Консультация для родителей "Развитие графомоторных навыков у дошкольников"
консультация по коррекционной педагогике

Чильдинова Анна Викторовна

       Уровень развития мелкой моторики – это один из основных показателей готовности дошкольника к дальнейшему обучению в школе. Как правило, ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, свободно выражать свои мысли, у него хорошо развиты внимание, воображение и память.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx17.35 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Развитие графомоторных навыков у дошкольников с ОВЗ.

       Уровень развития мелкой моторики – это один из основных показателей готовности дошкольника к дальнейшему обучению в школе. Как правило, ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, свободно выражать свои мысли, у него хорошо развиты внимание, воображение и память.

Но в работе с дошкольниками приходиться сталкиваться с тем, что далеко не у всех детей хорошо развита моторика пальцев, при этом у многих есть проблемы с письмом. Техника письма предполагает слаженную работу мышц кисти и всей руки, а также хорошего зрительного восприятия и внимания.

      У многих детей вызывают сложности действия, которые требуют точности и синхронности движений. Вырезание чего-либо, лепка, обведение по контуру, складывание, завязывание – все эти действия не вызывают проблем у взрослых, но вот среди дошкольников сложности с этими простыми, на первый взгляд, манипуляциями возникают не так редко.

Если у ребенка плохо развиты графомоторные навыки, то при обучении у него возникнут проблемы с письмом, а его успеваемость снизится. Именно поэтому, развитием графомоторных навыков у детей нужно заниматься с самого раннего возраста.

Что такое графомоторика?

Для начала нужно определиться с тем, что же такое графомоторика? Графомоторный навык – это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет копировать простые узоры, рисовать, соединять точки, раскрашивать и т.д.

В задачи графомоторики входит:

-зрительное восприятие заданного материала;

-сосредоточенность и внимание;

-правильное удерживание карандаша или ручки;

-соответствующий нажим ручки при письме;

-ритмичность движений;

-точность в обведении линий;

-двигательные навыки.

Важно понимать, что графомоторика и рисование – это не одно и то же. Во время рисования ребенок полностью свободен, он в полной мере реализует свой творческий потенциал и фантазию, рисуя то, что ему хочется. Графомоторика также предполагает рисование, но в рамках точного задания, как и другие действия, которые предполагают графомоторные упражнения: написать буквы, не отрывая руку от листа, соединить линии, заштриховать и т.д.

Графомоторные навыки включают в себя:

-Мелкую мускулатуру пальцев (контроль за быстротой движения пальцами и их силой).

-Зрительный анализ и синтез (ориентирование в пространстве по отношению к предметам, понимание правой и левой стороны).

-Рисование (обводка, штриховка, зарисовка предметов, срисовывание, дорисовка рисунков с незаконченными элементами).

-Графическую символику (предполагает значение геометрических фигур, рисование узоров и умение изображать их с помощью символов).

Важно своевременное развитие мелкой моторики у детей с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо выполнять простые упражнения, не забывать о развитии основных навыков самообслуживания: застегнуть/расстегнуть пуговицы, завязать шнурки и т.д.

Если формирование графомоторных навыков начинается с раннего возраста, то в большинстве случаев у таких детей не возникает особых проблем с овладением школьной программы.

Основные стадии развития графомоторных навыков

Для каждого возраста характерен свой уровень развития графомоторики. В связи с этим удается определить, соответствует ли ребенок данному уровню развития, либо он отстает.

Вот что должны уметь дети 1-2 лет:

-умение держать несколько предметов в одной руке (данный навык можно развивать, предлагая ребенку погремушки);

-переворачивать странице в книге (по одной);

-держать в руках карандаш (необязательно правильно) и умение черкать им что-то на бумажке;

-строить башню из кубиков и складывать пирамидки.

Навыки детей 2-3 лет:

-ребенок должен уметь самостоятельно выдвигать ящик комода (тумбы), чтобы достать оттуда содержимое;

-лепить из пластилина;

-складывать из бумаги простейшие фигурки;

-нанизывать большие бусы;

-правильно держать карандаш.

Навыки детей 3-4 лет:

-умение вязать узелки;

-самостоятельно заправлять постель;

-рисовать фломастерами, мелками;

-обводка фигур и штрихование (если на этом этапе эти действия получаются у него не идеально, то это вполне нормально);

-происходит латерализация (определение ведущей руки).

Навыки детей 4-6 лет:

-застегивать молнии на куртке;

-самостоятельно завязать шнурки;

-уже может обводить фигуры на бумаге по нарисованным пунктирным линиям;

-разукрашивает рисунки, не выходя за его контуры.

Нужно понимать, что 6-летний возраст пограничен, т.е. ребенок уже должен быть подготовлен к дальнейшему обучению в школе. В школьной программе попросту не предусмотрены дополнительные часы на развитие графомоторных навыков, поэтому этим нужно заниматься в дошкольном возрасте. И делать это должны родители, предлагая детям различные задания на лепку, рисование, разрисовывание фигур и т.д.

Развитие графомоторных навыков у детей с ОВЗ

Развитие графомоторных навыков у детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) представляет собой определенную сложность, которая объясняется нарушениями моторики у детей этой группы. Это нарушение сказывается на физическом и познавательном развитии ребенка.

Работа с такими детьми ведется по нескольким направлениям:

-Развитие мелкой моторики, а также функциональных возможностей кистей и пальцев рук:

  1. формирование дифференцированных движений кистями и пальцами, отведение в стороны пальцев, разгибание и сгибание (важно проводить пальчиковую гимнастику, в ходе которой каждый палец называется вслух);
  2. формирование согласованных действий обеими руками («камень-ножницы», «кулак-ладонь», затем можно усложнять до трех действий: «камень-ножницы-бумага»);
  3. развитие дифференцированных движений пальцев рук: детей учат нанизывать колечки или бусы на шнурок в определенной последовательности;
  4. обучение застегиванию и расстегиванию липучек, пуговиц, молний и т.д.;
  5. обучение шнуровке.

-Развитие зрительного внимания и восприятия. Дети учатся собирать целое изображение из отдельных составляющих, соотносить геометрические формы с предметами («Выбери, что круглое? – мяч, колесо).

-Развитие пространственного ориентирования. Дети учатся передавать пространственные отношения предметов в изображениях и конструкциях («Куда поехала машина?»). Они учатся ориентированию в разных плоскостях на тетрадном листе, учатся выполнять графические диктанты, работая в тетрадях по речевой инструкции или показу.

-Развитие графических навыков. Дети учатся проводить линии по образцу, обводить контуры различных предметов, дорисовывать недостающие части рисунка. Учатся первичным навыкам штриховки, умению проводить линии (прямые, диагональные и т.д.).

-Совершенствование навыков закрашивания контуров и штриховки. Обучение умению срисовывать, копировать и закрашивать контуры предметов.

-Совершенствование графических навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развитие графомоторных навыков у дошкольников"

Консультация для воспитателей "Развитие графомоторных навыков у дошкольников"...

Консультация для педагогов "Формирование и развитие графомоторных навыков у дошкольников с помощью штампов»

Разовые штампы и штампы длительного использования: способы изготовления, методика работы как одной из форм деятельности педагога по подготовке руки дошкольника к письму.....

Консультация для родителей на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ"

Консультация для родителей  на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ"...

Консультация для педагогов «Формирование графомоторных навыков у дошкольников»

Правильно сформированный графический навык у дошкольника позволяет ребенку успешно осваивать школьную программу.  Работа по формированию графомоторных умений и навыков  должна начинаться зад...

Консультация для родителей: Формирование графомоторных навыков у дошкольников

Консультация для родителей: Формирование графомоторных навыков у дошкольников....

Консультация для родителей на тему: «Развитие графомоторных навыков у дошкольников и детей с ОВЗ, ЗПР и ТМНР»

Уровень развития мелкой моторики – это один из основных показателей готовности дошкольника к дальнейшему обучению в школе. Как правило, ребенок, у которого хорошо развита мелкая моторика, умеет ...

Консультация для родителей « Графомоторные навыки у дошкольников»

В соответствии с ФГОС ДО  одним из целевых ориентиров программы является формирование у детей готовности  к обучению в школе....