Программа развития эмоциональной сферы у детей 3-7 лет
рабочая программа по коррекционной педагогике

Абазян Елена Сарибековна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleks_zanyatiy.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс фронтальных занятий по развитию эмоциональной сферы у детей 3-7 лет

(2 занятия из программы)

Педагог-психолог

 ГБОУ Школа №2109 ДК«Цветик»

                                                        Абазян Елена Сарибековна

        Идея написания комплекса занятий родилась в процессе взаимодействия с детьми ДО, в котором я работаю. Во всех группа детского сада присутствуют дети с ОВЗ. Инклюзия осуществляется во всех группах. Было замечено, что детям (независимо от того имеют они ограниченные возможности здоровья или нет) сложно говорить о своих чувствах, о том, что с ними происходит, о причинах своего состояния (возможно, в силу своего возраста или, потому что, с ними не говорят об этом близкие). Кроме того, заметила, что отрицательные моменты в своей жизни, событие в которых они испытывали страх, грусть, обиду и т.д., лучше запоминаются, и дети говорят о них больше, чем  о положительных событиях.  И тогда я решила помочь детям заметить, увидеть, обратить внимание, запомнить те положительные эмоции, которые они могут испытывать в разных ситуациях, и самое главное находить, эти положительные эмоции «вблизи от себя». Немаловажное значение в своей работе я придала формам реагирования детей в случаях, когда они   испытывали те или иные отрицательные эмоции, такие как гнев, отвращение, страх и т.д. В данном контексте, можно сказать, что это комплекс  направлен  не только на развитие эмоций, но и на развитие волевых качеств, таких как самообладание, выдержка, терпеливость, настойчивость, смелость. И, может быть, было бы правильно назвать его комплексом развития эмоционально-волевой сферы, но я решила назвать его именно так, потому что в большей степени работа направлена на развитие эмоций, а потом уже воли.

                Комплекс занятий состоит из 8-12 фронтальных занятий. Каждая встреча предполагает 3 упражнения. Продолжительность встречи от 20 мин. до 30 мин., в зависимости от возрастной группы. Хочу напомнить, фронтальное занятие, это занятие в группе ДО, где, в настоящее время, могут находиться, до 30 детей. Фронтальные занятия проходили 1 раз в неделю с каждой возрастной группой, в соответствии с сеткой занятий. Желательно занятие проводить на стульях в полукруге, так дети видят реакции друг друга, что очень важно при развитии эмоций. Комплекс занятий может проводиться  отдельно от другой деятельности (педагог-психолог проводит также занятия по развитию познавательной сферы, коммуникативной сферы и т.д.). Тогда  его продолжительность 2-3 месяца. Может также осуществляться в сочетании с другими комплексами занятий, так, например,  можно чередовать занятия по развитию эмоций, с занятиями по развитию  познавательной сферы, общения, регуляции поведения. В таком случае, при встречах 1 раз в неделю, комплекс растягивается на весь учебный год. Я апробировала данный комплекс в сочетании с другими комплексами в 2014-2015 гг.

        Данный комплекс занятий может  помочь не только в развитии эмоциональной сферы у детей, но и даст возможность педагогу-психологу охватить всех ребят дошкольного учреждения, увидеть детей, которым нужна индивидуальная помощь.

         Для развития эмоций мы использовали картинки с 12 эмоциями. На этих картинках изображены дети с эмоциями радости, грусти, гнева, удивления, страха, обиды, удовольствия, отвращения, восхищения, стыда, скуки, интереса.

       Знакомить с той или иной эмоцией, формой ее проявления можно начинать с 3 лет.

Работая с разными возрастными группами заметила, что детям 3-4 лет доступны для понимания и воспроизведения  4 эмоции радости, грусти, злости, страха. Детям 4-5 лет - 8 эмоций радость, грусть, злость, страх, удивление, отвращение, удовольствие, обида. А в 5-6, 6-7лет дети могут понять и воспроизвести все 12 эмоций - радость, грусть, гнев, удивление, страх, обида, удовольствие, отвращение, восхищение, стыд, скуку, интерес.

        Именно от умения ребенка понять, воспроизвести,  «рассказать о эмоции» зависит содержание и структура занятий по развитию эмоциональной сферы. Так, например, если  у нас младшая группа детей 3-4 лет-  комплекс занятий будет включать упражнения, в которых развиваются  4 эмоции- радости, грусти, злости, страха, продолжительность занятий 8, где 4 занятия по ознакомлению с этими  4 эмоциями, а еще 4 занятия повторные с небольшой модификацией, о которой будет сказано ниже. Или, если у нас группа детей 4-5 лет - комплекс занятий будет включать упражнения, в которых развиваются 8 эмоций- радость, грусть, злость, страх, удивление, отвращение, удовольствие, обида .В этом случае занятий также 8. Ниже будет представлен примеры занятий для детей 5-6, 6-7 лет, т.е. детей  старшей и подготовительной группы, где продолжительность занятий равна 12, в соответствии с количеством эмоций.

Приведу пример 2 занятий, одно из которых с положительной эмоцией радость, а другое с отрицательной эмоцией - грусть.

I занятие –РАДОСТЬ

  1. После того как педагог-психолог поприветствовал всех и подготовил к началу занятия, он демонстрирует картинку с эмоцией «радость». С вопросом о том, что делает ребенок на картинке, он уточняет название эмоции. На вопрос - «Что делает ребенок?» Дети отвечают, - «Улыбается, смеется!» Тогда взрослый уточняет, – «Почему ребенок улыбается, смеется? В каком случае улыбаются и смеются?» На это дети отвечают, - «Потому что весело, радостно!» После уточнения и названия эмоции, педагог-психолог может дать небольшое определение этой эмоции, на понятном ребенку языке. Например, - «Радость– это такое настроение или эмоция, которая возникает, когда человек доволен тем, что происходит в его жизни. Ребенок на картинке испытывает радость, у него радостное настроение». Далее, просит детей вместе  показать эмоцию  с помощью лица. Детям 3-4 лет можно слово «эмоция»  заменить словом «настроение», т.к. слова эмоция сложно для понимания и запоминания детям этого возраста. А детям 5-7 лет можно понять и запомнить, то, что эмоция - это такое состояние человека, такое настроение, при котором он чувствует радость, грусть, страх и т.д.
  2. Детям дается задание посмотреть на картинку с эмоцией и сказать по очереди, когда они испытывали эту эмоцию. Во время своего рассказа дети будут уходить в далекие воспоминания, говорить о том, как они радовались в день своего рождения или на какой-либо праздник. Педагогу-психологу нужно дать небольшое уточнение,- «Вспомни по поводу чего, почему, когда ты испытывал радость, например, в течение  сегодняшнего или вчерашнего дня? ». Это делается для того, чтобы ребенок умел видеть, находить радость даже в незначительных событиях, моментах  в своей жизни, умел  радоваться мелочам.
  3. Упражнение «Покажи эмоцию с помощью….» Каждому ребенку дается задание по очереди показать эмоцию с помощью какой-либо части тела, например, руки или рук, ноги или ног, глаз и т.д. Желательно, при выполнении этого упражнения, использовать 1 или 2 способа показа эмоции, так например, можно по очереди показать эмоцию с помощью руки, а потом, с помощью глаз (при этом можно детям передавать лист А4 формата, для прикрытия остальной части лица). После того как дети по очереди показали эмоцию, всем предлагается вмести показать ее теми способами, которые ранее были предложены. Это упражнение дает возможность детям увидеть и понять то, что эмоцию можно показать не только с помощью лица, слов, действий, но и с помощью других частей тела. С другой стороны это небольшая двигательная разминка, которая необходима детям после беседы о эмоции.

II занятие- ГРУСТЬ

  1. Педагог-психолог демонстрирует картинку с эмоцией «грусть». С вопросом о том, что делает ребенок на картинке, он уточняет название эмоции. На вопрос - «Что делает ребенок?» Дети отвечают, - «Плачет, опустил голову!» Тогда взрослый уточняет, – «Почему ребенок плачет, опустил голову? В каком случае плачут?» На это дети отвечают, - «Потому что грустит!» После уточнения и названия эмоции, педагог-психолог может дать небольшое определение этой эмоции, на понятном ребенку языке, а также просит детей вместе  показать эмоцию  с помощью лица.
  2. Детям дается задание посмотреть на картинку с эмоцией и сказать по очереди, когда они испытывали эту эмоцию. Во время беседы о отрицательной эмоции, педагог-психолог должен обратить внимание не на событии, что было при беседе о положительной эмоции, а на форму реагирования. После того, как дети по очереди расскажут о грусти в своей жизни, педагог-психолог просит детей предложить выход из этого состояния. «Что делать, когда нам грустно, как успокоиться, что сделать, чтоб не было грустно?». Дети могут ответить на этот вопрос также по очереди или с поднятием руки. Педагог-психолог выбирает из ответов приемлемые, «работающие на практике» выходы, не  оценивая ответы детей (кто правильно, а кто неправильно ответил). Например, - «Чтобы не было грустно, надо кому-либо рассказать, почему грустишь. Попробовать заняться любимым делом. А, те кто видят, что ты грустишь, могут обнять тебя, успокоить, предложить что-то интересное (поиграть вместе, посмотреть вместе мультик,  дать конфетку и т.д.)».
  3. Упражнение «Покажи эмоцию с помощью….». Каждому ребенку дается задание по очереди показать эмоцию с помощью какой-либо части тела, например, ноги или ног, головы, походки  и т.д. Желательно, при выполнении этого упражнения, использовать 1 или 2 способа показа эмоции, так например, можно по очереди показать эмоцию с помощью ноги, а потом, с помощью походки. После того как дети по очереди показали эмоцию, всем предлагается вмести показать ее теми способами, которые  ранее были предложены.

Так, на каждом занятии педагог-психолог предлагает на обсуждение одну эмоцию. В случае с детьми 3-4 лет, мы предлагаем по 1 повторному занятию, для закрепления информации, при этом модифицируем 2 пункт в занятии. Вместо слов «вспомни по поводу чего, почему, когда ты испытывал радость, например, в течение  сегодняшнего или вчерашнего дня? », просим вспомнить и сказать по поводу чего, когда, как  испытывала радость мама или папа, или и мама и папа.

По окончанию комплекса занятий можно провести заключительное занятие, на котором вспомнить все пройденные эмоции. Спросить детей какая эмоция им больше нравится, какие эмоции для них являются «положительными т.е. хорошими», «отрицательными т.е. плохими».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста "Радуга эмоций"

         Дошкольный возраст - благоприятный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стр...

Программа «Веселинка» (развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста через музыкально-театрализованную деятельность)

Программа предназначина для проведения театрализованных занятий, с целью обогащение и развития эмоциональной сферы старших  дошкольников  посредством музыкально-театрализованной деятельности...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа по развитию эмоциональной сферы для детей с ОВЗ и инвалидов в условиях сенсорной «Удивительный знакомый мир»

Показаниями к включению занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты в реабилитационный курс могут являться различные психоневрологичекие проблемы: неврозы и неврозоподобные состояния; задер...

Коррекционно-развивающая программа "Развитие эмоциональной сферы"

ЗАНЯТИЕ 1Тема: «Введение в курс «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ».Цель: Знакомство с ведущей курса, ознакомление детей с основными правилами, целями, задачами.ЗнакомствоВедущий. Здравст...

Коррекционно-развивающая программа на развитие эмоциональной сферы для детей старшего возраста 5-6 лет

В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное вн...

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Предлагаемый цикл коррекционно-развивающих занятий построен в игровой форме, так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, создающей наиболее благоприятные условия для психического и личностног...