АОП для ребёнка с ТНР на логопункте
методическая разработка по коррекционной педагогике

Никулина Наталья Николаевна

Адаптированная образовательная программа для ребёнка с ТНР 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop_dlya_rebyonka_s_tnr_na_logopunkte.docx52.24 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО

На педагогическом совете    протокол № ____                         от ________2019 г.          

   

                            УТВЕРЖДЕНО                        

                            приказом заведующего            

                           

                            от ___________ 2019 г.              

Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ (Тяжелое нарушение речи)

Срок реализации – 2019-2021 учебный год

                                                                                                       Разработана:                                             

                                                                             Воспитатели,  

                                                 Инструктор по физической культуре,

      Музыкальный руководитель 

Ведущий специалист -  учитель-логопед:

Содержание

I.Целевой раздел

1. 1. Пояснительная  записка.

1.1.1. Значимые для реализации адаптированной образовательной программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития ребёнка с ОВЗ, обусловленными ТНР.

1.1.2. Цели и задачи реализации индивидуальной адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ.

1.1.3. Принципы к формированию адаптированной образовательной программы.

1.2. Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения воспитанником адаптированной индивидуальной образовательной программы.

II.Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности, адаптированной с учётом особенностей ребёнка с ОВЗ обусловленными ТНР в соответствии с направлениями развития. (образовательный компонент)

2.2. Организация коррекционно-развивающей деятельности для ребенка с ТНР. (коррекционный компонент)

2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьёй ребёнка. (воспитательный компонент)

2.4. Перечень учебно-методического и программного обеспечения по образовательной области «Речевое развитие».

2.5. Формы организации деятельности ребёнка с ОВЗ.

2.5.1. Реализация индивидуальной адаптированной образовательной программы учителем-логопедом.

2.6. Формы контроля освоения ребёнком с ОВЗ содержания (текущего, промежуточного, итогового).

III.Организационный раздел

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка.

3.2. Описание материально-технического обеспечения Программы.

3.2.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

3.2.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды в кабинете логопеда и педагога-психолога .

3.3. Примерный режим дня.

3.4. Особенности включения в традиционные события, праздники, мероприятия.


I.Целевой раздел

1.1.Пояснительная  записка

Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи разработана самостоятельно рабочей группой МБДОУ «Детский сад №15»

При разработке АООП ДО коллектив разработчиков опирался на следующие нормативные и нормативно-методические документы:

- Конвенция о правах ребёнка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года – ООН 1990 г.)

     - Федеральный закон «Об образовании ив Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. От 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015 г.);

-Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ « Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р о Стратегии развития воспитания до 2025 г.;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных организаций»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Письмо Минобороны России «Комментарии к ФГОС ДО» от 28 февраля 2014 г. № 08-249;

Программа разработана с учётом Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, от 7 декабря 2017 г. № 6/17

Стандарт определяет инвариантные цели и ориентиры разработки основных образовательных программ дошкольного образования, а ПрАООП предоставляет примеры вариативных способов и средств их достижения.

ПрАООП является документом, с учётом которого МБДОУ самостоятельно разрабатывает и утверждает АООП ДО.

По своему организационно-управленческому статусу ПрАООП обладает модульной структурой.

Устава МБДОУ «Детский сад №15 «Ладушки»

В рамках проведённой психолого-педагогической диагностики выявлены следующие результаты освоения образовательной программы:

Область

Актуальное состояние

Физическое развитие

Имеет элементарные представления о ценности здоровья, необходимости соблюдения правил личной гигиены в повседневной жизни. Знает о пользе утренней гимнастики, физических упражнений. Начинает проявлять умение заботиться о своем здоровье. Упражнения на статическое и динамическое равновесие даются с трудом. Движения не скоординированы, хаотичны, наблюдается повышенный мышечный тонус.

Художест-венно-эстетическое развитие

Способен преобразовывать постройки с помощью взрослого. Проявляет интерес к конструктивной деятельности, в том числе к поделкам из бумаги. Правильно держит ножницы и умеет резать ими по прямой, с трудом плавно срезает и закругляет углы. Мелкая моторика развита недостаточно, координация – выполняет простые упражнения, сложные требуют усилия. Ведущая рука правая, карандаш удерживает правильно. Может рисовать простые предметы, в подборе цветов испытывает трудности. Запоминает танцевальные движения, песни.

Речевое развитие

Обращенную речь понимает в полном объеме,  выполняет речевые инструкции.  Нарушение звукопроизношения: Ц,Ш,Ж,Щ,Ч,Р,Р’, требуют автоматизации: С,З,Л. Недостаточно сформировано фонематическое восприятие, отмечаются трудности воспроизведения рядов звуков, слогов, слов с оппозиционными по звонкости-глухости звуками. Навык звукового анализа сформирован недостаточно: выделяет первый гласный звук в слове, выделение гласного в середине слова и согласного в конце слова вызывает трудности. Затрудняется в определении позиции заданного звука в слове (начало, середина, конец). Отмечаются нарушения произношения слов сложной звуко-слоговой структуры: «клубника - кукуника», «фотографироваться - вафагафиваться». Лексика: Фёдор затрудняется в назывании последовательности времен года (путает весну и осень), некоторые обобщающие понятия называет неточно: «транспорт – машины», «обувь – сапоги». Испытывает трудности в назывании детенышей животных, допускает ошибки в подборе слов-антонимов: «высокий – маленький, широкий- маленький, толстый – маленький, длинный – маленький».

Грамматический строй: Фёдор  правильно употребляет в речи слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образование относительных и притяжательных прилагательных вызывает значительные трудности. Существительные в единственном и множественном числе употребляет преимущественно верно, иногда допускает ошибки в употреблении существительных во множественном числе, родительном падеже. При согласовании существительных с числительными допускает ошибки. В самостоятельной речи пользуется преимущественно простыми предлогами, употребляет очень редко. Связная речь: Самостоятельно составляет простые предложения по картинке. При составлении рассказа по серии сюжетных картин, необходима помощь взрослого в установлении последовательности событий и составлении рассказа, может пропускать события при рассказывании.

Социально-коммуника-тивное развитие

 Самообслуживание развито хорошо. Умеет самостоятельно одеваться, обуваться, застегивать пуговицы, кнопки, молнию. Самостоятельно и правильно складывает одежду. Может по просьбе воспитателя привести в порядок рабочее место, совместно с воспитателем навести порядок в игровом пространстве. Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками. В повседневной жизни сам, без напоминания, пользуется «вежливыми» словами. Может дать нравственную оценку своим и чужим поступкам и действиям. Понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние. Понимает скрытые мотивы поступков героев литературных произведений, эмоционально откликается. Имеет предпочтения в игре, выборе видов труда и творчества. Проявляет интерес к совместным играм со сверстниками, в том числе играм с правилами, сюжетно-ролевым играм; предлагает варианты развития сюжета, выдерживает принятую роль. Проявляет стремление радовать взрослых хорошими поступками. Имеет в творческом опыте несколько ролей, сыгранных в спектаклях в детском саду.

Познава-тельное развитие

Знает сое имя и фамилию, адрес проживания, имена и фамилии родителей, их профессии. Имеет представления о значении воды, солнца, воздуха для человека. Путается в ориентировке в пространстве (на себе, на другом человеке, от предмета, на плоскости). Использует обобщающие понятия. Определяет материал (бумага, дерево, металл, пластмасса). Владеет счетом в пределах 10. Пользуется количественными и порядковыми числительными, отвечая на вопросы: «Сколько? Который по счету?». Требуется направляющая помощь взрослого при уравнивании неравных групп предметов двумя способами (удаление и прибавление единицы).Различает геометрические фигуры, соотнесение объемных и плоскостных фигур вызывает затруднения. Размещает предметы различной величины в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины. Испытывает затруднения в ориентировке во времени (вчера – сегодня - завтра), а так же при назывании времен года, частей суток, дней недели. Умеет работать коллективно.

1.1.2. Цели и задачи реализации индивидуальной адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ

     

Целью программы является построение системы коррекционно-развивающей работы с ребенком, имеющим тяжелое нарушение речи,  оказание ему квалифицированной помощи в освоении основной образовательной программы ДОУ.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

- Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и коррекции речевых и сопутствующих нарушений.

- Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы педагогов и специалистов ДОУ в соответствии с программным содержанием.

- Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольника с ТНР. Обеспечение условия для социализации ребенка.

 - Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ОВЗ обусловленными ТНР.

  1. Принципы к формированию адаптированной образовательной программы

Главная идея заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного

образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического

развития ребенка с ТНР, то есть одним из основных принципов программы является

принцип природосообразности. Программа учитывает общность развития нормально

развивающихся детей и детей с ТНР и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.

Кроме того, программа имеет в своей основе следующие принципы:

 принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей ребенка;

 принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;

 принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных

интересов ребенка;

 принципы интеграции усилий специалистов;

 принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия

требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям ребенка;

 принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

 принцип постепенности подачи учебного материала.

Основной формой работы во всех пяти образовательных областях является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, групповые  занятия  носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития ребенка, более полному раскрытию творческого потенциала ребенка с ТНР, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает

совместную работу учителя-логопеда, специалистов детского сада, воспитателей и родителей дошкольников с ТНР.

.

1.2.Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения воспитанником адаптированной индивидуальной образовательной программы

  Целевые ориентиры для воспитанника с ТНР:

Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и

желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать

умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи,

составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной

картинке; у ребенка сформированы элементарные навыки звукослогового анализа, что

обеспечивает формирование предпосылок грамотности.

Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать, он обладает

начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.

Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.

Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах детской деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.

Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка

сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.

Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и

сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается

разрешать конфликты.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах

деятельности.

Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым

усилиям.

У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет

основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

Целевые ориентиры  выступают основаниями преемственности

дошкольного и начального общего образования.

Результатом успешной коррекционной работы по данной индивидуальной программе можно считать следующее:

- У ребенка выработано правильное речевое дыхание.

- Ребенок умеет правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи, умеет четко дифференцировать все изученные звуки.

- Правильно передает слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи.

- Владеет навыками словообразования: продуцирует названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.; грамматически правильно оформляет самостоятельную речь в соответствии с нормами языка.

- Умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением; умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при необходимости прибегает к помощи взрослого);

- Умеет объединять предметы в группы по одному-двум признакам, объяснять свой выбор; устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

- Может самостоятельно определить время года и время суток по картинке и непосредственно наблюдаемое, знает дни недели и их последовательность.

- В самостоятельной речи адекватно употребляет простые и сложные предлоги.

- Самостоятельно определяет последовательность событий при составлении рассказа по серии картин, составляет небольшой рассказ; умеет составлять рассказ по сюжетной картине; владеет навыком пересказа текста.

II. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности, адаптированной с учётом особенностей ребёнка с ОВЗ обусловленными ТНР в соответствии с направлениями развития (образовательный компонент)

Содержание образовательной работы с воспитанниками по образовательным областям: «социально – коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно – эстетическое развитие», «физическое развитие» соответствует Основной образовательной программе МБДОУ Детский сад № 15«Ладушки», которая разработана на основе Федерального государственного стандарта  дошкольного образования  и с учетом  комплексной программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»[1] под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. Исходя из запросов родителей (законных представителей), потребностей и интересов воспитанников МДОУ, возможностей педагогического коллектива, а также, специфики социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. А так же  Примерной адаптированной основной образовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи(общим недоразвитием речи) Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО.

Образовательная область

Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы

Физическое развитие

Осуществлять непрерывное совершенствование двигательных умений и навыков с учетом возрастных особенностей (психологических, физических и физиологических) детей шестого года жизни. Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость, координированность и точность действий, способность поддерживать равновесие. Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве. Использовать такие формы работы, как игры-соревнования, эстафеты.

ОВЛАДЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫМИ НОРМАМИ И ПРАВИЛАМИ

ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Проводить закаливание организма с целью укрепления сердечно-сосудистой и нервной систем, улучшения деятельности органов дыхания, обмена веществ в организме. Ежедневно использовать такие формы работы, как утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры, прогулки, физические упражнения, спортивные игры на прогулке с использованием спортивного оборудования.

Закрепить умение быстро одеваться и раздевать, самостоятельно застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, аккуратно складывать одежду. Расширять представления о здоровом образе жизни и факторах, разрушающих здоровье человека. Формировать потребность в здоровом образе жизни.

Художественно-эстетическое развитие

ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Развивать интерес к художественной литературе, навык слушания художественных произведений, формировать эмоциональное отношение к прочитанному, к поступкам героев;

учить высказывать свое отношение к прочитанному.

Знакомить с жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений. Учить выразительно читать стихи, участвовать в инсценировках. Формировать интерес к художественному оформлению книг, совершенствовать навык рассматривания иллюстраций.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Совершенствовать изобразительные навыки, умение передавать в рисунке образы предметов и явлений окружающей действительности на основе собственных наблюдений.

Способствовать дальнейшему овладению разными способами рисования различными изобразительными материалами.

Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством и развивать декоративное творчество.

Совершенствовать навыки работы с ножницами, учить разрезать бумагу на полоски, вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников; преобразовывать одни фигуры в другие (квадраты и прямоугольники — в полоски и т.п.).

Учить создавать изображения предметов, декоративные и сюжетные композиции из геометрических фигур.

Развивать интерес к лепке, закреплять навыки аккуратной лепки, совершенствовать навыки лепки предметов и объектов (пластическим, конструктивным и комбинированным способами) с натуры и по представлению из различных материалов, передавая при этом характерные особенности и соблюдая пропорции. Формировать умение лепить мелкие детали. Совершенствовать умение украшать поделки рисунком с помощью стеки.

МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, прививать интерес и любовь к ней. Формировать музыкальную культуру, знакомя с народной, классической и современной музыкой; с жизнью и творчеством известных композиторов. Развивать музыкальные способности, навыки пения и движения под музыку, игры на детских музыкальных инструментах.

Речевое развитие

 РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ

Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей

действительности, создать достаточный запас словарных образов.

Закрепить умение группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия («дикие и домашние животные», «детеныши животных»).

Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами. Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое?, обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами; притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательным значением.

Учить использование в речи слова-синонимы и слова-антонимы.

Расширить понимание значения сложных предлогов и активизировать их использование в речи.

ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Обеспечить полное усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном

числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени.

Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой  основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с

уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголов с различными приставками. Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные. Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже. Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке, распространять их однородными членами.

РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКАИ НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА

Развитие просодической стороны речи

Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох. Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса.

Коррекция произносительной стороны речи

Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности. Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп. Сформировать правильные уклады  шипящих, сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности.

Работа над слоговой  структурой и звуконаполняемостью слов

Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры.

Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового и слогового анализа и синтеза

Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки.

Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные

гласные и согласные звуки. Закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец).

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и

своей речи. Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог. Учить составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины. Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов.

Познавательное развитие

РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков. Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками (4—8 частей, все виды разрезов) и пазлами. Развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов по одному или нескольким признакам (цвету, форме, размеру, материалу).

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА. ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Расширять представления о предметах ближайшего окружения, их назначении, деталях и частях, из которых они состоят; материалах, из которых они сделаны. Учить самостоятельно, характеризовать свойства и качества предметов, определять цвет, величину, форму. Расширять представления о профессиях, трудовых действиях взрослых. Формировать представления об инструментах, орудиях труда, нужных представителям разных профессий; о бытовой технике. Формировать первичные экологические знания. Учить детей наблюдать сезонные изменения в природе и устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Углублять представления о растениях и животных.

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах 10 с участием слухового, зрительного и двигательного анализаторов. Закрепить в речи количественные и порядковые числительные, ответы на вопросы: «Сколько всего? Который по счету?» . Совершенствовать навык сравнения групп множеств и их уравнивания разными способами. Формировать навык сравнения двух предметов по величине (высоте, ширине, длине) с помощью условной меры; определять величину предмета на глаз, пользоваться сравнительными прилагательными (выше, ниже, шире, уже, длиннее, короче). Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве и на плоскости. Учить понимать и обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому. Закрепить представления о смене времен года и их очередности, о смене частей суток и их очередности. Сформировать представление о таком временном отрезке, как неделя, об очередности дней недели.

Социально-коммуникативное развитие

Согласно основной образовательной программе ДОУ.

2.2  Организация коррекционно-развивающей деятельности для ребенка с ТНР (коррекционный компонент)

Основной формой организации коррекционно-развивающей деятельности в дошкольном образовательном учреждении для ребенка с ТНР являются индивидуальные педагогические мероприятия, на которых осуществляется формирование, коррекция и компенсация психических процессов и развитие языковой системы. Коррекционно-развивающая работа предполагает четкую организацию пребывания ребенка в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда, психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.

Цель коррекционной работы – это освоение им коммуникативной функции языка, приближенными к возрастным нормативам, максимальная коррекция и компенсация познавательных способностей и эмоционально - волевой сферы ребенка с ТНР;

Для определения наиболее оптимальных путей в осуществлении индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи в ДОУ функционирует психолого- педагогический консилиум.

В соответствии с поставленными целями в ходе реализации программы решаются следующие задачи:

-  системное, комплексное изучение личностных психофизических особенностей ребенка, способствующее накоплению количественных и качественных показателей для определения содержания и основных направлений коррекционной работы;

-  сочетание изучения развития ребенка с целенаправленным педагогическим воздействием, позволяющим программировать динамику перехода ребенка из зоны актуального развития в зону ближайшего развития;

-  систематическая регистрация результатов обследования, позволяющая проследить эффективность коррекционно-педагогического воздействия, помогающая определить перспективу развития ребенка и выработать рекомендации по дальнейшему воспитанию и обучению;

-  интеграция полученных в результате обследования данных в различные образовательные занятия;

-  использование новейших методик и технологий для оказания комплексной дифференцированной помощи ребенку, испытывающих затруднения в различных видах деятельности.

Коррекционная работа включает время, отведенное на:

- индивидуальные коррекционно-развивающие занятия учителя-логопеда;

- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

-  образовательную деятельность осуществляемую в ходе режимных моментов;

-  самостоятельную деятельность ребенка;

-  взаимодействие с семьей воспитанника  по реализации индивидуальной  программы дошкольного образования для ребенка с ТНР.

Структура коррекционной работы представлена блоками:

- диагностический блок

- коррекционно-развивающий блок

- информационно-просветительская работа

- консультативная работа

 

-

 

I блок. Диагностический

Для успешности воспитания и обучения ребенка необходима правильная оценка его возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике, позволяющей:

-            выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ТНР;

-            спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;

-                     оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

-                     определить условия воспитания и обучения ребенка;

-            консультировать родителей ребенка.

Одним из основных принципов диагностики, является комплексный подход, который включает всестороннее обследование, оценку особенностей развития ребенка с ТНР всеми специалистами и охватывает познавательную деятельность, поведение, эмоции, волю, состояние зрения, слуха, двигательной сферы, соматическое состояние, неврологический статус. Изучение ребенка включает медицинское (на уровне медицинских учреждений) и психолого-педагогическое обследование.

Обследование ребенка проводится индивидуально педагогом-психологом, учителем-логопедом, воспитателем. На основании данных, полученных каждым специалистом, на психолого-медико-педагогическом консилиуме выносится коллегиальное заключение, и составляются рекомендации для разработки адаптированной индивидуальной  программы, с учетом его возможностей и особенностей, ведется планирование коррекционных мероприятий.

В конце учебного года (май) консилиум обсуждает результаты коррекционно-развивающего обучения ребенка на основании динамического наблюдения и делает вывод об эффективности коррекционно-образовательной работы.

Учитель-логопед проводит комплексное обследование речи ребенка, которое включает: обследование звукопроизношения, фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза, лексического строя речи, особенностей словообразования, грамматического строя речи, связной речи.

Воспитатель осуществляет наблюдение за ребенком в течение дня.

Медицинское обследование включает изучение данных анамнеза, изучение и оценку соматического здоровья в соответствии с возрастом ребенка и диагнозом.

II блок. Коррекционно-развивающий

Коррекционно-развивающая работа с ребенком осуществляется как в групповой деятельности так и в  индивидуально.

Продолжительность одного организованного педагогического мероприятия составляет 15-20 минут, включая непосредственно содержательный аспект в соответствии с сеткой важных дел, пальчиковые игры и игровые упражнения, артикуляционную гимнастику, интерактивные мультимедийные презентации, подвижные и речевые игры, исследовательскую деятельность, организационные и заключительные моменты.

Содержание материала подобрано таким образом, чтобы способствовать не только преодолению незрелости познавательно-речевой сферы ребенка, но и его социальной адаптации к окружающей действительности, формированию познавательных интересов.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению ребенком образовательных областей в группе наряду с задачами, отражающими специфику образовательной области, включает реализацию коррекционно-развивающих задач.

Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка.

Важным условием при организации работы в группе является соблюдение специального режима, в том числе речевого. Воспитателю необходимо создать в группе благоприятную внешнюю среду, спокойный эмоциональный фон, постоянно стимулировать ребенка к речевому общению. При подготовке праздников следует подбирать лексический материал (стихи, тексты) в соответствии с возможностями ребенка.

Для оптимизации коррекционно-образовательного процесса, повышения его эффективности педагогами используются современные педагогические технологии: игровая технология, технология проектирования, ИКТ.

III блок. Информационно - просветительская работа

Информирование родителей (законных представителей) по социальным, правовым и другим вопросам воспитания и обучения ребенка с ТНР.  Для реализации этой задачи организуется работа родительских собраний, консультаций, информационных стендов и др. Ответственные за организацию и проведение информационно-просветительской работы: учитель-логопед, педагог-психолог, старший воспитатель.

Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания ребенка с ТНР. Задача реализуется через посещение и организацию воспитателями группы, учителем-логопедом, семинаров, методических объединений, изучение новинок методической литературы в области логопедии,  детской психологии.

IV блок. Консультативная работа

Консультативная работа обеспечивает непрерывность психолого-педагогического сопровождения ребенка с ТНР  через взаимодействие учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей  с  семьей воспитанника в вопросах организации психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации, а также реализации индивидуально-дифференцированного и личностно-ориентированного подхода.

2.3 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьёй ребёнка (воспитательный компонент)

1.Знакомство с семьей: встречи-знакомства, анкетирование семьи.

2.Информирование родителей о ходе образовательного процесса: индивидуальные консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, буклетов. Размещение информации на сайте учреждения.

3.Совместная деятельность: привлечение родителей к организации конкурсов, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности. Проведение совместных праздников, где родитель может видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком (мама рядом).

2.4. Перечень учебно-методического и программного обеспечения по образовательной области «Речевое развитие».

Программное обеспечение

Образовательная программа дошкольного образования «Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО / Н.В. Нищева

Методическое обеспечение

  1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. II. Второй год обучения (подготовительная группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей.» (М.: Альфа, 1993.)
  2. Филичева Т.Б.,ЧиркинаГ.В.,ТумановаТ.В.и др. «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.» (М.:  Просвещение, 2008)
  3. Гомзяк О.С. «Говори правильно в 6-7 лет» Конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе группе. (М.: Издательство «ГНОМ иД» 2010)
  4. Гомзяк О.С. «Говори правильно в 5-6 лет» Конспекты фронтальных занятий в старшей  группе. (М.: Издательство «ГНОМ иД» 2010)
  5. Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР» (СПб.: «Детство-пресс», 2001.)
  6. Волкова Л.С. и др. «Логопедия» (М.: Просвещение, Владос, 1995.)
  7. Фомичёва Т.Н.. «Альбом для логопеда»

2.5. Формы организации деятельности ребёнка с ОВЗ

Виды занятий  

Форма организации

Периодичность занятий

Педагоги

Коррекционная работа учителя-логопеда

индивидуальная

2 занятия в неделю

Логопед

Индивидуальная коррекционная работа в группе (развитие общей и мелкой моторики, координации движений, коррекция проблем общения)

индивидуальная

подгрупповая

групповая

ежедневно, в совместной и непосредственно организованной деятельности и режимных моментах

Воспитатель

Индивидуальная коррекционная работа на прогулке (развитие общей и мелкой моторики, координации движений, коррекция проблем общения со  сверстниками)

индивидуальная

подгрупповая

групповая

ежедневно

Воспитатель, инструктор по физкультуре

Артикуляционная гимнастика

индивидуальная

подгрупповая

групповая

ежедневно

логопед

воспитатель

Пальчиковая гимнастика

индивидуальная

подгрупповая

групповая

ежедневно

логопед

воспитатель

2.5.1. Реализация индивидуальной адаптированной образовательной программы учителем-логопедом:

Индивидуальное коррекционное-развивающее логопедическое занятие

Индивидуальные занятия – пн. 9.00-9.20, чт.11.20-11.40

Консультации (родителей)

Среда – 17.00-18.00 (по графику)

Консультации (педагогов)

Четверг – 14.00-15.00

ППк

согласно плану ППк

2.6. Специфические для АОП формы контроля освоения ребёнком с ОВЗ содержания (текущего, промежуточного, итогового)

Освоение адаптированной образовательной программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестаций воспитанника.

Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагогов за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, а также в рамках диагностики специалистов. Диагностика проводится через:

  • Наблюдение
  • Беседы
  • Анализ продуктов деятельности
  • Анализ карт развития
  • Использование специализированных диагностических комплексов

 

III. Организационный раздел

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка:

  1. Включение в план образовательной деятельности воспитателя индивидуальных занятий по заданию логопеда, проведение логопедических пятиминуток,  организация подвижных игр и пальчиковой гимнастики;
  2. Индивидуальная работа логопеда, родителей с ребёнком по формированию правильного звукопроизношения;
  3. Специальный  подбор соответственно тематическому планированию и рекомендациям логопеда художественной литературы и иллюстративного материала (согласно образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н. В. Нищевой);
  4. Организация подгрупповой совместной деятельности с детьми (игровой, продуктивной) по рекомендации психолога;
  5. Активное включение ребенка в групповые формы работы, привлечение  к участию в диалогах в течение дня в совместной деятельности;
  6. Создание игровых и специально организованных воспитывающих ситуаций;
  7. Чередование совместной и самостоятельной деятельности ребёнка предоставление возможности для отдыха, умеренный темп деятельности, учет индивидуальных задач ребенка при  проектировании занятия;
  8. Регулярное повторение усвоенного речевого материала и подключение к этому всех специалистов;
  9. Обеспечение постепенного усложнения речевых и речемыслительных заданий;
  10. Стиль обучения – многосенсорный, с преобладанием визуального и аудиального контакта.

Описание материально-технического обеспечения Программы

3.2.1.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Параметр

Исполнение

Ресурс для исполнения

Ответственный

Организация пространства

Обеспечение беспрепятственного доступа к зданиям и сооружениям

Не требуется

Обеспечение помещений сада специализированным оборудованием и приспособлениями

Наличие визуального расписания.

Наличие сенсорного оборудования.

Наличие доски, стола, стула, зеркала с подсветкой для индивидуальной работы.

Наличие методических материалов и средств обучения и воспитания.

Детский сад

Воспитатель, логопед,

заведующий

Построение комфортной среды:

Организация зоны уединения.

Детский сад

Воспитатель, заведующий,

методист.

Организация оптимального временного режима

Условия включения ребёнка в деятельность группы.

Время пребывания – группа полного дня. Дозированное сочетание групповых, подгрупповых и индивидуальных форм.

Детский сад

Методист,

воспитатель,

логопед,

3.2.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды в кабинете логопеда и педагога-психолога:

Вид  помещения

Основное  предназначение

Оснащение

Предметно-развивающая среда

Кабинет

Учителя-логопеда

  • Развитие психических процессов,
  • Коррекция звукопроизношения.
  •  Развитие интеллектуальных, творческих способностей.
  • Эмоционально-психологическая разгрузка, релаксация.
  • Индивидуальные занятия с детьми
  • Консультативная работа с родителями и педагогами
  • Пособия для работы учителя-логопеда;
  • Настенное зеркало для логопедических занятий (50x100)

  • Диагностический материал для обследования речи,
  • дидактические игры для развития речи дошкольников (наглядный и демонстрационный материалы),
  • Магнитно-маркерная доска
  • Стенды для наглядных пособий
  • Учебно-методические пособия
  • Дидактические материалы и пособия для ведения коррекционной работы с детьми.     
  • Зеркала для индивидуальной работы
  • Су-Джок массажёры
  • Массажеры для кистей и пальцев рук.
  • Логопедические зонды, одноразовые деревянные шпатели
  • Вата, ватные палочки, марлевые салфетки, спиртовые салфетки, спирт

Примерный режим дня

Режимные процессы

Старшая

группа

время в режиме дня

1. Прием детей, самостоятельная деятельность

7.00-8.00

2. Совместная деятельность:

- оздоровительные процедуры

- «Вхождение в день»

8.15-8.30

8.00-8.15

3. Подготовка к завтраку.   Завтрак

8.30-8.50

4. Самостоятельная игровая деятельность

8.50-9.00

5. Организованная образовательная деятельность (общая продолжительность НОД)

9.00-9.20

9.30-9.55

Самостоятельная игровая деятельность

9.20 -9.30

6. Подготовка к прогулке. Прогулка

10.05-12.15

7. Самостоятельная игровая деятельность

12.15-12.25

8. Подготовка к обеду .Обед.

Подготовка ко сну. 

12.25-12.55

9. Сон

12.55-15.00

10. Совместная деятельность (оздоровительные мероприятия)

15.00-15.10

11. Самостоятельная деятельность

15.10-15.50

12. Совместная деятельность .НОД

15.50-16.10

13. Подготовка к уплотненному полднику с включением блюд ужина . Полдник.

16.10- 16. 30

14. Самостоятельная деятельность

16.30-17.00

15. Совместная деятельность («рефлексия прожитого дня»)

17.00 -17.10

16. Подготовка к прогулке, прогулка.  Уход детей домой

17.10-19.00

  1. Особенности включения в традиционные события, праздники, мероприятия

Полное включение во все мероприятия согласно основной образовательной программе.

Содержание

Время проведения

День знаний (развлечение)

Сентябрь

«Осень золотая» (развлечение)

Октябрь

Спортивные соревнования

Ежемесячно

Конкурс Чтецов

Ноябрь

Экологическая акция «Покорми птиц»

Декабрь

Новогодний праздник

Декабрь

«Рождественские встречи» (развлечение)

Январь

Фестиваль «Домисолька»

Февраль

День защитника Отечества (развлечение)

Февраль

Праздник «Мамочка - любимая моя»

Март

Фестиваль «Путешествие по сказкам»

Апрель

Праздник День Победы

Май

Праздник «День семьи»

Май

Праздник «Скоро в школу!»

Май

День защиты детей (развлечение)

Июнь

         



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности коррекционно-развивающей работы с дошкольниками 5-6 лет в условиях логопункта ДОУ" (консультация для родителей)

"Особенности коррекционно-развивающей работы с дошкольниками 5-6 лет в условиях логопункта ДОУ" (консультация для родителей). В данном материале освещены цель, задачи логопедической работы; содержание...

Презентация " Обучение грамоте в рамках логопункта ДОУ"

Данный материал поможет логопедам в создании рабочей программы кружков по обучению грамоте....

конспекты занятий по обучению грамоте детей подг.гр. на логопункте МДОУ с тематическим планом

Разработан тематический план,  содержание занятий ,конспекты  занятий для детей подг.гр. в рамках логопункта МДОУ...

План работы с родителями (логопункт ДОУ). План работы с педагогами (логопункт ДОУ)

Планы, которые есть у каждого логопеда в папке документов....

индивидуальный образовательный маршрут ребёнка на логопункте

Направления коррекционной работы в индивидуальном маршруте ребёнка:1. коррекция звукопроизношения2. развитие фонематических функций3. развитие высших психических функций и пространственно-двигательной...

Работа учителя-логопеда с ребёнком с РАС в условиях логопункта ДОО

В статье рассматривается опыт работы учителя-логопеда с детьми с РАС в условиях логопункта ДОО. Описана система коррекционно-логопедической помощи аутичным детям и им семьям. Подчеркивается необходимо...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком с ОНР в условиях логопункта.

Занятие для ребёнка с ОНР 2-3 речевого уровня со статусом ОВЗ(отказ от логопедической группы) в условиях логопункта. На занятии применяется методика Г. Глинка для формирования начальных навыков звуко-...