Самообразование "Формирование основ патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством виртуальных экскурсий.»
материал (старшая группа)

Болатчиева Фатима Айсаевна

для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                            Тема

по

самообразованию.

Тема: «Формирование основ патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством виртуальных экскурсий.»

2019-2020 учебный год.

Срок реализации 3 года.

Болатчиева Фатима Айсаевна.

Воспитатель.

 «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Д. С. Лихачёв

        семья рис.jpg

   Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.

   Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

   Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…

   И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство. Встает вопрос – как обеспечить правильно воспитательную работу в ДОУ, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине? Для более плодотворной работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста необходимо использовать следующие пути и средства патриотического воспитания:

  • Непосредственное наблюдение социальной действительности (постоянное обогащения предметно-развивающей среды);
  • Художественную литературу и все виды искусства;
  • Народное творчество (приобщение детей к обычаям, традициям, культуре родного народа);
  • Привлечение семьи.

Актуальность темы:

   Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.

Цель:

   Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме: изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников 5-6 лет.

Задачи:

  1. Проанализировать литературу по данной теме.
  2. Изучить принципы патриотического воспитания детей 5-6 лет в детском саду.
  3. Разработать картотеку игр по патриотическому воспитанию детей 5-6 лет в детском саду.
  4. Оформить уголок по патриотическому воспитанию в группе.
  5. Ориентировать семью на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей.

   Период старшего дошкольного возраста благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период старшего дошкольного возраста благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т.к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Задачи патриотического воспитания дошкольников:

1. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.

2. Формирование чувства любви к своему родному городу на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям, знакомства с событиями и явлениями общественной жизни, историей государства.

3. Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России

4. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изо деятельность, художественное слово.

5. Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения государственной символики.

6. Формирование любви к своему народу, родному языку, народному творчеству.

7. Знакомство детей с географией, достопримечательностями родного города, с памятниками культуры и известными людьми.

   Работа по нравственному воспитанию должна проводится регулярно и в системе. Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.

Методы и формы работы:

  • беседа,
  • игры,
  • чтение художественной литературы,
  • творческое задание,
  • экскурсии в экспресс-музеи народного творчества,
  • художественное творчество,
  • трудовая деятельность,
  • работа с родителями,
  • театрализованная деятельность.

План работы на год 2019 – 2020 уч. год

Раздел

Сроки

Форма

Практические

плана

 

работы

выходы

 

 

 

 

 

 

Н.Ф. Виноградова 

 

 

 

 «Наша Родина»,

 

 

 

А.Д. Жариков 

 

 

 

«Растите детей

 

 

 

патриотами»,

 

 

 

Е.И. Корнеева 

 

 

 

"Фольклорные 

 

 

 

праздники и раз-

 

Изучение

 

влечения в пат-

 

методической

Сентябрь-

риотическом вос-

 

литературы

май

питании дошколь-

 

 

 

ников",

 

 

 

Е.Ю. Александро-

 

 

 

ва и др. "Система

 

 

 

патриотического

 

 

 

воспитания в ДОУ:

 

 

 

планирование, пе-

 

 

 

дагогические про-

 

 

 

екты, разработки

 

 

 

тематических за-

 

 

 

нятий и сценарии

 

 

 

мероприятий",

 

 

 

Е.К. Ривина

 

 

 

"Государственная

 

 

 

символика России",

 

 

 

Л.В. Логинова 

 

 

 

"Что может герб

 

 

 

нам рассказать?",

 

 

 

Л.А. Кодрикинский

 

 

 

"С чего начинается

 

 

 

Родина?",

 

 

 

Г. Зеленова, 

 

 

 

Л. Е. Осипова

 

 

 

"Мы живём в

 

 

 

России!"

 

 

 

Л. С. Куприна и др.

 

 

 

"Знакомство детей

 

 

 

с русским народ-

 

 

 

ным творчеством",

 

 

 

О. Л. Князева,

 

 

 

М. Д. Маханева

 

 

 

"Приобщение детей

 

 

 

к истокам русской

 

 

 

народной культу-

 

 

 

ры",

 

 

 

М. Ф. Литвинова

 

 

 

"Русские народные

 

 

 

подвижные игры

 

 

 

для детей дошколь-

 

 

 

ного и младшего

 

 

 

школьного возрас-

 

 

 

та: практич. посо-

 

 

 

бие",

 

 

 

М. А. Ключева

 

 

 

"Народные под-

 

 

 

вижные детские

 

 

 

игры",

 

 

 

С. В. Чиркова

 

 

 

"Родительские

 

 

 

собрания в детс-

 

 

 

ком саду. Стар-

 

 

 

шая группа"

 

 

 

Беседа по теме

Выставка рисунков

Работа

 

"СемьЯ"

"Моя семья"

с

Сентябрь

НОД по теме

Викторина "Моя

детьми

 

"Москва - столица

Москва"

 

 

нашей Родины"

 

 

 

Подборка дидак-

Картотека игр

 

 

тических игр по

 

 

 

патриотическому

 

 

 

воспитанию.

 

 

 

Беседа по теме

Выставка рисунков

 

 

"Моя улица"

"Улица, на которой я

 

Октябрь

 

живу"

 

 

НОД по теме

Составление фотоаль-

 

 

"Экскурсия по

бома "Моя прекрасная

 

 

Москве" с исполь-

Москва"

 

 

зованием ИКТ

 

 

 

Чтение художест-

Составление и разга-

 

 

венной литературы

дывание кроссвор-

 

 

Н. Асеев "Москва-

дов "Кремлёвские

 

 

Россия",

башни",

 

 

Н. Колпакова "Моя

"Улицы Москвы"

 

 

Москва",

 

 

 

В. Борисов "Моск-

 

 

 

ва - России краса"

 

 

 

Ознакомление с

Выставка работ

 

 

символикой

детского творчества:

 

Ноябрь

Москвы и России

коллективная аппли-

 

 

 

кация "Цветы России"

 

 

 

(наш флаг), рисование

 

 

 

"Герб Москвы"

 

 

Оформление угол-

Оформленный уголок

 

 

ка в группе детс-

с символикой России

 

 

кого сада "Моя

 

 

 

Родина - Россия"

 

 

 

Чтение художест-

 

 

 

венной литературы

 

 

 

А. Ишимова

 

 

 

"История России в

 

 

 

рассказах для

 

 

 

детей",

 

 

 

А. Пинчук

 

 

 

"Моя первая книж-

 

 

 

ка о России"

 

 

 

НОД по теме

Выставка рисунков

 

 

"Путешествие по

"Карта России"

 

Декабрь

городам России"

 

 

 

с использованием

 

 

 

ИКТ

 

 

 

Ознакомление с

Выставка работ

 

 

народными празд-

детского творчества

 

 

никами на Руси.

на тему Нового года и

 

 

 

Рождества

 

 

НОД по теме

Выставка рисунков

 

 

"Новый год

"Такой разный Дед

 

 

шагает по планете"

Мороз"

 

 

с использованием

 

 

 

ИКТ

 

 

 

Чтение художест-

 

 

 

венной литературы

 

 

 

В. Одоевский

 

 

 

"Мороз Иванович",

 

 

 

С. Маршак

 

 

 

"Двенадцать

 

 

 

месяцев",

 

 

 

П. Бажов

 

 

 

"Серебряное

 

 

 

копытце",

 

 

 

Прослушивание

 

 

 

музыкальных

 

 

 

произведений:

 

 

 

Р. Шуман "Зимой",

 

 

 

"Дед Мороз",

 

 

 

П. Чайковский

 

 

 

из цикла "Времена

 

 

 

года: "Декабрь.

 

 

 

Святки", из балета

 

 

 

"Щелкунчик":

 

 

 

"Утренняя молит-

 

 

 

ва", "Танец сне-

 

 

 

жинок", "Зимнее

 

 

 

утро",

 

 

 

Ознакомление с

Коллективное оформ-

 

 

обычаями и тради-

ление книги

 

Январь

циями русского

"Русское народное

 

 

народа

творчество"

 

 

НОД по теме

Развлечение

 

 

"Тайна бабушки-

"Игры наших бабушек"

 

 

ного сундука"

 

 

 

Беседа по теме

Совместное создание

 

 

"Русские обычаи -

книжки-малышки

 

 

взаимопомощь и

"Гостепреимство и

 

 

гостепреимство"

взаимопомощь в

 

 

 

пословицах и пого-

 

 

 

ворках"

 

 

Чтение художест-

 

 

 

венной литературы

 

 

 

Русские народные

 

 

 

сказки:

 

 

 

"Пузырь, соломин-

 

 

 

ка и лапоть",

 

 

 

"Зимовье зверей",

 

 

 

"Волшебное коль-

 

 

 

цо", "Сивка-бурка"

 

 

 

Знакомство детей

Выставка рисунков

 

 

с русскими народ-

"Сине-голубая Гжель"

 

Февраль

ными промыслами

 

 

 

Экскурсия в мини-

Совместное оформле-

 

 

музей детского

ние уголка в группе

 

 

сада

детского сада

 

 

 

"Изделия народных

 

 

 

мастеров России"

 

 

Подготовка к

Спортивный праздник,

 

 

празнику

посвящённый Дню

 

 

"День защитников

защитников Отечества

 

 

Отечества"

 

 

 

Беседа по теме

Выставка детских

 

 

"Моя мама - луч-

работ "Портрет

 

Март

шая на свете!"

мамы"

 

 

НОД по теме

Выставка детских

 

 

"Дорогая бабушка"

работ "Платочек для

 

 

 

любимой бабушки"

 

 

 

(аппликация)

 

 

Чтение художест-

 

 

 

венной литературы

 

 

 

Нанайская сказка

 

 

 

"Айога",

 

 

 

Ненецкая сказка

 

 

 

"Кукушка",

 

 

 

А. Милн

 

 

 

"Непослушная

 

 

 

мама",

 

 

 

Д. Габе "Моя

 

 

 

семья",

 

 

 

Е. Ранневая

 

 

 

"Доброта"

 

 

 

Проект "Большое

Викторина "Что вы

 

 

космическое

знаете о космосе?"

 

Апрель

путешествие"

 

 

 

Знакомство детей

Выставка детских

 

 

с известными

работ "Космос глазами

 

 

людьми

детей"

 

 

"Юрий Гагарин -

 

 

 

первый космонавт"

 

 

 

Беседа по теме

Коллективная аппли-

 

 

"Наш дом во

кация "Космический

 

 

Вселенной"

коллаж"

 

 

Чтение художест-

 

 

 

венной литературы

 

 

 

Главы из сказки

 

 

 

Н. Носова "Нез-

 

 

 

найка на Луне",

 

 

 

П. Клушанцев

 

 

 

"О чем рассказал

 

 

 

телескоп?",

 

 

 

В. Медведев

 

 

 

"Звездолёт "Брунь-

 

 

 

ка",

 

 

 

А. Леонов "Шаги

 

 

 

над планетой",

 

 

 

В. Бороздин "Пер-

 

 

 

вый в космосе",

 

 

 

В. Кащенко "Най-

 

 

 

ди созвездия"

 

 

 

Знакомство детей

Досуг, посвящённый

 

 

с главными празд-

Дню Победы

 

Май

никами России

 

 

 

НОД по теме

Создание альбома

 

 

"День Победы, как

"Наши герои"

 

 

он был от нас

 

 

 

далёк!"

 

 

 

Чтение художест-

 

 

 

венной литературы

 

 

 

С. Алексеев

 

 

 

"Первый ночной

 

 

 

таран", "Дом",

 

 

 

М. Исаковский

 

 

 

"Здесь похоронен

 

 

 

красноармеец",

 

 

 

А. Твардовский

 

 

 

"Рассказ танкиста",

 

 

 

А. Митяев

 

 

 

"Мешок овсянки",

 

 

 

С. Баруздин

 

 

 

"Слава",

 

 

 

К. Симонов «Сын

 

 

 

артиллериста"

 

 

 

Посиделки

Выставка совместных

Работа с

 

"Я - семья - род -

работ детей и роди-

семьёй

Сентябрь

народ!"

телей

 

 

Консультация

Стенгазета

 

 

"Узнай Москву

"Как ходили мы в

 

 

музейную"

музей"

 

 

Консультация

 

 

 

"Воспитание

 

 

Октябрь

маленького граж-

 

 

 

данина"

 

 

 

Консультация

Сбор фотографий с

 

 

"Прогулки по

прогулок по московс-

 

 

Москве"

ким улицам

 

 

Оформление аль-

Альбом

 

 

бома "История

"История Москвы"

 

Ноябрь

нашего города"

 

 

 

Консультация

 

 

 

"Что почитать с

 

 

 

ребёнком о симво-

 

 

 

лах государства?"

 

 

 

Консультация

 

 

 

"О старинных

 

 

Декабрь

русских обычаях

 

 

 

детям"

 

 

 

Семейный

Выставка ёлочных

 

 

конкурс

игрушек и поделок

 

 

"В мастерской

для украшения группы

 

 

Деда Мороза"

к новогоднему

 

 

 

празднику

 

 

 

 

 

 

Консультация

 

 

Январь

"Как объяснить

 

 

 

ребёнку смысл

 

 

 

пословиц и пого-

 

 

 

ворок"

 

 

 

Подбор иллюстра-

Книга "Русское народ-

 

 

ций для книги

ное творчество"

 

 

"Русское народное

 

 

 

творчество"

 

 

 

Сбор

Уголок в группе

 

 

экспонатов

детского сада

 

Февраль

для оформле-

"Изделия народных

 

 

ния уголка в груп-

мастеров России"

 

 

пе детского сада

 

 

 

Досуг для пап и

Коллаж

 

 

дедушек

"Мой папа (дедушка)

 

 

"День защитников

служил в армии"

 

 

Отечества"

 

 

 

Конкурс

Выставка работ,

 

 

"А ну-ка,

выполненных мамами

 

Март

девочки!"

и бабушками

 

 

 

детей

 

 

Работа по

Акция "Посади

 

 

благоустройству

дерево!"

 

Апрель

территории

 

 

 

детского сада

 

 

 

Консультация

Выставка совместных

 

 

"Читаем детям

работ детей и родите-

 

 

о космосе"

лей "Наша планета -

 

 

 

Земля"

 

 

Консультация

 

 

 

"Воспитание

 

 

Май

патриотических

 

 

 

чувств у дошколь-

 

 

 

ников"

 

 

 

Сбор фотографий

Альбом "Наши герои"

 

 

для оформле-

 

 

 

ния альбома

 

 

 

"Наши герои"

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Описание проекта "Наша Родина - Россия", его реализация и влияние на патриотическое воспитание....

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ ГОРОДОМ

Ознакомление дошкольников с родным городом позволяет обогащать представления детей о прошлом и настоящем родного города, воспитать чувство любви и гордости, побудить детей проявлять естественный интер...

Педагогический проект «Система работы в дошкольном образовательном учреждении по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

laquo;Система работы в дошкольном образовательном учреждении по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»...