КОНСПЕК мастер-класса с участием родителей. Тема: «Дидактическая игра как средство развития словаря»
материал по развитию речи (старшая группа)
Показать родителям необходимость использования дидактических игр и упражнений в развитии словаря детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_master-klassa.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Ведерникова Елена Леонидовна
воспитатель высшей категории
МДОУ «Детский сад № 369 г. Челябинска»
г. Челябинск
КОНСПЕК мастер-класса с участием родителей.
Тема: «Дидактическая игра как средство развития словаря»
Первый этап: знакомство с участниками (родители) мастер-класса.
Участники (родители) выбирают листочек понравившегося цвета, пишут на нём своё имя или то имя как бы хотели, чтобы его называли, Затем даёт себе характеристику одним словом, которое начинается на первую букву его имени.
Второй этап: работа по теме мастер-класса.
Ведущий объясняет тему, цель и актуальность выбора.
ЦЕЛЬ: показать необходимость использования дидактических игр и упражнений в развитии словаря детей
АКТУАЛЬНОСТЬ:
В настоящее время наблюдается снижение словарного запаса у детей. Речь их становиться бедной и однообразной. Словарный запас истощается, поскольку не активизируется в речи, а новый словарь пополняется крайне медленно.
Замечено недостаточное использование дидактических игр и упражнений, которые имеют большое значение для развития словаря, а, следовательно, и речи детей.
Ведущий предлагает дать характеристику слову «ИГРА», опираясь на определение – какая. Слова должны начинаться именно на те буквы, из которых состоит слово:
И - интересная, искромётная, изобретательная
Г - грамотная, грандиозная, гармоничная
Р - радостная, развивающая, развлекательная, развёрнутая
А - азартная, активная, артистичная
Ведущий даёт несколько определений игре.
«Д/игра – это деятельность, смысл и цель которой дать детям определённые знания и навыки в игровой форме» (А.К.Бондаренко, А.И. Сорокина, А.П. Усова)
«Игра – это способ познания окружающего, развития словаря. Играя, ребёнок изучает и узнаёт много нового: изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, растения, животных» (Н.К.Крупская)
Ведущий предлагает составить своё определение этому термину, опираясь на характеристику, данную этому слову выше.
Что же получилось?
«Игра – это интересная, грамотная, развивающая, активная деятельность»
(участники (родители) мастер-класса)
Этап третий: придумывание дидактической развивающей игры участниками мастер-класса.
(Инструментарий для практической работы: столы, бумага, ручки, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, клей, картинки).
Ведущий объясняет задачу этапа, определяет правила и время работы (3-4 мин). Участники (родители) делаться на группы (по цвету выбранного листочка) и придумывают свою эксклюзивную развивающую игру. (Если требуется, педагог даёт какие-либо советы). В каждой группе выбирают куратора времени и того, кто будет игру представлять. После окончания – представляют иргу.
(Родители сами придумывают форму презентации своей игры: в стихах, реклама, выпуск буклета и т.д.)
(Участники получают папки с необходимым материалом: правила, структурные компоненты, критерии исследования речи).
Структурные компоненты д/игры (Педагог объясняет значение каждого компонента и приводит пример, чтобы родители поняли о чём идёт речь).
Этап четвёртый: проведение игр на развитие и обогащение словаря.
Ведущий приглашает участников (родителей) поиграть в дидактические игры, которые работают на активизацию и развитие словаря, для приобретения игрового опыта.
№ | Название игры | Цель | Содержание |
1 | «Колючие (холодные, горячие, круглые и т.д.) слова» | Учить подбирать слова по определённому признаку. | Ведущий достаёт коробочку и предлагает положить в неё колючие (холодные, горячие, круглые и т.д.) слова. Например: ель, игла, ёж, щётка, спица, ножницы и т.д. |
2 | «Я найду слова везде» (музыкальная игра) | Учить подбирать слова, находящиеся в определённом месте (воде, небе, магазине и т.д.). | Вариант 1. Звучит музыка, дети поют, а затем «приносят» на ладошку слова: мальчики – в воде, девочки – в небе. «Я найду слова везде: И на небе, и в воде, На полу, на потолке, На носу и на руке. Вы не слышали такого? Не беда! Играем в СЛОВО! Вариант 2. Делимся на группы. Каждой группе даётся иллюстрация определённого места (цирк, зоопарк, магазин, космос и т.д.). Участники одной группы называют слова, которые спрятались у них на картинках, а другие – определяют место нахождения этих слов. |
3 | «Прошагай слово» | Учить делить слова на слоги. Развивать координацию речи с движением. | - А вы знаете, что слово можно прошагать. Попробуем? Тогда быстро расставляйте кубики. Посмотрим, кто дальше уйдёт. (Расставляются кубики (4-6) на расстоянии одного шага. Затем определяют тему, из которой будут выбираться слова: дерево, голова, карман и т.д. - А прошагаем мы слова, которые найдём в кармане (на дереве, на голове и т.д.) (Предлагаются слова: конфета, платочек, телефон, фотография и др. Выходят 3-4 участника, а остальные болельщики, зрители). |
4 | «Достань слово из корзинки» | Совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов). | Достаются «слова» из корзинки (утка, лягушка, мышка и др.) и придумываются новые слова. Например: - лягушка – лягушонок, лягушечка, лягушища; - утка – утица, утушка, утища, утёнок; - подушка – подушечка, подушища; - и другие. |
5. | «Соедини два слова» или «Одинаковые хвостики». | Учить подбирать слово-рифму | - А теперь вы сами выберите себе картинки и найдите себе пару, т.е. соедините два слова, придумайте одинаковые хвостики. (Игра парами: участники разбирают картинки и ищут себе пару-рифму). - У нас образовались пары-рифмы, которые звучат красиво, с помощью них можно придумать стихотворения. |
Ведущий благодарит всех участников (родителей) и предлагает занять свои места и подводит итог всей работы.
Вывод:
- Развитие словаря особенно значимо в дошкольном возрасте, потому что в этом возрасте идёт процесс целенаправленного формирования знаний и умение пользоваться полученными знаниями.
- Развитие словаря эффективно тогда, когда педагогическая организация работы с дошкольниками будет осуществляться по специально разработанной педагогической технологии, обеспечивающей взаимосвязь когнитивного и деятельного компонентов, актуализацию жизненного опыта и активизацию детей на всех этапах работы, а так же взаимодействие в системе «педагог – ребёнок – родитель».
- Сущность дидактических игр и упражнений заключается в том, что дети решают умственные задачи, находят самостоятельно решения и всё это сопровождается словом и даёт возможность не только накапливать словарь, но и активизировать его.
Этап пятый: заключительный – обратная связь.
Вариант 1: участники (родители) отвечают на вопросы и делятся своим мнением.
- Что полезного узнали?
- Что нового услышали?
- Что было значимо для вас?
- Что интересного?
Вариант 2:
- Я предлагаю сыграть ещё в одну игру «Положи слово в корзинку». Сегодня мы с вами развивали словарь, и я предлагаю положить в корзинку слова, которые выразят ваше отношение к нашей сегодняшней встречи и нашей работе.
- СПАСИБО.
(По окончании мастер-класса педагог может предложить буклет, в котором содержатся варианты дидактических игр и упражнений)
(Можно выпустить буклет из придуманных родителями игр и распространить во время следующей встречи и в других группах).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра – как средство развития словаря у детей дошкольного возраста с ОНР.
В данной метатической разработке подробно описано, как дидактическая игра влиет на развитие речи детей....
Дидактическая игра как средство развития словаря у детей младшего дошкольного возраста.
Развиваем речь, пополняем словарный запас слов....
"Дидактическая игра как средство развития словаря у детей младшего дошкольного возраста"
Данный проект представляется в виде презентации. Наш детский сад работает по программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой "От рож...
Методическая разработка "Дидактическая игра как средство развития словаря детей четвертого года жизни"
Для решения задач словарной работы выработано достаточно форм и методов работы. Одним из таких средств является дидактическая игра. Развитие словаря в дошкольном детстве занимает одно из ведущих ...
Мастер-класс для воспитателей Тема: «Использование методов ТРИЗ технологии в процессе развития словаря детей среднего дошкольного возраста»
Дать представление о роли методов и приемов ТРИЗ технологии в процессе развития словаря детей 4-5 лет, представить педагогам методы и приемы ТРИЗ технологии в форме игр, направленные на формирование, ...
Дидактическая игра как средство развития словаря у детей дошкольного возраста
Сегодня, как никогда, осознается ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Преобразования в дошкольном образовании нацеливают на использование всех возможностей, ресурсов...
Проект «Дидактические игры как средство развития словаря у детей младшего дошкольного возраста»
Дидактическая игра - это один из основных методов воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста....