Главные вкладки

    "Особенности коррекционно-развивающей работы с дошкольниками 5-6 лет в условиях логопункта ДОУ" (консультация для родителей)
    методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

    "Особенности коррекционно-развивающей работы с дошкольниками 5-6 лет в условиях логопункта ДОУ" (консультация для родителей). В данном материале освещены цель, задачи логопедической работы; содержание и формы проведения индивидуальных занятий с дошкольниками с ФНР, ФФНР, НВОНР  в условиях логопункта. Представлены особенности речевого развития, причины и виды речевых нарушений у детей 5-6 лет, подлежащих зачислению в логопункт.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     «Особенности коррекционно-развивающей работы с дошкольниками 5-6 лет в условиях логопункта ДОУ»  

    (консультация для родителей)

    Цель: познакомить  родителей с целями и задачами коррекционной работы с детьми в условиях логопункта; дать представление причинах и видах речевых нарушений, об особенностях речевого развития детей 5-6 лет.

                                                                     Ход мероприятия

     К шести годам ребенок …

    1. Обладает словарем около 4000 слов
    2. Практически все звуки своего родного языка произносит правильно
    3. Умеет рассказывать и пересказывать, причем пытается выразить свое отношение к тому, что рассказывает
    4. Помнит и может описать прошедшие событие
    5. Пользуется сложными предложениями
    6. Употребляет все части речи
    7. Различает и дифференцирует звуки речи

    Речевые трудности

    1. Не всегда четко произносит шипящие звуки.

    Звук Р заменяется звуком Л или Й.

    Звук Л заменяется звуком ЛЬ.

    1.  Трудности произношения слов со сложной  фонетической структурой.
    2.  Наблюдаются недочеты и иногда ошибки в употреблении  построении фраз при пересказах сказок, рассказов, во время беседы.

    Основания для беспокойства должны быть если…

    1. Ограничен словарный запас.
    2. Не может сгруппировать и назвать предметы, действия по обобщающему признаку одним словом.
    3. Не активен в речевом общении.
    4. Неправильно произносит звуки, искажает слоговую структуру слов.
    5. Не может связно рассказывать о происходящих событиях.
    6. Грамматическое оформление предложения грубо искажено.
    7. Во время речи кончик языка между зубами.

                Звуки с носовым оттенком.

    1. В речи появились запинки.

    Где можно получить помощь, консультацию

    1. В поликлинике  на приеме у невропатолога и логопеда;
    2. В детском саду (учитель-логопед и педагог-психолог);
    3. В Городской психолого-медико-педагогической консультации.

    Что такое логопункт?

     

    В настоящее время во многих дошкольных учреждениях функционируют логопункты,  такой логопункт есть и в нашем детском саду.   Должность учителя-логопеда вводится в штатное  расписание государственных образовательных учреждений с целью создания равных стартовых возможностей в начале обучения детей в школе, в связи с наблюдающимся в последнее время снижением уровня речевого развития детей дошкольного возраста. Работа учителя - логопеда строится с учётом внутреннего расписания дошкольного образовательного учреждения.  График работы и расписание  занятий утверждается заведующей дошкольным образовательным учреждением. Список  детей на оказание логопедической помощи детям утверждается заведующим ДОУ, руководителем ПМПК.  

    Целью работы логопункта  в дошкольном образовательном учреждении является оказание необходимой логопедической помощи детям в возрасте от 5 до 7 лет.

              Основными задачами и должностными обязанностями учителя-логопеда в логопункте являются:

    1. формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;
    2. коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения;
    3. своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития;
    4. привитие детям навыков коммуникативного общения;
    5. решение задач социального и речевого развития.

    В начале учебного года работа учителя - логопеда начинается с обследования состояния речи детей старшего возраста, остальные дети, достигшие 4-х летнего возраста, обследуются в течение года. Общее количество детей для логопедической работы в течение года  на ставку учителя-логопеда в детском саду составляет 25 человек. В первую очередь в список включаются  дети  шестилетнего возраста, выпускаемые в школу. При наличии свободных мест и после освобождения мест в результате логопедической работы с детьми подготовительного возраста, принимаются  дети  пятилетнего возраста.

               Основной формой организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные занятия. Занятия  кратковременные (20 мин.), 2-3 раза в неделю. Продолжительность занятий  не превышает  время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей,  в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.

               В настоящее время нет коррекционной программы для логопунктов, поэтому опорой в  работе являются классические методики (Т.Б. Филичевой, Г.А. Каше, Г.В. Чиркиной) и владение современными технологиями (Т.А. Ткаченко, О.С. Ушаковой).  Диагностика, коррекция и профилактика должны рассматриваться не только в отношении речевых дефектов ребёнка, но и связанных с ними недостатков развития психических функций.

               Для улучшения речевой ситуации в группах,  в работе с воспитателями используются такие формы, как индивидуальные беседы, консультации, практикумы, семинары, анкетирование, обсуждение проблем на педсоветах; оказание практической помощи в планировании работы по развитию речи детей, составлении  наглядных материалов, памяток, советов по подбору речевого материала для праздников. Так как речь является высшей психической функцией человека, то от её недоразвития страдают и другие  психические функции (внимание, память, мышление). На этом этапе работы большое значение играет сотрудничество с педагогом-психологом, который помогает осуществить поставленную задачу. Советы и рекомендации учителя-логопеда  оформляются в виде буклетов, памяток.

    Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно:

    1. подготовительный,
    2. постановка звука,
    3. автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их,
    4. этап дифференциации.
    1. Подготовительный этап. Цель этого этапа – подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идет одновременно по нескольким направлениям:

    - формирование точных движений органов артикуляционного аппарата;

    - формирование направленной воздушной струи;

    - развитие мелкой моторики рук;

    - развитие фонематического слуха;

    - отработка опорных звуков.  

    II. Этап постановки звука. Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука. Для того, чтобы отработать произношение изолированного звука нам нужно объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата и создать артикуляционную базу данного звука, добавить воздушную струю и голос (если он необходим). К следующему этапу – автоматизации звука переходят только тогда, когда ребенок  может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).

    III. Этап автоматизации звука. Цель данного этапа - добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в обычной. На этом этапе постепенно, последовательно поставленный звук вводится в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка.

    VI. Этап дифференциации. Иногда оказывается, что в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук. И если он не смешивает его с другим звуком (зачастую с тем, на который заменял его до начала коррекционной работы), то нет необходимости в последующей работе над ним. В логопедической практике часто встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком по его разграничению с другими звуками, то есть дифференциации.

    Причины и виды речевых нарушений

    Часто при консультировании родители задают вопросы о причинах возникновения речевой патологии. Итак, причиной речевого нарушения могут быть:

    1. внутриутробная патология;
    2. наследственная предрасположенность, генетические аномалии;
    3. неблагоприятные роды и их последствия;
    4. заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни;
    5. ребенок общается с людьми с нарушениями речи;
    6. малыш растет в неблагоприятных социально-бытовых условиях;
    7. ребенок перенес стресс или испуг.

    На логопедический пункт зачисляются дети с несложными речевыми нарушениями:

    1. фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с  дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФФНР;
    2. нарушение произношения отдельных звуков (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФНР.
    3. НВОНР – нерезко выраженное общее недоразвитие речи или ОНР четвертого уровня (у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии).

    Фонетико – фонематическое недоразвитие (ФФНР) - нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем у детей с нормальным слухом и интеллектом

    У детей, имеющих ФФНР:

    1. один и тот же звук может служить заменителем двух или более звуков;
    2. сложные звуки заменяются простыми;
    3. наблюдается неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах.

    При коррекции ФФНР логопедическая работа ведется в следующих направлениях:

    1. Формирование произносительных навыков;
    2. Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза;
    3. Развитие внимания к морфологическому составу слов, изменению слов и сочетаний их в предложении;
    4. Воспитание умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения;
    5. Развитие связной речи путем работы с рассказом,  пересказом;
    6. Развитие словаря путем привлечения внимания к способам словообразования

    Нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР) - это речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

    НВОНР – это нарушение комбинированное. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций. У детей отмечается неустойчивость внимания, трудности  его распределения, снижение памяти и продуктивности запоминания, отстаёт в развитии словесно-логическое мышление. Без специального обучения дети с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Отмечаются и нарушения в двигательной сфере.

    Рекомендации родителям по коррекции НВОНР у ребенка:

    1. Систематически заниматься с ребенком по заданиям учителя-логопеда, педагога-психолога;
    2. Выполнять назначения невролога;
    3. Способствовать развитию двигательной сферы  ребенка;
    4. Способствовать развитию мелкой моторики рук;
    5. Способствовать всех основных психических процессов посредством детских настольных  игр, лото.

                                           

    Дизартрия - это нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы.

    Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.

    У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным. В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с легкими степенями дизартрии (другие названия: стертая форма, дизартрический компонент).

    Обучение ребенка проводится по разным направлениям: развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной), исправление звукопроизношения, формирование ритмико-мелодической стороны речи и совершенствование дикции. Чтобы у ребенка выработались прочные навыки во всей двигательной сфере, требуется длительное время и использование разнообразных форм и приемов обучения. Для быстрейшего достижения результатов работа должна проводиться совместно с логопедом, необходимы также консультации врача-психоневролога и специалиста по лечебной физкультуре.

     Не подлежат приёму в логопункт дети с заключением:

    1. «общее недоразвитие речи»;
    2. «задержка психического развития»;
    3. «заикание».  

    Поэтому,  родителям детей со сложными нарушениями речи учитель - логопед даёт рекомендации о прохождении ребенком ПМПК, которое решает вопрос о переводе ребёнка в учреждение, где функционируют группы компенсирующего вида, с целью максимального эффекта в работе по коррекции речевых нарушений, чтобы исключить возникновение стойких специфических трудностей при освоении навыков письма и чтения.        

    Практика показывает, что для полноценного речевого развития дошкольников необходимо тесное взаимодействие с родителями детей, посещающих детский сад. Труд родителей по преодолению нарушений речи у детей незаменим.

     Для успешного исправления речи детей родителям необходимо:

    1. выполнять все рекомендации логопеда;
    2. выполнять лечение, назначенное неврологом;
    3. обеспечивать регулярное посещение ребенком логопедических занятий;
    4. выполнять с ребенком домашние задания (выдаются 1 раз в неделю);

    осуществлять контроль за речью ребенка.

    А если «пустить  на самотек», то у ребенка в школе возникнут проблемы:

    1. ошибки на письме и при чтении;
    2. снижение самооценки;
    3. конфликты с учителями, родителями, одноклассниками.

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА «СИСТЕМА ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА».

    Оглавление Ι Информационно-справочный раздел ΙΙ  Технология опыта2.1.Актуальность2.2 Современный взгляд на проблему бронхиальной астмы2.3. Понятие речевого дыхания и его особеннос...

    Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями.

    Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями и система взаимодействия спецалистов и педагогов ДОУ....

    Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в условиях реализации ФГОС.

    Основной задачей по данной проблеме является обеспечение успешной социализации, сохранения здоровья и коррекции нарушений воспитанников, то есть обеспечить социальное благополучие и защищенность....

    Особенности коррекционно-развивающей работы при подготовке к школьному обучению детей с речевыми нарушениями в условиях реализации ФГОС

          Данный проект по подготовке 5-7 летних детей к школе направлен на формирование фонематического восприятия и правильного звукопроизношения; развитие графомоторных  навы...

    Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в условиях реализации ФГОС

    Аннотация. Рассматривается приоритетные цели и задачи для решения проблем в сфере психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условия образовательного уч...

    «Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

    В  условиях  современного  российского  образования  уделяется  большое внимание системе специального (коррекционного) образования, которое, в свою очередь, выделяет прио...

    Статья в научно-методический журнал "Образование Югории" "Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми ОВЗ в условиях реализации ФГОС"

    Аннотация. Рассматривается приоритетные цели и задачи для решения проблем в сфере психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условия образовательного уч...