Мастер-класс для родителей «В игры играем – речь детей развиваем».
консультация (подготовительная группа)

Пичужкина Мария Сергеевна

Почему важно развивать речь детей? Потому что речь, по сути, - основа существования человека в обществе, основа его успешности. Недаром говорят: «Встречают по одёжке, провожают по уму». А речь – это показатель ума человека, уровня его мышления. Если нам невозможно увидеть, как человек думает, то речь его мы слышим. И по тому, как человек разговаривает, какие слова использует, уместны ли они в той или иной беседе, насколько логична и последовательна речь, насколько она богата и разнообразна, мы непроизвольно оцениваем его умственные способности. Что включает в себя работа по развитию речи? • Развитие лексики. • Развитие грамматического строя речи. • Развитие фонематического слуха. • Развитие речевого дыхания. • Формирование навыков связной речи. • Коррекция звукопроизношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx39.91 КБ

Предварительный просмотр:

СП ГБОУ НШ с. Красноармейское детский сад «Огонек»

Мастер-класс для родителей

«В игры играем – речь детей развиваем».

Учитель-логопед: М.С. Пичужкина

Почему важно развивать речь детей?

Потому что речь, по сути, - основа существования человека в обществе, основа его успешности. Недаром говорят: «Встречают по одёжке, провожают по уму». А речь – это показатель ума человека, уровня его мышления. Если нам невозможно увидеть, как человек думает, то речь его мы слышим. И по тому, как человек разговаривает, какие слова использует, уместны ли они в той или иной беседе, насколько логична и последовательна речь, насколько она богата и разнообразна, мы непроизвольно оцениваем его умственные способности.

Что включает в себя работа по развитию речи?

  • Развитие лексики.
  • Развитие грамматического строя речи.
  • Развитие фонематического слуха.
  • Развитие речевого дыхания.
  • Формирование навыков связной речи.
  • Коррекция звукопроизношения.

Сегодняшняя наша встреча пройдёт под девизом:

Расскажи - и я забуду.

Покажи - и я запомню.

Сделай со мной - и я научусь.

Я хочу не просто рассказать Вам, а показать, как нужно развивать речь детей, чтобы Вы запомнили, научились и использовали эти приёмы в развитии своего ребёнка.

Развитие лексики.

Лексическая сторона речи - это словарный запас. Различают пассивный и активный словарь: пассивный словарь – слова, понимаемые ребенком.  Активный словарь – слова, используемые ребенком.

Игры на развитие лексической стороны речи детей

1. Сколько слов?

Цель: Дать детям понятие «слово».

Оборудование: Книга, карандаш, тетрадь и др.

Описание игры: Педагог объясняет детям, что все предметы имеют своё название, и называет разные предметы: книжку, карандаш и т.д. Затем берёт предметы и просит, чтобы дети сами их назвали. После этого педагог говорит: «Вы правильно назвали все предметы. И сказали много разных слов. Повторите эти слова. (Дети повторяют слова с опорой на предметы.) А теперь внимательно послушайте, сколько я произнесу слов: дом, цветок. (Два слова.) Какое первое слово? (Дом.) Какое второе слово? (Цветок.) А сейчас сами придумайте по одному слову. (Дети придумывают.) Придумайте каждый по два слова». Дети произносят слова, педагог должен следить за тем, чтобы дети не соединяли слова союзом «и».

2. Кто что делает?

Цель: Дать понятие о слове, которое обозначает действие.

Описание игры: Педагог приглашает одного из детей к доске и даёт ему задание (тихо, чтобы не слышали другие дети): «Саша, рисуй, - и спрашивает у детей: Что делает Саша?» Дети должны ответить одним словом.

Затем педагог даёт другие задания ребёнку, а дети называют его действия. Обращаясь к детям, педагог говорит: «Вы назвали много разных слов: «прыгает, играет» (два слова). Какое первое слово?» - «Прыгает». – «Какое второе слово?» - «Играет». Далее педагог говорит: «К словам, которые вы называли и которые называла я, можно поставить вопрос: что делает? Эти слова обозначают действие. Теперь я буду называть слова, а вы будете ставить к ним вопрос». Например: Варит (что делает?), шьёт (что делает?),  бежит (что делает?), смеётся (что делает?).

3. Кто как передвигается?

Цель: Учить различать слова, обозначающие действие предмета. Развивать слуховое внимание и память.

Оборудование: Предметные картинки.

Описание игры: Логопед показывает картинки, изображающие животных. Дети  определяют их и называют способ передвижения. Например: лошадь – скачет, змея – ползает, птица – летает, рыба – плавает, лягушка – прыгает и т.д.

4. Кто как голос подаёт?

Цель: Учить различать слова, обозначающие действие предмета. Развивать слуховое внимание и память.

Оборудование: Предметные картинки.

Описание игры: Логопед показывает картинки, изображающие животных и птиц. Например: воробей – чирикает, лягушка – квакает, кошка – мяукает, корова – мычит, медведь – рычит и т.д.

Развитие грамматического строя речи.

Грамматический строй речи - это взаимодействие слов друг с другом в словосочетаниях и предложениях. Его становление у детей происходит благодаря подражанию речи взрослых. В норме грамматическое строение у ребенка развивается без чьей-либо помощи. Нередко наблюдается нарушение данного процесса. Дети затрудняются согласовывать слова в роде, числе падеже. Например: пять коровов, девочка идет на дороге.

1. Подбери признак.

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

 Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.

Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…

Сапоги (какие?) – коричневые,         удобные, теплые…

Шарф (какой?) – пушистый, вязанный

2. Назови ласково.

Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов.

Оборудование: мяч

Ход игры: воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

Шуба теплая - шубка тепленькая

Лиса хитрая - лисичка хитренькая

Заяц белый - зайчик беленький

Сапоги чистые - сапожки чистенькие

3. Посчитай.

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.

Ход игры: воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.

Один мяч, два мяча, пять мячей.

Одна кукла, две куклы, пять кукол.

Одно облако, два облака, пять облаков.

Развитие фонематического слуха.

Фонематический слух – умение различать звуки речи на слух и в собственной речи. Очень часто дети заменяют одни звуки другими: шапка – сапка, рыба – лыба, белка – беука. Нередко это обусловлено тем, что дети не просто не умеют произносить какие - либо звуки, а не слышат между ними разницы в достаточной степени.

Несформированность фонематического слуха ведёт не только к проблемам звукопроизношения, но и к проблемам письма. Говоря «коска» вместо «кошка», ребёнок, зачастую, так и напишет. Отсюда двойки и неуспеваемость. А ребёнок не виноват, он просто не умеет различать определенные звуки, его этому не научили. Чтобы избежать подобных трудностей, необходимо до школы развивать у детей фонематический слух, учить их слышать разницу между звуками.

Я предлагаю Вам провести несколько игр, направленных на развитие фонематических способностей.

Дидактическая игра «Какой звук есть во всех словах?»

Взрослый произносит три - четыре слова, в которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

Дидактическая игра «Подумай, не торопись»

Предложите детям несколько заданий на сообразительность:

- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова «стол» (лак, л).

- Вспомни название птицы, в котором есть последний звук слова «сыр» (грач).

- Подбери слово, чтобы первый звук был бы [к], а последний [а] (кошка).

- Назови предмет в комнате с заданным звуком (Что заканчивается на "А";

что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и т. д.).

Развитие речевого дыхания.

Речевое дыхание - дыхание в процессе речи. Речевое дыхание отличается от обычного дыхания:  более быстрым вдохом и замедленным выдохом; значительным увеличением дыхательного объема;  преимущественно ротовым типом дыхания.

Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков: звуки произносятся в фазе выдоха.

Дыхательные упражнения нужны для усиления воздушной струи, развитию целенаправленности воздушной струи (дуть губами или на язычок, развитие длительности воздушной струи). Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию легких, поэтому проводить игры надо в чистом проветренном помещении. Следить, чтобы у ребенка не кружилась голова. Как только голова закружится, сделайте перерыв, постепенно изо дня в день, увеличивая длительность.

1. «Футбол»

Цель: выработать целенаправленную воздушную струю.

Оборудование: коробка обклеенная самоклеющейся пленкой, ворота из пластиковых контейнеров, шарик для настольного тенниса.

2. «Музыкальный пузырек»

Цель: выработать сильную воздушную струю.

Оборудование: пластиковый пузырек.

Развитие связной речи.

Я уже упоминала о том, что речь – это реальный показатель того, как человек думает. Наиболее отчётливо это проявляется в связной речи.

Связная речь – это смысловое развернутое высказывание.

Важно научить ребёнка не просто воспринимать события, а автоматически их обдумывать, определять причинно – следственные связи. В этом случае он сможет рассказать о них чётко и логично, без постоянно повторяющихся слов и однотипных предложений. Овладеть правильной и богатой связной речью детям очень трудно, потому что научиться думать нелегко.

Как Вы можете помочь своему ребёнку?

• Разговаривайте с ним, задавайте вопросы, побуждая его отвечать предложениями.

• Читайте художественные произведения.

• Обсуждайте прочитанную книгу, просмотренный мультфильм.

• Вспоминайте знакомые произведения и мультфильмы, предлагайте ребёнку рассказать их самому.

• Обращайте внимание на собственную речь. Речь ребенка во многом зависит оттого, как говорят окружающие его взрослые.

Коррекция звукопроизношения – это исправление неправильного употребления звуков во всех видах речевой деятельности: в устной, письменной, заученной и самостоятельной речи, в процессе игры, учёбы, общественной  жизни. Говоря о коррекции звукопроизношения, мне бы хотелось обратить ваше внимание на артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика – это зарядка для органов речи: языка, губ, щёк. С её помощью они становятся сильными, крепкими, подвижными, контролируемыми. Без этого невозможно чёткое звукопроизношение.

Представьте, что Вы не можете поднимать язык к верхним зубам и удерживать его там. Теперь попробуйте произнести слова «белка», «каша» - звуки [Л], [Ш] исчезли. И пока Вы не научитесь не просто поднимать язык наверх, но и удерживать его там, Вы не овладеете звуками [Л] и [Ш].

Поэтому артикуляционную гимнастику необходимо выполнять ежедневно, особенно с теми детьми, у которых есть трудности звукопроизношения.

Выполнение 1 комплекса артикуляционной гимнастики.

Как же будет строится обучение и развитие речи у наших детей.

Вся коррекционная работа строиться по программе Натальи Валентиновны Нищевой. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Эта программа включает в себя комплект из 2 тетрадей.    

3 раза в неделю провожу групповые НОДы.

1 НОД на развитие фонематического восприятия.

1 НОД на развитие лексико-грамматисеского строя речи.

1 НОД на развитие связной речи.

Параллельно на всех групповых НОД идет работа по развитию речевого дыхания, общей и мелкой моторики.

1-2 раза в неделю провожу индивидуальные НОДы, направленные на коррекцию звукопроизношения.

 Каждую неделю мы изучаем одну лексическую тему. Еженедельно вы получаете домашнее задание, с помощью которого ребенок закрепляет пройденный материал.  Информацию о теме недели можно увидеть на логопедическом стенде в коридоре вашей группе, и в группе «Логопедическая страница» в контакте. Группа закрыта, доступ к ней будут иметь только родители нашей группы.

Сейчас мы поговорили с вами о педагогической коррекции затруднений в речевом развитии детей. В наше время речевые нарушения носят стойкий характер, и без медикаментозной помощи в коррекции речевых расстройств не обойтись. У вас на руках заключение ПМПК,  за лето необходимо выполнить все рекомендации. Проконсультироваться или пролечить ребенка у невролога, сурдолога и так далее. Только в комплексе мы можем рассчитывать на динамику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект : «Игра игрой сменяется, речь наша развивается»

Краткосрочный проект  по развитию речи....

"С пальчиками играем и речь детей развиваем "

Пальчиковые игры и упражнениями, которые активизируют речевую деятельность, развивают память, внимание и мышление, творческие способности у детей....

Мастер-класс «Сторителлинг- одна из инновационных технологий развития речи детей при формировании понятийного аппарата у дошкольников о России».,дидактическая игра Кубики географических историй

в данную разработку входит мастер-класс по теме «Сторителлинг- одна из инновационных технологий развития речи детей при формировании понятийного аппарата у дошкольников о России» , пр...

КОНСПЕК мастер-класса с участием родителей. Тема: «Дидактическая игра как средство развития словаря»

Показать родителям  необходимость использования дидактических игр и упражнений в развитии словаря детей...

Мастер – класс для родителей 2 младшей группы «С пальчиками играем и речь детей развиваем»

-познакомить родителей с понятием «мелкая моторика», приёмами её развития в домашних условиях;-провести с родителями и детьми игры, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики....

Мастер – класс для родителей «С пальчиками играем и речь детей развиваем»

Цель: создание условий направленных на развитие способностей у родителей использовать в совместной деятельности с детьми игры для мелкой моторики. ЗАДАЧИ: -познакомить родителей с понятием ...