Аспекты работы учителя-логопеда с детьми раннего возраста в группах кратковременного пребывания в ДОО
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа)

Арнаутова Людмила Викторовна

За основу разработки программы ранней помощи берем системный подход к коррекционно-педагогической работе с детьми 2-3 лет жизни.  Мы не зря выделили именно эту возрастную группу. Ведь в именно к 3 годам начинают строиться помимо уже существующих отношений «ребенок— взрослый» отношения «ребенок—сверстники». К этому возрасту для родителей становятся очевидными проблемы в развитии малыша (не говорит, труден в поведении, не играет, не проявляет интереса к сверстникам).

Коррекционно-педагогическая работа предполагает большую гибкость. Многолетние исследования и опытно-экспериментальная работа ученых и практиков показали, что степень эффективности коррекции вторичных отклонений в развитии и формирования компенсаторных механизмов зависит от следующих факторов:

§   раннего выявления и раннего начала целенаправленной коррекционно-педагогической работы;

§   содержания и методов обучения и воспитания;

§   своевременного включения родителей в коррекционно-педагогический процесс;

§   реализации единства требований к воспитанию и обучению ребенка в семье и дошкольном образовательном учреждении;

§   правильных форм взаимодействия разных специалистов, участвующих в комплексной реабилитации ребенка с нарушениями в развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aspekty_raboty_logopeda_na_gruppe_kvp.docx25.32 КБ

Предварительный просмотр:

Арнаутова Людмила Викторовна, учитель-логопед

МБДОУ детский сад№ 27 «Сказка», МО г.Саяногорск

Аспекты работы  учителя-логопеда с детьми раннего возраста  в группах кратковременного пребывания в ДОО

Год от года все больше детей рождается с проблемами здоровья. В то же время педагогическая наука разработала и внедрила в практику методы комплексной реабилитации детей раннего возраста с нарушениями в развитии.

Дети с нарушениями в развитии — это дети, имеющие отставание (искажение) в психофизическом развитии вследствие нарушения деятельности одного или нескольких анализаторов (зрительного, слухового, двигательного, речевого) или обусловленное органическим поражением центральной нервной системы (ЦНС). Среди детей с нарушениями в развитии отмечается большое количество детей с органическим поражением ЦНС, которые рано выявляются врачами-невропатолаогами и нуждаются в комплексном медико-психолого-педагогическом воздействии.

Дети с органическим поражением ЦНС составляют самую представительную группу среди детей с нарушениями в развитии. У этих детей выражена интеллектуальная недостаточность, нарушены все стороны развития: мотивационно-потребностная, социально-эмоциональная, моторно-двигательная, а также познавательная деятельность (восприятие, память, мышление и речь). Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и качественном своеобразии всех видов детской деятельности и психологических новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении целостности развития личности.

В логопедических группах дошкольных образовательных учреждений больше всего детей дошкольного возраста с органическим поражением ЦНС.

Очень важно в самом раннем возрасте у таких детей определить индивидуально-психологические особенности, затем разработать содержание коррекционно-педагогической работы с ними, а также оказать психологическую помощь родителям.

Одной из новых организационных форм коррекционной поддержки детей раннего возраста с нарушениями психофизического развития являются группы кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении

За основу разработки программы ранней помощи берем системный подход к коррекционно-педагогической работе с детьми 2-3 лет жизни.  Мы не зря выделили именно эту возрастную группу. Ведь в именно к 3 годам начинают строиться помимо уже существующих отношений «ребенок— взрослый» отношения «ребенок—сверстники». К этому возрасту для родителей становятся очевидными проблемы в развитии малыша (не говорит, труден в поведении, не играет, не проявляет интереса к сверстникам).

Коррекционно-педагогическая работа предполагает большую гибкость. Многолетние исследования и опытно-экспериментальная работа ученых и практиков показали, что степень эффективности коррекции вторичных отклонений в развитии и формирования компенсаторных механизмов зависит от следующих факторов:

§   раннего выявления и раннего начала целенаправленной коррекционно-педагогической работы;

§   содержания и методов обучения и воспитания;

§   своевременного включения родителей в коррекционно-педагогический процесс;

§   реализации единства требований к воспитанию и обучению ребенка в семье и дошкольном образовательном учреждении;

§   правильных форм взаимодействия разных специалистов, участвующих в комплексной реабилитации ребенка с нарушениями в развитии.

Работа специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального педагога, инструктора по физкультуре) с семьей планируется после изучения характера взаимодействия матери с ребенком, а также с учетом уровня педагогической компетентности родителей, анализа условий воспитания ребенка в семье. Индивидуальная программа разрабатывается по следующим направлениям:

§   условия и правила проведения коррекционно-педагогической работы с ребенком в семье;

§   содержание работы (указываются задачи, методы и приемы) с ребенком по основным линиям его развития;

§   виды деятельности в целях формирования положительных форм взаимодействия с другими детьми;

§   формы работы с родителями: консультации, обучение матери путем наблюдения за работой учителя-логопеда с ребенком; лекции с указанием тем, места и времени их проведения; участие в коллективном обсуждении проблем воспитания детей в семье.

Направления работы учителя-логопеда в группах кратковременного пребывания

В речевом развитии отставание начинается у таких детей с младенчества: вовремя не появляется гуление, а затем и лепет. Эти дети весьма ограниченно понимают обращенную к ним речь, не могут показать указательным жестом знакомые предметы. У них не сформирован интерес к общению с близкими взрослыми, к окружающим предметам, не развит фонематический слух и артикуляционный аппарат, которые являются предпосылками речевого развития.

Многие дети с органическим поражением ЦНС начинают говорить только после трех лет. Речь у них настолько слабо развита, что не может осуществлять и функцию общения. Недоразвитие же коммуникативной функции речи, к сожалению, не компенсируется другими средствами общения, в частности невербальными (мимикой, жестами). У таких детей лицо лишено мимики (амимичное), они плохо понимают жесты. Это отличает их от детей с другими психофизическими нарушениями (слуха, речи и др.).

Итак, дети третьего года жизни с органическим поражением ЦНС значительно отстают по основным линиям развития от нормально развивающихся сверстников. Они нуждаются в комплексной реабилитации, включающей в себя как медицинское, так и коррекционно-педагогическое воздействие.

Обследование речи включает изучение понимания ребенком обращенной к нему устной речи и определение состояния его активной речи. В этих целях прежде всего ведутся наблюдения за детьми в процессе всего обследования. Предлагаются также специальные задания.

В ходе индивидуального обследования выясняется, сколько слов, обозначающих предметы и действия, ребенок знает, то есть словарный запас, уровень сформированности фонематического слуха, умение выполнять словесные указания различной сложности.

В процессе обследования выясняется состояние речи ребенка, при этом отмечается, употребляет ли он предложения, состоящие из трех слов, употребляет ли прилагательные и местоимения, употребляет ли предложения, состоящие из одного или двух слов; пользуется ли облегченными словами (би-би) или полными, произносит правильно некоторые слова (например, машина), называет ли предметы и действия в момент сильной заинтересованности; пользуется ли облегченными словами в момент двигательной активности, удивления, радости.

Оценка речевого развития ребенка: готов выполнить задание, как относится к заданию — понимает ли речевое указание, есть ли самостоятельная речь, умеет ли повторить за взрослым фразу, слова, лепетные слова, звуки, отсутствие активной речи.

В  развитии речи  учитель-логопед выявляет основные показатели:

1. Лепетные псевдослова (ситуативное использование)

2. Понимание простой фразы

3. Первые слова

4. Фраза из 2 слов (актив)

5. Понимание двухэтапной инструкции

6. Понимание падежных конструкций

7. Местоимение, наречие

8. Числительные

9. Прилагательные

10. Фраза из 3-4 слов

11. Усвоение предлогов

12. Грамматические формы множественного числа

13. Понимание предложных конструкций с предлогами

14. Сложные предложения

Развитие речи и коммуникативных способностей направлено на формирование основных функций речи: коммуникативной, фиксирующей, сопровождающей, познавательной и регулирующей. При этом важно, чтобы на всех этапах обучения педагог учил детей при общении смотреть в лицо взрослому.

Вначале детей учат понимать обращенную к ним речь, показывать некоторые действия и знакомые предметы по словесной инструкции: «Покажи, где у тебя ручки?»; «Покажи, как Миша спит? (ребенок демонстрирует — закрывает глаза)»;

Затем детей учат выполнять какое-либо действие по ходу чтения какой-либо потешки или стихотворения. Ребенка просят при чтении знакомых стихов или потешек («Мишка косолапый», «Зайку бросила хозяйка», А. Барто выполнить конкретное действие.

В занятиях по развитию речи важно, чтобы педагог пел детям песенки, рассказывал стихи и при этом обращал их внимание на свою артикуляцию («Серенькая кошечка», «Ти-ли-бом, ти-ли-бом, загорелся кошкин дом», «Идет бычок, качается», и т. д.).

Детей учат подражать действиям губ взрослого: пи-па-пы, мо-мы, ба-бу-бы, то-ты-ту, ду-ду-до, па-папа, баба-баба, да-да-да, ма-ма-ма, ля-ля-ля, делать улыбку, трубочку (повторить по подражанию), прятать язычок, щелкать язычком, доставать языком до шарика-конфетки; вырабатывать воздушную струю: дуть на лицо взрослого, дуть на «свечу», играть на свирели, дуть на воздушный шарик, на бабочку, на уточку (лодочку), плавающую по воде, и т. д.

Малышей побуждают к звукоподражанию и произнесению лепетных слов: ам-ам, би-би, баю-бай, пи-пи, па-па, мама, бах, упал, топ-топ, ку-ку, и т. д.

На занятиях по развитию речи детей учат показывать некоторые действия, предметы, изображённые на картинке: «Покажи, как Миша катает машинку. Покажи, где рыбка? Покажи, как рыбка плывет (учить показывать движения двумя ручками)».

Далее детей учат отвечать на вопросы: «Миша, ты хочешь рисовать?» — «Да! Нет!»; «Миша, ты хочешь качаться на качелях?» — «Да!». Детей учат произносить отраженно отдельные слова в определенной ситуации: хочу, не хочу, упал, вода, спать, пить, сиди, гулять, копать, кушать, сок,  и т.п.

Большое внимание на занятиях по развитию речи уделяется обучению детей задавать вопросы (Кто там? Кто пришел? Где кошка?) и развитию фразовой речи. Ребенка учат в определенной ситуации повторять фразу из двух слов, отражающую просьбу или желание ребенка: «Дай пить», «Дай сок», «Хочу пить», «Хочу играть», «Дай куклу», «Хочу спать» и т. д. При затруднениях педагог стремится к тому, чтобы ребенок фиксировал свой взгляд на артикуляции губ взрослого. Детей учат повторять элементарную фразу из двух слов с опорой на сюжетные картинки: «Девочка идет», «Мальчик бежит», «Зайка прыгает», «Птичка летает».

В дальнейшем коммуникативная функция речи развивается в процессе драматизации сказок, дидактических игр, беседы. Детей учат задавать вопросы по картинке, после прочитанного рассказа, произносить различные считалки, поговорки. Грамматический строй речи усваивается в речевых играх и упражнениях: «Где матрешка? Вот она под столом». «Поставь матрешку на стол». «Спрячь машинку под стол. Где же машинка? Вот она под столом». «Где колокольчик? Вот он, на столе. Спрячь колокольчик под стол. Где колокольчик? Вот он, под столом».

Главное в занятиях по развитию речи — сформировать у детей потребность к речевым высказываниям.

Каковы же цели и задачи, которые ставит перед собой специалист-логопед, работая с родителями, воспитывающими проблемного ребенка?

Логопед оказывает квалифицированную педагогическую поддержку родителям; создает условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка; помогает близким взрослым создать в семье комфортную для развития ребенка среду; выявляет, раскрывает и поддерживает положительные личностные качества родителей, необходимые для успешного сотрудничества со своим ребенком, формирует уверенный и спокойный стиль воспитания.

Как показал многолетний практический опыт работы, этими формами работы являются: консультативно-рекомендательная; лекционно-просветительская; практические занятия для родителей; организация «круглых столов», родительских конференций, детских утренников и праздников; индивидуальные занятия с родителями и их ребенком; подгрупповые занятия.

Литература:

1.Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: метод. пособие для педагогов / Е.А Стребелева, Ю.Ю. Белякова, М.В. Браткова и др.; под. ред. Е.А. Стребелевой ; Ин-т коррекц. педагогики РАО -- Изд. 2-е. - М. : Экзамен, 2004. - 127 с. - (Ранняя помощь)

2.Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога/ Под ред. Л.М.Шипицыной.-М.:Владос,2003