Почему эмоции так важны для физического и психического здоровья
консультация по коррекционной педагогике

Светлана Викторовна Назарова

консультация для воспитателей, можно так же и для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЧЕМУ ЭМОЦИИ ТАК ВАЖНЫ ДЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ?

Давайте в начале порассуждаем о влиянии эмоций на психологическое здоровье.

Составляющие психологического здоровья – реализация потребностей

Человеку психологически комфортно. Когда сбываются его надежды, мечты, потребности.

1. . В БЕЗОПАСНОСТИ

2. В эмоциональном благополучии.  В ПОНИМАНИИ.

3 В собственной значимости. В ПРИНЯТИИ

Пара слов о влиянии эмоций на здоровье. Эмоции запускают реакцию выделения гормонов  железами внутренне секреции. – адреналина – гормона страха, норадреналина – гормона агрессии, эндорфина –гормона счастья…. Гормоны диктуют организму как должно работать сердце, кишечник, сосуды. Гормональная карта организма – это план действий для мозга.

Отрицательные эмоции и физиология

  • изменяют не только деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, но и состав крови
  • Частое повторение психотравмирующих ситуаций приводит к повышению артериального давления крови, нарушениям пищеварения, потливости, недостаточности почечного кровообращения, отекам и другим отклонениям.

Давайте рассмотрим центры КГМ, которые отвечают за эмоции и чувства.

  • В нашем мозге отдел чувств и отдел эмоций находятся напротив друг друга. И потому не имея прочных нейронных связей  эмоции и чувства детей часто не «дружат». В особенности страдает понимание чувств и эмоций другого.

Эмоциональное благополучие дошкольника.

  • Эмоциональное благополучие рассматривается как компонент психологического здоровья в дошкольном возрасте, так как от эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития, способность  адекватно воспринимать себя и окружающих.
  • Это чувство уверенности, защищенности, способствующие нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Как понять, что ребенок эмоционально благополучен?

Выделяют следующие основные показатели эмоционального благополучия:

  • Уровень отношения ребенка к самому себе, сверстникам, взрослым.
  • Общий эмоциональный тонус.
  • Способность ребенка определять эмоциональное состояние другого.
  • Уровень  сопереживания, сочувствия, который ребенок демонстрирует в вербальном и невербальном плане

Эмоции и чувства имеют большое влияние на формирование черт характера.

Негативные состояния приводят к заниженной самооценке, негативизму, упрямству.

свойственные ребенку положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость, восхищение, симпатия, сострадание) способствуют развитию таких черт характера, как оптимизм, доброжелательность, жизнерадостность, великодушие. Если же закрепляются отрицательные переживания (раздражение, недовольство, отчаяние, разочарование, страх), это может способствовать появлению таких черт личности, как агрессивность, боязливость, малодушие, пессимизм 

Эмоции сложны для детей. Их пониманию, адекватному  отреагированию и опознаванию в себе и других надо учить

1. Большое значение имеет умение распознать, понять  то, что чувствует другой - Чтобы понять, надо знать.

  • УЧИМ ДЕТЕЙ РАСПОЗНАВАТЬ(по фотографиям, рисункам, схемам).
  • НАЗЫВАТЬ ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА (радость, грусть, удивление, страх, злость, стыд),
  • АДЕКВАТНО ДЕМОНСТРИРОВАТЬ (используя различные мимические средства),
  • ПОНИМАТЬ ПРИЧИНУ ИХ ПОЯВЛЕНИЯ,
  • ЗНАТЬ, КАК СТАТЬ ХОЗЯИНОМ ЭМОЦИЙ.

2. Управление собственными эмоциональными состояниями – СЛОЖНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ. 

3. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЧАША НЕ БЫВАЕТ ПУСТА. 

  • Я МОГУ БЫТЬ ЛЮБЫМ И ТЫ.
  • Право на чувства – нельзя запрещать чувства!!! Надо просто направить их в нужном направлении:
  • 1. Озвучьте его чувство, настроение, убедите в своем понимании – Я понимаю…
  • 2. Ты не одинок – я тоже…, я знала одну девочку…,
  • 3. Показать последствия – но если все время обижаться ….
  • 4 ИЛИ – показать ситуацию с позиции обидчика – А может он…, а я знаю, что  он…
  • 5. Подсказать выход.

Эмоции человека зависят от отношения к нему других людей.

ВСПОМНИМ ПРОПИСНЫЕ ИСТИНЫ

1 - Добро приходит от добра!

  • Не родится добро от зла.
  • Дети способны  интуитивно, неосознанно считывать не только демонстрируемую эмоцию, но и скрытый смысл.

2 Вера творит чудеса.

Если ребенок уверен в положительной оценке значимого взрослого – он открыт для Вас и для развития.

3 -  Радость рождается в доверии. Верит тело – доверяет душа!

  • Доверие к окружающему – прямой путь к  полноценному развитию. Доверие эмоциональное начинается с доверия телесного.
  • - обнималочки.
  • - лепилочки.
  • Щепка.

РАБОТА С ДЕТЬМИ.

Коррекция негативных эмоциональных состояний, таких как тревожность, агрессивность, импульсивность, конфликтность.

1.Закрепление в эмоциональной сфере положительных эмоций.  – приемом положительного стимулирования владеет во истину самый мудрый и талантливый педагог

  • Задачи:
  • Знакомить детей с различными способами повышения настроения (изодеятельность, игровая деятельность).
  • Учить старших дошкольников приемам релаксации.
  • Учить детей понимать взаимосвязь изменений в природе и настроении человека.
  • Учить детей передавать положительные эмоции, полученные в результате общения с близкими людьми.
  • Учить детей поднимать настроение своим сверстникам и себе в повседневной жизни.

КАК?

  • Бейджики с эмоцией.
  • Мини-беседы
  • Чтения с обсуждением.
  • Музыкальные паузы расслабления.
  • ПТК.

2.Обучение детей адекватному выражению эмоций (соответственно ситуации).

  • Задачи:
  • Развивать умение детей адекватно выражать свое отношение к партнеру.
  • Формировать навыки конструктивного поведения в проблемных ситуациях.
  • Учить детей помогать сверстникам преодолевать чувства, мешающие конструктивно общаться.
  • Развивать умение детей адекватно выражать негативные чувства.
  • Развивать у детей умение осознавать собственные чувства.

КАК?

  • Правила группы  - решаем вместе, принимаем вместе.
  • Учить способам договора.
  • -
  • по очереди
  • - считалочка
  • -сильный уступает
  • - шанс
  • - мини турнир

3.Коррекция агрессивности

  • Задачи:
  • Учить детей открытому проявлению эмоций социально приемлемыми способами. 
  • Учить детей находить альтернативу физическим воздействиям в речи.
  • Помогать детям осознавать зависимость отношения к ним окружающих от их собственного поведения.
  • Учить снимать эмоциональное напряжение физическими действиями с неодушевленными предметами (с помощью боксерской груши, подушки).

КАК?

  • - как взять себя в руки
  • - сердишься ? – посчитай до 5 и скажи.
  • Обиделся – отвернись, улыбнись, повернись, скажи про свои чувства и помирись.
  • Спор – стол переговоров, третейский судья,
  • Подойди к доброму зеркалу.
  • Стул огорченного.
  • Обидел – пожалей, извинись, исправь

4.Снятие вербальной агрессии

  • Задачи:
    Учить детей доброжелательно обращаться друг к другу в процессе общения и игры.
  • Показывать значение использования имени в обращении к человеку в различных ситуациях.
  • Учить детей пользоваться различными формами приветствия в повседневной жизни.
  • Учить детей выражать социально приемлемыми способами вербальную агрессию.

КАК?

  • Тренинг – измени фразу.
  • Закрой глаза, вдохни, улыбнись,  замри, и тихо фразу повтори.

5. Снятие конфликтности в общении детей.

  • Задачи:
    Формировать у дошкольников представление о важности контакта глаз при общении.
  • Учить детей преодолевать конфликтность при разделе сладостей, игрушек.
  • Способствовать осознанию детьми важности выбора адекватных форм общения.

КАК?

Учить сотрудничать и договариваться.

ПРАВИЛА СЧАСТЬЯ.

Алгоритмы поведения в сложной ситуации. 

ССОРА, СПОР – стол переговоров, третейский судья.

  • 1. Скажи, что не так.
  • 2. Выслушай другого.
  • 3. Скажи, что делать.
  • 4. Выслушай предложение другого.
  • 5. Выбор наиболее приемлемого варианта.

ОБИДЕЛСЯ.

  • Отойди и отвернись.
  • Подыши и улыбнись.
  • Подойди и объяснись.
  • Ты прости и помирись.

ОБИДЕЛ.

  • Подойди, извинись.
  • Все исправь и объяснись.
  • Пожалей и улыбнись.
  • Ты и скорее помирись.

ПОССОРИЛСЯ  С МАМОЙ – мама ругает

  • - подойди, обними
  • - посоветуйся,  как быть
  • - выполни все то, о чем договорились.

Преодоление импульсивности.

  • Задачи:
  • Развивать произвольное поведение в двигательной деятельности, общении, проявлении эмоций.
  • Учить детей находить альтернативу конфликтному поведению.
  • Способствовать преодолению импульсивности в повседневной жизни.
  • Учить детей оценивать и (в случае необходимости) изменять свое поведение в процессе общения с окружающими людьми.

КАК?

  • Колокольчик звенит. Что тебе он говорит?

Снятие тревожности

  • Задачи:
  • Учить детей снимать психоэмоциональное напряжение.
  • Формировать чувство доверия к окружающим.
  • Развивать чувство юмора, оптимистический взгляд на мир.
  • Способствовать двигательному раскрепощению.
  • Оказывать ребенку психологическую поддержку во всех видах деятельности.

КАК?

  • Уголок тишины в группе (спальня – настольная лампа, кресло, наушники…).
  • Перед сном
  •  – РАССЛАБУШКИ
  •  – МИНИ-АТ под спокойную музыку.

Мини АТ. Хвалилочки. 

  • Я- хороший, добрый самый,
  • Меня любят папа с мамой
  • Потому, что я такой:                  
  • Добрый, ласковый, не злой
  • Я друзей своих люблю
  • Не обижу, не побью.
  • Вот какой хороший я,
  • Меня любят все друзья!…
  • Я всегда на всех смотрю
  • Добрыми глазами
  • И за это очень любят
  • Меня папа с мамой.…
  • Вот какие руки у меня большие,
  • Сильные да крепкие, добрые, не злые.

          Не ударят, не побьют, а помогут другу,

  • Застегнут, цветы польют…Вот какие руки!

Коррекция страхов.

  • Задачи:
  • Способствовать преодолению возрастных страхов у дошкольников.
  • Формировать у дошкольников уверенность в себе через преодоление ситуаций, связанных с чувством страха.
  • Развивать умение преодолевать страх общения с незнакомыми людьми.
  • Учить выражать в рисунке собственные страхи и преодолевать их.

КАК?

  • Не называйте чужие страхи.
  • Беседа один на один – страх заразен.
  • Не смеяться над чужим страхом – он спрячется в подсознании.

Ситуации накопления положительного
социально-эмоционального опыта
:

  • Игровые ситуации активного участия типа

      «Инсценировка с игрушками - подскажи решение».

  • Игровые ситуации непосредственной помощи типа

      «Поможем нашим игрушкам».

  • Практические игровые и реальные ситуации,

направленные на освоение культурных форм поведения и общения (этикет).

  • Практические ситуации типа «Наша забота нужна всем».
  • Практические ситуации проблемного характера типа

     «Как быть, что делать?».

  • Практические ситуации типа

     «Мы самые старшие в детском саду».

    «Научи своего друга тому, что умеешь сам».

«Напишем письмо заболевшему другу», «»Сюрприз для старшего брата», Коллаж на день рождения няни, …

Рассуждалки  - Закончи фразу.., «Наши (мои) чувства, дела, поступки, что нас (меня) радует, что огорчает»

РЕФЛЕКСИЯ

  • Расскажи мне что случилось, почему ты огорчилась?
  • Расскажите, что понравилось вам, что расстроило.
  • Продолжи фразу: - Мне обидно, если…

РАССЛАБЛЕНИЕ –НАПРЯЖЕНИЕ

умеешь владеть мышцами – умеешь владеть собой.

  • Упражнения, способствующие произвольному управлению своим телом, мышцами, эмоциональными состояниями.
  • - Холодно – жарко
  • - снеговик
  • Насос и шар

ТЕАТР

  • Ролетерапия – чудо превращения. Дети, посещающие театральные студии, менее конфликтны.
  • Умение «влезть в шкуру» другого – прекрасный тренинг понимания.
  • Роль защищает – это не я – это мой герой!
  • Роль возвышает – вот каким я могу быть!

Эмоции могут быть навязаны!

  • Людьми и СМИ.
  • Обязательно беседовать с детьми после просмотра – что правильно, что  - нет и почему.
  • Нужна помощь, а ты стесняешься – давай договоримся о знаке. Я пойму и помогу.

Основные показатели эмоционального благополучия:

  • Уровень отношения ребенка к самому себе,
  • К сверстникам,
  • К взрослым.
  • Общий эмоциональный тонус.
  • Способность ребенка определять эмоциональное состояние другого.
  • Уровень  сопереживания, сочувствия, который ребенок демонстрирует в вербальном и невербальном плане.

Эмоциональное благополучие детей
в детском саду
напрямую зависит
от эмоционального благополучия
педагогов.

Запомните следующие правила:

  • Сон не менее 7 часов (в среднем), а после стрессов не менее 10 часов.
  • Старайтесь чаще радовать тех, кто с вами рядом, так как от них зависит, в какой эмоциональной атмосфере вы будете обитать.
  • Искренне радуйтесь успехам близких и друзей, это добавит вам здоровья.
  • Старайтесь чаще слушать ваши любимые мелодии и инструментальную музыку (хардроковые композиции повышают уровень агрессивности и деформируют электрическую активность мозга), а еще лучше петь или играть самому.
  • Если появилась злоба или гнев, их необходимо израсходовать, желательно с помощью физического труда.
  • Победитель ссор чаще страдает «неизлечимыми» заболеваниями, чем побежденный.
  • Если вы в плохом настроении, злитесь или в гневе, пусть лучше кто-то другой приготовит ужин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективное взаимодействие воспитателей ДОУ и инструктора по физической культуре, как основной фактор повышения качества образовательного процесса при сохранении физического и психического здоровья детей.

Эффективное взаимодействие воспитателей ДОУ и инструктора по физической культуре, как основной фактор повышения качества ОП при сохранении физического и психического здоровья детей....

Образовательный проект по формированию положительного отношения к здоровому образу жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников старшей группы «День здоровья»

Проект «День здоровья»Цель: Формирование интереса, эмоционально положительного отношения к здоровому образу жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников.Задачи:Обогащать и ...

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья педагогов как важнейшее условие их самореализации и профессионального роста

Материал предназначен для работы с педагогическим коллективом в рамках обучающего семинара-практикума с целью профилактики переутомления и профессионального выгорания....

«Физическое воспитание, как социальная составляющая охраны и укрепления физического и психического здоровья дошкольников».

Партнёрские взаимоотношения между педагогами ДОУ и родителями являются одной из социальной составляющей в достижении наиважнейшей цели: «Сохранение и укрепление здоровья детей». Дошкольное...

Образовательный проект по формированию положительного отношения к здоровому образу жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников Подготовительной группы «День здоровья»

Цель: Формирование интереса, эмоционально положительного отношения к здоровому образу жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников.Задачи:Обогащать и углублять представлени...

Образовательный проект по формированию положительного отношения к здоровому образу жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников старшей группы «День здоровья»

Цель: Формирование интереса, эмоционально положительного отношения к здоровому образу жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников.Задачи:Обогащать и углублять представлени...