План работы по формированию толерантных отношений между участниками образовательного процесса
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

План работы по формированию толерантных отношений между участниками образовательного процесса

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы по формированию толерантных отношений между участниками образовательного процесса

Составили: воспитатель Баженова Н.Е.

педагог-психолог Баяндина Т.В.

Цель: формирование основ толерантной культуры личности дошкольника.

Задачи:

1. Создать условия для толерантного воспитания дошкольников средствами социально-культурной деятельности и предметно-развивающей среды в группе (диалог, игра, проблемные ситуации, продуктивная творческая деятельность и элементы предметно-развивающей среды, создающие предпосылки для формирования устойчивых толерантных отношений в среде сверстников).

2. Активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности детей, побудить их к осмыслению общечеловеческих ценностей, осознанию собственной внутренней позиции, формированию собственных ценностных ориентаций.

4. Организовать систему взаимодействия детского сада и семьи по формированию толерантной культуры

Дата

Запланированные мероприятия

Образовательные и воспитательные задачи

Формы и виды организации образовательной деятельности

Метод. материалы

Работа с педагогами

Работа с родителями

сентябрь

«Давайте
познакомимся»

- Развивать способность видеть хорошее
в другом человеке и учиться находить слова, выражающие восхищение,
удивление.
- Воспитывать уважение друг к другу

Беседа «Понятие
толерантности». Игровой тренинг: упражнение «Я – хороший, ты –
хороший». Коллаж «Кто я?»

Мяч
Картинки для коллажа

Экспресс-опросник «Индекс толерантности»

Презентация совместно с родителями.

«Доброта и милосердие спасут мир»

-Развивать дружеские и добрые отношения в семье, уважение к окружающим

Рассказ о себе, своих увлечениях, мечтах, о своей семье.

Мультфильмы о толерантности «Ёжик должен быть колючим». Мозаика «Наш мир» (работа в команде).

Мультфильм
Мозаика «Наш мир»

Семинар: «Разрешение конфликтных ситуаций с детьми и родителями в учебной и воспитательной работе»

Проект совместный с родителями изготовление книжки - малышки Стихи о дружбе, доброте

-Воспитывать уважение, чуткое и бережное отношение к окружающим и членам своей семьи.

Творческая мастерская: рисование на тему «Моя семья». Предложить отобразить с помощью рисунка знаменательное событие в жизни семьи.

Альбомные листы разных размеров, карандаши цветные, карандаши простые, фломастеры, краски и другой изобразительный материал, непроливайки, кисти, салфетки.

Создание клипа «Доброта»

Консультация для родителей «Как сказать люблю своему ребенку».

-Формирование потребности в доброжелательном  отношении к окружающим;

- Развитие навыков проявления сострадания и  созидания.

Беседа «Милосердие начинается у себя в доме»

Презентация, видео и аудио материалы

Семейная встреча с папами и дедушками

октябрь

«Правила друзей»

-Показать, какими качествами должен обладать настоящий
друг.

-Формировать умение применять правила общения с друзьями в коллективе.
- Воспитывать стремление быть настоящим и верным другом

Просмотр мультфильма
«Крокодил Гена и его друзья».
Викторина «Сказочные друзья». Анализ поступков героев. Составление «Правил друзей».

Подбор мульфильмов
Сказка М. Веховой «Ёжик»

Постановка театрализованной  сказки «Гадкий утенок» совместно с родителями

"Волшебный цветок»

- Актуализировать знания о нравственных качествах, важных для дружбы.
- Формировать умение дружить и ценить дружбу.
- Воспитывать чувства коллективизма, сплочённости, умения работать в команде.

Беседа по худ. Произведению В. Катаева «Цветик-семицветик». Игровое упражнение «Желания для себя и других». Коллаж «Пусть всегда будет дружба».

Пополнение книжного уголка произведением В.Катаева
Картинки для коллажа

системное самообразование педагогов

Психологическая игра для родителей «А я считаю…»

Сказкотерапевтический тренинг

по сказке В.Д. Катаева «Цветик-семицветик»

-Развитие произвольного внимания и искусству расслабления.

 -Учить детей осознавать свои чувства, эмоции, побуждения и желания.

 -Учить постепенно овладевать «телесным осознанием»

Упражнение 1. Догонялки

Упражнение 2. Плач

Упражнение 3. Желтый лепесток

Упражнение 4. Семья

Упражнение 5. Ваза

Упражнение 6. Синий лепесток

Упражнение 7. Северный полюс

Упражнение 8. Зеленый лепесток

Упражнение 9. Оранжевый лепесток

Упражнение 10. Игрушки

Упражнение 11. Голубой лепесток

Упражнение 12. Веселье

светильник из световолокна, шарф или лента голубого цвета, цветик-семицветик из тонкой бумаги.

Психологическая игра «Мой тайный друг»,

тестирование родителей «Самооценка толерантности личности»

«Поговорим о доброте»

-Воспитывать у детей такие нравственные качества как милосердие, отзывчивость;

-Развивать культуру общения у детей.

-Расширить у воспитанников значение понятия «добро» и «доброта»;

-Раскрыть нравственное содержание доброты; показать воспитанникам необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому; дать нравственную оценку добрым поступкам.

задание "Доскажи словечко"

игра «Ласковое слово»

Рассказ про своих мам

компьютерная презентация;

аудиозаписи песни В. Шаинского «Улыбка» и музыки для релаксации; маленькие зеркальца; игрушка солнца-добра.

Разработка методических материалов по проведению мероприятий, связанных с воспитанием толерантности

Психологическая игра для родителей «А я считаю…»

ноябрь

«Мы – артисты»

- Развивать умение детей драматизировать простейшую сказку.
- Формировать умение передавать различные состояния
и характеры героев, используя интонационно-образную речь.
-Воспитывать артистические качества, умения действовать
рядом со сверстниками.

Игровое упражнение «Повтори, как я».
Большое выступление перед младшими воспитанниками

Изготовление масок - шапочек для инсценирования сказки.

Постановка театрализованной  сказки «Гадкий утенок» с детьми подготовительной группы,

«Делаем подарки»

-Формировать практические умения в создании подарка.
-Развивать творческое воображение, инициативу, конструктивное мышление, любознательность, самостоятельность.
- Воспитывать желание радовать сверстников с ОВЗ

Подгрупповая и индивидуальная работа по обсуждению идей для подарка, разбору этапов работ между воспитанниками, практическая работа

подготовка необходимых материалов и оборудования для организации продуктивной деятельности детей

-Воспитывать гуманные общечеловеческие качества – заботу, сострадание;

-Воспитывать чувство ответственности за прирученных животных

Творческий конкурс «Разные породы собак и кошек», Игры: «Собери картинку», «Как кто?»

ноутбук, жетоны в виде косточек и рыбок, картинки с разными породами собак и кошек, картинки-раскраски с разными породами собак и кошек, цветные карандаши или фломастеры, две картинки (со щенком и с кошечкой), разрезанные на одинаковое количество кусочков – «пазлов».

Психологическая игра «Почему мне нравится мой характер?»

Фотовыставка «Мы и братья наши меньшие»

«Дружба начинается с улыбки…»

Развивать навыки общения, дружеские отношения между детьми, умения договариваться и приходить на помощь, позитивное социальное поведение.

чтение сказки «Белоснежка и семь гномов Игра «Слушайте внимательно!»

поговорки о дружбе

Упражнение «Друг к дружке».

Коробка-посылка с письмом от Белоснежки и с фотоаппаратом  внутри;

 Листы бумаги с изображением персонажей, фломастеры;

 Клей, персонажи для создания книжки.

Детско-родительская выставка «Мои друзья»

декабрь

«Парк равных возможностей»

- Формирование толерантного отношения к людям с особенностями психофизического развития.
- Развивать умение принимать и понимать индивидуальные особенности людей с ограниченными возможностями, развивать эмпатию к ним.

Гостям Парка предлагается тур по его необычным местам («Сумеречная аллея», «Беседка тишины», «Лабиринт на колёсах»), посещение кинозала, уроков жестового языка. В кинозале можно посмотреть мультфильм про маленького зайчика с синдромом Дауна, которого никто не понимал.

Карта «Парк равных возможностей», тёмные повязки на глаза, трость, «Чудесный мешочек», набор киндер-сюрпризов, инвалидная коляска, кегли, листы бумаги, ручки, карандаши, наушники.

папки-передвижки  «Права и обязанности взрослых и детей»

тестирование родителей «Пытаетесь ли вы понять своего ребёнка?»

«Мы разные, но мы вместе»

-Воспитание  милосердия, доброты, сочувствия.

-Показать конструктивные способы выстраивания дружеских взаимоотношений и сотрудничества взрослых и детей.

 Игра-квест «Мы разные, но мы дружные».

Оформлены в группах выставки

детских работ

«Национальный узор», составление пазла «Мы такие разные».

Презентация «Мы такие разные»

Родительское собрание на тему: «Как воспитать толерантного человека?»

«День дружбы»

-Формировать у взрослых и детей стремление совершать добрые поступки, пробуждать добрые чувства, желание изменить мир к лучшему;

-воспитывать у чувство доброты, вежливости, милосердие, радость переживания за других людей

Акция «Река мира и добра»

Оформление лестничных пролетов в виде реки с корабликами, изготовление корабликов с пожеланиями миру, стране, детскому саду, всем людям

Конкурс для родителей и педагогов «Куклы народов мира»

«Радуга толерантности»

- Помочь понять, почему так важно уважать окружающих

- Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

Беседа «Что такое толерантность?»

схема «Из чего состоит толерантность?»

Игра «Те, кто любит…», Упражнение «Комплименты»

Семинар-практикум «Вопросы формирования толерантности в дошкольной практике»

Консультация для родителей «Влияние семьи на формирование толерантного отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста»

январь

-«Будь внимателен к другому»

-Развивать умение выражать свое настроение и чувствовать состояние другого;

-Учить выразительно изображать отдельные эмоциональные состояния;

Творческое упражнение

« Вырази свои чувства»

Этюды для разыгрывания: «Два ежика», «Медведь и еж»,

«Волк и заяц», «Гадкий утенок на птичьем дворе», «Лев и птичка», «Котенок и его мама»    Комплекс «Волшебный сон»

-«Учимся понимать чувства других людей»

Развивать умение находить среди сверстников общее и различия,

принимать других людей такими, какие они есть.

-Развивать способность к толерантным взаимоотношениям

-Содействовать воспитанию атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки

 Поведенческий тренинг «Обыгрывание ситуаций»

Рисование на тему «Волшебные цветы» под музыку П.И. Чайковского «Фея сирени»,

игра «Негаданная радость»

февраль

«Помоги младшему и старшему»

-Вызвать интерес к изготовлению подарка своими руками;

- Воспитывать заботливое отношение к близким людям.

«День помощи малышам»

Изготовление сувениров и поделок для детей первой и второй младших групп

Заседание МО «Твоя ответственность перед собой и коллективом»

Оформление папки – передвижки «Как помочь ребенку стать добрым»

-Формировать у детей интерес к игре-драматизации;

-Воспитывать коммуникативные качества: партнёрские отношения между детьми;

-воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

Драматизация сказок «Теремок», «Под грибом», «Как ежик счастье искал», «Волк и семеро козлят» и др.

декорации леса ,зонты разных размеров, замаскированные под гриб, костюмы персонажей, шумовой фон  

-Воспитывать чувство спортивного азарта, проявлять чувство товарищества, развитие положительных чувств

- Развивать морально-волевые качества: выдержку, настойчивость, упорство, выносливость.

Спортивный досуг: «Игры наших дедушек и бабушек».

Маски для игр

Кубики

Мяч резиновый

Городки

призы

-Учить детей быть внимательными к окружающим, сверстникам, близким. -Уточнить представление детей о добрых и злых поступках и их последствии, развивать  умение высказывать суждения.

-Побуждать детей к положительным поступкам и делам.

-Воспитывать желание оставлять “добрый след” о себе в душах людей.

Составление альбома «Наши добрые дела».

выставка рисунков «Мои добрые дела», Слушание в аудиозаписи песен о доброте: «Если добрый ты» муз.М. Пляцковского, слова Б. Савельева из мультфильма «День рождения кота Леопольда»

Круглый стол на тему: «Толерантность и разрешение конфликтов»

март

«Дети разных народов – мы мечтою о мире живем»

-Углублять представление о дружбе; учить высказывать своё мнение;

-Осознать возможность сосуществования различных мнений; осознать ценность собственного мнения, отличного от других.

Тематическая беседы «Дружат люди разных стран».

Чтение и обсуждение пословиц о дружбе. Предложить детям обсудить пословицы: «Человек без друзей, как дерево без корней», «Без друга на душе вьюга» и др.

Концерт для мам и бабушек «Мамы всякие нужны, мамы разные важны!»

-Обобщать и расширять знания  детей о красоте и разнообразии музыки и игр различных народов

-Воспитывать уважение и терпимость к людям независимо от расовой и национальной принадлежности.

Музыкально - спортивное мероприятие «Дружат дети всей Земли»

Спортивный праздник «Игры разных народов»

Аудиозаписи с музыкальными произведениями (СD-диски);

- Презентация «Дружат дети всей земли»;

- Мультимедийная установка (экран, проектор);

- Музыкальный центр, ноутбук;

- Тюбетейка, четыре платка, стулья для сооружения юрты, палка для разметки.

творческие мастерские, конкурсы

Фотовыставка «Мы такие разные – и в этом наше богатство»

-Учить понимать эмоциональное состояние и настроение окружающих людей, героев картин, определять использованные для этого выразительные средства (цвет, поза, мимика).

-Развивать воображение, речь, умение составлять рассказ с использованием схемы, выражать свои чувства в рисунке.

-Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Творческая мастерская: рисование «Портрет друга».

Предложить нарисовать портрет словами, а затем красками. Описать его, рассказать о его характере, личных качествах и добрых поступках.

Панно «Солнце» с отпечатками детских ладошек - лучиков и портретами друзей на них. Раскрашенные воздушные шары - клоуны.

-Воспитывать отзывчивое и уважительное отношение к членам своей семьи, сверстникам и взрослым, сообществу детей и взрослых в группе;

-Закрепить у детей проявления чувств патриотизма и толерантности.

-Повысить компетентность родителей по вопросам формирования культуры межнациональных отношений и толерантности у дошкольников.

«Дружба народов разных национальностей, национальные обычаи народов».

Рассказ, беседа,макет «Цветик-семицветик», куклы с национальными костюмами, глобус, карта, герб, макет «Генеологическое древо семьи», сундук);пазлы «Народные праздники»;гимн дружбы «Родина моя» – автор текста (слов) Р. Рождественский, композитор (музыка) Д. Тухманов, презентация «Страны мира»,буклет «Толерантность надо воспитывать»

проектная деятельность

апрель

«Мой город»

-Прививать интерес к истории родного края;

 - Воспитывать любовь к своей малой Родине;

 - Воспитывать любовь к родному городу.

Познавательный рассказ «Город в котором мы живём».

Рассматривание открыток, буклетов

Мастерская «Устное народное творчество в воспитании любви к родному краю»

Совместная творческая работа с родителями «Улицы родного города».

-Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, к краю, к природе;

-Чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает через доброжелательное отношение к сверстникам, готовность к общению.

Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие по родному краю»

картинный ряд, знаки по охране природы, карта Тамбова, макет автобуса, значки «настроения», мольберт, модель-карта России, записка, флажок Тамбова, ключ, знаки полезных ископаемых

-Воспитывать чувства патриотизма, любви к родному городу;

-Формировать понятие «Малая Родина»;

-Пополнять знания детей о достопримечательностях родного города;

-учить узнавать знакомые места на фотографиях.

Выпуск газеты «Мы – жители Тамбова»

воздушные шары, коробка, иллюстрации по содержанию стихотворения «А мы живем в России», фотографии достопримечательностей города Тамбова, карта России, аудио запись песни о Тамбове, видеофрагмент «Экскурсия по Тамбову», проектор, мольберт, аудио запись музыки превращения».

-Познакомить с физической картой России;

-закреплять умения распознавать символы России: флаг, герб, гимн

- Развивать внимание, мышление, интерес к историческому прошлому, к русским промыслам и фольклору.

-Воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости за свою страну.

Досуг «Я люблю тебя, Россия»

иллюстрации с изображением тучки, флага, герба, фотографии Москвы (Красная площадь), русского народного костюма, озера Байкала, Уральских гор, известных городов России, запись гимна и русской народной песни; дымковские игрушки, гжельская, городецкая посуда, матрешки, тульский самовар, физическая карта России.

Создание презентации «Город в котором мы живём», фильма о Тамбове

май

“Я и другие”

-Развивать навыки позитивного социального поведения;

- Показать важность способности ладить с другими;

- Тренировать умение владеть своими эмоциями;

- Учить действовать согласованно.

«Что спасет мир?»

бинго-формуляры каждому участнику игры, листы для рисования, цветные карандаши, образцы рисунков, листы ватмана.

Тренинг: «Педагогические приемы, игры, упражнения для формирования толерантного поведения»

Повышение компетентности родителей по правовым вопросам, изучение социального статуса семей воспитанников

-Развитие способности к эмпатии, пониманию чувств и эмоций других;

- воспитывать у учащихся терпимость друг к другу;

- вырабатывать навыки уверенного поведения.

«Быть вместе, а не рядом»

коробочка с листочками, на которых написано начало предложения; два конверта, в каждом по пять разных мелких предметов.

-Актуализация навыков сотрудничества.

- Развитие умения работать в паре, в группе;

-определение условий эффективного взаимодействия.

"Одной рукой узла не завяжешь"

бейджи в форме цветка, плакат с названием темы занятия, иллюстрации к сказке «Репка» и басне «Лебедь, рак и щука», напечатанные на листе бумаги лабиринты, 24 кубика из набора Б.Никитина, карточки – ориентиры по количеству учащихся и пустые поля из клеток 3x4 (размеры клетки соответствует размерам грани кубика); цветные карандаши; скотч, газеты, ножницы, степлер; кружочки, вырезанные из цветной бумаги (желтые, зелёные и красные), два мешочка из ткани

Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей

-Формирование понятия «дружба», умение находить друзей,

 -Формировать представления о качествах необходимых в дружбе.

«Доброта в каждом сердце»

изображение двух мальчиков (грустного и веселого); карточки со словами, имеющими корень «добро»; карточки с «добрыми» словами; листы А3, или ватман для создания сердца; карточки с ситуациями из школьной жизни; гуашь красного цвета; ножницы, карандаш; музыкальное сопровождение (для релаксации).

Консультация «Воспитание у детей доброты и милосердия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по формированию толерантных отношений между участниками образовательного процесса.

План работы по формированию толерантных отношений между участниками образовательного процесса....

План работы по формированию толерантных отношений между участниками образовательных процессов

План работыпо формированию толерантных отношениймежду участниками образовательных процессов№ п/пНаименование мероприятияСроки проведенияУчастникиОтветственный1.Родительское собрание на тему: «Во...

План работы по формированию толерантных отношений между участниками образовательного процесса

Проблема толерантности  приобретает особое значение в связи с развитием в стране инклюзивного образования, в рамках которого происходит включение детей с ОВЗ в образовательную среду и...

План мероприятий по формированию толерантных отношений между участниками образовательного процесса

План мероприятий по формированию толерантных отношений между участниками образовательного процесса...

План работы по формированию толерантных отношений между участниками образовательного процесса

Организация системной работы по формированию позитивного отношения к окружающему миру,  представителям разных народов, пожилым людям и людям с ограниченными возможностями....

План работы по формированию толерантных отношений между участниками образовательного процесса.

Целью работы является формирование основ толерантной культуры личности дошкольника....