МЕТОДЫ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (старшая, подготовительная группа)

Миронова Татьяна Михайловна

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. В содержании ФОП ДО отмечена острая необходимость активации процесса воспитания патриотизма дошкольников, потому что именно в детском возрасте закладываются чувство любви к Родине, система ценностей, жизненные ориентиры. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников – основа формирования будущего гражданина своей страны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_mironova_t.m.docx18.35 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДЫ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Т.М. Миронова

Президент РФ Владимир Путин в указе «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» поручил «...Создание к 2030 году условий для воспитания гармонично развитой, патриотичной и социально ответственной личности на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей...» [7 ].

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. В содержании ФОП ДО отмечена острая необходимость активации процесса воспитания патриотизма дошкольников, потому что именно в детском возрасте закладываются чувство любви к Родине, система ценностей, жизненные ориентиры. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников – основа формирования будущего гражданина своей страны [8].

Целевым ориентиром образования воспитанников в сфере гражданско-патриотического воспитания является формирование основ гражданственной зрелости, любви к Родине, уважения ценностей семьи, верности традициям, стремления к сохранению и преумножению исторических и культурных ценностей.

Данная задача может решаться в разных видах детской деятельности. Мы решили строить свою работу путем внедрения музейной педагогики в образовательный процесс, опираясь на интересный для дошкольников вид деятельности – создание мини-музея. В условиях дошкольной образовательной организации невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому в дошкольном учреждении мы организуем «мини-музеи». Часть слова «мини-» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, занимающей небольшое пространство и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность мини-музеев – участие в их создании воспитанников и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, старшие дошкольники проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Каждый мини-музей – познавательный центр, результат совместной работы педагогов, детей и родителей, а также – это эффективное средство духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Внедрение музейной педагогики в образовательный процесс предполагает создание музейной базовой среды в ДОУ, целью которой является сохранение исторического наследия и культуры, развитие краеведения. Музейная педагогика позволяет через экспонаты выставки раскрыть уникальную историю своей малой Родины, бережное отношение к культурному наследию своей страны, развивать чувство гордости за свой народ, способствует сохранению народных традиций, формированию потребности и способности самостоятельно осваивать окружающий мир.

Мини-музей – место, в котором собраны предметы и экспонаты, соответствующие содержанию музейной программы, доступные для детского восприятия и представляющие интерес для дошкольников.

Под мини-музеем понимается не просто выставки, а различные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, проведение досугов и праздников, исследовательскую и проектную деятельность.

Роль мини-музея в патриотическом воспитании велика:

- помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры;

- способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности;

- позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.

Мини-музеи позволяют педагогам сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. На базе мини-музея можно организовать кратковременные выставки. Дошкольники разных групп могут знакомиться с мини-музеями в других группах. При этом в старшей и подготовительной к школе группах экскурсии могут проводить сами дети. Дети старшего дошкольного возраста уже готовы к знакомству с миром музея. Задача воспитателя не только познакомить детей с правилами поведения в музее, но и учить их «общаться» с музейными экспонатами, внимательно слушать рассказ экскурсовода, задавать вопросы, обращать внимание на детали, уметь выделять главное, анализировать и сравнивать. А также бережно относиться к музейным экспонатам, видеть их уникальность и красоту, уважительно относиться к историческому и культурному наследию страны.

В МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №14» совместными усилиями педагогов и родителей воспитанников организован мини-музей краеведения «Мордовская изба», мини-музей Боевой Славы «Память поколений», мини-музей декоративно-прикладного искусства

Анализируя положительную динамику результатов нашего опыта работы по организации мини-музеев, мы пришли к выводу: использование средств музейной педагогики позволяет вести разноплановую работу с детьми, применять различные методики, использовать материалы для всех видов занятий.

Литература

  1. Байдина, Е. А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания. / Е. А. Байдина // Справочник старшего воспитателя. – 2013. – №2. – С.25-34.
  2. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие / М. Д. Маханева. – Москва: ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.
  3. Музейная педагогика. Из опыта методической работы / Под ред. А. И. Морозовой, О. В. Мельниковой. – Москва: ТЦ Сфера, 2006. – 416 с.
  4. Рыжова, Н.А. Мини -музей в детском саду / Н. А. Рыжова, Л. В. Логинова, А. И. Данюкова. – Москва: Линка – Пресс, 2010. – 96 с.
  5. Савотина, Н. А. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи в контексте музейной педагогики // Образование и Право. – 2024. – №5. – С. 471 – 477.
  6. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 10. – С.10-12.
  7. Указ Президента РФ от 07.05.2024 N 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» https://www.zakonrf.info/ukaz-prezident-rf-309-07052024/
  8. Федеральная образовательная программа дошкольного образования https://files.oprf.ru/storage/image_store/docs2022/programma15122022.pdf 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ ГОРОДОМ

Ознакомление дошкольников с родным городом позволяет обогащать представления детей о прошлом и настоящем родного города, воспитать чувство любви и гордости, побудить детей проявлять естественный интер...

Стендовый доклад "Методы музейной педагогики в формировании основ патриотического воспитания дошкольников" в подготовительной группе

В докладе представлены основные задачи с содержательной деятельностью и используемые методы в рамках проектной деятельности...

Методы музейной педагогики в формировании основ патриотического воспитания дошкольников (в рамках образовательного проекта «С чего начинается Родина…»)

Авторы: Михайлова Елена ВикторовнаОрганизация: ГБДОУ детский сад №73 Фрунзенского района Медведева Елена ГеоргиевнаОрганизация: ГБДОУ детский сад №62 Фрунзенского районаг. Санкт-ПетербургЦелевым ...

«Музейная педагогика как средство гражданско – патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».

Цель: гражданско - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики....