Формирование интереса у детей младшего дошкольного возраста к изобразительной деятельности в условиях семьи
консультация (младшая, средняя группа)

Лисуненко Виктория Владимировна

Как установили психологи, познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка познать новое, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения. Доказано, что основа познавательного интереса - это активная мыслительная деятельность. Под влиянием познавательного интереса ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность в решении умственной или практической задачи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_6_lisunenko.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование  интереса  у детей младшего  дошкольного возраста  к изобразительной деятельности  в условиях семьи

Лисуненко Виктория Владимировна, воспитатель ГБОУ "Школа № 842"

ФГОС дошкольного образования ставит перед педагогами задачу - воспитание гармонично развитой, творческой личности, способной к преобразующей деятельности. А для реализации этой задачи, прежде всего, необходимо сформировать у ребенка предпосылки к творчеству. Необходимо руководствоваться такими методами и приемами, которые помогут возбудить у детей интерес к деятельности, вызвать положительное эмоциональное отношение к такой деятельности. Интерес, как мотивацию к изобразительной деятельности, рассматривали такие педагоги, как Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Г.Г. Григорьева [6].

 Они говорили о том, что в изобразительной деятельности при наличии интереса, у детей появляется желание оценить свои работы, заметить в них разнообразие форм, яркость цветосочетаний, ритмический повтор, расположение в пространстве. А все это ребенок сможет увидеть и дальше совершенствовать в том случае, когда ему интересно. У него должен появиться интерес - мотив к дальнейшей деятельности.

При разработке программ по обучению детей изобразительной деятельности, ученые, занимавшиеся проблемами интереса, главной задачей по обучению детей младшего дошкольного возраста выделяют - формирование интереса. Формирование интереса у младших дошкольников к изобразительной деятельности, как одна из главных задач, выделена и в  программах нового поколения.

Ученые педагоги и психологи указывали, что без интереса нет творческой и эмоциональной, приносящей ребенку радость, деятельности.

В основе интереса лежат мотивы. Мотив - это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей.

Мотивационная сфера ребенка начинает развиваться в начале дошкольного возраста. Но все же поведение младшего дошкольника еще мало чем отличается от поведения детей раннего возраста: он действует большей частью под влиянием ситуативных эмоций и желаний, вызываемых самыми различными причинами [20].

На основе этого следует, что для того, чтобы сформировать стойкие мотивы, необходимо создать для этого положительные условия. Прежде всего, для формирования мотивации к изобразительной деятельности, необходимо вызвать интерес к этой деятельности и закрепить его.

А, как доказано педагогами и психологами, интерес к изобразительной деятельности появляется у детей в раннем возрасте. И, как считают психологи, главное - поддержать этот интерес, способствовать его закреплению, чтобы не погасить огонек детского любопытства, стремление к познанию нового и интересного.

Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте и продолжает развиваться в дошкольном. Н.П. Сакулина объясняет, что первые рисунки возникают в зависимости от того, когда взрослый дает ребенку бумагу и карандаш, это же касается и лепки [18].

Если вовремя создать условия для проявления и становления изобразительной деятельности, то она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка. С развитием деятельности растет и развивается сам ребенок.

Как установила Г.Г. Григорьева, развитие датской изобразительной деятельности теснейшим образом связано с развитием общей мотивационно-потребностной сферы личности ребенка [5].

Как утверждает Г.Г. Григорьева, процесс освоения изобразительной деятельности малышом, есть процесс становления его как субъекта этой деятельности. При этом реализуются субъектно-объектные отношения в процессе восприятия изображаемых предметов и при воплощении их в образах. Одновременно, в процессе овладения деятельностью, реализуются и субъект-субъектные отношения. Это происходит с развитием мотивов деятельности [5].

Из этого можно сделать вывод о том, что при правильном взаимодействии взрослого с ребенком, появляется познавательный интерес.

Как установили психологи, познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка познать новое, выяснить непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения. Доказано, что основа познавательного интереса - это активная мыслительная деятельность. Под влиянием познавательного интереса ребенок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность в решении умственной или практической задачи.

Г.Г. Григорьева выделила ступени развития интереса к изобразительной деятельности ребенка на начальных этапах:

1. Ярко выраженный интерес малыша к изобразительному материалу и познавательные действия с ним. Этот этап, по мнению ученой, прежде всего, должен предусматривать свободу действий малыша с различными материалами, поддерживать его интерес к "экспериментированию" с этими материалами.

2. Интерес ребенка к действиям взрослого с материалами. Подражание взрослым, основанное на потребности в общении с ними, на интересе к действиям с материалами.

3. Интерес малыша к следу, оставляемому на бумаге, и появлению ассоциативного образа. Этот этап предусматривает предшествующую работу с детьми: ознакомление с окружающим, наблюдения, рассматривание картинок, предметов.

4. Появление первых замыслов, принятие малышом самостоятельного решения что-либо нарисовать, слепить, выложить узор.

5. Проявление в содержании детской изобразительной деятельности интереса к предметному миру [5].

Уже к концу третьего года жизни малыш проявляет большой интерес к изобразительной деятельности, понимает, что в рисунке, через лепку, выкладывание форм, он может воплотить любое содержание. При условии систематического использования изобразительного материала, он овладевает, под руководством взрослого, элементарной техникой работы с карандашом, кистью, красками, глиной, пластилином. Действия ребенка с материалами достаточно свободные, смелые, уверенные. Он смело и самостоятельно рисует и лепит все, что хочет, с уверенностью в том, что у него получается прекрасно. Такое чувство необходимо всячески поддерживать, развивать. Это важное условие становления большей самостоятельности, предпосылка творческих проявлений ребенка в изобразительной деятельности [15].

В ходе различных исследований педагогов и психологов было установлено, что в этом возрасте изобразительная деятельность направляет комплекс мотивов: интерес к материалам, особенно если материалы обновляются; подражание сверстникам и взрослым; интерес к их деятельности и др. Все эти мотивы становятся побуждением к изобразительной деятельности дошкольника. Каждый из них актуализируется в тех или иных ситуациях, занимая иногда ведущее место.

Однако ведущим, главным мотивом постепенно становиться интерес к предметам, событиям, явлениям, которые ребенок пытается изображать. В этот период, как утверждают психологи и педагоги (Е.А. Флерина, В.С. Выготский, Н.П. Сакулина, Г.Г. Григорьева и др.), объединяется мотив игры и изобразительной деятельности. Это - потребность "пережить значимые для него стороны деятельности", еще раз вернуться к тем предметам, явлениям, событиям, которые удивили, заинтересовали, поразили, порадовали малыша в обычной жизни. В процессе реализации данного мотива, ребенок использует дополнительные средства: речь, игру и др.; легко и эмоционально передает это содержание [21].

Итак, изобразительная деятельность имеет значение в развитии общей мотивационно-потребностной сферы личности ребенка. Происходит этот процесс на основе формирования и закрепления у детей определенных мотивов к деятельности. А такие устойчивые мотивы могут формироваться в том случае, если ребенку интересна сама деятельность. Таким образом, интерес является фундаментом формирования мотивов ребенка, вне зависимости от деятельности, к которой он проявляется и имеет большое значение, как будущая мотивация.

Младшему дошкольнику любопытно все яркое, красочное, неожиданное. И этим необходимо воспользоваться, чтобы любопытство переросло в любознательность к чему-то новому, неизведанному. Такого перехода может и не произойти, если роль ребенка ограничена всего лишь пассивным созерцанием окружающего.

Для того, чтобы проявилась активность дошкольника, необходимо, чтобы его интерес к изобразительной деятельности проявлялся через экспериментирование. Это является следующей особенностью. Экспериментирование способствует стремлению ребенка к изменению, перестройке чего-либо в деятельности, что наиболее ярко проявляется в изобразительной деятельности. В изобразительной деятельности ребенок может создать с помощью экспериментирования новые образы, материалы. А все это способствует развитию детского творчества, фантазии. В.С. Выготский говорил, что творчество выступает как универсальная способность, направленная на развитие и закрепление интереса, обеспечивающее успешное выполнение самых разнообразных форм деятельности[16].

Последняя особенность, на которую указывают исследователи особенностей личности ребенка младшего дошкольного возраста - это атмосфера увлеченности и склонность детей к подражательности. Увлеченность взрослых, членов семьи, воспитателей в детском саду определенной деятельностью, способствует проявлению интереса у ребенка к такой же деятельности. Очень часто приходится наблюдать, что дети в детском саду занимаются тем же, что и воспитатель: воспитатель постоянно что-то рисует, лепит, вырезает, мастерит - и дети стремятся к этому, они требуют краску, бумагу, пластилин и действуют с ними; воспитатель поет, и дети поют, воспитатель танцует, и дети танцуют. Тоже касается и семьи. Ведь нередки случаи, когда в семье художника вырастает художник, а в семье музыканта - музыкант[18].

Таким образом, от характера предпочтений и интересов педагогов и родителей, у детей формируется интерес  к определенному виду деятельности. Формирование интереса так же зависит от окружения ребенка: это, прежде всего, условия, которые создает педагог в группе (необходимый материал, работа по приобщению детей к изобразительному искусству, проведение кружковой работы, работы с мини группами, индивидуальная работа, организация самостоятельной художественной деятельности и т.д.) – и, самое главное, желание ребенка заниматься этой деятельностью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.        Александрова, Н., Брыкина, Е. К. Народное искусство – детям [Текст] /  Н. Александрова, Е. Брыкина,  Н. Губанова, Н. Зацепина, И. Комарова, Т. Комарова, И. Куланина, Г. Новикова, О. Соломенникова –М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 232 с.

2.        Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок [Электронный ресурс]: монография / Н.А. Ветлугина. – URL: https://www.twirpx.com/file/1576434/ (дата обращения: 23.02.2018)

3.        Винникова Г.И. Занятия с детьми 2—3 лет. Развитие речи, ИЗО, художественная литература [Текст] / Винникова Г.И. –М.: 2018 г.

4.        Выготский, Л.С.   Психология развития человека[Электронный ресурс]. - URL: http://www.studfiles.ru/preview/4617610/ (дата обращения 14.03.2016).

5.        Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной  дея-тельности[Электронный ресурс]: учебное пособие / Г.Г. Григорьева. - URL: https://megalektsii.ru/s1753t8.html ( дата обращения: 23.02.2018)

6.        Дудко, Е.А. Рисуй со мной. Парциальная программа художественно-эстетического развития детей раннего возраста. 1-3 года. [Текст] / Дудко, Е.А. –М.: ФГОС, 2018.

7.        Зверева, О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста[Текст]  : учебник для академического бакалавриата / О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 219 с.

8.        Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебник / С.А. Козлова,  Т.А. Куликова -М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 416 с.

9.        Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. 2-7 лет. ФГОС [ Текст]: методическое пособие / Комарова, Т.С.  – М.: Мозаика-Синтез, 2018. – 112 с.

10.        Копцева, Т.А.,  Развитие воображения дошкольников 3–7 лет в изобразительной деятельности [Текст] / Т.А. Копцева,  Н.В. Серых,  О.Н. Фомина. -М.: ДРОФА, 2014. – 168 с.

11.        Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание [Электронный ресурс]: - URL: https://docviewer.yandex.ru (дата обращения 14.02.2016).

12.        Курочкина, Н.А. Знакомим детей с живописью. Портрет. Выпуск 2. Старший дошкольный возраст (5-7 лет). [Текст] / Курочкина, Н.А. –М.:ДЕТСТВО-ПРЕСС , 2018. –  16 с.+8 цв.ил.

13.        Курочкина, Н.А. Знакомим детей с живописью. Сказочно-былинный жанр. Старший дошкольный возраст (6-7 лет). [Текст] / Курочкина, Н.А. –М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018. – 24 с.+8 цв.ил.

14.        Леонова, Н.Н.  Художественно-эстетическое развитие детей в младшей и средней группах ДОУ. Перспективное планирование, конспекты. ФГОС [Текст] / Леонова, Н.Н. –М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.- 320 с.

15.        Леонова, Н.Н. Мир природы родной страны. Планирование, содержание занятий по художественному краеведению. 5-7 лет. ФГОС [Текст] / Леонова, Н.Н. –М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018. –   256 с. + 16  цв. вкл.

16.        Литвинова, О. Э. Художественно-эстетическое развитие ребенка раннего  дошкольного возраста ( изобразительная деятельность) ФГОС  [Текст] / Литвинова О.Э. –М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.-128 с.

17.        Лихачев,Б.Т.  Педагогика: Курс лекций [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК/ Б.Т. Лихачев. —- URL: http://www.p-lib.ru/pedagogika/lekcii_po_pedagogike/index_lekcii_po_pedagogike.html                                       ( дата обращения: 23.02.2018)

18.        Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Первая младшая группа. [Текст] / Лыкова, И.А. –М.: Цветной Мир, 2014. –С. 122-126.

19.        Недвецкая, М.Н. Методы повышения педагогической культуры родителей [Текст] / М.Н. Недвецкая // Основы семейного воспитания / В.П. Сергеева и др.; ред. В.П. Сергеева. – М.: Академия, 2010. – С. 112–139.

20.        Осипова, Л.Е. Работа детского сада с семьей [Текст] / Л.Е. Осипова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2011. –  72 с.

21.        Павлова, О.В. Комплексные занятия по изобразительной деятельности по программе "От рождения до школы" Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет) [Текст] /О.В. Павлова; под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. –М.: Мозаика-Синтез, 2017. - 79 с.

22.        Психология семьи [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки 030300 Психология ФГОС ВПО /Н.В. Гребенникова, Е.В. Гурова, Е.И. Захарова,  Е.Г. Суркова и др.; под ред. Е.Г. Сурковой. – М.: Издательство «Академия», 2014. -  240 с.

23.        Светоносова, Л.Г. Понятие и структура педагогической культуры родителей [Текст] / Л.Г. Светоносова // Личность в современном мире: материалы междунар. науч.-практ. заоч. конф. (15 апр. 2013 г. ; Шадринск) / сост. И.А. Тютюева. – Шадринск: Шадринский Дом Печати, 2013. – С. 142–145.

24.        Содружество детей и взрослых [Текст]: методический комплекс для детского сада / под ред. Н.В. Микляевой, Н.Ф. Лагутиной: В 2 кн. Кн. 2. – М.: ТЦ Сфера, 2013. –  128 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие изобразительной деятельности в семье

Консультация для родителей как организовать полноценную изо деятельность в домашних условиях...

Консультация для родителей "Развитие изобразительной деятельности в семье"

Родителям важно помогать детям обогащать опыт  новыми художественными впечатлениями. Этому способствует создание в семье благоприятных условий для развития у ребенка самостоятельности, проявлений...

Консультация для родителей "Развитие изобразительной деятельности в семье"

Рисование — интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются живописные и графи­ческие изображения. Рисование приобща...

Конспект занятия по изобразительной деятельности "Моя семья"

Занятие по рисованию в подготовительной группе....

Развитие изобразительной деятельности в семье.

Воспитатель детсского сада должен вести постоянную работу с родителями, заботиться о художественном развитии ребенка в услових семьи....