Краткосрочный проект в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ по теме «Лето - любимое время года»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Краткосрочный проект
в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ
по теме «Лето - любимое время года»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Краткосрочный проект
в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ
по теме «Лето - любимое время года»
Вид проекта: Краткосрочный (2 недели), познавательный, творческий, групповой.
Участники проекта: Дети старшей группы, воспитатели, родители детей.
Срок реализации проекта: июнь 2023 г.
Актуальность темы: Уже с дошкольного возраста дети знакомятся с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения в ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствует формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважении к труду взрослых. В основе данного проекта лежит готовность дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность во впечатлениях. Данный проект направлен на расширение знаний о временах года, развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, нравственных ценностей.
Использование ТРИЗ-технологий, в рамках данного проекта, способствует расширению границ детского мышления, формированию у воспитанников интеллектуальной гибкости, желания самостоятельно мыслить, выходить за рамки конкретной практической задачи
Цель проекта: углубление представлений детей о лете, как времени года; развитие художественно-эстетического отношение к окружающей действительности; повышение уровня самостоятельного мышления средствами ТРИЗ.
Задачи проекта:
Обучающие:
- расширять знания детей о сезонных изменениях в природе.
- формировать представления детей о лете, летних изменениях в природе.
- закрепить представление детей о летнем отдыхе, развлечениях на свежем воздухе, труде в природе.
Развивающие:
- развитие художественно-эстетических способностей, умений и навыков продуктивной деятельности.
- развивать познавательный интерес, формировать навыки экспериментирования.
-развивать умение мыслить самостоятельно, нестандартно.
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка.
- воспитывать любовь к природе через беседы, чтение художественной литературы, наблюдения, решение нестандартных задач.
Задачи по работе с родителями:
- Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
- Провести консультации по темам: «Чем занять ребенка на прогулке», «Закаливание детей летом», «Лето и безопасность наших детей»
Планируемые результаты:
- Дети проявляют любознательность, интерес к сезонным изменениям в природе.
- Дети могут вступить в диалог на летнюю тематику, рассказывают о лете, заучивают стихи.
- Сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.
- Провести итоговую квест-игру с привлечением к участию родителей воспитанников.
Ресурсы:
Информационные: демонстрационный материал, книги, интернет ресурсы, телевидение, игры, подборка художественной литературы по теме.
Интеллектуальные: знания детей, родителей и педагогов, загадки о временах года.
Материально-технические: компьютер, иллюстрации, книги, тематические альбомы, изобразительный материал для продуктивной деятельности, аудиозаписи.
План реализации проекта:
Деятельность педагога: подводит к теме, принимает участие в распределении обязанностей, помогает, уточняет, проверяет, обобщает, контролирует, оценивает результаты проекта.
Деятельность детей: анализируют, сравнивают, выбирают, изучают, формулируют, рисуют, создают, контролируют, выполняют, оформляют, участвуют в оценке проекта.
Деятельность родителей: беседы с детьми, помощь в создании выставки «Вот оно какое, наше лето», альбомов «Летние виды спорта», «Как я провел лето». Привлечь родителей к совместному составлению творческих рассказов на тему «Замечательное лето».
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
- Информирование родителей о проекте
- Определение темы проекта.
- Формулировка цели и определение задач.
- Подбор материалов по теме проекта «Лето - любимое время года».
- Составление плана основного этапа проекта.
Основной этап.
План реализации проекта.
Вовлечение в деятельность:
Понедельник (19 июня):
1. Д/игра по ТРИЗ «Лето – хорошо, лето - плохо». Цель: Формировать основы системного мышления и логического анализа; развивать умение находить положительные и отрицательные стороны, рассматриваемого объекта. Вызвать у детей интерес к познавательной деятельности, желание самостоятельно добывать знания об интересующих явлениях.
2. Словесная игра «Загадай-ка». Цель: Учить придумывать загадки о летних явлениях.
3. Конструирование из бросового материала «Эти забавные насекомые». Цель: развивать мелкую моторику, обогащать словарный запас детей, воспитывать интерес и бережное отношение к насекомым.
4. С/р игра «Поездка на море». Цель: продолжать работу по развитию и обогащению сюжета игры. Поощрять желания детей придумывать новые темы для игр. Формировать умения детей развивать сюжет.
5. Выкладывание из мозаики цветочного луга. «Бал цветов». Цель: развитие творческих способностей, фантазии; развитие мелкой моторики руки; сенсорное развитие.
Вторник (20 июня):
- НОД по познавательному развитию с применением морфологического анализа «Времена года». Цель: Обобщить и систематизировать представление о временах года по основным, существенным признакам.
- Составление и запись рассказов «Замечательное лето». Цель: активизировать речь детей, воспитывать желание правильно и красиво говорить, делиться личным опытом.
- Чтение стихотворения В.Воронько «Вот и лето пролетело», Г.Новицкая «Одуванчики», «Ромашки».
- Кукольный театр «Краденое солнце». Цель: порадовать детей, активизировать их речь и эмоции, закрепить знания о значимости солнца для всего живого.
- Эксперимент «Вода в сосуде» - «Теплая или холодная?». Цель: доказать, что лучи солнца нагревают воду.
Среда (21 июня):
1. Занятие по ТРИЗ «Знакомимся с методом маленьких человечков». Цель: закрепить знания детей об элементарных качествах и свойствах льда. Побуждать исследовательский интерес, любознательность.
2. Д/игра по ТРИЗ «Что будет если…» Цель: развивать фантазию детей, побуждая их выражать свои мысли о событии.
3. Слушание и обсуждение музыки «Вальс цветов» П. Чайковского.
4. С/р игра «Цветочный магазин». Цель: Способствовать становлению целенаправленной деятельности ребенка, знакомить с доступными их пониманию профессиями взрослых. Учить целенаправленному игровому действию с игрушками.
5. Д/игры «Найди растение по описанию», «Узнай по части», «Сложи цветок».
Четверг (22 июня):
- Рисование по замыслу «Улетает наше лето». Цель: Создание условий для отражения в рисунке летних впечатлений, учить составлять гармоничную цветовую композицию, передавая красками своё впечатление о лете.
- Решение проблемных ситуаций по правилам безопасного поведения летом. Цель: развивать логическое и творческое мышление, учить проявлять инициативу, использовать активную речь.
- Рассматривание альбомов «Подумай-ка», решение логических заданий. Цель: развивать внимательность, логическое мышление.
- Оформление альбома совместно с родителями «Как я провел лето».
- Чтение А.Майков «Пролетело лето».
Пятница (23 июня):
- Занимательная викторина «Времена года». Цель: Познакомить детей с признаками времен года. Расширить их кругозор, развивать логическое мышление. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
- Ситуация активизирующего общения «Замечательное лето» - рассматривание фотографий и картинок о летнем отдыхе, летних пейзажей.
- Речевая игра «Кузовок» (летние слова). Цель: развитие связной и грамотной речи.
- Самостоятельная изобразительная деятельность (тема – лето, иллюстрации для книжки-самоделки). Цель: развивать творческую фантазию, желание создавать своими руками, ценить и уважать свой труд.
- Отгадывание загадок о временах года, явлениях природы.
Понедельник (26 июня):
- Беседа – рассматривание «Самые разные цветы». Цель: развивать знания детей, пополнять словарный запас.
- Занятие по ТРИЗ – «Рисование цветов по морфологической таблице». Цель: развитие умения анализировать, совершать осознанный выбор, отход от стереотипности создаваемых образов.
- Оформление фотовыставки «Вот, оно, какое наше лето».
- Самостоятельное рассматривание книг, фотографий, тематических альбомов, репродукций картин о лете в книжном уголке. Цель: создание ситуаций для содержательного тематического общения.
- Игры с макетами «Морское побережье», «Деревня».
Вторник (27 июня):
- Знакомства и игра с кольцами Луллия. Цель: развитие интеллектуально-творческих способностей детей, развитие речи и познавательных интересов.
- Аппликация «Собираем урожай». Цель: Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – натюрморт. Воспитывать эстетический вкус, желание доводить начатое до конца.
- Д/и на логическое мышление: «Катись, шарик!»
- Работа в уголке природы: полить комнатные растения, удалить с их листьев пыль. Цель: воспитывать трудолюбие, умение ухаживать за растениями.
- Работа в книжном уголке: знакомство с выставкой книг «Лето в стихах, рассказах, сказках». Цель: рассматривание иллюстраций, чтение, общение.
Среда (28 июня):
- Д/игра ТРИЗ «Да – нет» с картинками по теме «Лето». Цель: уточнить текущие знания о предметах, научить анализировать и мыслить системно.
- Коллективная лепка «Цветочная полянка». Цель: продолжать формировать знания детей о цветах, формировать умение передавать образ и форму цветка при помощи пластилина, учить передавать особенности внешнего вида цветов в лепке.
- Рассматривание картин о лете.
- Чтение стихотворений о лете. Разучить стихотворение «Ромашки».
- Беседа на тему: «Летние забавы». Цель: расширить представления детей о летних забавах, поговорить о правилах безопасности в летний период.
Четверг (29 июня):
1. Д/игра «Придумай рифму к небылице. Цель: упражнять детей самостоятельно подбирать рифмованные слова.
2. Предложить альбом для рассматривания «Летние виды спорта».
3. Просмотр мультфильмов о лете.
4. Д/И «Ассоциации». Цель: развивать речь, уметь составлять логические цепочки; учить составлять предложения.
5. Рисование в технике монотипия «Бабочка-красавица». Цель: познакомить с техникой монотипии, учить создавать образ бабочки с помощью гуаши и техники отпечатывания. Развивать чувство гармонии и красоты.
Пятница (30 июня):
- Итоговое мероприятие: квест-игра «По дороге к радуге». Цель: Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой, желание стать участником развлечения, возможность получить удовольствие от праздника, яркие неповторимые ощущения. Привлечь родителей к активному участию в квесте, способствовать объединению интересов взрослых и детей.
- С/Р «Детский сад», «В магазине игрушек»
- Настольно – печатные «Лото», Домино».
- Чтение художественной литературы: В.Бояринов «Кончается лето», Бороздин В. «Подсолнухи».
- Изготовление поделок из природного материала «Что нам лето подарило». Цель: развитие познавательного интереса к природе у дошкольников посредством изготовления поделок из природного материала. Обогащение знаний о разнообразии природного материала.
Заключительный этап:
- Обобщение знаний и представлений детей о лете, как о времени года.
- Подведение итогов реализации проекта.
- Оформление проекта.
Оценка результатов проекта: Проект решен полностью, дети с большим интересом участвовали в образовательной деятельности, все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта. Работа получилась познавательной, в рамках проекта удалось расширить кругозор и представления детей об окружающем мире.
Перспектива дальнейшего развития: На основе полученных знаний в дальнейшем расширить представления детей о других временах года.
Список использованной литературы:
- Коноваленко В. В. Развитие связной речи «Времена года»,
- Громова О. Е. / Соломатина Г. Н. Стихи о временах года.
- Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
- Толмачев А.А. Диагноз: ТРИЗ.
- Новые ценности образования: ТРИЗ-педагогика. / Главный редактор Н.Б.Крылова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема: «Зима – Лето»
Конспект НОДпо развитию речи в старшей группес использованием элементов ТРИЗ.Тема: «Зима – Лето» Программное содержание:Создать условия для психологического и эмоцио...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ по теме: «Зима – Лето»
Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе. ...
Непосредственная образовательная деятельность в рамках ОО «Коммуникация» в средней группе с использованием элементов ТРИЗ технологии. Тема: «Зима – Лето»
Задачи:1. Развивать умение правильно использовать в речи грамматические формы, согласовывать существительные с прилагательными.2....
Изучение темы в старшей группе (с использованием элементов ТРИЗ) «Путешествие в страну эмоций» в помощь воспитателю
Изучение темы в старшей группе (с использованием элементов ТРИЗ)«Путешествие в страну эмоций» в помощь воспитателю...
Краткосрочный проект в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ по теме «Лето - любимое время года»
Уже с дошкольного возраста дети знакомятся с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явле...
Конспект НОД в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ и игровых технологий В. Воскобовича «Волшебница вода»
Конспект НОД в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ и игровых технологий В. Воскобовича «Волшебница вода»...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей разновозрастной группе с использованием элементов ТРИЗ по теме: «Зима – Лето»
Образовательная область: развитие речи.Вид деятельности: непосредственно-образовательная.Возрастная группа: старшая разновозрастная.Тема: «Зима-Лето».Цель. Систематизировать знания детей о...