«Любимое время года - Лето»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Полина Сергеевна Попуго

Занятие для детей старшей логопедической группы. 

Так как основной вид деятельности дошкольников - игра, то занятие построено по технологии игрового обучения. Также использованы технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения.

Выбранные методы и приёмы соответствуют возрасту детей. Используется следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, советов, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих), применение дополнительных наглядных опор (картинок), демонстрация образа отдельного действия и деятельности в целом.

На протяжении всего занятия у детей должен поддерживаться интерес, чему способствует динамика занятия. Все задания подобраны с опорой на несколько анализаторов и способствуют развитию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления).

На занятии должен быть создан благоприятный эмоциональный фон. Дети должны проявлять положительный эмоциональный настрой, это поможет достичь поставленных целей. Логопед следит за речью детей, она должна быть правильной, чёткой, эмоциональной. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия: «Любимое время года - Лето»

для детей старшего возраста с ТНР

Цель: Развитие фонематических функций, лексико - грамматических категорий, связной  речи на материале лексической темы.

Задачи:

1. Развитие диалогической речи. Уточнение и активизация словаря

 по теме.

2. Совершенствование навыка звуко - слогового анализа.

3. Развитие зрительного, слухового восприятия и внимания.

4. Развитие умения составлять предложения с заданными словами, распространять эти предложения.           

5. Развитие навыка контроля за собственной речью.

6. Прививать интерес к живой природе, формировать бережное отношение к ней.

Оборудование и материалы:

Календарь природы, картинки по временам года;  

карточки для игр: картинки с изображением действий, картинки с изображением лесных ягод, цветов, насекомых;

схемы предложений, мяч, цифры.

I. Ход занятия:

Организационный момент

Дети встают полукругом возле доски, на доске календарь природы.

Логопед: Ребята, а какое время года сейчас?

Дети: Лето

Логопед: Почему вы так думаете? 

Дети: Ответы детей

Логопед: Давайте расставим по порядку картинки, на которых нарисованы времена года.

Логопед: Почему год называют круглым?

Если дети затрудняются ответить, логопед показывает схематично, как времена года сменяют друг друга по кругу.

II. Основная часть 

1. Беседа по теме.

Логопед: Ребята, вы любите лето?                                                                                          

 За что вы любите лето?

Дети: Ответы

Логопед: Назовите летние месяцы. Назовите первый месяц лета, последний.

Дети: Ответы

Логопед: Выставляет картинки и спрашивает:

Какие предметы можно встретить летом?

(Каждый ребенок берет по одной картинке: улочка, море, сачок, ромашка, панама, солнце, плавательный круг, бабочка, совочек)

Логопед: Назовите, что у вас нарисовано на картинке и поделите это слово на слоги.

Дети: По очереди показывают свою картинки, называют слово и делят его на слоги.

Логопед: Я тоже буду называть вам слова – предметы и кидать каждому из вас мяч, вам нужно поймать мяч и назвать мне первый звук в слове. Да не просто назвать, а сказать какой это звук: гласный или согласный.

2. «Назови первый звук»

Логопед: Я тоже буду называть вам слова и кидать каждому мяч, вам нужно поймать мяч и назвать мне первый звук в слове. Да не просто назвать, а сказать какой это звук: гласный или согласный. (Слова: ромашка, солнышко, малина, море, песок, арбуз, земляника, удочка)

Дети: Называют первый звук в слове и дают ему характеристику.

3. «Подбери действие»

Логопед: Подберите слова про то, что делают летом дети, солнце, птицы, насекомые.

Дети: Ответы

4. «Подбери признак»

Логопед: Я начну предложение, а вы закончите.

Летом день какой? - летний

Летом дождь какой? - …

Летом солнце какое? - …

Летом утро какое? - …

Летом вечер какой? - …

Летом закат какой? - …

Летом небо какое? - …

Летом дни какие? - …

Летом вечера какие? - …

Дети: Ответы

Логопед: А теперь давайте отдохнем и поиграем в игру.

5. «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем»

Дети выбирают водящего. Логопед показывает картинку, на которой изображено какое - то действие (дети купаются, ребенок собирает ягоды). Логопед спрашивает: «Где вы были? Что вы делали?»

— Дети отвечают хором: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». Дети изображают действие, нарисованное на картинке, водящий отгадывает. Для продолжения игры выбирают другого водящего.


6. Работа с предложением.

Логопед: А где летом собирают ягоды и грибы?

Дети: В лесу.

Логопед: Мы ходили в лес и набрали ягод. А вместе с нами ходила девочка Маша. Смотрите, сколько ягод она набрала. Я составила предложение об этом: Маша, корзина, набрала, ягоды. Получилось предложение?

Дети: Нет, это слова, они между собой не связаны.

Логопед: Составим правильное предложение

Дети: Маша набрала корзину ягод. Составляют схему на доске.

7. Дополнение предложений словами - признаками.   

Логопед: Корзина какая? Ягоды какие?

Дети: Маша набрала полную корзину спелых ягод. (Дополняют схему).

Логопед выставляет картинки с изображениями ягод: земляники, черники, малины, ежевики.

Логопед: Ягоды, какие?                                                     

 Дети: Ароматные, душистые, сладкие, вкусные;

Логопед: Мама сварила варенье из малины. Какое варенье получилось?  

Дети: Малиновое

Логопед: Мама сварила джем из земляники. Какой джем?                     

Дети: Земляничный

Логопед: Мама сварила сироп из черники. Какой сироп?                                  

 Дети: Черничный

Логопед: Мама сварила повидло из ежевики. Какое повидло?              

 Дети: Ежевичное

8. Работа над звуковой стороной речи.

Логопед: А еще в лесу летом можно встретить много насекомых. Повторите чистоговорки:

 - За – за – за, вот порхает стрекоза.

 - Ры – ры – ры, прилетели комары.

 - Чок – чок – чок, по листу ползет жучок.

 - Вей – вей – вей, прибежал к нам муравей.

Дети: Повторяют

Логопед: Кто из насекомых летает?                                                        

Дети: Комары

Логопед: А кто из насекомых ползает?                                                     

Дети: Муравьи

Логопед: А какие насекомые прыгают?                                                   

Дети: Кузнечик

9. «Назови ласково»

Логопед: А теперь наших насекомых назовем ласково.

Логопед: Комар, паук, гусеница, пчела, жук

Дети: Ответы

10. «Сосчитаем насекомых»

Логопед: Ребята, давайте сосчитаем насекомых (показывает цифру)

Дети: Один мохнатый шмель, два мохнатых шмеля, три …

Дети: Один майский жук

Дети: Одна изумрудная стрекоза

11. «Бесцветные цветы»

Логопед: Ребята, посмотрите-ка, случилось ужасное – у цветов пропал цвет. Логопед раздает детям не раскрашенные картинки с изображением разных цветов.

Логопед: У меня есть разноцветные кружочки. Только я не знаю, какой цвет, какому цветку нужен. Помогите мне. Белый – какому?

Дети: Ландышу, нарциссу, ромашке

Логопед: Желтый – какому?

Дети: Ирису, ромашке, нарциссу, одуванчику

Логопед: Голубой?

Дети: Незабудке 

Логопед: Синий?

Дети: Васильку, ирису

Логопед: Фиолетовый?

Дети: Фиалке, колокольчику

Логопед: Розовый?

Дети: Розе, гвоздике, клеверу, тюльпану

Логопед: Красный?

Дети: Маку, розе, гвоздике, тюльпану

Логопед: Оранжевый?

Дети: Лилии

Логопед: Зеленый?

Дети: Всем

Логопед: А черный кому-нибудь нужен? 

Дети: Нет

III.Окончание занятия

Логопед: О чем мы с вами говорили?

Дети: О лете, цветах и насекомых

Логопед: Каких насекомых вспоминали?

Дети: Ответы

Логопед: Какие названия цветов вы запомнили?

Дети: Ответы

Логопед: Что нового вы узнали? Вам понравилось?

Дети: Ответы

Логопед: Молодцы. Вы хорошо справились с заданиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми старшего возраста Тема: «Зима - любимое время года». Направление: «Познавательно-речевое развитие». Образовательная область. «Познание».

Цель:  Закрепить знания  детей о временах года. Обобщить представления детей о зиме. Помочь детям увидеть красоту и разнообразие зимней природы. Отметить особенности северной зимы. Развивать...

Открытое занятие по образовательной области «Речевое развитие» с использованием технологии Т.А. Ткаченко. Подготовительная к школе группа. Тема: «Моё любимое время года».

Цели:§  Развить умение правильно составлять описательные рассказы о временах года, опираясь на схему Т.А. Ткаченко.§  Закрепить представления детей о характерных особенностях разных времён г...

"Любимое время года"

Летний проект в средней группе...

Краткосрочный проект в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ по теме «Лето - любимое время года»

Уже с дошкольного возраста дети знакомятся с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явле...

Краткосрочный проект в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ по теме «Лето - любимое время года»

Краткосрочный проектв старшей группе с использованием элементов ТРИЗпо теме «Лето - любимое время года»                        ...