Краткосрочный проект в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ по теме «Лето - любимое время года»
проект (старшая группа)

Полсычева Маргарита Асифовна

Уже с дошкольного возраста дети знакомятся с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения в ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствует формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважении к труду взрослых. В основе данного проекта лежит готовность дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность во впечатлениях. Данный проект направлен на расширение знаний о временах года, развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, нравственных ценностей.

Использование ТРИЗ-технологий, в рамках данного проекта, способствует расширению границ детского мышления, формированию у воспитанников интеллектуальной гибкости, желания самостоятельно мыслить, выходить за рамки конкретной практической задачи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_leto_2_-_kopiya.docx72.05 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект

в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ

по теме «Лето - любимое время года»

Разработали проект: Полсычева М.А. воспитатель МКДОУ «Д/с № 23»

Вид проекта: Краткосрочный (2 недели), познавательный, творческий, групповой.

Участники проекта: Дети старшей группы, воспитатели, родители детей.

Срок реализации проекта: август 2019 г.

Актуальность темы: Уже с дошкольного возраста дети знакомятся с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения в ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствует формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважении к труду взрослых. В основе данного проекта лежит готовность дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность во впечатлениях. Данный проект направлен на расширение знаний о временах года, развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, нравственных ценностей.

Использование ТРИЗ-технологий, в рамках данного проекта, способствует расширению границ детского мышления, формированию у воспитанников интеллектуальной гибкости, желания самостоятельно мыслить, выходить за рамки конкретной практической задачи

 

Цель проекта: углубление представлений детей о лете, как времени года; развитие художественно-эстетического отношение к окружающей действительности; повышение уровня самостоятельного мышления средствами ТРИЗ.

Задачи проекта: 

Обучающие:

- расширять знания детей о сезонных изменениях в природе.

- формировать представления детей о лете, летних изменениях в природе.

- закрепить представление детей о летнем отдыхе, развлечениях на свежем воздухе, труде в природе.

Развивающие:

- развитие художественно-эстетических способностей, умений и навыков продуктивной деятельности.

- развивать познавательный интерес, формировать навыки экспериментирования.

-развивать умение мыслить самостоятельно, нестандартно.

Воспитательные:

-  воспитывать умение работать в коллективе, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка.

-  воспитывать любовь к природе через беседы, чтение художественной литературы, наблюдения, решение нестандартных задач.

Задачи по работе с родителями:

- Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.

- Провести консультации по темам: «Чем занять ребенка на прогулке», «Закаливание детей летом», «Лето и безопасность наших детей»

Планируемые результаты:

- Дети проявляют любознательность, интерес к сезонным изменениям в природе.

- Дети могут вступить в диалог на летнюю тематику, рассказывают о лете, заучивают стихи.

- Сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.

- Провести итоговую квест-игру с привлечением к участию родителей воспитанников.

Ресурсы:

Информационные: демонстрационный материал, книги, интернет ресурсы, телевидение, игры, подборка художественной литературы по теме.

Интеллектуальные: знания детей, родителей и педагогов, загадки о временах года.

Материально-технические:  компьютер, иллюстрации, книги, тематические альбомы, изобразительный материал для продуктивной деятельности, аудиозаписи.

План реализации проекта:

Деятельность педагога: подводит к теме, принимает участие в распределении обязанностей, помогает, уточняет, проверяет, обобщает, контролирует, оценивает результаты проекта.

Деятельность детей: анализируют, сравнивают, выбирают, изучают, формулируют, рисуют, создают, контролируют, выполняют, оформляют, участвуют в оценке проекта.

Деятельность родителей: беседы с детьми, помощь в создании выставки «Вот оно какое наше лето», альбомов «Летние виды спорта», «Как я провел лето». Привлечь родителей к совместному составлению творческих рассказов на  тему «Замечательное лето».

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

- Информирование родителей о проекте

- Определение темы проекта.
- Формулировка цели и определение задач.
- Подбор материалов по теме проекта «Лето - любимое время года».              

 - Составление плана основного этапа проекта.

Основной этап.

План реализации проекта.

Вовлечение в деятельность:

Понедельник (18 августа):

1.        Д/игра по ТРИЗ «Лето – хорошо, лето - плохо». Цель: Формировать основы системного мышления и логического анализа; развивать умение находить положительные и отрицательные стороны, рассматриваемого объекта.  Вызвать у детей интерес к познавательной деятельности, желание самостоятельно добывать знания об интересующих явлениях.

2. Словесная игра «Загадай-ка». Цель: Учить придумывать загадки о летних явлениях.

3. Конструирование из бросового материала «Эти забавные насекомые». Цель: развивать мелкую моторику, обогащать словарный запас детей, воспитывать интерес и бережное отношение к насекомым.

 

4. С/р игра «Поездка на море». Цель: продолжать работу по развитию и обогащению сюжета игры. Поощрять желания детей придумывать новые темы для игр. Формировать умения детей развивать сюжет.

5. Выкладывание из мозаики цветочного луга. «Бал цветов». Цель: развитие творческих способностей, фантазии; развитие мелкой моторики руки; сенсорное развитие.

Вторник (19 августа):

  1. НОД по познавательному развитию с применением морфологического анализа «Времена года». Цель: Обобщить и систематизировать представление о временах года по основным, существенным признакам.
  2. Составление и запись рассказов «Замечательное лето». Цель: активизировать речь детей, воспитывать желание правильно и красиво говорить, делиться личным опытом.
  3. Чтение стихотворения В.Воронько «Вот и лето пролетело», Г.Новицкая «Одуванчики», «Ромашки».
  4. Кукольный театр «Краденое солнце». Цель: порадовать детей, активизировать их речь и эмоции, закрепить знания о значимости солнца для всего живого.
  5. Эксперимент «Вода в сосуде» - «Теплая или холодная?». Цель: доказать, что лучи солнца нагревают воду.

Среда (20 августа):

1.        Занятие по ТРИЗ «Знакомимся с методом маленьких человечков». Цель: закрепить знания детей об элементарных качествах и свойствах льда. Побуждать исследовательский интерес, любознательность.

2.        Д/игра по ТРИЗ «Что будет если…» Цель: развивать фантазию детей, побуждая их выражать свои мысли о событии.

3.        Слушание и обсуждение музыки «Вальс цветов» П. Чайковского.

4.        С/р игра «Цветочный магазин». Цель: Способствовать становлению целенаправленной деятельности ребенка, знакомить с доступными их пониманию профессиями взрослых. Учить целенаправленному игровому действию с игрушками.

5.        Д/игры «Найди растение по описанию», «Узнай по части», «Сложи цветок».

Четверг (21 августа):

  1. Рисование по замыслу «Улетает наше лето». Цель: Создание условий для отражения в рисунке летних впечатлений, учить составлять гармоничную цветовую композицию, передавая красками своё впечатление о лете.
  2. Решение проблемных ситуаций по правилам безопасного поведения летом. Цель: развивать логическое и творческое мышление, учить проявлять инициативу, использовать активную речь.
  3. Рассматривание альбомов «Подумай-ка», решение логических заданий. Цель: развивать внимательность, логическое мышление.
  4. Оформление альбома совместно с родителями «Как я провел лето».
  5. Чтение А.Майков «Пролетело лето».

Пятница (22 августа):

  1. Занимательная викторина «Времена года». Цель: Познакомить детей с признаками времен года. Расширить их кругозор, развивать логическое мышление. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
  2. Ситуация активизирующего общения «Замечательное лето» - рассматривание фотографий и картинок о летнем отдыхе, летних пейзажей.  
  3. Речевая игра «Кузовок» (летние слова). Цель: развитие связной и грамотной речи.
  4. Самостоятельная изобразительная деятельность (тема – лето, иллюстрации для книжки-самоделки). Цель: развивать творческую фантазию, желание создавать своими руками, ценить и уважать свой труд.
  5. Отгадывание загадок о временах года, явлениях природы.

Понедельник (26 августа):

  1. Беседа – рассматривание «Самые разные цветы». Цель: развивать знания детей, пополнять словарный запас.
  2. Занятие по ТРИЗ – «Рисование цветов по морфологической таблице». Цель: развитие умения анализировать, совершать осознанный выбор, отход от стереотипности создаваемых образов.
  3. Оформление фотовыставки «Вот оно какое наше лето».
  4. Самостоятельное рассматривание книг, фотографий, тематических альбомов, репродукций картин о лете в книжном уголке. Цель: создание ситуаций для содержательного тематического общения.
  5. Игры с макетами «Морское побережье», «Деревня».

Вторник (27 августа):

  1. Знакомства и игра с кольцами Луллия. Цель: развитие интеллектуально-творческих способностей детей, развитие речи и познавательных интересов.
  2. Аппликация «Собираем урожай». Цель: Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – натюрморт. Воспитывать эстетический вкус, желание доводить начатое до конца.
  3. Д/и на логическое мышление: «Катись, шарик!»
  4. Работа в уголке природы: полить комнатные растения, удалить с их листьев пыль. Цель: воспитывать трудолюбие, умение ухаживать за растениями.
  5. Работа в книжном уголке: знакомство с выставкой книг «Лето в стихах, рассказах, сказках». Цель: рассматривание иллюстраций, чтение, общение.

Среда (28 августа):

  1. Д/игра ТРИЗ «Да – нет» с картинками по теме «Лето». Цель: уточнить текущие знания о предметах, научить анализировать и мыслить системно.
  2. Коллективная лепка «Цветочная полянка». Цель: продолжать формировать знания детей о цветах, формировать умение передавать образ и форму цветка при помощи пластилина, учить передавать особенности внешнего вида цветов в лепке.
  3. Рассматривание картин о лете.
  4. Чтение стихотворений о лете. Разучить стихотворение «Ромашки».
  5. Беседа на тему: «Летние забавы». Цель: расширить представления детей о летних забавах, поговорить о правилах безопасности в летний период.

Четверг (29 августа):

1.        Д/игра «Придумай рифму к небылице. Цель: упражнять детей самостоятельно подбирать рифмованные слова.

2.        Предложить альбом для рассматривания «Летние виды спорта».

3.        Просмотр мультфильмов о лете.

4.        Д/И «Ассоциации». Цель: развивать речь, уметь составлять логические цепочки; учить составлять предложения.

5.        Рисование в технике монотипия «Бабочка-красавица». Цель: познакомить с техникой монотипии, учить создавать образ бабочки с помощью гуаши и техники отпечатывания. Развивать чувство гармонии и красоты.

Пятница (30 августа):

  1. Итоговое мероприятие: квест-игра «По дороге к радуге». Цель: Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой, желание стать участником развлечения, возможность получить удовольствие от праздника, яркие неповторимые ощущения. Привлечь родителей к активному участию в квесте, способствовать объединению интересов взрослых и детей.
  2.  С/Р «Детский сад», «В магазине игрушек»
  3. Настольно – печатные «Лото», Домино».
  4. Чтение художественной литературы:  В.Бояринов «Кончается лето», Бороздин В. «Подсолнухи».
  5. Изготовление поделок из природного материала «Что нам лето подарило». Цель: развитие познавательного интереса к природе у дошкольников посредством изготовления поделок из природного материала. Обогащение знаний о разнообразии природного материала.

Заключительный этап:

- Обобщение знаний и представлений детей о лете, как о времени года.

- Подведение итогов реализации проекта.

- Оформление проекта.

Оценка результатов проекта: Проект решен полностью, дети с большим интересом участвовали в образовательной деятельности, все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта. Работа получилась познавательной, в рамках проекта удалось расширить кругозор и представления детей об окружающем мире.

Перспектива дальнейшего развития: На основе полученных знаний в дальнейшем расширить представления детей о других временах года.

                 

Список использованной литературы:

- Коноваленко В. В. Развитие связной речи «Времена года»,

-  Громова О. Е. / Соломатина Г. Н. Стихи о временах года.

- Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

-  Толмачев А.А. Диагноз: ТРИЗ.  

- Новые ценности образования: ТРИЗ-педагогика. / Главный редактор Н.Б.Крылова.

- Ёлкина Н.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать», Ярославль, «Акад. Развития», 1996 г.

Приложения

Приложение 1

Д/игра по ТРИЗ «Лето – хорошо, лето - плохо».

 Цель: Формировать основы системного мышления и логического анализа; развивать умение находить положительные и отрицательные стороны, рассматриваемого объекта.  Вызвать у детей интерес к познавательной деятельности, желание самостоятельно добывать знания об интересующих явлениях.

Для вовлечения детей в проектную деятельность проводится игра «Лето – хорошо, лето – плохо».

Воспитатель: Ребята, какое у нас сейчас время года?

Дети: Лето.

В.: Вы любите лето?

Д. Да! Очень!

В. А как вы думаете, лето – это хорошо или плохо?

Д.: Хорошо! Летом тепло.

В.: Но, ведь летом бывает слишком жарко. Это хорошо?

Д.: Нет, плохо. Можно получить солнечный удар.

В. Зато летом можно загорать. Это ведь хорошо?

Д. Да, хорошо. Но можно обгореть на солнце.

В. Действительно, и это уже плохо. А что еще хорошего в лете?

Д.: . Можно купаться в реке.

В.: Да, главное соблюдать правила безопасности на воде. Чтобы это не закончилось плохо.

Д. Еще летом много фруктов и ягод.

В. Да, это очень хорошо. Ведь они такие вкусные и в них много витаминов. А если мы будем кушать фрукты прямо с деревьев, а ягоды прямо с грядки. Что тогда может случиться.

Д. К нам в организм попадут микробы и мы можем отравиться.

В. Это хорошо?

Д. Нет, плохо.

В. Значит, наверное, лето – это плохо?

Д. Нет, хорошо! Летом можно кататься на роликах, велосипедах и самокатах.

В. Зато можно упасть и пораниться.

Д. Летом красиво, вокруг все зеленое и растет много цветов.

В. Да, это хорошо.

Д. А еще летом много комаров и это плохо, потому что они кусаются и потом все чешется.

Дети: Так, все-таки, лето – это хорошо или плохо?

Воспитатель: Для этого нам нужно узнать побольше о лете. Вы хотите узнать?

Дети: Да! Хотим!

В.: Тогда я предлагаю вам поучаствовать в проекте «Лето – наше любимое время года». Благодаря этому проекту, вы сможете получить много новых знаний о лете, запечатлеть свои воспоминания в рисунках и поделках и вдоволь насладиться последними днями этого солнечного времени года. Ну и конечно же узнать, лето – это хорошо или лето – это плохо.

Приложение 2

Конспект занятия в рамках ТРИЗ «Знакомимся с методом маленьких человечков».

Цель: закрепить знания детей об элементарных качествах и свойствах льда. Побуждать исследовательский интерес, любознательность.

Задачи:

- Познакомить детей с методом маленьких человечков (ММЧ, дать представление о том, что в разных веществах, человечки ведут себя по-разному)

- Продолжать формировать умение опытным путем определять агрегатное состояние окружающих веществ.

- Развивать познавательный интерес.

- Воспитывать внимательность.

Материалы к занятию:

- плоскостные изображения моделей «маленькие человечки», характеризующие такие вещества как: вода, лед, газ.

- пластиковые стаканчики, кусочки льда.

Ход занятия:

  1. Организационный момент: Игра «Что бывает летом, что бывает зимой» (2 мин.)

Воспитатель: Ребята, сможете ответить, чем зима отличается от лета?

Сейчас мы поиграем с вами. Я буду говорить, что бывает летом, а вы ребята, что бывает зимой.

Воспитатель: Летом – жарко, а зимой

Дети: – холодно.

Воспитатель: Летом на деревьях листья, а зимой –

Дети: листьев нет (или лежит снег). 

Воспитатель: Летом день длинный, а зимой –

Дети: короткий.

Воспитатель: Зимой солнце низко, а летом – 

Дети: высоко.

Воспитатель: Летом гуляют на улице много, а зимой –

Дети: мало.

Воспитатель: Зимой рябина сладкая, а летом –

Дети: кислая.

Воспитатель: Зимой птицам голодно, а летом –

Дети: сытно.

Воспитатель: Зимой земля покрыта снегом, а летом –

Дети: песком, травой.

  1. Основная часть: Сказка про маленьких человечков» (чтение сказки сопровождается показом схем)

Жили-были маленькие человечки, и отправились они гулять по белу свету. Они были такие маленькие, что их никто не замечал. Им так стало обидно, что они стали топать ногами и кричать, но их все равно никто не видел. Тогда один из них предложил: „ Давайте возьмемся крепко за руки и пойдем из этой страны, где нас никто не замечает». Так они и сделали. 

Но тут вот что случилось. Только они взялись крепко за руки, как все их увидели. Посмотрите, какая большая гора, какой твердый камень, какое прочное стекло, железо и дерево»,- говорили все вокруг. Что это с нами случилось,- удивились человечки, мы стали деревом, металлом, стеклом и камнем». Им стало так хорошо и весело, что они захлопали в ладоши. Но как только они перестали держаться за руки, с гор побежала вода.

Значит, если мы будем крепко держаться за руки, то будем твердыми веществами, а если будем просто стоять рядом, то будем жидкостями»,- сказали человечки.

А самые непослушные человечки не хотели держаться за руки и рядом стоять не хотели. Они стали бегать, прыгать, кувыркаться и превратились они в воздух, дым над костром и в запах маминых духов.

Так теперь и живут маленькие человечки.

В твердых веществах они крепко держатся за руки, и чтобы их разъединить, нужно приложить усилие.

В жидкостях они стоят рядом друг с другом. Эта связь непрочная, их можно разъединить (например, перелить воду)

В газообразных веществах они бегают и прыгают. Они могут жить в различных запахах, пузырьках.

Воспитатель: «Ребята, а в каких состояниях можно увидеть воду зимой? (снег, лёд, лужа, дождь, пар, …) Мы уже знакомы с маленькими человечками (ММЧ) и знаем, что они находятся во всём, что нас окружает. Какие человечки образуют лёд? (Правильно, твёрдые). А какие человечки живут в воде? (жидкие) А в паре? (газообразные) Дети, называя, показывают маленьких человечков.

  1. Проведение опыта:

Воспитатель: Я приготовила для вас лед (воспитатель выкладывает на тарелку льдинки) возьмите на ладошку и сожмите его.

Дети: (дети берут в руки кусочек льда, сжимают его в ладошке)

Воспитатель: Ребята, скажите мне, пожалуйста, что мы взяли в руки?

Дети: лёд

Воспитатель: Каким веществом является лед?

Дети: твёрдым.

Воспитатель: Что происходит с льдом, когда мы разогреваем его своими руками или дыханием?

Дети: он начинает таять.

Воспитатель: Что получилось, когда лед растаял?

Дети: вода.

Воспитатель: Молодцы, ребята возьмите салфетки, вытрите руки.

  1. Заключительная часть.

Воспитатель: Какие человечки были во льде – твердые, дружные; а потом под воздействием тепла какие человечки стали – жидкие. А если воду нагреть в чайнике, то наши человечки станут газообразными и превратятся в пар. Делаем вывод: что вещество может переходить из одного состояния в другое под воздействием температуры.

Приложение 3

Тема «Улетает наше лето»

Цель: Создание условий для отражения в рисунке летних впечатлений, учить составлять гармоничную цветовую композицию, передавая своё впечатление о лете.

Оборудование:

  - у воспитанников: белые листы бумаги одного размера для составления общего альбома рисунков «Улетает наше лето»; цветные карандаши и восковые мелки; простые карандаши, ластики.

- у воспитателя: основа для будущего альбома «Улетает наше лето», плакаты («Лето», «Времена года», «Цветные пейзажи»).

Ход занятия

I.        Организационный момент.

Перед непосредственно образовательной деятельностью воспитатель читает детям стихотворение Е. Трутневой «Улетает лето»:

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор, как в солнечных лучах, -

Это платье золотое

У берёзы на плечах.

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

Пролетают паутинки

С паучками в серединке.

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Всё летит! Должно быть, это

Улетает наше лето!

1.        Основная часть:

Педагог предлагает детям составить на память о лете альбом «фотографий» - только не настоящих, а нарисованных.

Спрашивает детей: «Как отдыхали вы летом? С кем? Что делали? Где были? Какие интересные случаи произошли?» (Свободные высказывания детей.)

- Хорошо летом, весело, много разных интересных дел. Давайте мы с вами нарисуем, как мы отдыхали летом, чем занимались, во что играли. Каждый нарисует свою картинку о себе и своей семье.

IV. Физминутка «Хома, хома, хомячок»

Хома, хома, хомячок (хлопаем в ладоши)

Хома – серенький бочок (трем бока)

Хома рано встает (потягиваемся, ручки вверх)

Щечки моет, (трем щечки кулачками)

Лапки трет (трем шею кулачками)

Подметает хома хатку (делаем движения руками как будто подметаем пол)

И выходит на зарядку (идем на месте, маршируя)

Раз! (руки в стороны)

Два! (руки в исходное положение, к груди)

Три! (ручки в стороны)

Четыре! (ручки в исходное положение)

Пять! (ручки в стороны)

Хома сильным хочет стать (ручки согнуты к плечам, кулачки сжаты, мускулы рук напрягаем, как у силачей)

Воспитатель показывает детям будущую обложку альбома и предлагает договориться, как будут размещены листы в альбоме (горизонтально или вертикально). Показывает, как будет выглядеть альбом в случае, если каждый сделает по-своему, не договорившись.

Дети выбирают материал для рисования по своему желанию – цветные карандаши, восковые мелки. Воспитатель тихо спрашивает, кто из детей какой сюжет выбрал для своего рисунка. Помогает определиться с выбором.

Дети обдумывают свои замыслы, обсуждают сюжеты (события) с товарищами или воспитателем и начинают рисовать. Воспитатель в это время оформляет обложку (пишет название «Улетает наше лето») и хорошо рисующим детям, быстро справившимся со своим заданием, предлагает помочь оформить обложку: раскрасить и дописать недостающие буквы, нарисовать летние картинки-символы.

IV. Рефлексия

Рисунки, выполненные сухими материалами, дети складывают в альбом под обложку. Рисунки, выполненные красками, вкладывают туда же после просушки.

После занятия.

Рассматривание коллективного альбома «Улетает наше лето».  

Приложение 4

Занимательная викторина «Времена года»

Цель: Познакомить детей с признаками времен года. Расширить их кругозор, развивать логическое мышление.

Задачи: учить различать времена года по характерным особенностям называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года; воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать и делать выводы.

Ход викторины: Дети делятся на 2 команды, выбирают капитанов и придумывают название команд.

1.        Разминка: «Зима-лето». Воспитатель называет понятия, которые относятся к тому или другому сезону, а дети показывают (присесть, похлопать себя по плечам – зима, обмахиваться – лето). Примерный список: снег, гроза, жара, капель, лужи, гололёд, тепло, лёд, метель, зной, засуха и т.д.

2.        Брейн-ринг:

Вопросы звучат для всех команд по очереди. Другие команды имеют право ответить на тот же вопрос, если те, кому задавали – ошиблись. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1. Что наступает после зимы? (Весна)

2. Когда с деревьев облетают листья? (Осенью)

3. Самое жаркое время года. (Лето)

4. Самый короткий месяц в году. (Февраль)

5. Снежное время года. (Зима)

6. В каком месяце дети идут в школу? (В сентябре)

7. Когда возвращаются птицы с юга? (Весной)

8. Когда листья на деревьях меняют свой цвет? (Осенью)

9. Кто всю зиму спит? (Медведь)

10. В какое время года заяц бывает серым? (Летом)

11. Когда вода в реках становится твердой? (Зимой)

12. Самый первый месяц года. (Январь)

13. В какое время птицы вьют гнезда (весной)

14. Сколько месяцев в году? (12)

15. Назвать летние месяцы (июнь, июль, август)

16. Зимой и летом одним цветом? (елка)

17. В какое время года появляются подснежники? (весной).

3. Проблемная ситуация: Воспитатель достает конверт с письмом из Солнечного города от Знайки. Зачитывает письмо:

«Моя бабушка живет далеко на юге и никогда не видела снега, а дедушка живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Чтобы мне придумать, чтобы бабушка смогла потрогать снег, а дедушка – траву и деревья. Только переезжать никуда они не хотят».

Обсуждение проводится в режиме «мозгового штурма». Сначала высказываются различные варианты (без критики), которые затем анализируется, и выбираются наиболее удачные.

  1. Игра" Бывает – не бывает"

Командам зачитываются предложения. Если участники с ним согласны, то отвечают: "бывает". Если не согласны, то отвечают: "не бывает". За правильный ответ 1 балл.

1. Выпал снег и зацвели подснежники.

2. Мальчик поехал на лыжах собирать землянику.

3. Выпал снег, и дети строят ледяную горку.

4. На деревьях появились первые листья, а в школе начинается учебный год.

5. На поле тает снег, а на реке начался ледоход.

6. Зацвели подснежники, а птицы улетают в тёплые края.

7. На дворе звенит капель, а медведь залёг в спячку.

5.        Подведение итогов, награждение команд грамотами и медалями, обмен впечатлениями.

Приложение 5

Занятие по ТРИЗ «Рисование цветов по морфологической таблице».

Цель: развитие умения анализировать, совершать осознанный выбор, отход от стереотипности создаваемых образов.

Задачи:

- закрепить знакомство с морфологической таблицей.

- воспитывать качества творческой личности

- формировать оригинальность мышления, находчивость и внимательность.

Ход НОД:

1.Организационный момент. Через короткую беседу о лете создать у детей радостный, положительный настрой на предстоящее занятие рисованием.

- Ребята, какого цвета лето? (Дети перечисляют яркие краски, присущие теплому солнечном лету)

- А какие вы знаете цветы? (Ромашка, петуния, розы и т. Д.)

- Я вам сегодня предлагаю нарисовать необычные цветы, такие, которые вы придумаете сами. Но для начала, ответьте мне на такой вопрос: а чтобы быть готовыми к длинному, интересному дню, чувствовать себя бодрыми и веселыми, что мы делаем по утрам? Чем занимаемся? (зарядкой).

- Правильно! Вот и для того, чтобы нам начать рисовать, нужно приготовить наши пальчики к работе. Давайте поиграем с ними.

Пальчиковая игра “Пять и пять”.

Пять и пять пошли гулять,

Вместе весело играть,

Повернулись,

Улыбнулись,

В кулачок вот так свернулись.

Вот такие молодцы!

(Руки перед собой, ладошки широко раскрыты. Затем пальцы обеих ладоней сгибаются и разгибаются.

Вращение кистей рук.

Сложенные к большому пальцу пальцы обеих рук “растягиваются в улыбке”, показывая ее.

Пальцы рук сжаты несильно в кулачки.

Стучат кулачок о кулачок.)

Упражнение повторить 2 раза.

  1. Основная часть.

- Вот мы и подготовили наши пальчики к рисованию. А поможет вам в создании красивого цветка моя таблица. Таблица состоит из двух осей координат: горизонтальной и вертикальной. Сейчас мы поочередно будем выбирать из каждой оси, каким мы создадим наш цветок. В первую очередь, каждый из вас должен выбрать цвет для своего цветочка. Затем, форму цветка и форму листьев.

После того как каждый ребенок совершил свой выбор и придумал образ своего цветка, дети приступают к творческой работе.

Самостоятельная деятельность детей.

3. Анализ работ.

- Ребята, вы все очень старались. Я предлагаю вам игру «Добавь словечко». Давайте расскажем про свои замечательные рисунки. Я начинаю: «Вы нарисовали красивые … цветы»(Дети продолжают).

Приложение 6

Аппликация «Собираем урожай»

Цель: Продолжать знакомить детей с жанром изобразительного искусства – натюрморт. Воспитывать эстетический вкус, желание доводить начатое до конца.

Задачи: 

- развивать тонкие движения пальцев рук при получении круга из квадрата, овала из прямоугольника, путём обрезания углов;

- развивать сенсорные способности восприятия цвета при назывании овощей, их характерных особенностей (формы и цвета);

- воспитывать самостоятельность в выполнении заданий.

Оборудование:

- геометрические фигуры из цветной бумаги: квадраты, прямоугольники, трапеции (на каждого ребенка);

- тарелки из бумаги (на каждого ребенка);

- клей, салфетки, клеёнки (на каждого ребенка);

- иллюстрации овощей.

Ход занятия:

– Сейчас у нас с вами будет занятие по аппликации, а чтобы узнать, что мы будем с вами сегодня делать, вам нужно отгадать загадки. Загадки слушаем внимательно, кто ответ знает, поднимает руку.

Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,

Вкусен и сырой. Кто же я такой?

(Огурец)

Вывешиваю картинку огурца.

Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют.

(Помидор)

Вывешиваю картинку с помидором.

Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая.

(Морковка)

Вывешиваю картинку с морковкой.

Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

(Лук)

Вывешиваю картинку с луком.

– Молодцы, все загадки отгадали. И сегодня мы с вами будем делать аппликацию «Овощи на тарелке»

– Посмотрите на картинки и назовите овощи круглой формы.

– Назовите овощи овальной формы.

– Скажите, какого цвета овощи.

– Ребята, посмотрите у вас на столах тарелочки с геометрическими фигурами. Посмотрите и скажите, какие геометрические фигуры у вас там лежат.

– А из какой фигуры можно вырезать помидор?

– А из какой фигуры мы будем вырезать огурец?

- А как же нам сделать морковку?

Физкультминутка «Собираем урожай»:

– Ребята, посмотри у вас на столах лежат тарелочки, сначала вы вырежете все овощи, а затем наклеите их на тарелочки. Можете приступать к работе, если кому-то понадобится моя помощь, поднимите руку, и я подойду. (Советую, напоминаю детям приёмы вырезывания, последовательность работы, иногда помогаю подсказом на своём листе - заготовке).

Анализ работ.

– Вы сегодня все молодцы: аккуратно вырезали и наклеили овощи.

– А теперь покажите свои работы друг другу и расскажите о них. 

Приложение 7

Коллективная лепка «Цветочная полянка»

Цель: продолжать формировать знания детей о цветах, формировать умение передавать образ и форму цветка при помощи пластилина, учить передавать особенности внешнего вида цветов в лепке.

Задачи:

- учить лепить бутон цветка из шара способом сплющивания, лепестки – способом вытягивания, прищипывания.

- развивать у детей чувство формы, наблюдательность.

- воспитывать бережное отношение к природе.

Материал и оборудование: иллюстрации с изображением цветов, пластилин, стеки, картон, салфетки, клеенки.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Очень рада видеть я,

Всех вас милые друзья!

Выходите, встаньте в круг (дети встают в круг)

Слева – друг, и справа – друг (дети улыбаются соседу справа и слева).

Друга ласково коснись (выбирают себе пару и берутся за руки)

Вместе с ним ты покружись (кружатся)

К другу щечкой прикоснись (касаются щечками друг друга).

Подмигни и обнимись! (обнимают друг друга)

  1. Беседа о цветах, бережном отношении к ним.

В: Ребята, как называют цветы, которые растут в поле?

Д: Полевые цветы.

В: Правильно. Ребята, а кто сажает цветы в поле?

Д: Природа.

В: Верно, в поле цветы растут сами по себе и не нуждаются в заботе человека. Не человек их поливает, а природа. Не человек их удобряет, а все полезные вещества они получают из почвы поля.

В: А какие вы знаете полевые цветы?

Ответы детей (василек, клевер, ромашка)

В: А зачем нужны цветы?

Д: Для красоты.

В: Верно. Цветы приносят нам эстетическое удовольствие, они радуют наш глаз и украшают свой красотой наш мир. Ребята, а цветы можно рвать?

Д: Нет!

В: Почему?

Д: Они умрут.

В: Правильно, без земли растения погибнут.

  1. Продуктивная деятельность детей (лепка):

Воспитатель показывает детям заранее приготовленную "полянку".

В: Ребята, давайте украсим наше с вами поле цветами?

Д: Да!

Воспитатель вместе с детьми уточняет строение цветка и предлагает подумать, как лепить цветок.

Практическая работа детей. Индивидуальная помощь. Звучит спокойная музыка. Дети самостоятельно лепят цветы и листья.

  1. Подведение итогов.

Все вместе украшаем цветочную поляну готовыми цветами. Закончив работу, ребята прикрепляют с помощью зеленого пластилина на «поле» свои цветы. В завершении воспитатель с детьми любуются «поляной цветов».

Приложение 8

Рисование в технике монотипия «Бабочка-красавица».

Цель: познакомить с техникой монотипии, учить создавать образ бабочки с помощью гуаши и техники отпечатывания. Развивать чувство гармонии и красоты.

Оборудование: мультимедийная система, слайды с изображением разных видов бабочек, листы бумаги по количеству детей, толстые и тонкие кисти по количеству детей, салфетки, краски гуашь, стаканы для воды

Ход деятельности:

Дети сидят на ковре перед экраном.

Воспитатель: Ребята я вам хочу загадать загадку. Вот послушайте:

В ярком платье модница —

Погулять охотница.

От цветка к цветку порхает,

Утомится — отдыхает.

(Бабочка)

О ком идет речь? Что это за модница?

Дети: Бабочка.

Воспитатель: Правильно. Это бабочка. (Включаю мультимедийную систему. Идет показ слайдов с изображением бабочек)

- Катя, расскажи, из каких частей состоит бабочка? Что у нее есть?  (Ответ Кати)

- Молодец, ты хорошо все описала. У бабочки два крыла слева и два крыла справа.  Давайте посмотрим, какие разнообразные бабочки бывают. (Идет показ слайдов с изображение разных видов бабочек. Следующий кадр. Дети рассматривают бабочку.)

- Ребята, красивые крылья у этой бабочке? Сережа, что тебе нравится в этой бабочке? (Ответ ребенка)

- Посмотрите рисунок на крыльях симметричный. Если на крыле два крупных разноцветных круга, то и на другом крыле точно такой же рисунок.

Следующий слайд.

- Дашуля, что нравится тебе в этой бабочке? (Ответ Даши)

Следующий слайд.

- Саша, что необычного в рисунке крыльев этой бабочки? (Ответ Саши)

Следующий слайд.

- Сегодня вы научитесь рисовать бабочку необычным способом - монотипия. Посмотрите у меня лист, сложенный пополам. На одной половине я нарисую верхнее и нижнее крыло бабочки толстой кистью. Рисую.

- А теперь, Денис, разукрась верхнее крыло бабочки. (Денис рисует узор)

-А кто разукрасит нижнее крыло? Пожалуйста, Влад.

-Ребята, у нас нарисована половина бабочки, а теперь я аккуратно сложу лист пополам. Вот так и раскрою его. Посмотрите, что получилось?

Дети: Бабочка.

Воспитатель: Да, у нас получилась бабочка. Как вы думаете, чего ей не хватает? (Ответы детей: туловище и усики)

- Саша, дорисуй, пожалуйста, бабочке туловище и усики. (Саша рисует)

-Спасибо! Красивая бабочка у нас получилась?  (Ответы детей)

- А теперь предлагаю поиграть. Дети встаю врассыпную на ковре. Раз, два, три вокруг себя обернись и в бабочку превратись…

Физкультминутка:

Спал цветок                                    Дети сидят на корточках, голова опущена              

 И вдруг проснулся,                       Дети поднимают голову

Больше спать не захотел.               Повороты головы влево и право

Встрепенулся, потянулся,              Дети поднимаются, потягиваются

Взвился вверх и полетел.                Взмахи руками и кружимся вокруг себя.

Воспитатель: Ребята, раз, два, три в человека превратись.  Теперь садитесь за столы. И так давайте вспомним, что вначале мы будем рисовать?

Дети: Мы нарисуем два крыла бабочки верхнее и нижнее.

Воспитатель: Задает вопросы детям, носящие описательный характер.

-Какой рисунок можно придумать для крыльев бабочке?

(Дети отвечают на вопросы воспитателя)

- Маша, какие цвета ты будешь использовать для своей бабочки? (Ответ Маши)

- Кирилл, а ты какие по цвету нарисуешь крылья своей бабочки? (Ответ Кирилла)

Воспитатель: Как называется способ рисования, которым мы сегодня рисуем бабочку?

Дети: Монотипия.

Воспитатель: Приступайте к рисованию.

Дети рисуют, после складывают лист пополам и дорисовывают туловище и усики.

- Молодцы, ваши бабочки очень красивые и нет ни одной похожей. Я предлагаю каждому сказать, какая из бабочек ему нравится и почему. (Дети выбирают понравившуюся бабочку и рассказывают, чем она им понравилась).

Приложение 9

Итоговое мероприятие: квест-игра «По дороге к радуге»

Цель: Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой, желание стать участником развлечения, возможность получить удовольствие от праздника, яркие неповторимые ощущения. Привлечь родителей к активному участию в квесте, способствовать объединению интересов взрослых и детей.

Участники: дети, родители, воспитатель.

Герои: «Лето –Разноцветка», инструктор «Спортландии», «Бабушка – Загадушка», «Незнайка», «Житель муз полянки», «Карлсон». (все роли исполняют родители).

Оборудование:

1 станция («Лето–Разноцветка») - разноцветные шары для украшения веранд, цветы и бабочки разных размеров и оттенков по количеству детей, пособие для игры «Поймай бабочку» (бабочка на палочке с веревкой)

2 станция («Спортландия») - 2 круга, лучики  солнца (игра «Чья команды быстрее соберет солнышко»)

3 станция («Бабушка –Загадушка») - книга загадок, 1 корзина с овощами и фруктами , 2 свободные корзины

4 станция («Планета Незнайки») - флажки 3 цветов (зеленый, желтый, красный), пешеходный переход – зебра, светофор

5 станция («Музыкальная поляна») – муз. центр, фонограммы

6 станция («Карлсон») - 2 мольберта, 2 банки вырезанные из ватмана с нарисованными на них вишнями, 2 карандаша  красного цвета.

7 полосок для радуги, картон, карта-путеводитель.

Ход развлечения:

1 станция:

Лето-Разноцветка: Здравствуйте, ребята! Какие вы все красивые, яркие, нарядные, разноцветные!  А кто из вас знает, какое сейчас время года? (лето). Правильно, молодцы. А вы догадались, кто я?

- Я, Лето-Разноцветка. Скажите, а почему лето, называют разноцветкой? (ответы детей: много разных цветов, оттенков, все вокруг цветет, радует своей красотой и т.д.)

- Ребята, помогите мне, пожалуйста украсить мой дом цветами и бабочками, чтобы он стал еще красивей и ярче (дети вместе с воспитателем и Летом украшают  плоскостными цветами и бабочками веранду)

Спасибо, как красиво стало в моем доме !!!

- Я очень рада, что вы сегодня пришли ко мне в гости и хочу с вами поиграть.

В какие игры вы любите играть? (ответы детей).

Игра «Поймай бабочку»

- Ребята, лето - это ни только игры, это еще сюрпризы и приключения. Вот и я для вас тоже сегодня приготовила сюрприз. Но сюрприз этот вы найдете, если отправитесь в интересное путешествие и справитесь со всеми заданиями, которые повстречаются вам на пути.  Хотите отправиться в путешествие?  Тогда вот вам первый ключик к разгадке. («Лето» дает детям красную полоску и карту - путеводитель)

- Идите по этой карте, и вы не собьетесь с пути.

Дети переходят на 2 станцию

2.  Площадка «Спортландия».

- Здравствуйте, ребята. Посмотрите, вы оказались в волшебной стране «Спортландии».  Куда путь держите? (дети рассказывают, что идут в поисках сюрприза).

- Хорошо, я вам помогу, но  если вы выполните все мои задания. Как вы думаете, какие люди живут в стране «Спортландии»?  (спортивные, сильные и смелые). Правильно. И мы для начала сделаем с вами  разминку.

Разминка под музыку «Солнышко лучистое любит скакать»

Ничего дороже нет,

Чем Его волшебный свет!

Всех Своим теплом согреет!

Света людям не жалеет!

Утром, в каждое оконце,

Входит ласковое …вместе (Солнце)

Для следующего задания нам нужно разделиться на 2 команды.

Эстафета «Чья команда быстрее соберет солнышко»

- Молодцы, вы справились с моими заданиями. Отправляйтесь дальше на поиски сюрприза. (Дает детям оранжевую полоску. Желает счастливого пути)

Дети переходят  на 3 станцию.

Уровень 3 «В гостях у Бабушки –Загадушки».

- Здравствуйте, мои хорошие. Добро пожаловать ко мне в гости. Я Бабушка – Загадушка. Как я рада гостям, давно никто не заглядывал ко мне. А я так люблю, когда ко мне приходят гости. Ну, расскажите, куда и зачем вы путь держите? (ответы детей)

- Хорошо, я вам помогу. Отгадайте  только мои загадки:

Очень легкий, как былинка,

Сам зеленый как травинка,

На лугах, в лесах, у речек

В травах прячется … (кузнечик)

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком,

И поделится медком. (пчела)

Стоят в поле сестрички,

Желтый глазок, белые реснички (ромашка)

Очень маленький жучок,

В черных крапинках бочок (божья коровка)

- Молодцы, ребята. Все загадки мои разгадали. А теперь вам задание посложнее.

Игра «Разбери продукты по корзинам»

Дети делятся на 2 команды. В одной большой корзине перемешаны фрукты и овощи,  дети  подбегают к корзине и выбирают:  1 команда -фрукты, 2 команда – овощи.

Бабушка благодарит детей за помощь и дает детям желтую полоску от радуги.

Дети переходят  на 4 станцию.

Уровень 4 - «Планета Незнайки»

- Здравствуйте, это кто ко мне пожаловал? А вы меня узнали?  Верно, меня зовут Незнайка.  Только я теперь совсем уж ни такой и Незнайка.  Я много умею и знаю, потому, что записался в автошколу и изучаю правила дорожного движения. Хорошо, что вы меня вообще застали, я только что вернулся из школы.  Я теперь и вас могу многому научить. Вот! А вы знаете все правила безопасного движения? А вот мы сейчас и проверим.

Что бы было всё в порядке,

Действуйте все без оглядки.

Если вы со мной согласны,

Громко крикнете в ответ

 «Это я, это я, это все мои друзья».

Если нет, тогда молчите.

- Кто из вас идёт вперёд только там, где переход?

- Кто вблизи проезжей части весело гоняет мячик?

- Кто из вас в вагоне тесном уступает старшим место?

-Чтоб проветрится в автобусе немножко, кто высовывает и голову, и туловище в окошко?

- Знает кто, что красный свет, это значит, хода нет.

- Знает кто, что свет зелёный - означает, по дороге каждый смело пусть шагает.

- Кто бежит вперёд так скоро, что не видит светофора.

Проверим ваше внимание. Игра «Три огонька у светофора».

Условия игры:

зелёный флажок – шагаете на месте;

красный – замерли;

жёлтый – хлопаете в ладоши.

- Молодцы! За это, вот, держите! (дает зеленую полоску). Вы еще на один шаг ближе к разгадке. Счастливого пути! (машет рукой)

Дети переходят на 5 станцию

Уровень 5 - «Музыкальная полянка»

Звонче, музыка, играй!

Танцевать нас приглашай!

Вы сюда ко мне спешите

И плясать скорей идите!

Здравствуйте, дорогие друзья. Вы оказались на музыкальной полянке, и здесь вас ждут веселые игры и хороводы.

Хоровод «По малинку в сад пойдем»

Координационные игры: «Роботы и звезды»

(Даю детям голубую полоску и провожаю дальше)

Дети переходят на 6 станцию

Уровень 6 - «В гостях у Карлсона».

- Добрый день, друзья, здесь живет Карлсон, самый обаятельный и самый привлекательный на белом свете, мужчина в самом расцвете сил. Чем могу быть полезен? (ответы детей)

- Хорошо. Выручу вас. Только вы, наверно знаете, что я люблю больше всего на свете?  (варенье, конфеты, сладости и т.д.) Помогите мне наполнить банки вишневым вареньем, и тогда …я вам помогу.

Эстафета «Чья команды быстрее заполнит банку вишнями». (На мольбертах прикреплены банки с нарисованными вишнями, дети поочередно подбегают и закрашивают одну ягодку).

- Молодцы, спасибо!  У меня теперь целых две банки с вишневым вареньем. (Дает синюю и фиолетовую полоски, желает счастливого пути.)

Дети возвращаются к Лету-Разноцветке.

Разноцветка:

- Молодцы, ребята. Вы справились со всеми заданиями и собрали семицветную радугу. А знаете ли вы, в какой последовательности располагаются цвета в радуге? Запомнить это поможет такая подсказка: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан". Давайте повторим ее вместе. (Дети повторяют).

Разноцветка: - а теперь давайте закрепим нашу радугу на листе бумаги в нужной последовательности.  (приклеивают полоски разноцветной бумаги на картон)

Воспитатель: Вот и подошло к концу ваше удивительное путешествие! Вам понравилось идти по дороге за радугой? Что больше всего вам понравилось? (ответы детей). Раз вы справились с заданием и нашли радугу, то пришла пора получить обещанный сюрприз.

Дети получают от Лета-Разноцветки сладкие подарки.

Подведение итогов:

Воспитатель: Наше развлечение закончилось. И лето подходит к концу. За две недели мы узнали много нового об этом времени года. Что теперь вы мне скажете лето – это хорошо или плохо?

Дети: И хорошо! И плохо!

В.: Правильно, ребята! Молодцы! Всегда и во всем есть хорошее и плохое. Не забывайте об этом! Но старайтесь видеть больше хорошего и положительного, чтобы всегда быть веселыми и радостными!