Консультация для педагогов "Формирование и развитие графомоторных навыков у дошкольников с помощью штампов»
консультация

Яковлева Екатерина Васильевна

Разовые штампы и штампы длительного использования: способы изготовления, методика работы как одной из форм деятельности педагога по подготовке руки дошкольника к письму..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл form_i_razv_grafomot_navykov_shtamp_konsultatsiya.odt396.38 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Консультация для педагогов

  2. «Формирование и развитие графомоторных навыков у дошкольников с помощью штампов»

Актуальной проблемой в настоящее время для педагогов в работе с детьми-дошкольниками является постановка руки к письму — развитие и формирование графомоторных навыков. Это во многом связано с тем, что практически с малых лет современные дети очень мало времени уделяют свободному времяпровождению за художественным творчеством, настольными играми (паззлы, мозаика и др.), вследствие чего процесс подготовки к школе является одним из самых сложных этапов для детей дошкольного возраста.  От своевременной и целенаправленной работы педагога с детьми по повышению качества мелких движений пальцев и кистей рук, точности и координации движений, зрительного восприятия начиная уже с младшей группы зависит успешность овладения графомоторными навыками детей непосредственно перед школой.

Согласно исследованиям в педагогической литературе развитие руки у детей включает в себя три основных направления:

  1. Сформировать правильный захват орудия письма – карандаш держат тремя пальцами (щепотью): большим, указательным и средним, при этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный – сверху. Верхний конец карандаша направлен на плечо. При правильном захвате карандаша указательный палец должен легко подниматься, и карандаш при этом не падает).
  2. Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки – подразумевается напряжение (для удержания орудия письма в руке)  и быстрое чередование силового напряжения и расслабления. Именно такая последовательность смены тонуса мускулатуры рук осуществляется при правильном письме.
  3. Развивать мелкую моторику руки.

Занятия и упражнения со штампами являются одним из важнейших элементов работы по формированию графомоторики, так как сочетают в себе все три вышеперечисленных направления деятельности, а также позволяют сформировать точность, ритмичность и темп движений ребенка.

Виды штампов, используемых для развития ручной умелости у детей:

1) Разовые штампы – из овощей и фруктов (сырого картофеля, моркови, пекинской капусты, яблока);

  1. Штампы длительного пользования (ластик, пробковая крышка, готовые штампы).

Штамп из овощей. Благодаря своей крахмалистой структуре, картофель лучше всего  впитывает краску и позволяет создавать четкие и полноцветные оттиски. Разрезав картошку пополам, можно вручную вырезать на ее поверхности любую фигурку ножом, либо использовать для вырезания жестяную формочку для печенья.

Штамп-ластик. На поверхность ластика, пробковой крышки тонкой иглой или шариковой ручкой наносится контур рисунка. Затем острым скальпелем (ножом, бритвой) на глубину 3—5 мм вырезается все, что находится за линией контура рисунка (грибы, цветы, овощи, фрукты и т. п.)

Также для изготовления штампов подойдут готовые фигурные ластики (штампы) разнообразных форм: цветочек, зайчик, ягодка и др. Главное, чтобы детям 4 лет были понятны изображенные на штампе образы. На одной стороне фигурного ластика по центру делается углубление для ручки, которую можно сделать из палочки или короткого карандаша.

Для изготовления штампа из пробковых крышек и пробки, лезвие и маркер.
Причем пробки из синтетического материала вырезаются легче и оттиск, сделанный штампом из синтетического материала, имеет более гладкую текстуру, чем штамп из натурального материала.

Карандаш-штамп изготавливается из карандаша с твердым ластиком на конце. Карандаш не затачивается, так как предназначен исключительно для штамповки. Резинка на конце срезается острой бритвой под углом 45°. В таком виде карандаш-штамп очень напоминает ручку, и, для того чтобы им пользоваться, ребенку необходимо правильно держать карандаш. Таким образом в процессе рисования карандашом-штампом уже напрямую осуществляется процесс подготовки руки малыша к последующему правильному владению орудием письма — ручкой.

Методика работы со штампами

Работа со штампами упражняет щепоть руки ребенка (положение захвата тремя пальцами — щепотью). Все упражнения нацелены на быструю смену тонуса мускулатуры рук (напряжение, расслабление, силовое напряжение):

1) ребенок берет штамп за ручку (щепоть в этот момент напряжена);

2) ребенок обмакивает штамп в гуашь и легко встряхивает его (происходит расслабление руки);

  1. ребенок с силой прижимает штамп к бумаге для получения оттиска на ней (происходит силовое напряжение руки);
  2.  ребенок отрывает штамп от бумаги (рука расслабляется).

И именно в процессе выполнения упражнений со штампами происходит неоднократная смена тонуса мускулатуры рук.

Последовательность работы со штампами

1 этап: ребенку предлагается пользоваться одним штампом; когда он овладеет техникой нанесения оттиска на лист бумаги, ему предлагается более сложный вариант нанесения рисунка (2—3 штампов разного вида);

2 этап: ребенку предлагается работать с двумя штампами одновременно: в одной руке он держит штамп одного вида, в другой — штамп другого вида.

Чтобы работа со штампами не была механической и интерес к ней не пропадал, педагогам рекомендуется сопровождать упражнения со штампами несложным сюжетом (игровая мотивация):

1.Взрослый читает ребёнку сказку (сюжет), в которой герои попадают в трудную ситуацию.

2.Взрослый предлагает ребёнку оказать герою помощь. Это основной этап в работе. Ребёнок действует карандашом-штампом, а взрослый помогает ему по мере необходимости ( аккуратно набрать краску на штамп, поправить захват карандаша и пр.).

3.Взрослый анализирует вместе с ребёнком работу. Обязательно нужно хвалить ребёнка за отзывчивость (согласие оказать помощь герою сюжета). И только после этого смотреть на качество выполненной работы. Оцениваются отпечатки по ровности и чёткости получившихся кружочков

Таким образом, работа со штампами помимо увлекательного времяпровождения ребенка-дошкольника и как элемента нетрадиционного рисования является одной из форм работы для развития мелкой моторики рук и формирования графомоторных навыков ребенка-дошкольника.

Использованная литература:

  1. Гризик Т.И. Ловкие пальчики : Пособие для детей 3–4 лет. – М. : Просвещение, 2007. – 56 с.
  2. Сборник методических материалов по развитию графомоторных навыков у дошкольников (из опыта работы воспитателей ДОУ г. Шарьи) [Электронный документ] – 2015, 68 с. // Точка доступа : http://www.eduportal44.ru/Sharya/ds17/1/SiteAssets/SitePages/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9%20%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%86%20%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF/%D0%A1%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D1%8B%D0%BA%D0%B817.pdf
  3. Штампы своими руками [Электронный документ] // Точка доступа :  https://prakti4no.ru/detskie-shtampy-iz-ovoshhej/