русских солдат, погибших в Чечне», 12 декабря «День конституции РФ»,13 декабря «День медведя», 17 декабря «День Вооруженных Сил РФ, День ракетных войск стратегического назначения (РВСН)», 24 декабря «День варежки».
  • Беседы: «Наш округ и его символика», «Заповедники ХМАО», «Коренные жители ханты и манси».
  • Составление «матриц» для интеллект – карты: «Символика ХМАО – Югра», «Праздники нашего округа и коренных народов: ханты и манси», «Достопримечательности ХМАО-Югра».
  • Встреча с представителем заповедником «Малая Сосьва».

Январь

  • Мероприятия, приобщенные к датам:11 января «День заповедников и национальных парков», 13января «День российской печати», 14 января «Старый Новый год», 15 января «День бублика», 17 января «Памятная дата военной истории России», 27 января «День воинской славы России»
  • Беседы с просмотром презентаций: «Быт коренных народов ханты и манси», «Промысел народов ханты и манси», «Предметы быта русского быта», «Костюмы народов ханты и манси».

 Февраль

  • Мероприятия, приобщенные к датам: 2 февраля «День воинской славы России», 10 февраля «День памяти А. С. Пушкина», 13 февраля «Всемирный день радио», 20 февраля «1 день масленицы», 21 февраля «Международный день родного языка», 23 февраля «День защитника Отечества».
  • Беседы: «Животные нашего края», «Государственные праздники нашей страны», «Грибы, ягоды наших лесов»
  • Экскурсия в МБУ «Музей истории и этнографии».
  • Составление интеллект – карты «Ханты Мансийский автономный округ – Югра».

Март

  • Мероприятия приобщенные к дата: 3 марта «Всемирный день писателя», 8 марты «Международный женский день», 10 марта «Проводы зимы», «Суеват Пауль».15 марта «День добрых дел», 16 марта «Масленица», 20 марта «Международный день счастья», 21 «Всемирный день поэзии», 30 марта «Час Земли».

Апрель

  • Мероприятия приобщенные к дата: 1 Апреля «День смеха», 2 апреля «Международный день детской книги», 7 апреля «День памяти погибшим подводников», 10 апреля «День брата и сестры», 12 апреля «День космонавтики», 18 апреля «День памятников и выдающихся мест», 19 апреля «День российской полиграфии», 25 апреля «День дочери», 28 апреля «Вербное воскресенье».

Май

    2. Работа с родителями.

Мероприятие

Месяц реализации

Экскурсия в музей истории и этнографии.

март

Музей под открытым небом «Суеват Пауль». Проводы зимы.

10 марта

Посещение мероприятия «Вороний день»

30 марта

Игры народов севера, спортивное мероприятия.

май

          3. Взаимодействие с социальными партнерами

Мероприятие

Месяц реализации

Экскурсия в музей истории и этнографии.

февраль

Музей под открытым небом «Суеват Пауль».

март

Посещение МБУ Центральной библиотеки

апрель

Посещение мероприятия «Вороний день»

март

3 этап:

Продукты:

  • Интеллект – карта «Наш округ».
  • Интеллект – карта «Россия».

Диссеминация опыта: нет

Информация в интернете: НС Портал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ экономической культуры детей старшего дошкольного возраста по средством системы дидактических игр.

формирование основ безопасного поведения в социумеформирование позитивных установок к различным видам труда и творчестваформирование готовности к совместной деятельности...

СТАТЬЯ " Формирование основ экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста через реализацию проекта «Мусор – враг нашей планеты"

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предполагает формирование личности ребенка, его социальных, нравственных, интеллектуальных, физических качеств, самостоятельности и ответст...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ ГОРОДОМ

Ознакомление дошкольников с родным городом позволяет обогащать представления детей о прошлом и настоящем родного города, воспитать чувство любви и гордости, побудить детей проявлять естественный интер...

Презентация "Формирование основ экономической культуры детей старшего дошкольного возраста по средством системы дидактических игр, используя интеравктивный редактор «Сова»

Введение экономического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях — это не дань моде, а прежде всего необходимость еще в раннем возрасте дать детям представления об экономической культ...