Технологическая карта НОД по автоматизации звука л
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Рытова Ирина Валерьевна

Технологическая карта НОД по автоматизации звука л

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого логопедического занятия:

«Лампа Аладдина»

«Автоматизация звука Л  в обратных слогах и словах с обратными слогами, в предложениях»

Ф.И.О.

учителя-логопеда

Рытова Ирина Валерьевна

Группа, логопедическое заключение

Дошкольники группа старшая                                           Логопедическое заключение: ОНР-IIIуровень

Подгрупповое  занятие.

Тема занятия

Автоматизация звука Л в обратных слогах и словах с обратными слогами, в предложениях. 

Тип занятия

Повторение, систематизация и закрепление учебного материала. Логопедическое занятие деятельностной направленности.

Цель

Автоматизация звука /Л/.

Задачи

Образовательные:

-Закреплять слуховой и моторный образы звука Л ;

-Автоматизировать звук Л изолированно, в слогах, словах, предложениях;

- Упражнять в определении наличия звука в слогах.

Коррекционно-развивающие:

-Развивать общую и мелкую моторику.                                                   -Развивать фонематический слух, формировать навыки звукового анализа и синтеза.                                                                -Формировать правильное положение органов артикуляции для произнесения звука [л];                                                                   - Развивать память, внимание, графо-моторные навыки.

Воспитательные:

-Воспитывать культуру речевого общения.

-Формировать функции контроля и самоконтроля.

Здоровьесберегающие:

-Планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;

-Чередовать статические и динамические задания;

-Создать психологически комфортную обстановку для развития самооценки и эмоционального тонуса.

Оборудование (средства ИКТ, картинный материал, предметы и игрушки, дидакт.пособия и др.)

  1. Учебно-демонстрационный материал: предметные картинки. (презентация с заданиями)
  2. Набор карточек для проведения артикуляционной гимнастики на звук Л; карточки для характеристики звука Л,коврограф, лампа Аладдина

                                        Организационная структура занятия

Этапы занятия

1 этап. Мотивационно-проблемный.

Задача логопеда

Технологии, методы, приёмы и формы работы

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность ребенка

Планируемые результаты

Дополнительный материал для 6-7 лет

(Вносятся коррективы для детей подгот возраста )

Адаптировать детей к деятельности

(3мин)

Личностно-ориентированные приемы.

  1. Орг.момент .

-Дети, давайте поприветствуем наших гостей и пожелаем им доброго утра! Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!

  1. Характеристика звука

-Он из семьи персидской бедной,
Хозяином стал лампы медной,
И с тех пор огромный джин
Ему преданно служил.
(Аладдин)

-Вы узнали, кто это? (Это Аладдин  из сказки «Волшебная лампа Аладдин.)Слайд

- Вы знаете, откуда он к нам появляется? (Алладин появляется из лампы)

-Какой первый звук мы слышим  в слове Лампа? (Звук [Л].) 

Анализ артикуляции звука

- Расскажите Аладдин, как нужно правильно произносить звук [л] .

- При произношении звука [л] губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка прижат к бугоркам за верхними зубами, голосок звенит.

- Молодцы! Давайте произнесем песенку большого самолета  и красиво погудим язычком Л-Л-Л-Л.

Слайд презентации

Показ профиля (схемы) звука

-Какой звук Л?  

Звук Л  – согласный, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой.  (по схеме для характеристики звуков)

Связь звука с буквой.

-Звук Л обозначается буквой Л. (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем).

Ребенок проверяет уклад звука и определяет его. Это звук Л.

Создание благоприятного психологического климата.

Формирование умения извлекать информацию из схем, из практического показа логопеда положений языка и губ.

Схема не обязательна, если у ребенка нарушена одна группа звуков.

2 этап. Актуализация знаний по теме

Создать проблемную ситуацию, создать условия для формулирования задач ребенком самостоятельно или под руководством логопеда.

Актуализи-        ровать имеющиеся у ребенка знания. Выявить уровень знаний по теме.

 (5мин)

ИКТ

Предоставление выбора

Сообщение цели занятия:

- Аладдин хочет проверить, как вы произносите звук [Л] и предлагает вам выполнить задания .А, чтобы узнать какие задания –нужно потереть лампу Аладдин и стать на время волшебниками.

- Вы согласны? (Да!)

Игровая мотивация:  Мы станем настоящими волшебниками и будем выполнять задания. который приготовил для вас Аладдин. Нам предстоит выполнить много заданий, красиво и правильно проговаривать слова и предложения со звуком Л, внимательно слушать ответы друг друга и помогать друг другу.                            - Я предлагаю вам перед началом выполнения заданий  хорошо подготовить наш язычок.

Артикуляционная гимнастика.(на экране)

- Выполним сначала зарядку для языка . («Улыбка», «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Лошадка», «Грибок», «Индюк»

- Теперь потрем лампу Аладдина и узнаем какое задание подготовил для нас Аладдин .

Игра «Телеграф»

Слайд

Давай сыграем в игру «ТЕЛЕГРАФ»  - я скажу слово по звукам, а ты должен соединить их в слово, и сказать слово целиком:

С-Т-О-Л

С-Т-У-Л

В-И-Л-К-А

А-Л-М-А-З

Х-А-Л-В-А

Б-А-Л-К-О-Н

Выполняет артикуляционные упр-я   самостоятельно.

 Дети по желанию выбирают кто будет тереть лампу .

Самостоятельное выполнение ребенком большинства упражнений

Соблюдает правильную артикуляцию звука.

Формирование интереса к изучаемому материалу.

В зависимости от психологического состояния ребенка артикул.гимнастика может быть заменена на психогимнастику или пальчиковую, а также на самомассаж рук.

3 этап. Практическая деятельность.                      

Развивать логическое мышление

-Организовать деятельность детей, направленную на соотнесение исполнения действия, последовательности операций результату.

Организовать релаксацию.(12 мин)

Игровой прием

Деятельностный

 

Автоматизация в словах. предложениях

 -какое следующие задание подготовил Аладдин?

Игра «Запомни и повтори» - повтори слоги :

ЯЛ-ЁЛ-ЮЛ-ИЛ-ЕЛ

ЁЛ-ЮЛ-ИЛ-ЕЛ-ЯЛ

ЮЛ-ИЛ-ЕЛ-ЯЛ-ЁЛ

ИЛ-ЕЛ-ЯЛ-ЁЛ-ЮЛ

ЕЛ-ЯЛ-ЁЛ-ЮЛ-ИЛ

Слайд

-следующие задание  «Повтори за мной» - повторить слова вслед за  Аладдином  и  за мной:

Мял, снял, взял, паял, унял, стоял, гонял, завял, занял, менял, понял, поднял, боялся, смеялся, вёл, шёл, шёлк, ёлка, тёлка, чёлка, пчёлка, осёл, козёл, котёл, новосёл, щёлкать, метёлка, ел, мел, пел, сел, одел, умел, гудел, висел, успел, хотел, сидел, шипел, шумел, свистел, белка, мелко, бил, мил, Нил, поил, Михаил, забил, водил, возил, косил, купил, носил, учил, садил, гостил, тащил, вилка, жилка, пилка, поилка, косилка, носилки, веял, сеял, таял, веялка, сеялка, узел, видел, вывел, вышел, обидел, ненавидел, Павел, дятел, пепел, выучил, выбил, выпил, высадил, вытащил, выпустил, выскочил.

-Смотрим карту и полетели дальше.

 Слайд

-какое следующие задание подготовил для Алладин.

Игра «Посчитай » Дети подходят к коврографу.

- Каких животных вы видите в квадратах?  

- Теперь давайте посчитаем всех лосей, волков, и белок (два лося, пять волков, шесть белок).

- Назовите, кто находится в правом верхнем углу? И т.д.

-Получайте второй кусочек, смотрим маршрут и полетели!

Слайд

Следующие задание «Повтори предложения и найди картинку»

Дядя Михаил коня напоил.

Дедушка Нил поймал рой пчёл.

Павел поймал галку.

Папа купил елку.

Дятел долбил кору и искал жуков.

На елке Павел увидел белку.

Михаил играл в футбол и забил в ворота гол.

Дядя Нил повязал галстук и вышел.

Отец поехал на вокзал.

Павел сел на стул.

Михаил разбил стекло.

Слайд

-Следующие задание «Запомни картинки» - посмотри и запомни 9 картинок со звуком Л. Затем я их уберу, а ты  назовешь те, которые запомнил.

Аладдин приготовил для вас сюрприз за правильное выполнение заданий. Давайте все вместе потрем лапмпу

Поощрение: в лампе  сладости для детей.

Ответы ребенка.

Действия ребенка по выбору.

 

Дети бросают друг другу мячи и проговаривают слова

Соблюдает правильную артикуляцию звука.

Пробует выполнять самопроверку учебного задания и вносить коррективы.

Формируются функции контроля и самоконтроля

Отдых

Возможно повторение за ребенком (логопед в роли героя-игрушки)

Усложнение задания.

4 этап.  Итоговая и рефлексивная деятельность

-Организовать оценку ребенком результата своей деятельности

Подведение итогов занятия учителем-логопедом.(2 мин)

Самостоятельная оценка ребенком собственной деятельности.

Что мы сегодня делали на занятии?

-какие задания вам было лего выполнить и какие вызвали затруднения?

-Тебе было интересно?

Отвечает на вопросы логопеда по желанию.

Оценивают состояние своего настроения на текущий момент (в конце занятия)

Формирование умения определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем-логопедом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта логопедического занятия "Дифференциация звуков р-рь"

Подгрупповое логопедическое занятие для подготовительной группы "Дифференциация звуков р-рь"...

Технологическая карта логопедического занятия "Автоматизация звука /Р/ в слогах и словах".

Повторение, систематизация и закрепление учебного материала. Логопедическое занятие деятельностной направленности....

Технологическая карта по речевому развитию "Звук [г] и [гь] и буква г, Г"

Данный материал знакомить детей с буквами Г, г и тем, что она обозначает звуки [г] и [гь]...

Технологическая карта по речевому развитию «Звук [л] и [ль] и буква л, Л».

Данный материал знакомить детей с буквами Л, л и тем, что она обозначает звуки [л] и [ль]...

Технологическая карта открытого ООД "Осенние звуки в лесу"

Прививать любовь к классической музыке, к творчеству П.И.Чайковского, углубление восприятия музыки через интеграцию различных видов искусств.Формирование различных умений и навыков,необходимых дошколь...

Технологическая карта ООД тема: «Под звуки гармошки»

Познакомить детей  с  русским народным инструментом гармошкой, русской народной музыкой. ...