Конспект НОД в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ и игровых технологий В. Воскобовича «Волшебница вода»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Леонова Елена Викторовна

Конспект НОД в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ и игровых технологий В. Воскобовича «Волшебница вода»

Скачать:


Предварительный просмотр:


Конспект НОД в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ и игровых технологий В. Воскобовича «Волшебница вода»

Конспект НОД в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ и игровых технологий интеллектуально – творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В. Воскобовича на тему

«Волшебница вода»

Цель:

- в атмосфере сотрудничества углублять и совершенствовать знания детей о воде;

- поддерживать интерес к исследовательской деятельности.

Задачи:

- закреплять представления детей о состояниях и свойствах воды, о твердых, жидких и газообразных веществах;

- показывать разнообразие состояний воды в природе экспериментальным путем;

- развивать умение работать с моделями;

- развивать внимание, наблюдательность, воображение, речь, сообразительность;

- формировать умение делать выводы, доказывать;

- воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.

Оборудование и материалы: игрушка Незнайка, коробка, модели «Метода маленьких человечков» (ТРИЗ, игрушечная посуда (стакан, тарелка, дуршлаг, термос со льдом, стаканчики с водой по числу детей, салфетки, игра В. Воскобовича «Прозрачный квадрат, или нетающие льдинки севера Айс» - по числу детей.

Ход занятия:

«Метод мозгового штурма» (ТРИЗ)

Дети подходят к столу. На нем – игрушка Незнайка и подарочная коробочка.

Воспитатель:

- Вы знаете, ребята, Незнайка в воскресенье был на дне рождении Снежной Королевы. На севере все кругом такое красивое, блестящее, сверкающее. На память о встрече Снежная Королева подарила ему чашку. Он положил ее в коробочку, чтобы не разбить, и привез к нам. Давайте посмотрим

(Открывается коробка, она пустая, на дне мокрое пятно).

- Где чашка? Куда она делась?

Дети: - Она растаяла.

Если дети затрудняются ответить,можно спросить: из чего была чашка?

Воспитатель:

- Вы правы, лед – твердое вещество. В нем «человечки» крепко держатся за руки. Покажите, из каких «человечков» состоит лед. (Дети находят нужную модель). Когда становится тепло, они перестают держаться за руки, и получается жидкость – вода. Покажите, из каких «человечков» состоит вода. (Дети находят нужную модель).

Проблемная ситуация

Воспитатель: - Незнайка такой затейник! Он приготовил для вас хитрый вопрос. Перед вами тарелка, стакан, дуршлаг. В какой посуде можно пронести воду?

Дети: - В стакане, тарелке можно, но неудобно.

Воспитатель: - А в дуршлаге? (Выслушивая предположения, приходим к выводу, что можно). В каком виде можно пронести воду в дуршлаге, в каком состоянии?

Дети: - Замороженную, в виде льда.

Воспитатель: - Давайте проверим (в подтверждение воспитатель выкладывает кусочки льда в дуршлаг).

Опытно – экспериментальная работа

Опыт №1: «Вода жидкая».

Воспитатель: - А сейчас мы с помощью опытов докажем, что вода действительно волшебница и умеет превращаться. Представьте, что мы находимся в исследовательской лаборатории, где много предметов, которые помогут нам в проведении опытов.

- Смотрите, в нашей лаборатории есть вода? (Воспитатель подходит к крану и приглашает к нему детей). – Понаблюдаем за водой, скажите, что делает вода?

Дети: - Течет.

Воспитатель: - Что я делаю?

Дети: - Наливаете воду в баночку.

Воспитатель: - А что я сейчас делаю?

Дети: - Переливаете воду из одной баночки в другую.

Воспитатель: - Скажите, если я смогла перелить воду из одной баночки в другую, то какая она?

Дети: - Жидкая.

Воспитатель: - Хотите сами провести этот эксперимент? (Приглашает детей к столу, на котором находятся чашка с водой, пустые баночки. Дети набирают в одну из банок воду и переливают ее в другую баночку. В процессе работы дети убеждаются, что вода жидкая и ее можно наливать в одну емкость и переливать в другую).

Опыт №2: «Вода прозрачная».

Воспитатель незаметно для детей опускает в баночку с водой маленькую игрушку.

Воспитатель: - Посмотрите и скажите, что лежит в баночке? (Ответы детей).

Воспитатель показывает банку с молоком, в которой также находится маленькая игрушка. – А в эту баночку что я положила? (Предположения детей). В какой баночке вы видите игрушку?

Дети: - В баночке с водой.

Воспитатель: - А в какой не видите? Почему?

Дети: - В баночке с молоком (Предположения детей).

Вместе с воспитателем дети делают вывод, что вода прозрачная, поэтому игрушку видно, а молоко непрозрачное, и игрушку не видно.

Опыт №3: «Вода твердая».

Воспитатель: - Работа в нашей лаборатории продолжается.

Воспитатель предлагает перейти к следующему опыту и напоминает о технике безопасности при работе со спичками.На столе находятся: подставка для сухого горючего, спички, зеркало, пробирка с водой в подставке для пробирок.

Воспитатель нагревает воду в пробирке, дети наблюдают за кипением воды.

Воспитатель: - Смотрите, что происходит с водой?

Дети: - Вода кипит.

Воспитатель: - Посмотрите, что выходит из пробирки?

Дети: - Пар.

Воспитатель: - Как вы думаете, что такое пар? (Ответы детей).

Воспитатель держит над паром зеркало, на котором появляются капельки воды, предлагает детям потрогать капельки руками.

Воспитатель вводит для детей новое понятие «парообразное состояние воды».

Воспитатель: - Ребята, скажите, где можно увидеть, как вода превращается в пар?

Дети: - Когда кипит в чайнике.

Физкультминутка «Поливальная машина».

Эта тучка на колесах

Дождь по городу везет,

Станут чистыми дороги,

Если тучка их польет.

(Дети бегут по кругу друг за другом, изображая, что крутят руль.

Идут по кругу, изображая, что метут метлой).

Игра «Что это может быть?» (работа с моделями «Метод маленьких человечков» ТРИЗ)

Воспитатель: - Ребята, вы знаете,что существуют разные вещества: твердые, жидкие, газообразные. Давайте поиграем в игру «Что это может быть?»

Модель 1. Из каких «человечков» состоит вещество внизу? Наверху? Что-то жидкое на чем-то твердом. Что это может быть? (Капля на столе, лужа на асфальте и т. д.)

Модель 2. Рассматривается аналогично. Что-то твердое на чем-то жидком. (Корабль в море, фрукты в компоте и т. д.)

Модель 3. Рассматривается аналогично. Что-то жидкое в чем-то твердом (Бульон в кастрюле, молоко в бутылке, вода в стакане).

Игра «Нетающие льдинки озера Айс» (игровая технология интеллектуально- творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В. Воскобовича).

Воспитатель: - Чашка у Незнайки растаяла, но мы можем подарить ему картинки из волшебных нетающих льдинок. Эти картинки никогда не растают.

Детям предлагается выложить картинки по схемам или придумать свои. Дети выполняют и дарят их Незнайке.

В конце занятия воспитатель дает объективную оценку деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема: «Зима – Лето»

Конспект НОДпо развитию речи в старшей группес использованием элементов ТРИЗ.Тема: «Зима – Лето» Программное  содержание:Создать условия для  психологического  и   эмоцио...

Изучение темы в старшей группе (с использованием элементов ТРИЗ) «Путешествие в страну эмоций» в помощь воспитателю

Изучение темы в старшей группе (с использованием элементов ТРИЗ)«Путешествие в страну эмоций» в помощь воспитателю...

Краткосрочный проект в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ по теме «Лето - любимое время года»

Уже с дошкольного возраста дети знакомятся с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явле...

Краткосрочный проект в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ по теме «Лето - любимое время года»

Краткосрочный проектв старшей группе с использованием элементов ТРИЗпо теме «Лето - любимое время года»                        ...