Воспитанники детского дома-интерната на комплексных музыкальных занятиях в ГКП: опыт включения
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ведяева Анна Владимировна

В статье представлен опыт проведения групповых музыкальных сеансов для детей из детского дома-интерната. Занятия носят социальную направленность, ставят своей целью развитие коммуникативных способностей детей с синдромом Дауна, их адаптацию в других социальных группах и развитие кругозора.

Статья напичатана в журнале "Синдром Дауна. XXI век", № 2(15), 2015 г.: https://downsideup.org/ru/catalog/doc/zhurnal-sindrom-dauna-xxi-vek-no-2-15-2015

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_zhurnal_sindrom_dauna_2015.docx26.03 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Рубрика: Отечественный и зарубежный опыт

 

Воспитанники детского дома-интерната на комплексных музыкальных занятиях в ГКП: опыт включения

 

Ведяева А.В., учитель-дефектолог

дошкольного отделения

ГБОУ «Школа № 806» г. Москвы

В нашем учреждении (детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата № 1790, который в настоящее время входит в состав ГБОУ «Средняя школа № 806») уже много лет успешно работают группы для детей с проблемами в развитии. Основной целью этих групп является психолого-педагогическая помощь детям, нуждающимся в особом индивидуально-ориентированном подходе, который включает поддержку их личностного развития, формирование психологических предпосылок обучения, оптимизацию родительско-детского взаимодействия, преодоление психогенных нарушений.

Под влиянием требований времени формат работы этих групп менялся, но в любых условиях мы находили возможность оказывать помощь детям с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время дети со средними и тяжелыми нарушениями развития посещают группы кратковременного пребывания (ГКП). Кроме того, уже второй год в нашем детском саду открыты ГКП специально для воспитанников детского дома-интерната №15, большинство из них имеют синдром Дауна.

Прежде мне как педагогу практически не приходилось работать с детьми с подобными особенностями, поэтому пришлось открывать для себя «новые горизонты»: я занялась поиском соответствующей литературы, попросила помощи у коллег из Даунсайд Ап, параллельно знакомясь с детьми. И, что очень радует, ребята меня не разочаровали. Практически все они откликнулись на предложенные им занятия и упражнения в рамках группового комплексного занятия с использованием музыки. Почему была выбрана именно такая форма работы? Так сложилось, что в процессе своей профессиональной деятельности мне приходилось работать с семьями, имеющими детей с тяжелыми нарушениями развития. Кроме индивидуальных занятий с детьми я проводила и групповые детско-родительские сеансы с использованием музыки. На таких занятиях у семей появляется возможность расширить границы общения, формировать у детей навыки коммуникации, содействовать адаптации детей в других социальных группах, дать им представление об окружающих людях (сверстниках и других взрослых). Кроме того, групповая активность способствует развитию двигательных и сенсорных систем ребенка, развитию подражательных способностей, эмоциональной и когнитивной сферы. Такую же форму работы я выбрала и для детей с синдромом Дауна, наполнив ее другим содержанием, но оставив социальную направленность занятий.

В основе занятий с использованием музыкальных произведений и игр, народных песен лежит эмоциональное вовлечение ребенка в совместную деятельность, основанную на восприятии музыкальных ритмов. Такой вид организованной деятельности оказывает благотворное влияние на развитие ребенка, обогащает его сенсорный опыт, влияет на интенсивность и качество движений. Использование музыкальных упражнений и игр, песенок-потешек способствует развитию внимания, подражания, понимания речи, самостоятельному использованию средств коммуникации (мимики, жестов). Кроме того, музыка благотворно влияет на естественные биологические ритмы организма и его отдельных органов, что дополняет и усиливает коррекционное педагогическое воздействие.

Подбор детей в группы происходил не по возрасту, а по уровню развития. В результате были скомпонованы две разноуровневые группы детей, оптимальное количество детей в группе 6-8 человек, при условии участия в процессе занятий сопровождающих из детского дома-интерната. Для каждой группы занятия проходят два раза в неделю по 1,5 – 2 часа с перерывами на свободную игру и обязательной сменой деятельности.

При подготовке и проведении занятий все педагоги стараются придерживаться следующих правил организации групповой работы с детьми:

  1. Индивидуальный подход к ребенку. Специалист, ведущий групповое занятие, дает каждому ребенку возможность проявить себя, а также предъявляет требования с учетом его возможностей. Это достигается, в том числе, и с помощью педагогов, которые помогают ведущему и выполняют функции тьюторов. Кроме того, для каждой группы детей подбирается такой комплекс упражнений и игр, который соответствует их уровню развития.
  2. Согласованность действий взрослых в отношении детей. Необходимо выработать единые требования педагогов к детям во время проведения групповых занятий: стиль общения с ними, соблюдение системы ограничений и поощрений.
  3. Единое комплексно-тематическое планирование для групповых занятий в ГКП и индивидуальных занятий, проводимых специалистами в детском доме. Очевидно, что коррекционно-педагогический процесс будет давать лучшие результаты, если темы и индивидуальных, и групповых занятий в течение каждой недели будут дублироваться.
  4. Постоянная отработка коммуникативных навыков: способы приветствия, взаимодействия, прощания, правила обращения к взрослым и сверстникам.
  5. Создание условий, обеспечивающих чувство безопасности и эмоционального комфорта, облегчающих ориентировку в ситуации (в частности, путем закрепления за разными зонами музыкального зала определенного содержания занятий и вида активности).

Еженедельные групповые занятия имеют постоянную структуру, внутри которой происходят изменения. Каждое занятие состоит из нескольких блоков, а каждый блок - из неизменных упражнений и игр. Это дает детям чувство уверенности, позволяет запомнить движения и инструкции, быстрее включаться в деятельность и создает ощущение стабильности, а использование новых игр и песен в рамках определенного вида деятельности придает эффект новизны и вызывает дополнительный интерес. По мере освоения детьми данных упражнений и игр происходит их постепенное обновление.

В некоторые блоки изменения вносятся почти на каждом занятии. Это, прежде всего, касается образных игр с предметами и продуктивной деятельности - игра или другой вид деятельности подбираются в соответствии с темой текущей недели.

Структура группового комплексного занятия

1.        Приветствие

Коммуникативные игры:

  • Хоровод «Ну-ка, все встали в круг»;
  • «Колокольчик»: участники группы, сидя в круге на стульчиках, передают колокольчик и поют приветственную песенку. Ребенок, даже если он не умеет говорить, имеет возможность поприветствовать присутствующих, позвонив в колокольчик. Кроме того, ребенок учится соблюдению очередности в кругу, запоминает имена детей.

2.        Движения под музыку

Этот блок игр, повторяющихся при каждой встрече группы, проводится в круге на стульчиках. Кроме развития мелкой и крупной моторики, памяти, внимания, подражательной способности, эти игры формируют у ребенка образ собственного «Я» (имя, схема тела, половая принадлежность).

Для закрепления усвоенных движений в занятие включается танец. Дети переходят в зону для подвижных игр, в зависимости от уровня группы предлагается хоровод, выполнение простых танцевальных движений в круге или танец в парах.

3.        Упражнение релаксацию и тонизирование

Данное упражнение проводится для снятия эмоционального и физического напряжения и плавного перехода к следующему этапу занятия (11, с.34). Ведущий показывает массажные движения для рук и ног, сопровождая свои действия соответствующим стихотворным текстом. Дети, сидя на стульчиках в круге, повторяют движения.

4.        Слушание классической музыки обогащает эмоциональными впечатлениями, способствует формированию и развитию восприятия неречевых ритмических звуков, развивает внимание и память. Используются музыкальные произведения с не очень сложным мелодичным рисунком, не вызывающие отрицательных эмоций или пугающие. Смена музыкального фрагмента происходит каждые 1 – 2 месяца. Продолжительность фрагмента 1 – 3 минуты. Дети слушают музыку, сидя в круге на стульчиках, и отдыхают после предыдущих активных упражнений.

5.        Музыкально-ритмическое упражнение

Данное упражнение проводится с целью расширения импрессивного словаря, знакомства с новыми жестами, звукоподражаниями и словами, обозначающими действия. В зависимости от уровня группы предлагаются различные упражнения. Смена данного вида упражнений происходит по мере усвоения их детьми.

6.        Игра на музыкальных инструментах

Каждому участнику группы предлагается выбрать музыкальный инструмент из предложенных, а затем «позвучать» известными способами под руководством педагога, чтобы вся группа слышала, какой инструмент выбрал ребенок. Затем поочередно звучат песенки, соответствующие каждому из выбранных инструментов. Ребенок, у которого находится данный инструмент, играет на нем. На заключительном этапе звучит ритмичная мелодия, под которую все играют по команде ведущего.

Игра на музыкальных инструментах направлена на то, чтобы вызвать у детей интерес к ним и желание ими действовать. В работе используются следующие музыкальные инструменты: бубен, маракасы, колокольчики, барабаны. Малыши учатся правильно держать инструменты, ритмично извлекать из них звуки под музыкальное сопровождение, узнавать начало и конец мелодии. Эти упражнения способствуют формированию положительного отношения к музыкальному звуку, развивают слуховое и музыкальное восприятие, способствуют развитию внимания, наблюдению за игрушками, подражания действиям и жестам взрослого.

7.        Динамическая пауза проводится с целью смены деятельности, снятия эмоционального и физического напряжения, формирования и укрепления взаимодействия в коллективе. Детям предлагается подвижная игра «Паровозик» под музыкальное сопровождение.

8.        Образные игры с предметами

В этом блоке игры не повторяются при каждой новой встрече группы, что позволяет создавать сюрпризный момент. У ребят появляется дополнительный интерес, предвкушение чего-то нового и необычного. Кроме того, именно в этот блок упражнений и игр закладывается изучение в игровой форме определенного понятия по программе обучения.

В кругу звучат песенки (стихи), сопровождающиеся изображением сюжета песни, различными видами зрительного подкрепления, такими как игрушки, демонстрация действий, природный материал, мимика и жестыДетские песенки стимулируют звукоподражание, действия с предметами и с игрушками, а также выполнение простых танцевальных движений.

9.        Продуктивная деятельность (рисование, лепка и др.)

Изобразительная деятельность проходит за общим большим столом, ее тему задает образная игра, проведенная на предыдущем этапе; также могут использоваться сюжеты времен года. Детям предлагается задание, доступное для выполнения с минимальной помощью взрослого и не требующее завершения работы на следующем занятии. Совместная деятельность создает благоприятное поле для общения. Малыши находятся в непосредственной близости друг от друга, им хорошо видны действия взрослых и других детей, и это обеспечивает хорошие возможности для подражания.

10.        Подвижные игры/музыкальные игры

Данный блок игр проводится на ковре, свободном от предметов интерьера. Часть этого блока включает в себя игры с мячами, массажные игры, музыкальные игры, игры на развитие общей и мелкой моторики с использованием мячей, колечек, мягких модулей, игрушек, спортивного оборудованияи др. Звучат песни и потешки, предполагающие действия группы согласно тексту песни.

11.        Прощание

Групповое занятие завершается прощанием в хороводе под музыкальное сопровождение «Прощальная» (Е.Железнова, альбом «Наш оркестр») с использованием соответствующих слов и жестов. При регулярном посещении групповых занятий ребенок запоминает мотив этой песенки и действия, производимые во время ее исполнения. Это также является сигналом к окончанию занятия.

На групповом занятии используются следующие оборудование и материалы:

•        Природные материалы (листья, трава, семена растений и т.п.).

•        Материалы для творческой деятельности (краски, бумага, картон, восковые карандаши, мелки, гуашь и др.; пластилин, соленое тесто, манка, цветная бумага, цветной картон, салфетки, бросовый материал и др.).

•        Музыкальные инструменты: погремушки (маракасы), колокольчики, бубны, барабаны.

•        Игрушки, изображающие людей, животных, транспорт, предметы обихода.

•        Картинный материал.

•        Спортивный инвентарь: батуты, детская горка, спортивные качели, мячи, фитболы, детская баскетбольная стойка с сеткой, спортивная скамья, дорожка с препятствиями, обручи мягкие модули и др.

Анализ опыта

Группы для ребят из детского дома-интерната работали целый год, и по его итогам можно сделать некоторые обобщения и выводы. Существуют некоторые отличительные особенности детей-сирот с синдромом Дауна, которые необходимо учитывать при организации и проведении подобных занятий.

Прежде всего, хотелось бы отметить авторитарный стиль общения педагогов детского дома-интерната с детьми, при котором педагоги чаще всего не вызывают ребенка на взаимодействие, а побуждают его выполнять определенные требования. Отсюда, на мой взгляд, пассивность и очень низкий уровень произвольности действий детей. При этом у детей хорошо развита подражательная способность, они внимательны к окружающим их взрослым, считывают жесты, мимику взрослого, повторяют за ним, практически все обучены навыкам самообслуживания.

Дети из детского дома редко остаются в одиночестве, им вполне хватает общения со сверстниками, но общение это, как правило, носит стихийный характер, поэтому на групповых занятиях следует особое внимание уделить обучению способам взаимодействия детей друг с другом.

Дети с синдромом Дауна, живущие в интернате, охотно откликаются на телесный контакт, любят «щекоталки» и «обнимашки». Это может быть стимулом и поощрением при проведении занятий. Также необходимо обратить внимание на манеру подачи обучающего материала. Она должна быть, прежде всего, окрашена положительными, даже несколько преувеличенными, эмоциями. С помощью этого нехитрого приема можно добиться повышения концентрации внимания и вызвать на взаимодействие практически любого ребенка.

Поддерживает эмоциональный фон на занятии также правильно подобранная музыка. В этой связи нельзя не сказать о том, как дети воспринимают классическую музыку. Предложенный музыкальный фрагмент они слушают в тишине и с полным вниманием. Хотя, нельзя не признать, что ориентируются они при этом на поведение взрослых и их манеру слушания музыки.

В общем, дети с удовольствием приходят на занятия, подсказывают, какое упражнение будет следующим, просят включить свои любимые песенки. Делают они это, как правило, с помощью жестов, т.к. большинство из них еще не умеет говорить.

Посещая музыкальные занятия, ребята из дома-интерната естественным образом вступают во взаимодействие с воспитанниками детского сада. Между ними происходит визуальный контакт, когда дети из ГКП идут по территории или помещениям детского сада. Однако важной формой работы являются совместные мероприятия, которые дают детям возможность расширить свой социальный опыт, оказаться в среде, непривычной для них. Это касается всех детей: тех, кто приезжает из дома-интерната, детей с особенностями развития из ГКП и обычных детей из других групп. В течение года были проведены несколько таких мероприятий. И с каждой встречей дети держатся все более уверенно и спокойно. Ребята из ГКП смотрят концерт либо спектакль в исполнении обычных детей, затем вместе участвуют в музыкальной игре или танце, который разучивали на групповых занятиях, водят хороводы, подыгрывают на знакомых музыкальных инструментах. Это подходящий момент, чтобы научить детей взаимодействовать. Поначалу дети из дома-интерната воспринимали ребят из детского сада довольно настороженно, они наблюдали и присматривались, но в силу своей общительности и непосредственности преодолели этот барьер очень быстро. В дальнейшем они встречались с обычными детьми как со старыми знакомыми. Что касается последних, хотя педагоги детского сада регулярно проводят с ними беседы о толерантности, живое общение ничем не заменишь. Замечательно, что дети имели возможность познакомиться поближе с особенными детьми, поиграть с ними и, как следствие, на последующих встречах стали вести себя более раскованно и свободно.

Мы, педагоги, очень рады возможности подобных совместных занятий, так как наблюдаем, что контакты с другими детьми дают каждому ребенку дополнительные впечатления, эмоциональные переживания, развивают его подражательные способности, стимулируют интерес, доброжелательное отношение к сверстникам.

При подготовке и проведении групповых комплексных занятий  используется следующая методическая литература:

  1. Выродова И.А. Музыкальные игры для самых маленьких. М.: Школьная пресса, 2007.
  2. Дедюхина Г.В., Худенко Е.Д. и др. Программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей-инвалидов дошкольного возраста (4-8 лет) для детских домов-интернатов для умственно отсталых детей. М.: АНМЦ «Развитие и коррекция», 2007.
  3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М.: Просвещение, 2011.
  4. Желтова Н.С. Коррекционно-развивающая программа обучения и воспитания для детей с ОВЗ дошкольного возраста для детских домов-интернатов для умственно отсталых детей «Волшебный сундучок».
  5. Касицина М. А. Рисующий гномик. Методика и планирование работы по формированию графических навыков у детей с ЗПР. М.: ГНОМ и Д, 2009.
  6. Колдина Д. Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
  7. Ларечина Е.В. Развивающие занятия для родителей и детей. Психолого-педагогическая программа «Дитятко» для детей (1-2 года). СПб.: Сфера, 2012.
  8. Ларечина Е.В. Развивающие занятия для родителей и детей. Психолого-педагогическая программа «Дитятко» для детей (2-3 года). СПб.: Сфера, 2012.
  9. Лопухина И. С. Логопедия-речь, ритм, движение. Пособие для логопедов и родителей. СПб: Дельта, 1999.
  10. Разенкова Ю. А., Кудрина Т. П. и др. Лепим, рисуем, творим. М.: Школьная пресса, 2010.
  11. Слюсарь К. Н.Логоритмические занятия с детьми 3 -5 лет. М.: Гном и Д, 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное музыкальное занятие "Эта русская сторонка - это Родина моя"

Слушание пьес из альбома П.И.ЧайковскогоРассматривание картин русских художниковЧтение стихотворений русских поэтовПение песен о нашем крае...

Цикл комплексных музыкальных занятий для подготовительной группы на тему «Музыка в природе, природа в музыке»

Занятие первое.Тема «Музыка дождя».Цель: Помочь детям войти в мир музыки и звуков природы, ощутить и пережить её как радость, удовлетворить потребность детей в эмоциональном и двигательном самовыражен...

Методическая разработка комплексного музыкального занятия для детей раннего возраста "В гости к кукле Маше"

Комплексное музыкальное занятие с элементами пальчиковой гимнастики. Основные задачи:1.Формировать устойчивый интерес к различным видам музыкальной деятельности. 2. Способствовать развитию мелкой мото...

Комплекс игр и упражнений для развития мышления воспитанников с интеллектуальной недостаточностью в условиях детского дома-интерната

Представленные игры были взяты у таких авторов как Баряева Л.Б. Зарин А. из учебно-методического пособия “Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития”, и у ...

Посещение воспитанниками детского сада и их родителями музыкального театра под рук. Г.Чихачёва

Посещение музыкального театра под руководством Г.Чихачёва -мюзикла  в двух действиях  "Волк и семеро козлят" перед тем, как самим детям в садике готовиться к Маминому празднику с одноимённым...

Комплексное музыкальное занятие для детей младшего возраста

Разные приёмы, применяемые  на занятии, смена действий, использование игрушек, - вызывают множество положительных эмоций у детей-малышек....