"Руками играем-речь развиваем"
проект по коррекционной педагогике (младшая группа)

Деткова Любовь Геннадьевна

Проект во 2 младшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР "Руками играем-речь развиваем". Цель проекта: развитие речи детей с ТНР посредством нейро- и кинезио- упражнений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

« Руками играем- речь развиваем»

во 2 младшей группе компенсирующей направленности с ТНР

Воспитатель : Деткова Л.Г.

Проект среднесрочный 01.02.2022- 01.05.2022 речевой направленности

Участники: дети, родители, воспитатели, учитель-логопед.

Цель: повышение речевой активности детей.

Задачи:

-развитие межполушарного взаимодействия;

- пополнение активного словаря;

- развитие связной речи;

- развитие грамматического и фонематического строя речи;

-  приобщение родителей к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

Актуальность проекта: 

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов

Развитие речи воспитанников с ТНР требует особого внимания, т.к. речевым нарушениям сопутствуют нарушения соматического и неврологического характера. Поэтому одним из методов активизации речи были выбраны нейропсихологические игры и упражнения.

Нейропсихологические игры  направлены на усиление взаимодействия полушарий головного мозга. Развитие интеллектуальных способностей и творческого начала ребенка происходит при помощи выполнения определенных движений, именно в этом и состоит суть  данных упражнений.

Регулярное выполнение нейропсихологических игр приносит ребенку пользу:

- улучшает функции долгосрочной памяти;

- обеспечивает более быстрое восприятие и обработку информации, которая поступает из окружающего мира;

- повышает физическую и умственную работоспособность;

-стимулирует развитие мелкой и более крупной моторики пальцев верхних конечностей;

- ускоряет процесс развития физиологических способностей к выполнению асимметричных и симметричных движений;

Игровой метод  дает возможность развивать детей весело, без напряжения. Игры выборочно можно включать в любые занятия как разминку, переключение с одного вида деятельности на другое, или если у детей рассеялось внимание.  

 

Предварительный этап:

Консультации для родителей « Роль нейропсихологических игр в развитий речи детей»; онлайн-консультация « Игры для развития речи», рекомендации в группе в VK  по подбору игр в домашних условиях.

Изучение материалов по теме проекта.

Составление картотеки подвижных , пальчиковых, глазодвигательных игр.  

Изготовление игр-тренажеров и игр-лабиринтов.

Основной этап:

Февраль:

- включение кинезеологических упражнений в утреннюю гимнастику и физкультуру;

- учить пальчиковые гимнастики : «Заяц-коза¸вилка»: «Елочка» - развитие мелкой моторики и мышления.

- настольные игры : «Лабиринты», «Бродилки» - развитие волевой сферы, мышления.

- групповые занятия  с учителем-логопедом – развитие речевой активности.

Март

- подвижная игра «Невод»,    игра с мячом, направленная на развитие пространственного мушления, координации и развития межполушарного взаимодействия.

- пальчиковые гимнастики « Заяц- колечко-цепочка», «кулак-ребро-ладонь».

- игра «Кулачок-ладошка»- на быстрое переключение внимания.

- игры с суджок-мячиком;

- игры-обводилки « Раскрась двумя руками»:

- игры «Машинки», «Лабиринт: ходьба двумя руками одновременно»;

Апрель:

1.Квест « Поиски пирамидки». Цель: всестороннее развитие детей.

Задачи: развитие межполушарного взаимодействия;   физических умений;   ручного праксиса, мышления, речи.

2.Рисование двумя руками «Елочки»,  «Тюльпаны» - развитие координации.

3. Речевая игра: «Цвет-звук», «Хлопни-топни» - развитие речи.

Итог:  Видеоролик « От пальчиков к голове», созданный из видеоматериалов, выполненных дома детьми с родителями кинезиологических и нейроигр.  Цель: вовлечение родителей в процесс развития детей.

В ходьбе  проекта отмечены: активность детей на речевых занятиях, ускорение реакции во время  игры, улучшение координации, развитие познавательной активности. Также заметно повысился интерес родителей к занятиям с детьми.

 

Конспект квеста  на 2 младшей группе компенсирующей направленности с ТНР

«Поиски пирамидки»

Воспитатель : Ребята, мне сегодня сообщили, что у ребят в ясельной группе беда, Баба-Яга решила пошалить и спрятала все игрушки. Дети нашли игрушки, но пропала их любимая пирамидка. Они просят у нас помощи. Поможем.? (Да).

Звучит музыка, выскакивает Баба-Яга.

Баба-яга: Ага! Пирамидку хотите найти? А не найдете, я ее разобрала и по частям запрятала. Вот выполните все мои задания, тогда соберете пирамидку.

Воспитатель:  Баба-Яга, мы трудностей не боимся.

Баба-Яга: Ну тогда первое задание, я буду вам показывать карточки с фигурами, а вы будете повторять то, что на них изображено. Только делать надо все быстро.

Игра: «Попробуй повтори»

Баба-Яга: Вот вам загадка, отгадаете, узнаете, где одна из частей пирамидки.  Ты в коробку загляни, что там прячется внутри.

Дети находят коробку, а в ней  нижняя деталь от пирамидки.

Воспитатель: Баба-Яга, готовы искать дальше.

Баба-яга: Помогите мне поставить машинки в гараж. Вызываю двух опытных водителей.

Игра «Поставь машинки в гараж».

Дети должны двумя руками одновременно двигать машинки в разные стороны, либо в одну. Дорожки не прямые, а зигзагообразные.

Воспитатель: Ну вот мы тебе помогли, помогай и ты нам. Давай подсказку.

Баба-Яга: А чего мне подсказывать, сами догадайтесь, где еще деталь от пирамидки. Чем сейчас играли, продолжайте с этим играть.

Воспитатель:  Догадались? Дети (Машинки).

Ищут машину , в ней находят деталь от пирамидки.

Баба-Яга: догадливые ребята. Теперь подвигаться хочу. Вот вам задание: надо очень быстро пройти по дорожке, но наступать можно туда, где нарисован след от ноги, а вот, где след от ладони, туда надо ставить ладони.

Игра: «Ножки и ладошки».  

Баба-Яга: Все ли отпечатки вы нашли?

Дети оглядываются, находят отпечатки, ведущие к еще одной детали.

Баба-Яга: Посмотрим сейчас. Какие у вас быстрые пальчики. Повторяйте за мной.

Игра «Зайчик, колечко, цепочка». Проводится 2 раза, на второй раз темп  игры увеличивается.

Воспитатель: Баба-Яга, ждем подсказки.

Баба-яга: Какое животное вы сейчас называли. (Ответы). Вот он вам и поможет.

Воспитатель: Ищем зайчика.

Находят зайца, за ним спрятана еще одна деталь.

Баба-Яга: Глазастые какие!  А вот я уже старенькая, у меня глаза устали. Сделайте со мной зарядку для глаз «Глаз-путешественник». Я буду называть предметы, а вы глазами их искать. Начали: моя избушка на ножках; черный кот –мой верный друг, береза, солнышко, лягушка, сундучок с сокровищами. Молодцы, отдохнули наши глаза. Как вы думаете, где последняя часть пирамидки?

Дети размышляют. Воспитатель помогает прийти к выводу, что искать надо в сундучке с сокровищами.

Воспитатель: Вот и нашли мы пирамидку. Помогли малышам. А Бабе –Яге скажем спасибо за веселые развлечения. (Спасибо). А о чем попросим? (Не раскидывать больше игрушки).

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой тренинг с участием родителей и детей старшей коррекционной группы «К» «С пальчиками мы играем – речь детишек развиваем»

В данном тренинге представлена подборка игр, направленных на развитие мелкой моторики детей старшей группы с диагнозом "Задержка психического развития"...

Пальчиковый игро-тренинг "Пальчики играют, речь нам развивают"

тренинг для детей и родителей (открытое занятие)...

Презентация: родительское собрание тема: «Мы играем, мы играем , речь ребёнка развиваем»

- Создание условий для речевого развития дошкольников в семье и ДОУ; - Повышение педагогической культуры родителей....

В игры с пальцами играем, речь ребенка развиваем.

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок научился быстрее говорить, надо тренировать не только его артикуляционный аппарат, но и пальцы, мелкую моторику. Упражнения, по тренировке пальцев рук, являются мощны...

Мастер-класс для родителей «В игры играем – речь детей развиваем».

Почему важно развивать речь детей? Потому что речь, по сути, - основа существования человека в обществе, основа его успешности. Недаром говорят: «Встречают по одёжке, провожают по уму». А ...