Конспект НОД в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ и игровых технологий В. Воскобовича «Волшебница вода»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Афонина Евгения Владимировна

конспект ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz.docx29.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ и игровых технологий В. Воскобовича «Волшебница вода»

Цель: показывать разнообразие состояний воды в природе экспериментальным путем;

Задачи:

Образовательные: закреплять представления детей о состояниях и свойствах воды, о твердых, жидких и газообразных веществах;

Развивающие: развивать умение работать с моделями;

- развивать внимание, наблюдательность, воображение, речь,

Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.

сообразительность;

Оборудование и материалы: игрушка Незнайка, коробка, модели «Метода маленьких человечков» (ТРИЗ, игрушечная посуда (стакан, тарелка, дуршлаг, термос со льдом, стаканчики с водой по числу детей, салфетки, игра В. Воскобовича «Прозрачный квадрат, или нетающие льдинки севера Айс» - по числу детей.

Ход занятия:

«Метод мозгового штурма» (ТРИЗ)

Дети подходят к столу. На нем – игрушка Незнайка и подарочная коробочка.

Воспитатель:

- Вы знаете, ребята, Незнайка в воскресенье был на дне рождении Снежной Королевы. На севере все кругом такое красивое, блестящее, сверкающее. На память о встрече Снежная Королева подарила ему чашку. Он положил ее в коробочку, чтобы не разбить, и привез к нам. Давайте посмотрим

(Открывается коробка, она пустая, на дне мокрое пятно).

- Где чашка? Куда она делась?

Дети: - Она растаяла.

Если дети затрудняются ответить,можно спросить: из чего была чашка?

Воспитатель:

- Вы правы, лед – твердое вещество. В нем «человечки» крепко держатся за руки. Покажите, из каких «человечков» состоит лед. (Дети находят нужную модель). Когда становится тепло, они перестают держаться за руки, и получается жидкость – вода. Покажите, из каких «человечков» состоит вода. (Дети находят нужную модель).

Проблемная ситуация

Воспитатель: - Незнайка такой затейник! Он приготовил для вас хитрый вопрос. Перед вами тарелка, стакан, дуршлаг. В какой посуде можно пронести воду?

Дети: - В стакане, тарелке можно, но неудобно.

Воспитатель: - А в дуршлаге? (Выслушивая предположения, приходим к выводу, что можно). В каком виде можно пронести воду в дуршлаге, в каком состоянии?

Дети: - Замороженную, в виде льда.

Воспитатель: - Давайте проверим (в подтверждение воспитатель выкладывает кусочки льда в дуршлаг).

Опытно – экспериментальная работа

Опыт №1: «Вода жидкая».

Воспитатель: - А сейчас мы с помощью опытов докажем, что вода действительно волшебница и умеет превращаться. Представьте, что мы находимся в исследовательской лаборатории, где много предметов, которые помогут нам в проведении опытов.

- Смотрите, в нашей лаборатории есть вода? (Воспитатель подходит к крану и приглашает к нему детей). – Понаблюдаем за водой, скажите, что делает вода?

Дети: - Течет.

Воспитатель: - Что я делаю?

Дети: - Наливаете воду в баночку.

Воспитатель: - А что я сейчас делаю?

Дети: - Переливаете воду из одной баночки в другую.

Воспитатель: - Скажите, если я смогла перелить воду из одной баночки в другую, то какая она?

Дети: - Жидкая.

Воспитатель: - Хотите сами провести этот эксперимент? (Приглашает детей к столу, на котором находятся чашка с водой, пустые баночки. Дети набирают в одну из банок воду и переливают ее в другую баночку. В процессе работы дети убеждаются, что вода жидкая и ее можно наливать в одну емкость и переливать в другую).

Опыт №2: «Вода прозрачная».

Воспитатель незаметно для детей опускает в баночку с водой маленькую игрушку.

Воспитатель: - Посмотрите и скажите, что лежит в баночке? (Ответы детей).

Воспитатель показывает банку с молоком, в которой также находится маленькая игрушка. – А в эту баночку что я положила? (Предположения детей). В какой баночке вы видите игрушку?

Дети: - В баночке с водой.

Воспитатель: - А в какой не видите? Почему?

Дети: - В баночке с молоком (Предположения детей).

Вместе с воспитателем дети делают вывод, что вода прозрачная, поэтому игрушку видно, а молоко непрозрачное, и игрушку не видно.

Опыт №3: «Вода твердая».

Воспитатель: - Работа в нашей лаборатории продолжается.

Воспитатель предлагает перейти к следующему опыту и напоминает о технике безопасности при работе со спичками.На столе находятся: подставка для сухого горючего, спички, зеркало, пробирка с водой в подставке для пробирок.

Воспитатель нагревает воду в пробирке, дети наблюдают за кипением воды.

Воспитатель: - Смотрите, что происходит с водой?

Дети: - Вода кипит.

Воспитатель: - Посмотрите, что выходит из пробирки?

Дети: - Пар.

Воспитатель: - Как вы думаете, что такое пар? (Ответы детей).

Воспитатель держит над паром зеркало, на котором появляются капельки воды, предлагает детям потрогать капельки руками.

Воспитатель вводит для детей новое понятие «парообразное состояние воды».

Воспитатель: - Ребята, скажите, где можно увидеть, как вода превращается в пар?

Дети: - Когда кипит в чайнике.

Физкультминутка «Поливальная машина».

Эта тучка на колесах

Дождь по городу везет,

Станут чистыми дороги,

Если тучка их польет.

(Дети бегут по кругу друг за другом, изображая, что крутят руль.

Идут по кругу, изображая, что метут метлой).

Игра «Что это может быть?» (работа с моделями «Метод маленьких человечков» ТРИЗ)

Воспитатель: - Ребята, вы знаете,что существуют разные вещества: твердые, жидкие, газообразные. Давайте поиграем в игру «Что это может быть?»

Модель 1. Из каких «человечков» состоит вещество внизу? Наверху? Что-то жидкое на чем-то твердом. Что это может быть? (Капля на столе, лужа на асфальте и т. д.)

Модель 2. Рассматривается аналогично. Что-то твердое на чем-то жидком. (Корабль в море, фрукты в компоте и т. д.)

Модель 3. Рассматривается аналогично. Что-то жидкое в чем-то твердом (Бульон в кастрюле, молоко в бутылке, вода в стакане).

Игра «Нетающие льдинки озера Айс» (игровая технология интеллектуально- творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры» В. Воскобовича).

Воспитатель: - Чашка у Незнайки растаяла, но мы можем подарить ему картинки из волшебных нетающих льдинок. Эти картинки никогда не растают.

Детям предлагается выложить картинки по схемам или придумать свои. Дети выполняют и дарят их Незнайке.

В конце занятия воспитатель дает объективную оценку деятельности детей.

Конспект с использованием игровой технологии и элементов методики ТРИЗ «Путешествие в страну сказок» в средней группе

Интеграция образовательных областей: - познавательное развитие; - речевое развитие; -физическое развитие; - социально – коммуникативное развитие ; - художественно – эстетическое развитие.

Цель: Создание условий для естественного решения доступных познавательных задач посредством игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ.

Задачи

Образовательные: Учить детей узнавать знакомые сказки, сказочных героев. Формировать умение решать логические задания; активизировать словарный запас детей,

Развивающие: Продолжать развивать умение детей мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения. Развивать познавательную активность, внимание, память, творческие возможности с помощью элементов методики ТРИЗ.

Воспитательные: Воспитывать любознательность, дружелюбие, желание прийти на помощь, вызвать у тетей позитивные эмоции.

Словарная работа: активизировать в речи детей слова-признаки предметов, свойства предметов (прилагательные, действия, глаголы).

Материал к НОД: мяч, «Волшебный сундучок», - в нем Колобок. Карточки схемы к сказке «Колобок», рукавичка, иллюстрации к сказке «Коза с козлятами», «Заюшкина избушка», листы бумаги (с предварительно нарисованными воском воздушными шарами, кисточки, краски.

Предварительная работа: чтение сказок, речевые игры на подбор прилагательных к существительным, работа со схемами, решение проблемных ситуаций, рассматривание предметов (из чего сделано, что из него можно сделать, чем он был раньше) .

Форма работы: групповая (индивидуально-коллективная).

Методы и приёмы: наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами.

Ход: 

I этап. Организационный

Воспитатель: -Ребята, сегодня мы отправимся в небольшое путешествие в лес. Но наш лес не обычный – он волшебный. И жители этого леса тоже не обычные, а сказочные звери, они приготовили для нас много интересных заданий и сюрпризов. Но прежде,послушайте загадку: Листья с веток облетают, Птицы к югу улетают. «Что за время года?» — спросим.Нам ответят: «Это…» (осень)

Воспитатель: Правильно, осень. А это значит, что мы с вами отправимся в осенний лес! А чем отличается осенний лес от летнего? (ответы детей).

Воспитатель:- Правильно в осеннем лесу на деревьях много разноцветных листочков : зеленых, красных, желты. Вот и мы с вами сейчас давайте поиграем с осенними листочками.

1. Игра "Осень в гости к нам пришла”… Собрали разноцветные листочки, полюбовались, подули на них. Что листочки делают? (шелестят, качаются, наклоняются, шепчут) Подбросили их вверх, пусть листочки летят, укроют разноцветным ковром всю землю. Осень дождь нам принесла. Как капельки стучат? (поочередно ударять пальцами по ладошке)

Лес, лесок стоит богат,угощает всех ребят: Девчонок – земляникой, черникой, Мальчишек – орешками, грибами – сыроежками.

II этап. Мотивационный

Воспитатель: - Ребята, сегодня я хочу предложить вам совершить путешествие по сказкам. Вы любите сказки? А вы знаете их? Вот я сейчас и проверю! (воспитатель бросает мяч детям, задает вопросы, дети ловят мяч и отвечают на вопросы воспитателя) (метод «Мозговой штурм»). - Кто от бабушки ушел и от дедушки ушел? - Кто съел козлят? - Кто пришел в гости к медведям? - В какой сказке дед бил, бил яичко и не разбил? - Что выросла «Большая – пребольшая»? - Что случилось с ледяной избушкой? - В какой сказке кот спасал петушка? - Кто нес корзинку с пирожками бабушке и дедушке?Воспитатель: молодцы ребята, сказки хорошо знаете. Теперь мы с вами можем отправляться в путь.

III этап. Практический

- Смотрите ребята, сказочный, «чудесный мешочек»! Посмотрим, что же нам сегодня приготовил в подарок "чудесный мешочек”. Послушайте,что он говорит: Я мешочек не простой Я мешок – с секретом, Как узнаешь, что во мне- Расскажи об этом.

2. Игра "чудесный мешочек”. Что лежит в нашем мешочке, нам помогут узнать наши помощники.Назовите их: руки, уши, нос, глаза, язык.

(выставляются картинки). Развязываем мешочек, поочередно вынимаем, называем, что там. - Посмотрим, что там лежит (воспитатель заглядывает в сундучок). -Здесь лежат вещи из сказок (достает Колобка). - Это кто? (Колобок) - А Колобок какой? (круглый, румяный, непослушный). - А что еще бывает такое же? (метод анализа). (шар, мяч, яблоко, булка, конфета) - Что случилось с Колобком? (ответы детей). - Как бы ты спас Колобка? (Творческое задание – метод проб и ошибок)

3. Воспитатель достает из «чудесного мешочка»листы-схемы Задание: посмотреть на схемы и сказать, какая сказка в них спряталась? («Колобок») - А лисичка какая в сказке? (хитрая, лукавая, рыжая, пушистая). - А петушок, какой? (любопытный, доверчивый, голосистый). - А котик какой? (смелый, отважный, быстрый, ловкий).

4. Воспитатель достает из сундучка рукавичку. - Что это? (рукавичка) - А рукавичка какая? (теплая, шерстяная, яркая, красивая, красочная). - А из чего она сделана? (из ниток, из ткани). - А что еще делают из ниток и ткани? (ответы детей). - Для чего нужна рукавичка (руки греть, что-то вытереть, взять горячее). - А кто жил в рукавичке? - Почему они там жили? - Давайте представим себя животными, которые жили в рукавичке.Воспитатель спрашивает у ребенка: - Ты кто? Как тебя зовут? Где ты живешь? Чем питаешься? Что любишь делать? Кого ты боишься? С кем ты дружишь? (ребенок отвечает от имени животного). Молодцы, ребята, ну а теперь мы немножко отдохнем!

5. Физкультминутка.

Ровным кругом друг за другом

 Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте,дружно вместе сделайте вот так:

Раз - мы встали, распрямились,

Два - согнулись, наклонились.

Три - руками три хлопка,

А четыре – под бока.

Пять - руками помахать,

Шесть - на место быстро сесть.

6. Воспитатель достает из «чудесного мешочка» иллюстрации к сказке «Коза с козлятами» - Кто здесь живет? (Коза с козлятами) - У мамы Козы было трое козлят? (нет семеро) -Почему козлята попали в беду? (были непослушными) - А какой был серый волк? (серый, злой, зубастый). - А какая была мама Коза? (добрая, заботливая). - А хорошо или плохо, что мама Коза уходила в лес? (метод «Хорошоплохо»). (хорошо- поест, козлятам будет молоко, плохо - оставляла козлят одних). 7. Дидактическая игра «Кто чем будет». Воспитатель достает из «чудесного мешочка»: Дощечка - стол, стул, теремок… Яйцо – цыпленок, курочка, омлет… Клубочек - шапочкой, рукавичкой, шарфиком… Семена - цветочком, редиской… 8. Воспитатель достает из «чудесного мешочка» зайчика - он плачет. - Как вы думаете, что могло случиться с зайчиком, кто его мог обидеть? (его лиса выгнала из дома). - А давайте подскажем лисичке из чего еще можно построить дом. (метод проб и ошибок)

- А как можно развеселить зайчика? (ответы детей).

IV этап. Рефлексивный

- Наше путешествие подходит к концу. Мне с вами было очень весело и интересно. Давайте вспомним, где мы с вами побывали? А что делали? Что вам понравилось больше всего? А что не понравилось? (ответы детей). А мне понравилось, как вы старались, были активными (назвать положительные моменты).

А сейчас я хочу вам предложить развеселить нашего зайчика. Посмотрите, какой он грустный. Для этого мы с вами превратимся в маленьких волшебников. А помогут нам в этом эти волшебные кисточки и листы бумаги. Нужно закрасить эти листы краской и вы увидите, что получится. (Дети приступают к работе. На листе появляется изображение воздушных шаров. Они разноцветные, яркие, веселые. Дети дарят зайчику свои работы. Зайчик радостный. Благодарит детей. Убегает в сказку) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ. Тема: «Зима – Лето»

Конспект НОДпо развитию речи в старшей группес использованием элементов ТРИЗ.Тема: «Зима – Лето» Программное  содержание:Создать условия для  психологического  и   эмоцио...

Изучение темы в старшей группе (с использованием элементов ТРИЗ) «Путешествие в страну эмоций» в помощь воспитателю

Изучение темы в старшей группе (с использованием элементов ТРИЗ)«Путешествие в страну эмоций» в помощь воспитателю...

Краткосрочный проект в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ по теме «Лето - любимое время года»

Уже с дошкольного возраста дети знакомятся с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явле...

Конспект НОД в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ и игровых технологий В. Воскобовича «Волшебница вода»

Конспект НОД в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ и игровых технологий В. Воскобовича «Волшебница вода»...

Краткосрочный проект в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ по теме «Лето - любимое время года»

Краткосрочный проектв старшей группе с использованием элементов ТРИЗпо теме «Лето - любимое время года»                        ...