Условия формирования инициативности у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике по теме

Титова Марина Владимировна

Формирование инициативы как черты личности является важной проблемой в теории воспитании и обучения. Так, ФГОС дошкольного образования, поддержку инициативы детей в различных видах деятельности, определяет одним из основных принципов дошкольного образования и необходимым условием для создания социальной ситуации развития детей .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_titova.docx.doc22.47 КБ

Предварительный просмотр:

Условия формирования инициативности у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Титова Марина Владимировна

Воспитатель ГБОУ Гимназия №1619 имени М.И.Цветаевой

Дошкольное отделение №1256, подразделение Фрайбург

Формирование инициативы как черты личности является важной проблемой в теории воспитании и обучения. Так, ФГОС дошкольного образования, поддержку инициативы детей в различных видах деятельности, определяет одним из основных принципов дошкольного образования и  необходимым условием для создания социальной ситуации развития детей [1].

Согласно толковому словарю русского языка: «инициативность» - способность к самостоятельным, активным действиям, предприимчивость; «инициатива» (фр. initiative, лат. initiare) - почин, руководящая роль в каких-либо действиях [2]. Следовательно, инициатива детей - это врожденное качество, потому что, чтобы они ни делали, - это все "первый шаг", всё впервые.

Получается дети от природы инициативны?

В «Справочнике по психологии и психиатрии детей и подростков» «инициативность» определяется, как «характеристика деятельности, поведения и личности человека, означающая способность действовать по внутреннему побуждению» [3]. Зеньковский В.В. в своей книге «Психология детства» [4] пишет о том, что общая задача воспитания может быть сформулирована, как содействие развитию активности в ребенке. Инициатива рассматривается им как один из основных компонентов развития активной личности ребенка.

Ильин Е.П. рассматривает инициативность как частный случай самостоятельности [5]. В то время, как Годин Г.Н., Елисеева З.Н. считают самостоятельность одним из критериев инициативы [6.7].

В общем смысле, инициативность показывает развитие деятельности и личности, особенно на ранних этапах ее развития. Инициативный ребенок полностью владеет своими интеллектуальными операциями, обычно сразу видит, какой способ действия надо использовать; обнаруженная ребенком закономерность становится для него самостоятельной проблемой; проявляется интерес к сущности явлений и процессов, к установлению причинно-следственных связей, закономерностей; ребенок готов творчески подойти к работе над задачей, умеет рефлексировать основания поиска, приводящего к обнаружению верного решения.

Как же сформировать инициативность у ребенка?

Дошкольный возраст ребенка является благоприятным для формирования инициативности. Начиная с кризиса трех лет и появления феномена "я сам", наиболее благоприятный, самой природой установленный период. Инициатива детей в этом возрасте сама находит выход в различных играх и физической активности.

Важно не путать инициативность с самостоятельностью, хотя эти понятия очень и очень близкие. Самостоятельность ребенка - это само осуществление какой-то деятельности, это процесс. Тогда как инициативность - это такое свойство характера, когда происходит толчок, запуск деятельности.

Поэтому инициативность - это внутреннее побуждение к чему-то новому, это внутренний порыв к изменениям и движению. Но опять же не нужно путать инициативность с импульсивностью. Импульсивность часто бессознательна, тогда как инициатива чаще осознанна. Ребенок просчитывает будущие шаги, а потому инициативность требует определенного уровня развития памяти, мышления и воли, умения планировать.

Современная ситуация в системе дошкольного образования характеризуется активными поисками путей формирования инициативности у детей.

Главное в развитие инициативности детей -  доброжелательное отношение взрослых, которые должны всеми силами поддерживать и развивать это качество личности. Но инициативность должна быть разумной и нравственно оправданной. 

Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении и игровой деятельности. Инициативный ребенок стремится к организации игр и содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.

Именно игры - подвижные, интеллектуальные, коммуникативные - будят мышление и дух ребенка, активизируют его ресурсы и потенциалы. Кроме того, очень важным является тот момент, когда ребенок САМ инициирует игру - со взрослым или другими детьми.

Вообще у инициативности и игры есть общее сходство: они могут быть реализованы только на добровольной основе. В игре дети проявляют много инициативы. Причем каждый выступает с инициативой не один раз:

  • предлагая ту или иную игру; организовывая ее (выбирая место, приглашая игроков); следя за соблюдением правил; давая оценку игре или игрокам;
  • в приобретении или изготовлении инвентаря, игрушек и т.д.;
  • в поиске новых игр;
  •  в отношениях играющих с окружающими и между играющими и др.

Для формирования инициативы у детей в игровой деятельности  такие исследователи как Зворыгина Е.В., Печора К.Л. предлагают использовать косвенные методы руководства, например, метод проблемных ситуаций [7]. Метод проблемных ситуаций во многом способствует развитию мыслительных процессов, познавательной активности во время игры.

Наиболее ярко инициативность проявляется в играх с правилами. Задача воспитателя в руководстве таких игр - мотивировать игровые действия детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясь в игры детей. В роли организатора игры воспитатель вводит правила в жизнь ребенка, а в роли отстраненного наблюдателя - анализирует и контролирует действия детей. Только совмещение этих ролей может обеспечить развитие воли, произвольности, самостоятельности дошкольников.

Таким образом, сформировать инициативу у детей младшего дошкольного возраста возможно при выполнении следующих условий:

  • вся работа с детьми должна быть направлена на формирование инициативной личности, особенно в ведущем виде деятельности игре;
  • основным методом руководства игрой для формирования инициативы, является метод проблемных ситуаций;
  • выявление ошибок в руководстве игрой у воспитателей и их коррекция.

Библиографический список

  1. Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова - М.: Советская энциклопедия, 1983 г. – С. 164.
  2. Смирнова Е. Современный дошкольник - особенности игровой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2002. - №4 - С. 70-73.
  3. Справочник по психологии и психиатрии детей и подростков / Под ред.Ф.Ю. Изиркина - М.: Питер, 1999 г
  4. Зеньковский В.В. Психология детства - М.: Академия, 1995 г.
  5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000.г
  6. .Елисеева З.В. Педагогические условия воспитания самостоятельности у детей раннего возраста в семье: Автореферат диссертации канд. пед. наук - М., 1998 г.
  7. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей - М.: Просвещение, 1988 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья. Проект направлен на создание в группе игровой обстановки для эффективного их формирования....

«Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»

 Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние п...

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности».

Математика содержит уникальным развивающим эффектом. «Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!» Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображ...

Формирование интереса у детей младшего дошкольного возраста к изобразительной деятельности в условиях семьи

Как установили психологи, познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка познать новое, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их...

Перспективный план работы по самообразованию «Формирование экологической культуры детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности с использованием маркеров игрового пространства»

Экологические игры — это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании игровой деятельности детей, стимулирующая высокий уровень мотивации, ин...

Формирование культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность по средствам объемной модели.

Представляем вашему вниманию мастер - класс и презентацию по формированию у детей кгн при помощи объемной модели....