Условия формирования инициативности у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике по теме
Формирование инициативы как черты личности является важной проблемой в теории воспитании и обучения. Так, ФГОС дошкольного образования, поддержку инициативы детей в различных видах деятельности, определяет одним из основных принципов дошкольного образования и необходимым условием для создания социальной ситуации развития детей .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_titova.docx.doc | 22.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Условия формирования инициативности у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Титова Марина Владимировна
Воспитатель ГБОУ Гимназия №1619 имени М.И.Цветаевой
Дошкольное отделение №1256, подразделение Фрайбург
Формирование инициативы как черты личности является важной проблемой в теории воспитании и обучения. Так, ФГОС дошкольного образования, поддержку инициативы детей в различных видах деятельности, определяет одним из основных принципов дошкольного образования и необходимым условием для создания социальной ситуации развития детей [1].
Согласно толковому словарю русского языка: «инициативность» - способность к самостоятельным, активным действиям, предприимчивость; «инициатива» (фр. initiative, лат. initiare) - почин, руководящая роль в каких-либо действиях [2]. Следовательно, инициатива детей - это врожденное качество, потому что, чтобы они ни делали, - это все "первый шаг", всё впервые.
Получается дети от природы инициативны?
В «Справочнике по психологии и психиатрии детей и подростков» «инициативность» определяется, как «характеристика деятельности, поведения и личности человека, означающая способность действовать по внутреннему побуждению» [3]. Зеньковский В.В. в своей книге «Психология детства» [4] пишет о том, что общая задача воспитания может быть сформулирована, как содействие развитию активности в ребенке. Инициатива рассматривается им как один из основных компонентов развития активной личности ребенка.
Ильин Е.П. рассматривает инициативность как частный случай самостоятельности [5]. В то время, как Годин Г.Н., Елисеева З.Н. считают самостоятельность одним из критериев инициативы [6.7].
В общем смысле, инициативность показывает развитие деятельности и личности, особенно на ранних этапах ее развития. Инициативный ребенок полностью владеет своими интеллектуальными операциями, обычно сразу видит, какой способ действия надо использовать; обнаруженная ребенком закономерность становится для него самостоятельной проблемой; проявляется интерес к сущности явлений и процессов, к установлению причинно-следственных связей, закономерностей; ребенок готов творчески подойти к работе над задачей, умеет рефлексировать основания поиска, приводящего к обнаружению верного решения.
Как же сформировать инициативность у ребенка?
Дошкольный возраст ребенка является благоприятным для формирования инициативности. Начиная с кризиса трех лет и появления феномена "я сам", наиболее благоприятный, самой природой установленный период. Инициатива детей в этом возрасте сама находит выход в различных играх и физической активности.
Важно не путать инициативность с самостоятельностью, хотя эти понятия очень и очень близкие. Самостоятельность ребенка - это само осуществление какой-то деятельности, это процесс. Тогда как инициативность - это такое свойство характера, когда происходит толчок, запуск деятельности.
Поэтому инициативность - это внутреннее побуждение к чему-то новому, это внутренний порыв к изменениям и движению. Но опять же не нужно путать инициативность с импульсивностью. Импульсивность часто бессознательна, тогда как инициатива чаще осознанна. Ребенок просчитывает будущие шаги, а потому инициативность требует определенного уровня развития памяти, мышления и воли, умения планировать.
Современная ситуация в системе дошкольного образования характеризуется активными поисками путей формирования инициативности у детей.
Главное в развитие инициативности детей - доброжелательное отношение взрослых, которые должны всеми силами поддерживать и развивать это качество личности. Но инициативность должна быть разумной и нравственно оправданной.
Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении и игровой деятельности. Инициативный ребенок стремится к организации игр и содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.
Именно игры - подвижные, интеллектуальные, коммуникативные - будят мышление и дух ребенка, активизируют его ресурсы и потенциалы. Кроме того, очень важным является тот момент, когда ребенок САМ инициирует игру - со взрослым или другими детьми.
Вообще у инициативности и игры есть общее сходство: они могут быть реализованы только на добровольной основе. В игре дети проявляют много инициативы. Причем каждый выступает с инициативой не один раз:
- предлагая ту или иную игру; организовывая ее (выбирая место, приглашая игроков); следя за соблюдением правил; давая оценку игре или игрокам;
- в приобретении или изготовлении инвентаря, игрушек и т.д.;
- в поиске новых игр;
- в отношениях играющих с окружающими и между играющими и др.
Для формирования инициативы у детей в игровой деятельности такие исследователи как Зворыгина Е.В., Печора К.Л. предлагают использовать косвенные методы руководства, например, метод проблемных ситуаций [7]. Метод проблемных ситуаций во многом способствует развитию мыслительных процессов, познавательной активности во время игры.
Наиболее ярко инициативность проявляется в играх с правилами. Задача воспитателя в руководстве таких игр - мотивировать игровые действия детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясь в игры детей. В роли организатора игры воспитатель вводит правила в жизнь ребенка, а в роли отстраненного наблюдателя - анализирует и контролирует действия детей. Только совмещение этих ролей может обеспечить развитие воли, произвольности, самостоятельности дошкольников.
Таким образом, сформировать инициативу у детей младшего дошкольного возраста возможно при выполнении следующих условий:
- вся работа с детьми должна быть направлена на формирование инициативной личности, особенно в ведущем виде деятельности игре;
- основным методом руководства игрой для формирования инициативы, является метод проблемных ситуаций;
- выявление ошибок в руководстве игрой у воспитателей и их коррекция.
Библиографический список
- Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова - М.: Советская энциклопедия, 1983 г. – С. 164.
- Смирнова Е. Современный дошкольник - особенности игровой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2002. - №4 - С. 70-73.
- Справочник по психологии и психиатрии детей и подростков / Под ред.Ф.Ю. Изиркина - М.: Питер, 1999 г
- Зеньковский В.В. Психология детства - М.: Академия, 1995 г.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000.г
- .Елисеева З.В. Педагогические условия воспитания самостоятельности у детей раннего возраста в семье: Автореферат диссертации канд. пед. наук - М., 1998 г.
- Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей - М.: Просвещение, 1988 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья. Проект направлен на создание в группе игровой обстановки для эффективного их формирования....
«Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»
Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние п...
Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности».
Математика содержит уникальным развивающим эффектом. «Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!» Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображ...
Формирование интереса у детей младшего дошкольного возраста к изобразительной деятельности в условиях семьи
Как установили психологи, познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка познать новое, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их...
Перспективный план работы по самообразованию «Формирование экологической культуры детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности с использованием маркеров игрового пространства»
Экологические игры — это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании игровой деятельности детей, стимулирующая высокий уровень мотивации, ин...
Формирование культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность по средствам объемной модели.
Представляем вашему вниманию мастер - класс и презентацию по формированию у детей кгн при помощи объемной модели....
Презентация на тему "Формирование к.г.н. у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности"
Значение кгн в развитии ребёнка...