ФОРМИРОВАНИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫХ И РЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ
методическая разработка по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫХ И РЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.
Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики
1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
Упражнения для формирования диафрагмального выдоха
- Сделайте бумажную бабочку и привяжите к ней нитку. Предложите ребенку подуть на нее, чтобы бабочка полетела. Существуют различные варианты такой игры. Можно дуть на ватный комочек, чтоб он слетел с ладошки, выдувать мыльные пузыри, дуть в соломинку, которая опущена в стакан с водой. Главное следить за тем, чтобы выдох был как можно продолжительней.
- "Кораблики" Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от "киндер-сюрпризов" или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.
- "Футбол" Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру "Кто быстрее".
- "Свеча" Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.
Упражнения на произнесение звуков, изменяющихся по длительности
Чтобы вызвать произнесение ребёнком звуков, длящихся не менее трёх секунд, медленно проведите пальцем вдоль руки ребёнка от плеча к запястью, произнося при этом какие-либо звуки. Гласные звуки, такие, как /а/, /о/ или /у/ вполне подходят для этого упражнения. Или произносите какие-либо звуки, проводя пальцем по ноге, от бедра к ступне.
Чтобы вызвать произнесение коротких слогов, таких, как ба-ба-ба, постучите по предплечью, локтю или запястью ребёнка, произнося данные звуки. Постучите по бедру, колену, лодыжке или простучите какой-либо ритм по тыльной стороне руки ребёнка.
Чтобы вызвать произнесение комбинаций длинных и коротких речевых звуков, медленно проведите пальцем от плеча к локтю, потом постучите коротко по локтю или запястью (ба-ба-ба).
Необходимо подбадривать ребёнка произносить звуки различной длительности на одном дыхании. Это способствует развитию речевого дыхания.
Когда вы качаете ребёнка на качелях или в кресле-качалке, соотнесите ваши звуки с ритмом качания, быстрыми или медленными его движениями. Ребенок может попытаться начать повторять Ваши слова, если Вы их повторяете достаточно часто.
Когда вы произносите любимый стишок или поёте песенку, сопровождайте это подходящими по смыслу движениями тела.
Играя с пластилином, сделайте длинные и короткие змейки. Проводите вдоль змейки пальцем, сопровождая действие звуком. Проделайте то же самое, но проводя по змейкам пальчиком ребёнка и обратите внимание ребёнка на длительность произносимых вами звуков.
Повозите ребёнка на одеяле по полу, связывая звук вашего голоса с движениями одеяла. Для долгого движения – долгий звук, для коротких – говорите звуки такой длины, которая равна длительности движения.
Когда бы вы ни прикасались или ни ласкали ребёнка, связывайте звук вашего голоса с движениями ваших рук, связывая слуховое ощущение с тактильным. Используйте при этом любые речевые звуки различной длительности. Вы можете так же использовать звуки, которые часто говорит ребёнок.
Когда вы играете с ребёнком, покажите ему, как рисовать, связывая звук голоса с движениями карандаша по бумаге. Своё рисование связывайте с произнесением звуков. Если вы будете делать это постоянно, то ребёнок сам начнёт произносить звуки, когда рисует, хотя он ещё не будет координировать движения с голосом с такой точностью, как вы.
Сравните вашу руку или ногу с рукой или ногой ребёнка, обведя их на листе бумаги. Вы можете так же использовать «следы» других членов семьи. Когда вы говорите о больших руках, используйте более низкий голос, и более высокий, когда говорите о маленьких. То же самое вы можете делать, когда сравниваете размеры обуви, одежды, чашки, ложки, тарелки, полотенца.
Когда у ребёнка сформируется связь между размерами человека и высотой голоса, то можно вместо голоса использовать подходящие по звучанию музыкальные инструменты, изображая дополнительно движениями большого и маленького человека.
Обязательно говорите шёпотом и дайте ребёнку как можно чаще наблюдать, как люди шепчутся, и при возможности слушать шёпот. Ребёнок, который учится шептать, по-настоящему учится контролировать свой голос. Используйте игру, в которой «Доброе утро!» говорится громким голосом, а «Тихо, спим» - тихим или шёпотом. Также можно найти или нарисовать, картинку, чтоб играть в эту игру. Вызывайте у ребёнка голосовые реакции, связывая голос с картинкой, когда вы говорите о ней. Вы сможете побудить ребёнка к произнесению серии слогов, когда вы рисуете на его ладошке пальцем круги и при этом что-либо поёте.
Чтобы вызвать у ребёнка изменение силы его голоса, потрясите кулаком, сделав рассерженное лицо, и что-нибудь громко говорите. Если при этом вы будете стучать ногами, то достигните даже ещё большего результата. Чтобы достичь громкого звука, стучите и трясите кулаком одновременно со своим криком. Большинство детей будут наслаждаться, подражая таким вашим действиям в игровых ситуациях. Но не надейтесь на то, что вы получите очень точное повторение ваших действий с самого начала.
Чтобы побудить ребёнка использовать тихий и спокойный голос, нежно погладьте куклу или ваше домашнее животное, или мягкую игрушку и произнесите что-либо спокойным голосом и со спокойным выражением лица. На большом листе бумаги нарисуйте линии различной длины, короткие и длинные. Поиграйте с ребёнком в машинки на этих линиях, используя их как дорожки. Пропевая звуки различной длины, когда вы ведёте машинку по линиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние развития мелкой моторики на формирование речевой функции ребёнка
Статья содержит информацию о влиянии развития мелкой моторики на формирование речевой функции ребёнка. Использование разнообразных приёмов развития мелкой моторики рук в условиях логопункта....
Нетрадиционные формы и методы работы в развитии мелкой моторики и формирования речевых функций у детей дошкольного возраста
Методический материал по использованию нетрадиционных методик в работе с детьми дошкольного возраста для развития мелкой моторики и формирования речевых функций....
Этапы формирования речевой функции в течение первого года жизни у ребенка
Содержание1. Стадии речевого развития до 1 года.2. Возрастные нормы по месяцам.3. Кака способствовать речевому развитию ребенка.4. Отклонения от нормы.5. Патологии речевого развития по месяцам....
Особенности формирования речевых функций детей с расстройством аутистического спектра
Для аутизма характерно нарушение речевых функций. В современном мире социализация занимает одно из важнейших ступеней, но без сформированных навыков коммуникации она невозможна. Как невозможно и полно...
Речевая функция – одна из важнейших психических функций человека.
Речевая функция – одна из важнейших психических функций человека. Под этим понимаются коммуникативная, регуляционная, интеллектуальная, познавательная функции. Благодаря соедине...