Консультация «Развитие детской самостоятельности и инициативности у детей младшего дошкольного возраста»
консультация (младшая группа)
«Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». (В. А. Сухомлинский)
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Развитие детской самостоятельности и инициативности у детей младшего дошкольного возраста»
Сальникова Н. В.
«Оставляйте всегда что-то недосказанное,
чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз
возвратиться к тому, что он узнал».
(В. А. Сухомлинский)
Самой актуальной проблемой в современной педагогике является формирование у детей дошкольного возраста самостоятельности и инициативности. Именно волевые качества личности – это стержень характера человека, поэтому их воспитанию нужно уделять серьёзное внимание. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены основные линии личностного развития ребёнка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество, а также принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
В соответствии с требованиями ФГОС основным принципом дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Самостоятельность ребёнка – это осуществление самим ребёнком определённой какой-то деятельности, процесс, делания (чего-либо). По мнению Е. О. Смирновой, самостоятельность – не столько умение исполнять какие-то действия без посторонней помощи, сколько способность постоянно вырываться за пределы своих возможностей; ставить перед собой новые задачи и находить их решение. Самостоятельность не означает полной свободы действий и поступков, она всегда заключена в рамки принятых в обществе норм и правил. Самостоятельность является важным качеством для будущей деятельности ребёнка.
Инициативность ребёнка – это такое свойство характера, когда происходит толчок, запуск к деятельности. Инициатива определяется как почин, первый шаг; это внутреннее побуждение к чему-то новому, внутренний порыв к изменениям, движениям. Поддержка инициативы является условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. Если инициатива со стороны ребёнка обычно рассматривается лишь как один из основных компонентов развития личности, то самостоятельность – более сложная черта характера, которая охватывает все стороны жизнедеятельности человека.
Необходимым условием для развития у ребёнка инициативного поведения является его воспитания в рамках развивающего, а не авторитарного общения со взрослыми. В своей группе используем педагогическое общение, основанное на принципах понимания, любви, и терпимости к детям, которое является условием полноценного развития самостоятельности и позитивной свободы.
Учитываем рекомендации психологов, которые установили, что каждому возрастному периоду жизни ребёнка соответствует своя «ведущая деятельность». Следует всячески поощрять любую инициативу ребёнка, стимулировать его действия, направлять, поддерживать. Ребёнок только тогда способен усвоить одно из главных правил самостоятельного поведения, когда его действия завершаются результатом.
Важно создать в группе разнообразную по содержанию доступную развивающую среду, с учётом возрастных особенностей детей. По мере необходимости моделируем и изменяем предметно-развивающую среду, вносим в неё мотивирующие элементы. Образовательная и игровая среда направлены на развитие и мотивацию к занятиям познавательно-исследовательской деятельностью. В младшем дошкольном возрасте приоритетной сферой проявления детской инициативы является самостоятельная познавательно-исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; развитие познавательного интереса, обогащение собственного познавательного опыта детей по восприятию окружающего мира. Развитие детской инициативы и самостоятельности в группе осуществляется с помощью: создания комфортной среды для свободного выбора детьми вида деятельности; оказания помощи детям, с целью поддержки детской самостоятельности и инициативы.
Важно сказать о совместной деятельности воспитателя с детьми, так как это одно из требований ФГОС ДО. Наша задача решать образовательные задачи в совместной партнёрской деятельности с детьми, создавать условия для свободной самостоятельной деятельности дошкольников. При этом следует уважать мнение каждого ребёнка, в общении отдавать предпочтение диалогу с детьми, предоставлять детям свободу выбора (деятельности, партнёра, материала).
Совместную деятельность с детьми мы реализуем посредством различных видов детской деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, двигательной, коммуникативной, восприятия художественной литературы, музыкальной, трудовой). Выбираем формы и методы работы в зависимости от возрастных особенностей детей, их уровня освоения образовательной программы. В процессе организации совместной деятельности важно соблюдать ряд условий. По мнению Н. А. Коротковой: воспитатель включён в деятельность наравне с детьми; дошкольники участвуют в деятельности добровольно; дети свободно двигаются и перемещаются; образовательная деятельность имеет открытый временный конец (каждый ребёнок работает в своём темпе). Когда воспитатель выполняет эти условия, ребёнок чувствует и осознаёт свою успешность в любом виде детской деятельности.
Развитие и поддержка инициативы детей, самостоятельности эффективно позволяют решать поставленные задачи, развивающие методы и приёмы:
- Ситуативные разговоры с детьми;
- Наблюдения;
- Моделирование;
- «Погружение» в запахи, звуки, краски;
- Подражание голосам и звукам природы;
- Дидактические игры, обучающие, творческие, развивающие;
- Опыты, игры-эксперименты;
- Использование художественного слова;
- Игровые действия, трудовые поручения.
Рассмотрим на примере исследовательскую деятельность.
Дети младшего дошкольного возраста познают мир по принципу: что вижу, с чем действую, то и познаю. С удовольствием знакомятся со свойствами материалов, объектами неживой природы: «Где живёт вода? «Для чего она нужна?», «Тонет-плавает», «Почему сухой песок сыплется, мокрый – нет?». В процессе исследовательской деятельности дети узнают, что вода прозрачная, без вкуса, не имеет формы, льётся; тяжёлые предметы в ней тонут, лёгкие - плавают; бумагу можно смять, порвать, в воде она намокает; ткань мнется, рвётся, режется, бывает мокрая, высыхает; дерево твёрдое, прочное, бывает гладкое, шероховатое, в воде плавает. В ходе опытов-экспериментов даём возможность, удовлетворит любознательность детей, предлагаем высказать свои предположения, почему так происходит, самостоятельно поучаствовать в игре-эксперименте. Исследовательская деятельность детей позволяет развивать у детей умение действовать самостоятельно, повышает познавательный интерес; даёт возможность не сдерживать инициативу детей; позволяет самим сделать свои «маленькие открытия». Организуя в группе познавательно-исследовательскую деятельность, прежде всего, обращаем внимание на создание условий, подбор необходимых материалов и оборудования; проявляем искренний интерес к исследовательской деятельности, выбранной детьми; обязательно задаём и отвечаем на вопросы «маленьких исследователей»; предоставляем возможность свободного выбора вида деятельности.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребёнка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребёнку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Установление доброжелательных отношений в группе детей и за её границами (между педагогами и родителями) обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребёнка, овладение культурными средствами деятельности и способами коммуникации, поддержку образовательных инициатив семьи в развитии культурных практик совместного познания, чтения, игры, продуктивной деятельности.
Для эффективности работы с детьми, важна вовлеченность родителей в воспитательно-образовательный процесс, повышения уровня их педагогической компетентности.
Как писал К. Е. Тимирязев: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».
Таким образом, формирование у детей дошкольного возраста самостоятельности и инициативности является важным аспектом в работе воспитателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Условия формирования инициативности у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Формирование инициативы как черты личности является важной проблемой в теории воспитании и обучения. Так, ФГОС дошкольного образования, поддержку инициативы детей в различных видах деятельности, опред...
Опыт работы«Развитие самостоятельности и самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста»
опыт...
Мастер-класс «Создание ситуации выбора как одно из педагогических условий развития самостоятельности и инициативности у детей младшего дошкольного возраста в игре»
Детская инициатива в игре проявляется в самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Ребенок может выбрать игру по желанию, по своим интересам. Для этого мы должны создать РППС, учи...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ "Развитие самостоятельности и инициативности у детей старшего дошкольного возраста в художественно – речевой деятельности через словесное творчество в рамках реализации литературного клуба «Книголюб».
В ФГОС (п.1.4.) указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Поддержка самостоятельности и инициативы являет...
Консультация для родителей«Воспитание самостоятельности и инициативности у детей старшего дошкольного возраста»
Что такое самостоятельность?Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своегоребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитыватьэто качество нужно гораздо раньше &md...
Конспект открытого занятия «Развитие самостоятельности и трудолюбия у детей младшего дошкольного возраста» Тема: «Наши главные помощники» 2-я младшая группа
Основные задачи занятия : учить выполнять простейшие поручения.Прививать любовь к труду,развивать навыки самообслуживания.Желание доводить начатое дело до конца.Развивать внимание, мышление, воображен...