Главные вкладки

    Цикл комплексных музыкальных занятий для подготовительной группы на тему «Музыка в природе, природа в музыке»
    методическая разработка по музыке (подготовительная группа) по теме

    Ломакина Маргарита Борэевна

    Занятие первое.

    Тема «Музыка дождя».

    Цель: Помочь детям войти в мир музыки и звуков природы, ощутить и пережить её как радость, удовлетворить потребность детей в эмоциональном и двигательном самовыражении.
    Задачи: Совместить имеющиеся у детей слуховые представления о звуках природы и классической музыке; развитие музыкально-ритмических способностей посредством игры на музыкальных инструментах и рисования; дать понятие о штрихе staccato; поддерживать желание детей передавать в движении характер и настроение в музыке.

    Занятие второе.

    Тема «Поющий ручей».

    Цель: Привлечь внимание к красоте звуков в природе, развивать тембровый слух, чувство ритма, воображение, ассоциативное мышление, способность к свободным образным импровизациям.

    Занятие третье.

    Тема «Лебединое озеро».

    Цель: В живой, весёлой, развлекательной форме помочь детям по-новому взглянуть на мир, лучше понять разнообразие его звуковой гаммы, продолжать развивать тембровый слух, развивать ориентировку и свободу движений в пространстве зала.
    Задачи: Продолжить знакомство с творчеством великого русского композитора П.И.Чайковского, дать понятие о жанре «балет», обогащать двигательные и слуховые ощущения детей в процессе творчества.

    Занятие четвёртое.

    Тема «Река и море».

    Цель: Привлечь внимание детей к красоте звуков моря и реки, развивать образное мышление, координацию движений, воображение, музыкальную память.
    Задачи: Продолжить знакомство с творчеством великого русского композитора Н.А.Римского-Корсакова, познакомить с жанром «сюита»,закрепить понятие «опера»,определить настроение музыкальных фрагментов (из оперы и симфонической сюиты), средства музыкальной выразительности, благодаря которым они создаются; сопоставить музыкальные и живописные произведения, развивать желание включаться в творческую деятельность.
     
     
     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Цикл комплексных музыкальных занятий для подготовительной группы на тему

    «Музыка в природе, природа в музыке»

    с использованием мультимедийной технологии

    Музыкальный    руководитель

    МБДОУ детского сада №69 «Мальвина»

     Ломакина М.Б.

    г.Тамбов

    2012г.

    Занятие первое.

    Тема «Музыка дождя».

    Цель: Помочь детям войти в мир музыки и звуков природы, ощутить и пережить её как радость, удовлетворить потребность детей в эмоциональном и двигательном самовыражении.

    Задачи: Совместить имеющиеся у детей слуховые представления о звуках природы и классической музыке; развитие музыкально-ритмических способностей посредством игры на музыкальных инструментах и рисования; дать понятие о штрихе staccato; поддерживать желание детей передавать в движении характер и настроение в музыке.

    Оформление зала: На центральной стене изображение летнего дождя, лужайки с цветами, бабочек, стрекоз, облачка, солнышка. В центре зала под потолком облако из белых непрозрачных шариков, надутых гелием со спускающимися ленточками из прозрачной плёнки(«дождик»).

    Оборудование: Музыкальный центр, диски со звуками природы и классическими произведениями, детские музыкальные инструменты, тонированная бумага (бумага тонирована  заранее, на занятии по изодеятельности), кисти, краски, султанчики (из прозрачной и голубой плёнки) по количеству детей, зонтики, экран,.

    Ход занятия.

    Дети входят в зал под музыку, становятся полукругом, исполняют вступительную песню «Музыка, здравствуй!» 

    М.р.: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о звуках, давайте закроем глаза и попробуем их услышать.

    (дети закрывают глаза и вслушиваются)

    М.р.: Что вы услышали?

    Дети: Звук машины, голоса детей, звуки стройки.

    М.р.: Правильно, вокруг нас существует много различных звуков. Одни звуки мы можем услышать в городе, другие – в лесу, в поле. Например, какие?

    Дети: Жужжание шмеля, пение птиц, раскаты грома, завывание ветра, колокольный перезвон, журчание ручейка, дождик…

    М.р.: Молодцы. Давайте послушаем некоторые из них.

    ( дети слушают звуки природы, последний отрывок - капли дождя)

    Дети называют отрывки.

    М.р.: Композиторы, используя музыкальные инструменты, научились так похоже воспроизводить в музыке звуки природы, что слушатели сразу догадываются о чём идёт речь. Мы с вами слушали звуки природы, а теперь давайте закроем глаза и подумаем, что можно представить себе под эту музыку.

    Звучит «Вальс-шутка» Д.Шостаковича.

    Дети: Дождик, капельки.

    М.р.: Как вы догадались, что это музыка дождя?

    Дети: Музыка звучала колко, отрывисто.

    М.р.: Правильно. Звуки были короткими. Такое звучание в музыке называется staccato. Давайте  попробуем сыграть «музыку дождя» с помощью музыкальных инструментов, которые лежат на столе. Возьмите те инструменты, которые вам больше понравились.

    (дети играют на колокольчиках, ксилофоне и металлофоне, треугольнике (трензеле) без аккомпанемента, затем с музыкальным сопровождением)

    М.р.: Ребята, а как можно ещё изобразить дождь, чтобы мы не только его услышали, но и увидели?

    Дети: Его можно нарисовать.

    М.р.: Правильно. Давайте с вами его нарисуем, но перед этим разомнём пальчики.

    Пальчиковая гимнастика «Дождик».

    Дети рисуют дождик под «Вальс-шутку» Д.Шостаковича, соотнося длину штриха и мазков с длительностью нот.

    По окончании работы на экране появляется Капитошка.  

    Капитошка.: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Капитошка. Я услышал весёлую музыку и решил спуститься к вам, мне очень скучно сидеть одному на облаке.

    Я – весёлый Капитошка.

    Поиграй со мной немножко,

    Или песенку мне спой,

    Или поиграй со мной.

    М.р.: Здравствуй, Капитошка. Молодец, что пришёл! Мы постараемся тебя развеселить весёлыми песнями.

    Творческая распевка «Дождик-дождик» (дети сочиняют и музыкально интонируют окончание фраз «кап-кап-кап» ), затем исполняют песню

    «Капельки» муз.Дубравина, сл.Суслова

    М.р.: А теперь, Капитошка, мы предлагаем  тебе потанцевать с нами под «музыку дождя». Для того, чтобы танец у нас получился красочным, я предлагаю вам, ребята, использовать султанчики.

    Танец –импровизация «Дождик» (фрагмент из балета П.И.Чайковского «Спящая красавица» «Фея серебра»)

    М.р.: Ой, какой сильный дождь начался. Не пора ли нам взять зонтики?

    Музыкально-подвижная игра «Дождик и зонтик»

    В записи звучит шум ветра.

    Капитошка.: Ой, моё облако улетает. Мне пора домой. А если вы захотите ещё встретиться, изобразите музыку дождя на музыкальном инструменте, и я приду.

    М.р.: Капитошка, чтобы ты не скучал и помнил, что у тебя есть друзья, мы дарим тебе капли дождя, которые дети нарисовали сегодня.

    Капитошка благодарит, прощается и улетает.

    М.р.:  Ребята, сегодня мы познакомились с музыкой дождя. Кто мне ответит, как мы можем изобразить дождик?

    Дети: Нарисовать, сыграть на музыкальных инструментах, спеть песню, показать в движении.  

    М.р.: Хорошо, молодцы. А что помогло нам изображать дождик?

    Дети: Музыка.

     М.р.: Правильно. Музыка – это искусство звуков, поэтому она может изобразить очень многие звуки и шумы, существующие в окружающей нас природе и жизни. А сейчас мы попрощаемся с музыкой до следующей нашей встречи.

    Дети исполняют песню «До свидания, музыка» 

    Занятие второе.

    Тема «Поющий ручей».

    Цель:  Привлечь внимание к красоте звуков в природе, развивать тембровый слух, чувство ритма, воображение, ассоциативное мышление, способность к свободным образным импровизациям.

    Оформление зала: На центральной стене изображение ручья, лужайки с цветами, бабочек, стрекоз, облачка, солнышка. В центре зала под потолком облако из белых непрозрачных шариков, надутых гелием со спускающимися ленточками из прозрачной плёнки («дождик»).

    Оборудование: Музыкальный центр, диски со звуками природы и классическими произведениями, детские музыкальные инструменты, голубые ленточки по количеству детей, экран,.

    Ход занятия.

    Дети входят в зал под музыку, становятся полукругом, исполняют вступительную песню «Музыка, здравствуй!» 

    М.р.: На прошлой нашей встрече мы познакомились с весёлой капелькой Капитошкой.  Вы хотите его позвать?

    Ответы.

    М.р.:  Кто из вас был внимательным в прошлый раз? Что для этого нужно сделать?

    Дети: Изобразить музыку дождя на музыкальном инструменте.

    (дети играют на выбранном инструменте)

    М.р.: А теперь давайте ускорим темп, чтобы капельки падали чаще… Вот полил дождик, побежал ручеёк.

    На экране появляется Капитошка.

    Капитошка: Здравствуйте, друзья!  Вы меня звали? Я в лесу встретил ваш ручеёк и пришёл вместе с ним к вам в гости. Послушайте, как он журчит.

    (звучит журчание ручья в записи)

    М.р.: А теперь ты, Капитошка, послушай, как композитор Эдвард Григ изобразил журчание ручейка. Давайте представим  образ  только что родившегося ручейка. искрящаяся музыка, звучащая в верхнем регистре, передает блеск, переливы ручейка. По ходу пьесы композитор добавляет новые краски и голос ручейка звучит более, ярко. Вырвавшись на свободу  он набирает силы. Внезапно появляются низкие ноты. Что бы это могло значить? Наверное ручеёк  встречает на своём пути преграды и преодолевает сопротивление камней, веток и корней деревьев. По тому, как развивается тема в пьесе Э.Грига, можно представить: уже не один ручеёк спешит к реке, их много. Сливаясь, они растворяются в водах реки. Музыка постепенно затихает, переходя в оттенок piano.

    Звучит пьеса Э.Грига «Ручеёк» в исполнении м.р.

    М.р.: Ребята, подумайте, на каких музыкальных инструментах можно изобразить пение ручейка?

    Дети: Цитра, металлофон, ксилофон, колокольчик, фортепиано.

    М.р.: А каким штрихом будет изображаться мелодия? Staccato? отрывисто?

    Дети: Нет. Звучание будет плавное.

    М.р.: Это звучание обозначается штрихом  glissando. Возьмите музыкальные инструменты и давайте попробуем изобразить журчание ручейка.

    Дети играют штрихом glissando на музыкальных инструментах в сопровождении фортепиано.

    М.р.: Как весело наш ручеёк побежал по камешкам.

    Выполняется артикуляционная гимнастика:

    Бежал ручей по камешкам,

    Бежал, бежал, бежал…

    Потом в глубокой лужице

    Лежал, лежал, лежал…

    То снова он помчался вскачь,

    То будто бы уснул,…

    Увидел речку – прыг туда,

    И сразу утонул!

    М.р.: А теперь послушай, Капитошка, какую  песенку дети знают про твоего друга ручейка.

    Песня «Ручеёк» муз.  и сл. Михайленко.

    Капитошка: Какая хорошая песенка. Моему другу ручейку она наверняка понравилась бы. А я приготовил для вас голубые ленточки. Посмотрите, как плавно они могут двигаться, как они похожи на воду, совсем как ручеёк. Давайте с ними потанцуем.

    Танец-импровизация «Прозрачный ручеёк» с использованием ранее разученных движений. («Утро»Э.Григ)

    Капитошка: Спасибо вам ребята. Мне у вас очень понравилось, но мне пора домой на моё облако. Капитошка улетает.

    М.р.: ребята, что мы сегодня с вами узнали.

    Дети: музыка может изображать не только отдельные капли дождя, но и потоки воды.

    Занятие третье.

    Тема «Лебединое озеро».

    Цель: В живой, весёлой, развлекательной форме помочь детям по-новому взглянуть на мир, лучше понять разнообразие его звуковой гаммы, продолжать развивать тембровый слух, развивать ориентировку и свободу движений в пространстве зала.

    Задачи: Продолжить знакомство с творчеством великого русского композитора П.И.Чайковского, дать понятие о жанре «балет», обогащать двигательные и слуховые ощущения детей в процессе творчества.

    Оформление зала: Зал оформлен, как лесное озеро. На полу хаотично разбросаны листья и цветы кувшинок. На центральной стене изображение леса.

    Оборудование: Музыкальный центр, диски со звуками природы и классическими произведениями, белые листы бумаги для работы в технике «оригами», маленькие круглые зеркала, удочки, ведёрко, шапочки золотых рыбок по количеству детей, экран,.

    Ход занятия.

    Дети входят в зал, на экране изображение Капитошки.

    Капитошка: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на озеро. Располагайтесь на листьях кувшинок. Я очень люблю озеро – оно всегда гладкое, спокойное, на его лице нет ни одной морщинки. Озеро никогда не гордится собой, показывает красоту других. Как в зеркале в нём отражаются деревья, облака, звери и птицы, которые пьют его прозрачную воду. Рядом с каждым листом кувшинки есть зеркальце. С его помощью мы рассмотрим окружающую обстановку, а звуки природы помогут нам отметить красоту  увиденного.

    (Звучит пение птиц, шелест листвы)

    Капитошка:   Я очень люблю отдыхать на гладкой поверхности озера. Часто сюда прилетают лебеди.

    М.р.: Ты знаешь, Капитошка, композитор П.И.Чайковский, наверное, тоже очень любил лебедей. Он написал  балет «Лебединое озеро». А ты знаешь, что такое балет?

    Капитошка: Нет, не знаю.

    М.р.: Слово «балет» в переводе обозначает «танец». Вот уже три века этим словом называют музыкальные спектакли, в которых актёры не говорят, не поют, а в танце передают слова, образы, чувства. А теперь давайте закроем глаза и послушаем волшебную музыку П.И.Чайковского из балета «Лебединое озеро».

    Звучит отрывок из балета П.И.Чайковского  «Лебединое озеро» в исполнении м.р..

    М.р.:  Что вы услышали в музыке?

    Ответы детей.

    М.р.: Вы услышали, как на озеро опустились прекрасные белые лебеди?

    Ответы детей.

    М.р.: Давайте попробуем  сделать лебедей своими руками.

    Под звучание отрывока из балета «Лебединое озеро» дети складывают из бумаги лебедей в технике «оригами».

    М.р.: Молодцы, ребята. замечательные лебеди у вас получились. А вы слышали, как в музыке отображены их плавные, грациозные движения? Давайте потанцуем с  нашими белоснежными лебедями так, как это сделали бы артисты балета.

    Танец импровизация под музыку Адана к балету «Жизель».

    В конце танца дети располагают своих лебедей возле кувшинок.

    М.р.: От взмаха крыльев, садящихся на озеро лебедей поднялся лёгкий ветерок. Давайте изобразим его.

    Дыхательная гимнастика «Ветерок».

    Капитошка: Каждое утро, сидя на тучке, я вижу, как на озеро приходит любитель-рыболов. Я думаю, что он и вам хорошо знаком.

    М.р.: Да, конечно. Ребята, я предлагаю вам спеть и проинсценировать эту весёлую, знакомую нам песню.

    Инсценирование песни «Любитель-рыболов» Старокадомского.

    Капитошка: Как всегда рыболов ничего не поймал. Надевайте шапочки золотых рыбок и сейчас мы с вами поиграем в игру «Золотые рыбки».

    Проводится музыкально-подвижная игра «Золотые рыбки».

    М.р.: Ребята, что нового вы узнали сегодня?

    Дети:  Музыка может изображать не только движение воды, но и неподвижную гладь озера.

    М.р.: Нам очень понравилось, Капитошка, на твоём тихом озере, но нам пора в детский сад. До свидания.

    Дети уходят из зала.

    Занятие четвёртое.

    Тема «Река и море».

    Цель: Привлечь внимание детей  к красоте звуков моря и реки, развивать образное мышление, координацию движений, воображение, музыкальную память.

    Задачи: Продолжить знакомство с творчеством  великого русского композитора Н.А.Римского-Корсакова, познакомить с жанром «сюита»,закрепить понятие «опера»,определить настроение музыкальных фрагментов (из оперы и симфонической  сюиты), средства музыкальной выразительности, благодаря которым они создаются; сопоставить музыкальные и живописные произведения, развивать желание включаться в творческую деятельность.

    Оформление зала: На центральной стене изображение морского пейзажа, по мор плывёт корабль.

    Оборудование: Музыкальный центр, диски со звуками природы и классическими произведениями, голубая газовая материя, экран,.  

    Ход занятия.

    Дети входят в зал под музыку, становятся полукругом, исполняют вступительную песню «Музыка, здравствуй!».

    М.р.: Ребята, как вы думаете, куда нас сегодня хочет пригласить Капитошка? Он прислал нам посылку, а в ней диск. Давайте послушаем?

    В записи звучание реки.

    Ответы детей.

    М.р.: Правильно. А с чего начинается река?

    Дети: С ручейков, с родников.

    М.р.: Верно. Вот и мы сейчас превратимся в ручейки и побежим к реке.

    Игра-моделирование «Рождение реки».

    По окончании игры на экране появляется Капитошка.

    Капитошка: Здравствуйте, ребята! Я услышал звонкое пение ручейков, которые затем растворились в реке и поспешил на встречу с вами.

    М.р.: Здравствуй, Капитошка. Мы прослушали звуки природы, которые ты прислал нам и решили. Что ты пригласил нас на реку. Представьте небольшую живописную реку, неторопливые воды которой уносят с собой множество весёлых ручейков; её течение плавное, спокойное; день яркий, солнечный; вода искрящаяся, переливающаяся. Всё это соответствует характеру светлой музыки композитора Шатихина , создающей впечатление лёгкости и безмятежности.

    «У реки» Ю.Шатихина в исполнении м.р.

    Капитошка:  Мне очень понравилось произведение. Я услышал, как течёт река плавно и неторопливо.  

    М.р.: Знаешь, Капитошка, наши дети знают песню о реке такую же плавную, напевную со струящейся мелодией. Хочешь, мы сейчас споём её для тебя?

    Капитошка: Конечно, хочу.

    М.р.: Ребята, давайте сначала подготовим голоса к пению.

    Распевка «Мы перебегали берега».

    Песня «Ты скажи мне, реченька» сл. Орлова, муз.Рыбкина.

    М.р.: Понравилась тебе песня?

    Капитошка: Очень.

    М.р.: Скажи, Капитошка, а что дальше случилось с нашей рекой?

    Капитошка: Она продолжила путь до самого моря. Удивительно красивый открылся вид: море катило свои волны от горизонта, белые кружева украшали его неспокойную поверхность.

    М.р.: Ребята, посмотрите на две картины художника Ивана Айвазовского «Георгиевский монастырь» и «Среди волн».

    (Изображение картин на экране)

    М.р.: На одной из них штиль, на другой шторм; на одной игра цвета и света (включить запись морского прибоя), на другой – пенящийся водоворот волн (включить запись шторма). Это состояние природы можно отобразить и в музыке. Великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков написал оперу «Садко» и симфоническую сюиту «Шехерезада», где дал описание различным состояниям моря – штилю и шторму.

    Капитошка: а что такое сюита?

    М.р.:  Сюита – это инструментальное музыкальное произведение, состоящее из нескольких контрастных частей.

    Капитошка: А что такое опера?

    М.р.: На этот вопрос тебе ответят наши дети.

    Дети: Опера – это музыкальный спектакль, который играют на сцене, в театре. Но герои этого спектакля не говорят, а поют. И все явления природы и настроения изображены игрой музыкальных инструментов.

    М.р.: Давайте послушаем отрывок из оперы Римского-Корсакова «Садко».

    Звучит отрывок «Океан-море» в исполнении м.р..

    М.р.: Каким вы представили себе море?

    Дети: Бескрайнее, безграничное, глубокое, таинственное.

    Звучит отрывок из сюиты «Шехерезада» в исполнении м.р.

    М.р.: А сейчас какое море вы представили?

    Дети: Страшное, бурное. На море большие волны.

    М.р.: Правильно. Композитор рассказал нам о море тёмными, мрачными, низкими звуками. Море было грозное, неприветливое, суровое. А как вы думаете, в движении можно изобразить спокойное море и море бушующее?

    Ответы детей.

    М.р.: Давайте попробуем передать красоту и характер моря в танце.

    Танец - импровизация  «Океан-море» под различную по характеру музыку. (изображение моря в штиль и в шторм с помощью газовой ткани)

    М.р.: Вы прекрасно изобразили море в разном состоянии. А теперь я предлагаю отдохнуть на берегу воображаемого моря. Ложитесь  на теплый морской песочек, закройте глаза, послушайте шум прибоя  и постарайтесь немного расслабиться.

    (Звучит шум прибоя)

    М.р.: А теперь нам пора возвратиться в детский сад. Раз… Два…Три… сейчас  можно открыть глаза и сесть кто как хочет.

    Капитошка: Ребята, теперь вы всё знаете о моих друзьях: звонком и весёлом ручейке, гладком и спокойном озере, доброй и неторопливой реке, волнующемся и необъятном море. А я узнал о том, что музыка может звучать в природе, а природа в музыке. До свидания, друзья! Спасибо!

    Капитошка улетает.

    Дети поют заключительную песню «До свидания, музыка!»     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Занятие в подготовительной группе по теме "Живая и неживая природа"

    Познакомить детей с объектами живой  и неживой природы, их признаками, связью между собой....

    музыкальное занятие в подготовительной группе по теме: "Город Настроения"

    конспект музыкального занятия  в подготовительной группе по теме: "Город настроения"...

    Конспект интегрированного музыкального занятия в подготовительной группе на тему: «Мой родной край»

    Данное занятие поможет формированию у детей через средства музыки умения и желания сохранять природу....

    Музыкальное занятие в подготовительной группе по теме: "Город Настроения" (презентация)

    middot;Развитие эмоциональной сферы дошкольников с использованием различных видов музыкальной деятельности. ...

    Тематическое музыкальное занятие в подготовительной группе на тему: «Весенний день 8 Марта!»

    Расширить представления детей о весеннем празднике – 8 Марта, с помощью музыкального сопровождения, песенного творчества и ритмических движений....


     

    Комментарии

    замечательные разработки! кстати, у меня тоже на эту тему открытое занятие! загляните, может быть вам приглянётся оно? ( не против голоса в конкурсе, я вам баллы поставила)