Краткосрочный проект в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ по теме «Лето - любимое время года»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Карпова Надежда Анатольевна

Краткосрочный проект

в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ

по теме «Лето - любимое время года»                         

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект

в старшей группе  с использованием элементов ТРИЗ

по теме «Лето - любимое время года»                         

Вид проекта: Краткосрочный (2 недели), познавательный, творческий, групповой.

Участники проекта: Дети старшей группы, воспитатели, родители детей.

Срок реализации проекта: июнь 2023 г.

Актуальность темы: Уже с дошкольного возраста дети знакомятся с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения в ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствует формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважении к труду взрослых. В основе данного проекта лежит готовность дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность во впечатлениях. Данный проект направлен на расширение знаний о временах года, развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, нравственных ценностей.

Использование ТРИЗ-технологий, в рамках данного проекта, способствует расширению границ детского мышления, формированию у воспитанников интеллектуальной гибкости, желания самостоятельно мыслить, выходить за рамки конкретной практической задачи

 

Цель проекта: углубление представлений детей о лете, как времени года; развитие художественно-эстетического отношение к окружающей действительности; повышение уровня самостоятельного мышления средствами ТРИЗ.

Задачи проекта: 

Обучающие:

- расширять знания детей о сезонных изменениях в природе.

- формировать представления детей о лете, летних изменениях в природе.

- закрепить представление детей о летнем отдыхе, развлечениях на свежем воздухе, труде в природе.

Развивающие:

- развитие художественно-эстетических способностей, умений и навыков продуктивной деятельности.

- развивать познавательный интерес, формировать навыки экспериментирования.

-развивать умение мыслить самостоятельно, нестандартно.

Воспитательные:

-  воспитывать умение работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка.

-  воспитывать любовь к природе через беседы, чтение художественной литературы, наблюдения, решение нестандартных задач.

Задачи по работе с родителями:

- Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.

- Провести консультации по темам: «Чем занять ребенка на прогулке», «Закаливание детей летом», «Лето и безопасность наших детей»

Планируемые результаты:

- Дети проявляют любознательность, интерес к сезонным изменениям в природе.

- Дети могут вступить в диалог на летнюю тематику, рассказывают о лете, заучивают стихи.

- Сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.

- Провести итоговую квест-игру с привлечением к участию родителей воспитанников.

Ресурсы:

Информационные: демонстрационный материал, книги, интернет ресурсы, телевидение, игры, подборка художественной литературы по теме.

Интеллектуальные: знания детей, родителей и педагогов, загадки о временах года.

Материально-технические:  компьютер, иллюстрации, книги, тематические альбомы, изобразительный материал для продуктивной деятельности, аудиозаписи.

План реализации проекта:

Деятельность педагога: подводит к теме, принимает участие в распределении обязанностей, помогает, уточняет, проверяет, обобщает, контролирует, оценивает результаты проекта.

Деятельность детей: анализируют, сравнивают, выбирают, изучают, формулируют, рисуют, создают, контролируют, выполняют, оформляют, участвуют в оценке проекта.

Деятельность родителей: беседы с детьми, помощь в создании выставки «Вот оно какое, наше лето», альбомов «Летние виды спорта», «Как я провел лето». Привлечь родителей к совместному составлению творческих рассказов на  тему «Замечательное лето».

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

- Информирование родителей о проекте

- Определение темы проекта.
- Формулировка цели и определение задач.
- Подбор материалов по теме проекта «Лето - любимое время года».              

 - Составление плана основного этапа проекта.

Основной этап.

План реализации проекта.

Вовлечение в деятельность:

Понедельник (19 июня):

1.        Д/игра по ТРИЗ «Лето – хорошо, лето - плохо». Цель: Формировать основы системного мышления и логического анализа; развивать умение находить положительные и отрицательные стороны, рассматриваемого объекта.  Вызвать у детей интерес к познавательной деятельности, желание самостоятельно добывать знания об интересующих явлениях.

2. Словесная игра «Загадай-ка». Цель: Учить придумывать загадки о летних явлениях.

3. Конструирование из бросового материала «Эти забавные насекомые». Цель: развивать мелкую моторику, обогащать словарный запас детей, воспитывать интерес и бережное отношение к насекомым.

 

4. С/р игра «Поездка на море». Цель: продолжать работу по развитию и обогащению сюжета игры. Поощрять желания детей придумывать новые темы для игр. Формировать умения детей развивать сюжет.

5. Выкладывание из мозаики цветочного луга. «Бал цветов». Цель: развитие творческих способностей, фантазии; развитие мелкой моторики руки; сенсорное развитие.

Вторник (20 июня):

  1. НОД по познавательному развитию с применением морфологического анализа «Времена года». Цель: Обобщить и систематизировать представление о временах года по основным, существенным признакам.
  2. Составление и запись рассказов «Замечательное лето». Цель: активизировать речь детей, воспитывать желание правильно и красиво говорить, делиться личным опытом.
  3. Чтение стихотворения В.Воронько «Вот и лето пролетело», Г.Новицкая «Одуванчики», «Ромашки».
  4. Кукольный театр «Краденое солнце». Цель: порадовать детей, активизировать их речь и эмоции, закрепить знания о значимости солнца для всего живого.
  5. Эксперимент «Вода в сосуде» - «Теплая или холодная?». Цель: доказать, что лучи солнца нагревают воду.

Среда (21 июня):

1.        Занятие по ТРИЗ «Знакомимся с методом маленьких человечков». Цель: закрепить знания детей об элементарных качествах и свойствах льда. Побуждать исследовательский интерес, любознательность.

2.        Д/игра по ТРИЗ «Что будет если…» Цель: развивать фантазию детей, побуждая их выражать свои мысли о событии.

3.        Слушание и обсуждение музыки «Вальс цветов» П. Чайковского.

4.        С/р игра «Цветочный магазин». Цель: Способствовать становлению целенаправленной деятельности ребенка, знакомить с доступными их пониманию профессиями взрослых. Учить целенаправленному игровому действию с игрушками.

5.        Д/игры «Найди растение по описанию», «Узнай по части», «Сложи цветок».

Четверг (22 июня):

  1. Рисование по замыслу «Улетает наше лето». Цель: Создание условий для отражения в рисунке летних впечатлений, учить составлять гармоничную цветовую композицию, передавая красками своё впечатление о лете.
  2. Решение проблемных ситуаций по правилам безопасного поведения летом. Цель: развивать логическое и творческое мышление, учить проявлять инициативу, использовать активную речь.
  3. Рассматривание альбомов «Подумай-ка», решение логических заданий. Цель: развивать внимательность, логическое мышление.
  4. Оформление альбома совместно с родителями «Как я провел лето».
  5. Чтение А.Майков «Пролетело лето».

Пятница (23 июня):

  1. Занимательная викторина «Времена года». Цель: Познакомить детей с признаками времен года. Расширить их кругозор, развивать логическое мышление. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
  2. Ситуация активизирующего общения «Замечательное лето» - рассматривание фотографий и картинок о летнем отдыхе, летних пейзажей.  
  3. Речевая игра «Кузовок» (летние слова). Цель: развитие связной и грамотной речи.
  4. Самостоятельная изобразительная деятельность (тема – лето, иллюстрации для книжки-самоделки). Цель: развивать творческую фантазию, желание создавать своими руками, ценить и уважать свой труд.
  5. Отгадывание загадок о временах года, явлениях природы.

Понедельник (26 июня):

  1. Беседа – рассматривание «Самые разные цветы». Цель: развивать знания детей, пополнять словарный запас.
  2. Занятие по ТРИЗ – «Рисование цветов по морфологической таблице». Цель: развитие умения анализировать, совершать осознанный выбор, отход от стереотипности создаваемых образов.
  3. Оформление фотовыставки «Вот, оно, какое наше лето».
  4. Самостоятельное рассматривание книг, фотографий, тематических альбомов, репродукций картин о лете в книжном уголке. Цель: создание ситуаций для содержательного тематического общения.
  5. Игры с макетами «Морское побережье», «Деревня».

Вторник (27 июня):

  1. Знакомства и игра с кольцами Луллия. Цель: развитие интеллектуально-творческих способностей детей, развитие речи и познавательных интересов.
  2. Аппликация «Собираем урожай». Цель: Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – натюрморт. Воспитывать эстетический вкус, желание доводить начатое до конца.
  3. Д/и на логическое мышление: «Катись, шарик!»
  4. Работа в уголке природы: полить комнатные растения, удалить с их листьев пыль. Цель: воспитывать трудолюбие, умение ухаживать за растениями.
  5. Работа в книжном уголке: знакомство с выставкой книг «Лето в стихах, рассказах, сказках». Цель: рассматривание иллюстраций, чтение, общение.

Среда (28 июня):

  1. Д/игра ТРИЗ «Да – нет» с картинками по теме «Лето». Цель: уточнить текущие знания о предметах, научить анализировать и мыслить системно.
  2. Коллективная лепка «Цветочная полянка». Цель: продолжать формировать знания детей о цветах, формировать умение передавать образ и форму цветка при помощи пластилина, учить передавать особенности внешнего вида цветов в лепке.
  3. Рассматривание картин о лете.
  4. Чтение стихотворений о лете. Разучить стихотворение «Ромашки».
  5. Беседа на тему: «Летние забавы». Цель: расширить представления детей о летних забавах, поговорить о правилах безопасности в летний период.

Четверг (29 июня):

1.        Д/игра «Придумай рифму к небылице. Цель: упражнять детей самостоятельно подбирать рифмованные слова.

2.        Предложить альбом для рассматривания «Летние виды спорта».

3.        Просмотр мультфильмов о лете.

4.        Д/И «Ассоциации». Цель: развивать речь, уметь составлять логические цепочки; учить составлять предложения.

5.        Рисование в технике монотипия «Бабочка-красавица». Цель: познакомить с техникой монотипии, учить создавать образ бабочки с помощью гуаши и техники отпечатывания. Развивать чувство гармонии и красоты.

Пятница (30 июня):

  1. Итоговое мероприятие: квест-игра «По дороге к радуге». Цель: Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой, желание стать участником развлечения, возможность получить удовольствие от праздника, яркие неповторимые ощущения. Привлечь родителей к активному участию в квесте, способствовать объединению интересов взрослых и детей.
  2.  С/Р «Детский сад», «В магазине игрушек»
  3. Настольно – печатные «Лото», Домино».
  4. Чтение художественной литературы:  В.Бояринов «Кончается лето», Бороздин В. «Подсолнухи».
  5. Изготовление поделок из природного материала «Что нам лето подарило». Цель: развитие познавательного интереса к природе у дошкольников посредством изготовления поделок из природного материала. Обогащение знаний о разнообразии природного материала.

Заключительный этап:

- Обобщение знаний и представлений детей о лете, как о времени года.

- Подведение итогов реализации проекта.

- Оформление проекта.

Оценка результатов проекта: Проект решен полностью, дети с большим интересом участвовали в образовательной деятельности, все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта. Работа получилась познавательной, в рамках проекта удалось расширить кругозор и представления детей об окружающем мире.

Перспектива дальнейшего развития: На основе полученных знаний в дальнейшем расширить представления детей о других временах года.

                 

Список использованной литературы:

- Коноваленко В. В. Развитие связной речи «Времена года»,

-  Громова О. Е. / Соломатина Г. Н. Стихи о временах года.

- Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

-  Толмачев А.А. Диагноз: ТРИЗ.  

- Новые ценности образования: ТРИЗ-педагогика. / Главный редактор Н.Б.Крылова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема: «Зима – Лето»

Конспект НОДпо развитию речи в старшей группес использованием элементов ТРИЗ.Тема: «Зима – Лето» Программное  содержание:Создать условия для  психологического  и   эмоцио...

Непосредственная образовательная деятельность в рамках ОО «Коммуникация» в средней группе с использованием элементов ТРИЗ технологии. Тема: «Зима – Лето»

Задачи:1.     Развивать умение правильно использовать в речи грамматические  формы,  согласовывать  существительные  с  прилагательными.2....

Изучение темы в старшей группе (с использованием элементов ТРИЗ) «Путешествие в страну эмоций» в помощь воспитателю

Изучение темы в старшей группе (с использованием элементов ТРИЗ)«Путешествие в страну эмоций» в помощь воспитателю...

Краткосрочный проект в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ по теме «Лето - любимое время года»

Уже с дошкольного возраста дети знакомятся с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явле...

Конспект НОД в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ и игровых технологий В. Воскобовича «Волшебница вода»

Конспект НОД в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ и игровых технологий В. Воскобовича «Волшебница вода»...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей разновозрастной группе с использованием элементов ТРИЗ по теме: «Зима – Лето»

Образовательная область: развитие речи.Вид деятельности: непосредственно-образовательная.Возрастная группа: старшая разновозрастная.Тема: «Зима-Лето».Цель. Систематизировать знания детей о...