Цикл комплексных музыкальных занятий для подготовительной группы на тему «Музыка в природе, природа в музыке»
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) по теме

Ломакина Маргарита Борэевна

Занятие первое.

Тема «Музыка дождя».

Цель: Помочь детям войти в мир музыки и звуков природы, ощутить и пережить её как радость, удовлетворить потребность детей в эмоциональном и двигательном самовыражении.
Задачи: Совместить имеющиеся у детей слуховые представления о звуках природы и классической музыке; развитие музыкально-ритмических способностей посредством игры на музыкальных инструментах и рисования; дать понятие о штрихе staccato; поддерживать желание детей передавать в движении характер и настроение в музыке.

Занятие второе.

Тема «Поющий ручей».

Цель: Привлечь внимание к красоте звуков в природе, развивать тембровый слух, чувство ритма, воображение, ассоциативное мышление, способность к свободным образным импровизациям.

Занятие третье.

Тема «Лебединое озеро».

Цель: В живой, весёлой, развлекательной форме помочь детям по-новому взглянуть на мир, лучше понять разнообразие его звуковой гаммы, продолжать развивать тембровый слух, развивать ориентировку и свободу движений в пространстве зала.
Задачи: Продолжить знакомство с творчеством великого русского композитора П.И.Чайковского, дать понятие о жанре «балет», обогащать двигательные и слуховые ощущения детей в процессе творчества.

Занятие четвёртое.

Тема «Река и море».

Цель: Привлечь внимание детей к красоте звуков моря и реки, развивать образное мышление, координацию движений, воображение, музыкальную память.
Задачи: Продолжить знакомство с творчеством великого русского композитора Н.А.Римского-Корсакова, познакомить с жанром «сюита»,закрепить понятие «опера»,определить настроение музыкальных фрагментов (из оперы и симфонической сюиты), средства музыкальной выразительности, благодаря которым они создаются; сопоставить музыкальные и живописные произведения, развивать желание включаться в творческую деятельность.
 
 
 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Цикл комплексных музыкальных занятий для подготовительной группы на тему

«Музыка в природе, природа в музыке»

с использованием мультимедийной технологии

Музыкальный    руководитель

МБДОУ детского сада №69 «Мальвина»

 Ломакина М.Б.

г.Тамбов

2012г.

Занятие первое.

Тема «Музыка дождя».

Цель: Помочь детям войти в мир музыки и звуков природы, ощутить и пережить её как радость, удовлетворить потребность детей в эмоциональном и двигательном самовыражении.

Задачи: Совместить имеющиеся у детей слуховые представления о звуках природы и классической музыке; развитие музыкально-ритмических способностей посредством игры на музыкальных инструментах и рисования; дать понятие о штрихе staccato; поддерживать желание детей передавать в движении характер и настроение в музыке.

Оформление зала: На центральной стене изображение летнего дождя, лужайки с цветами, бабочек, стрекоз, облачка, солнышка. В центре зала под потолком облако из белых непрозрачных шариков, надутых гелием со спускающимися ленточками из прозрачной плёнки(«дождик»).

Оборудование: Музыкальный центр, диски со звуками природы и классическими произведениями, детские музыкальные инструменты, тонированная бумага (бумага тонирована  заранее, на занятии по изодеятельности), кисти, краски, султанчики (из прозрачной и голубой плёнки) по количеству детей, зонтики, экран,.

Ход занятия.

Дети входят в зал под музыку, становятся полукругом, исполняют вступительную песню «Музыка, здравствуй!» 

М.р.: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о звуках, давайте закроем глаза и попробуем их услышать.

(дети закрывают глаза и вслушиваются)

М.р.: Что вы услышали?

Дети: Звук машины, голоса детей, звуки стройки.

М.р.: Правильно, вокруг нас существует много различных звуков. Одни звуки мы можем услышать в городе, другие – в лесу, в поле. Например, какие?

Дети: Жужжание шмеля, пение птиц, раскаты грома, завывание ветра, колокольный перезвон, журчание ручейка, дождик…

М.р.: Молодцы. Давайте послушаем некоторые из них.

( дети слушают звуки природы, последний отрывок - капли дождя)

Дети называют отрывки.

М.р.: Композиторы, используя музыкальные инструменты, научились так похоже воспроизводить в музыке звуки природы, что слушатели сразу догадываются о чём идёт речь. Мы с вами слушали звуки природы, а теперь давайте закроем глаза и подумаем, что можно представить себе под эту музыку.

Звучит «Вальс-шутка» Д.Шостаковича.

Дети: Дождик, капельки.

М.р.: Как вы догадались, что это музыка дождя?

Дети: Музыка звучала колко, отрывисто.

М.р.: Правильно. Звуки были короткими. Такое звучание в музыке называется staccato. Давайте  попробуем сыграть «музыку дождя» с помощью музыкальных инструментов, которые лежат на столе. Возьмите те инструменты, которые вам больше понравились.

(дети играют на колокольчиках, ксилофоне и металлофоне, треугольнике (трензеле) без аккомпанемента, затем с музыкальным сопровождением)

М.р.: Ребята, а как можно ещё изобразить дождь, чтобы мы не только его услышали, но и увидели?

Дети: Его можно нарисовать.

М.р.: Правильно. Давайте с вами его нарисуем, но перед этим разомнём пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Дождик».

Дети рисуют дождик под «Вальс-шутку» Д.Шостаковича, соотнося длину штриха и мазков с длительностью нот.

По окончании работы на экране появляется Капитошка.  

Капитошка.: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Капитошка. Я услышал весёлую музыку и решил спуститься к вам, мне очень скучно сидеть одному на облаке.

Я – весёлый Капитошка.

Поиграй со мной немножко,

Или песенку мне спой,

Или поиграй со мной.

М.р.: Здравствуй, Капитошка. Молодец, что пришёл! Мы постараемся тебя развеселить весёлыми песнями.

Творческая распевка «Дождик-дождик» (дети сочиняют и музыкально интонируют окончание фраз «кап-кап-кап» ), затем исполняют песню

«Капельки» муз.Дубравина, сл.Суслова

М.р.: А теперь, Капитошка, мы предлагаем  тебе потанцевать с нами под «музыку дождя». Для того, чтобы танец у нас получился красочным, я предлагаю вам, ребята, использовать султанчики.

Танец –импровизация «Дождик» (фрагмент из балета П.И.Чайковского «Спящая красавица» «Фея серебра»)

М.р.: Ой, какой сильный дождь начался. Не пора ли нам взять зонтики?

Музыкально-подвижная игра «Дождик и зонтик»

В записи звучит шум ветра.

Капитошка.: Ой, моё облако улетает. Мне пора домой. А если вы захотите ещё встретиться, изобразите музыку дождя на музыкальном инструменте, и я приду.

М.р.: Капитошка, чтобы ты не скучал и помнил, что у тебя есть друзья, мы дарим тебе капли дождя, которые дети нарисовали сегодня.

Капитошка благодарит, прощается и улетает.

М.р.:  Ребята, сегодня мы познакомились с музыкой дождя. Кто мне ответит, как мы можем изобразить дождик?

Дети: Нарисовать, сыграть на музыкальных инструментах, спеть песню, показать в движении.  

М.р.: Хорошо, молодцы. А что помогло нам изображать дождик?

Дети: Музыка.

 М.р.: Правильно. Музыка – это искусство звуков, поэтому она может изобразить очень многие звуки и шумы, существующие в окружающей нас природе и жизни. А сейчас мы попрощаемся с музыкой до следующей нашей встречи.

Дети исполняют песню «До свидания, музыка» 

Занятие второе.

Тема «Поющий ручей».

Цель:  Привлечь внимание к красоте звуков в природе, развивать тембровый слух, чувство ритма, воображение, ассоциативное мышление, способность к свободным образным импровизациям.

Оформление зала: На центральной стене изображение ручья, лужайки с цветами, бабочек, стрекоз, облачка, солнышка. В центре зала под потолком облако из белых непрозрачных шариков, надутых гелием со спускающимися ленточками из прозрачной плёнки («дождик»).

Оборудование: Музыкальный центр, диски со звуками природы и классическими произведениями, детские музыкальные инструменты, голубые ленточки по количеству детей, экран,.

Ход занятия.

Дети входят в зал под музыку, становятся полукругом, исполняют вступительную песню «Музыка, здравствуй!» 

М.р.: На прошлой нашей встрече мы познакомились с весёлой капелькой Капитошкой.  Вы хотите его позвать?

Ответы.

М.р.:  Кто из вас был внимательным в прошлый раз? Что для этого нужно сделать?

Дети: Изобразить музыку дождя на музыкальном инструменте.

(дети играют на выбранном инструменте)

М.р.: А теперь давайте ускорим темп, чтобы капельки падали чаще… Вот полил дождик, побежал ручеёк.

На экране появляется Капитошка.

Капитошка: Здравствуйте, друзья!  Вы меня звали? Я в лесу встретил ваш ручеёк и пришёл вместе с ним к вам в гости. Послушайте, как он журчит.

(звучит журчание ручья в записи)

М.р.: А теперь ты, Капитошка, послушай, как композитор Эдвард Григ изобразил журчание ручейка. Давайте представим  образ  только что родившегося ручейка. искрящаяся музыка, звучащая в верхнем регистре, передает блеск, переливы ручейка. По ходу пьесы композитор добавляет новые краски и голос ручейка звучит более, ярко. Вырвавшись на свободу  он набирает силы. Внезапно появляются низкие ноты. Что бы это могло значить? Наверное ручеёк  встречает на своём пути преграды и преодолевает сопротивление камней, веток и корней деревьев. По тому, как развивается тема в пьесе Э.Грига, можно представить: уже не один ручеёк спешит к реке, их много. Сливаясь, они растворяются в водах реки. Музыка постепенно затихает, переходя в оттенок piano.

Звучит пьеса Э.Грига «Ручеёк» в исполнении м.р.

М.р.: Ребята, подумайте, на каких музыкальных инструментах можно изобразить пение ручейка?

Дети: Цитра, металлофон, ксилофон, колокольчик, фортепиано.

М.р.: А каким штрихом будет изображаться мелодия? Staccato? отрывисто?

Дети: Нет. Звучание будет плавное.

М.р.: Это звучание обозначается штрихом  glissando. Возьмите музыкальные инструменты и давайте попробуем изобразить журчание ручейка.

Дети играют штрихом glissando на музыкальных инструментах в сопровождении фортепиано.

М.р.: Как весело наш ручеёк побежал по камешкам.

Выполняется артикуляционная гимнастика:

Бежал ручей по камешкам,

Бежал, бежал, бежал…

Потом в глубокой лужице

Лежал, лежал, лежал…

То снова он помчался вскачь,

То будто бы уснул,…

Увидел речку – прыг туда,

И сразу утонул!

М.р.: А теперь послушай, Капитошка, какую  песенку дети знают про твоего друга ручейка.

Песня «Ручеёк» муз.  и сл. Михайленко.

Капитошка: Какая хорошая песенка. Моему другу ручейку она наверняка понравилась бы. А я приготовил для вас голубые ленточки. Посмотрите, как плавно они могут двигаться, как они похожи на воду, совсем как ручеёк. Давайте с ними потанцуем.

Танец-импровизация «Прозрачный ручеёк» с использованием ранее разученных движений. («Утро»Э.Григ)

Капитошка: Спасибо вам ребята. Мне у вас очень понравилось, но мне пора домой на моё облако. Капитошка улетает.

М.р.: ребята, что мы сегодня с вами узнали.

Дети: музыка может изображать не только отдельные капли дождя, но и потоки воды.

Занятие третье.

Тема «Лебединое озеро».

Цель: В живой, весёлой, развлекательной форме помочь детям по-новому взглянуть на мир, лучше понять разнообразие его звуковой гаммы, продолжать развивать тембровый слух, развивать ориентировку и свободу движений в пространстве зала.

Задачи: Продолжить знакомство с творчеством великого русского композитора П.И.Чайковского, дать понятие о жанре «балет», обогащать двигательные и слуховые ощущения детей в процессе творчества.

Оформление зала: Зал оформлен, как лесное озеро. На полу хаотично разбросаны листья и цветы кувшинок. На центральной стене изображение леса.

Оборудование: Музыкальный центр, диски со звуками природы и классическими произведениями, белые листы бумаги для работы в технике «оригами», маленькие круглые зеркала, удочки, ведёрко, шапочки золотых рыбок по количеству детей, экран,.

Ход занятия.

Дети входят в зал, на экране изображение Капитошки.

Капитошка: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас на озеро. Располагайтесь на листьях кувшинок. Я очень люблю озеро – оно всегда гладкое, спокойное, на его лице нет ни одной морщинки. Озеро никогда не гордится собой, показывает красоту других. Как в зеркале в нём отражаются деревья, облака, звери и птицы, которые пьют его прозрачную воду. Рядом с каждым листом кувшинки есть зеркальце. С его помощью мы рассмотрим окружающую обстановку, а звуки природы помогут нам отметить красоту  увиденного.

(Звучит пение птиц, шелест листвы)

Капитошка:   Я очень люблю отдыхать на гладкой поверхности озера. Часто сюда прилетают лебеди.

М.р.: Ты знаешь, Капитошка, композитор П.И.Чайковский, наверное, тоже очень любил лебедей. Он написал  балет «Лебединое озеро». А ты знаешь, что такое балет?

Капитошка: Нет, не знаю.

М.р.: Слово «балет» в переводе обозначает «танец». Вот уже три века этим словом называют музыкальные спектакли, в которых актёры не говорят, не поют, а в танце передают слова, образы, чувства. А теперь давайте закроем глаза и послушаем волшебную музыку П.И.Чайковского из балета «Лебединое озеро».

Звучит отрывок из балета П.И.Чайковского  «Лебединое озеро» в исполнении м.р..

М.р.:  Что вы услышали в музыке?

Ответы детей.

М.р.: Вы услышали, как на озеро опустились прекрасные белые лебеди?

Ответы детей.

М.р.: Давайте попробуем  сделать лебедей своими руками.

Под звучание отрывока из балета «Лебединое озеро» дети складывают из бумаги лебедей в технике «оригами».

М.р.: Молодцы, ребята. замечательные лебеди у вас получились. А вы слышали, как в музыке отображены их плавные, грациозные движения? Давайте потанцуем с  нашими белоснежными лебедями так, как это сделали бы артисты балета.

Танец импровизация под музыку Адана к балету «Жизель».

В конце танца дети располагают своих лебедей возле кувшинок.

М.р.: От взмаха крыльев, садящихся на озеро лебедей поднялся лёгкий ветерок. Давайте изобразим его.

Дыхательная гимнастика «Ветерок».

Капитошка: Каждое утро, сидя на тучке, я вижу, как на озеро приходит любитель-рыболов. Я думаю, что он и вам хорошо знаком.

М.р.: Да, конечно. Ребята, я предлагаю вам спеть и проинсценировать эту весёлую, знакомую нам песню.

Инсценирование песни «Любитель-рыболов» Старокадомского.

Капитошка: Как всегда рыболов ничего не поймал. Надевайте шапочки золотых рыбок и сейчас мы с вами поиграем в игру «Золотые рыбки».

Проводится музыкально-подвижная игра «Золотые рыбки».

М.р.: Ребята, что нового вы узнали сегодня?

Дети:  Музыка может изображать не только движение воды, но и неподвижную гладь озера.

М.р.: Нам очень понравилось, Капитошка, на твоём тихом озере, но нам пора в детский сад. До свидания.

Дети уходят из зала.

Занятие четвёртое.

Тема «Река и море».

Цель: Привлечь внимание детей  к красоте звуков моря и реки, развивать образное мышление, координацию движений, воображение, музыкальную память.

Задачи: Продолжить знакомство с творчеством  великого русского композитора Н.А.Римского-Корсакова, познакомить с жанром «сюита»,закрепить понятие «опера»,определить настроение музыкальных фрагментов (из оперы и симфонической  сюиты), средства музыкальной выразительности, благодаря которым они создаются; сопоставить музыкальные и живописные произведения, развивать желание включаться в творческую деятельность.

Оформление зала: На центральной стене изображение морского пейзажа, по мор плывёт корабль.

Оборудование: Музыкальный центр, диски со звуками природы и классическими произведениями, голубая газовая материя, экран,.  

Ход занятия.

Дети входят в зал под музыку, становятся полукругом, исполняют вступительную песню «Музыка, здравствуй!».

М.р.: Ребята, как вы думаете, куда нас сегодня хочет пригласить Капитошка? Он прислал нам посылку, а в ней диск. Давайте послушаем?

В записи звучание реки.

Ответы детей.

М.р.: Правильно. А с чего начинается река?

Дети: С ручейков, с родников.

М.р.: Верно. Вот и мы сейчас превратимся в ручейки и побежим к реке.

Игра-моделирование «Рождение реки».

По окончании игры на экране появляется Капитошка.

Капитошка: Здравствуйте, ребята! Я услышал звонкое пение ручейков, которые затем растворились в реке и поспешил на встречу с вами.

М.р.: Здравствуй, Капитошка. Мы прослушали звуки природы, которые ты прислал нам и решили. Что ты пригласил нас на реку. Представьте небольшую живописную реку, неторопливые воды которой уносят с собой множество весёлых ручейков; её течение плавное, спокойное; день яркий, солнечный; вода искрящаяся, переливающаяся. Всё это соответствует характеру светлой музыки композитора Шатихина , создающей впечатление лёгкости и безмятежности.

«У реки» Ю.Шатихина в исполнении м.р.

Капитошка:  Мне очень понравилось произведение. Я услышал, как течёт река плавно и неторопливо.  

М.р.: Знаешь, Капитошка, наши дети знают песню о реке такую же плавную, напевную со струящейся мелодией. Хочешь, мы сейчас споём её для тебя?

Капитошка: Конечно, хочу.

М.р.: Ребята, давайте сначала подготовим голоса к пению.

Распевка «Мы перебегали берега».

Песня «Ты скажи мне, реченька» сл. Орлова, муз.Рыбкина.

М.р.: Понравилась тебе песня?

Капитошка: Очень.

М.р.: Скажи, Капитошка, а что дальше случилось с нашей рекой?

Капитошка: Она продолжила путь до самого моря. Удивительно красивый открылся вид: море катило свои волны от горизонта, белые кружева украшали его неспокойную поверхность.

М.р.: Ребята, посмотрите на две картины художника Ивана Айвазовского «Георгиевский монастырь» и «Среди волн».

(Изображение картин на экране)

М.р.: На одной из них штиль, на другой шторм; на одной игра цвета и света (включить запись морского прибоя), на другой – пенящийся водоворот волн (включить запись шторма). Это состояние природы можно отобразить и в музыке. Великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков написал оперу «Садко» и симфоническую сюиту «Шехерезада», где дал описание различным состояниям моря – штилю и шторму.

Капитошка: а что такое сюита?

М.р.:  Сюита – это инструментальное музыкальное произведение, состоящее из нескольких контрастных частей.

Капитошка: А что такое опера?

М.р.: На этот вопрос тебе ответят наши дети.

Дети: Опера – это музыкальный спектакль, который играют на сцене, в театре. Но герои этого спектакля не говорят, а поют. И все явления природы и настроения изображены игрой музыкальных инструментов.

М.р.: Давайте послушаем отрывок из оперы Римского-Корсакова «Садко».

Звучит отрывок «Океан-море» в исполнении м.р..

М.р.: Каким вы представили себе море?

Дети: Бескрайнее, безграничное, глубокое, таинственное.

Звучит отрывок из сюиты «Шехерезада» в исполнении м.р.

М.р.: А сейчас какое море вы представили?

Дети: Страшное, бурное. На море большие волны.

М.р.: Правильно. Композитор рассказал нам о море тёмными, мрачными, низкими звуками. Море было грозное, неприветливое, суровое. А как вы думаете, в движении можно изобразить спокойное море и море бушующее?

Ответы детей.

М.р.: Давайте попробуем передать красоту и характер моря в танце.

Танец - импровизация  «Океан-море» под различную по характеру музыку. (изображение моря в штиль и в шторм с помощью газовой ткани)

М.р.: Вы прекрасно изобразили море в разном состоянии. А теперь я предлагаю отдохнуть на берегу воображаемого моря. Ложитесь  на теплый морской песочек, закройте глаза, послушайте шум прибоя  и постарайтесь немного расслабиться.

(Звучит шум прибоя)

М.р.: А теперь нам пора возвратиться в детский сад. Раз… Два…Три… сейчас  можно открыть глаза и сесть кто как хочет.

Капитошка: Ребята, теперь вы всё знаете о моих друзьях: звонком и весёлом ручейке, гладком и спокойном озере, доброй и неторопливой реке, волнующемся и необъятном море. А я узнал о том, что музыка может звучать в природе, а природа в музыке. До свидания, друзья! Спасибо!

Капитошка улетает.

Дети поют заключительную песню «До свидания, музыка!»     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие в подготовительной группе по теме "Живая и неживая природа"

Познакомить детей с объектами живой  и неживой природы, их признаками, связью между собой....

музыкальное занятие в подготовительной группе по теме: "Город Настроения"

конспект музыкального занятия  в подготовительной группе по теме: "Город настроения"...

Конспект интегрированного музыкального занятия в подготовительной группе на тему: «Мой родной край»

Данное занятие поможет формированию у детей через средства музыки умения и желания сохранять природу....

Конспект открытого зонального музыкального занятия в подготовительной группе по теме «Весеннее пробуждение природы» в рамках конкурса "Воспитатель Оренбуржья 2023"

         Занятие направленное на развитие музыкальных данных, а именно на чистату формирования голоса. Занятие проходило в форме путешествия по волшебному музыкальному...


 

Комментарии

замечательные разработки! кстати, у меня тоже на эту тему открытое занятие! загляните, может быть вам приглянётся оно? ( не против голоса в конкурсе, я вам баллы поставила)