Развитие речи у детей с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике

Шишкина Татьяна Владимировна

Одной из причин неуспеваемости дошкольников является недостаточная сформированность высших психических функций (ВПФ) у детей.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Речевая деятельность является интегрирующей в системе психических функций человека. Она выполняет социальную функцию, является средством общения на всех уровнях, обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде.

У детей с патологическим развитием речи наблюдаются отклонения от нормы в психической деятельности, что особенно ясно проявляется на на­чальных этапах обучения в виде затруднений в усвоении знаний и адаптации к требованиям педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_u_detey_s_ovz.docx15.99 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи у детей с ОВЗ

В современной методике обучения речи конечной целью речевого развития детей дошкольного возраста является формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.

«Обучаемость» ребенка, способность приобретать новые знания и навыки в значительной мере зависит от владения приемами умственной деятельности (мыслительными операциями — анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, сравнения и т.п.) и владения приемами учебной деятельности (практическими умениями в виде быстрого и точного запоминания, отбора и применения необходимой информации).

Одной из причин неуспеваемости дошкольников является недостаточная сформированность высших психических функций (ВПФ) у детей.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Речевая деятельность является интегрирующей в системе психических функций человека. Она выполняет социальную функцию, является средством общения на всех уровнях, обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде.

У детей с патологическим развитием речи наблюдаются отклонения от нормы в психической деятельности, что особенно ясно проявляется на начальных этапах обучения в виде затруднений в усвоении знаний и адаптации к требованиям педагога.

Речь развивается в тесной взаимосвязи с формированием мыслительных процессов. Одним из важнейших условий организации мыслительной деятельности является внимание, которое направляет и регулирует процессы восприятия, памяти, мышления.

Психологические особенности детей с ОВЗ:

1. У большинства детей с ОВЗ недостаточно развито произвольное внимание. От восприятия и анализа информации их легко может отвлечь любой посторонний звук или предмет. Дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую.

2. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

3. Внимание служит одной из базовых предпосылок формирования навыка правильного письма. Его нарушение или недостаточное развитие может привести к типичным ошибкам в будущем у школьников: пропуски или перестановки букв, слогов, недописывание элементов букв, зеркальное изображение близких по начертанию букв и т.д. Это приводит к стойкому специфическому нарушению письма — дисграфии.

4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

5.Для успешного овладения устной и письменной речью необходимо еще и самостоятельно мыслить, анализировать, рассуждать, действовать логически. У дошкольников с ОВЗ недостаточно развиты составляющие функции мышления (анализ, синтез, общение, сравнение, абстрагирование).

6. Недостаточная сформированность пространственных представлений. Ученик не может полноценно осуществить анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

7. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.

8. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.

9. Имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.

10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.

Из всего сказанного можно сделать вывод: несформированность неречевых процессов у дошкольников с ОВЗ влияет на учебный процесс в целом, и в частности на речевую деятельность.

Цели обучения:

1.Развитие восприятия, внимания, графомоторного навыка.

2. Формирование зрительного гнозиса.

3. Развитие зрительного мнезиса.

4. Формирование пространственного восприятия и представлений.

5. Формирование зрительного анализа и синтеза.

В центре внимания педагогов, занимающихся развитием детской речи, находится задача развития связной речи. Это объясняется рядом обстоятельств:

- в связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная (общения);

- в связной речи наиболее ярко просматривается взаимосвязь умственного и речевого развития ребенка;

- в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование лексической, фонетической и грамматической сторон речи.

Основная функция связной речи – коммуникативная, она осуществляется в двух основных формах диалоге и монологе.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой общения.

В ряде исследований отмечается, что, хотя овладение элементарной диалогической речью первично по отношению к монологической и подготавливает к ней, качество диалогической речи в ее зрелой форме во многом зависит от владения монологической речью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....

Методическая разработка по развитию речи для детей 4-5лет Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»

Методическая разработка  по развитию речи для детей 4-5лет   Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»...

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности".

Проект по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Развитие речи детей в игровой деятельности"....

Игры и упражнения по развитию речи для детей 6 - 7 лет ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 - 7 ЛЕТ)

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...

Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...