Открытое занятие по эмоционально-волевому развитию средствами арт-терапии для детей 5-6 лет «Путешествие необитаемый остров»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Тимофеева Надежда Анатольевна

Путешествовать всегда интересно, да  при этом еще и выполнять интересные задания. Предложенные  средства арт-терапии могут взять на заметку педагоги в работу с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx26.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №5 «Радуга»

Конспект открытого занятия

по эмоционально-волевому развитию

 средствами арт-терапии для детей 5-6 лет

 «Путешествие необитаемый остров»

Цель занятия: развитие эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников.

Задачи:

Воспитательные

1. Воспитывать чувство взаимопонимания и взаимопомощи, чувства сострадания, жалости.

2. Способствовать снятию эмоционального напряжения

3. Способствовать повышению уверенности в себе через создание ситуации успеха.

Развивающие

 4. Развивать умение слушать своего собеседника и уважать его мнение

5. Продолжать развивать умение слушать, понимать и переживать музыкальные произведения.

Обучающие

6. Закрепить представления детей об эмоциях: радость, грусть.

7. Способствовать  осознанию взаимосвязи между переживаемым эмоциональным состоянием и его внешними проявлениями;

 8.Создать условия для проявления собственных эмоций «радости» и «грусти»

Материал: экран, мультимедийная установка, музыкальный центр, аудиозапись «Шум моря и крик чаек», «танец волн», «волны на море» для графического задания «Волны», гимнастические ленты синего цвета,  подушка- сердце, рулон обоев, восковые мелки, цветные карандаши, листы бумаги А5, гуашь, кисти, непроливайки, кинетический песок, контейнер с материалом для постройки острова (пальмы, рыбки, животные, конструктор для постройки жилья,  человечек), бутылка с письмом, нарисованный корабль на ватмане и картинки матросов по количеству детей .

Ход занятия:

Ритуал приветствия «Мое настроение» 

Участники вместе с педагогом-психологом образуют круг.

Педагог-психолог: Здравствуйте, ребята. Я рада встречи с вами. Давайте поприветствуем друг друга. У меня в руках вот  такое доброе, отзывчивое сердечко (показывает сердечко сделанное из бумаги). Сейчас я дам сердечко одному из вас, и тот кто его получает называет свое имя ласково, передает сердечко следующему ребенку и говорит, что очень рад видеть всех и какое у него сегодня настроение (грустное, веселое). Например: Здравствуйте, меня зовут Сонечка,  сегодня ребята у меня очень веселое и хорошее настроение, я очень рада видеть вас.

Дети по очереди выполняют приветствие.

Педагог-психолог: Ребята, у меня для вас сюрприз? (педагог показывает бутылку). Правильно. Посмотрите какая она необычная. (педагог трясет бутылку). Ребята, мне кажется, что в ней что-то есть.  (открывает бутылку и достаёт письмо) . Ребята, здесь какое-то письмо. Хотите узнать, что написано в этом письме? (педагог достает письмо и читает)

Письмо: Здравствуйте! Пишет вам Капитан дальнего плавания с далекого необитаемого острова, на который я попал, когда на море начался сильный шторм и мой корабль разбился о высокие скалы, находящиеся вокруг острова. Пишу письмо, с надеждой на то, что кто-нибудь его найдет в море и поможет мне вернуться домой.

Педагог-психолог: Ребята, что же нам делать? (ответы детей). Вы хотите отправиться в морское путешествие и помочь этому капитану? (ответы детей). На чем мы можем путешествовать по морю? (ответы детей). Отлично, мы будем путешествовать по морю на корабле. Отправляемся в путь.

Физкультминутка «Корабли»

Волны плещут в океане. (машут руками, изображая волны)
Что там чудится в тумане? (вытягивают руки вперед)
Это мачты кораблей. (вытягивают руки вверх)
Пусть плывут сюда скорей! (приветственно машут руками)
Мы по берегу гуляем, мореходов поджидаем. (ходьба на месте)
Ищем ракушки  в песке (наклоны)
И сжимаем в кулаке  (
дети сжимают кулачки)
Чтоб побольше их собрать надо чаще приседать.
(приседания)

Включается музыка «шума моря» и «крика чаек».

Педагог-психолог: (Удивленно) Ребята, что это за звуки мы с вами слышим? (ответы детей - шум моря, ветра, крик птиц).

- Как вы думаете, почему появляется шум на море? (ответы детей). Правильно, когда начинает дуть ветер, на воде образуются волны, которые плещутся друг о друга, создавая шум.

- Какое настроение у вас вызывают эти звуки?

- Ребята, вы хотите попробовать изобразить волны?

- Какие движения для этого подойдут? (дети показывают плавные движения руками). 

- А хотите исполнить «Танец морских волн»? (ответы детей)

А помогут нам исполнить этот танец гимнастические ленты (дети берут гимнастические ленты и встают в середину зала)

Звучит музыка

Танцевально-двигательный этюд «Танец морских волн»

(дети импровизируют под музыку, создавая образ морских волн)

Педагог-психолог: У нас получился танец легких, быстрых и гибких волн, несущих нас по морской глади.

Педагог-психолог: Ребята, вам понравилось изображать волны? (ответы детей). Быть такими же свободными и непринужденными. А теперь я предлагаю вам изобразить волны на бумаге.

Графическая коллективная работа «Волны»

Педагог-психолог: перед вами больший лист бумаги. Он один для всех. С помощью  восковых мелков или цветных карандашей вам нужно нарисовать волны синего бескрайнего моря. А я помогу вам. (звучит музыка шум моря).

Представьте ясный теплый день, море спокойное, едва волнуется. Вдруг подул ветер, море взволновалось, поднялись небольшие волны. Ветер усилился, небо нахмурилось, грянул гром, сверкнула гроза, море потемнело, волны поднялись высоко, начался шторм. Вскоре все стихло, на небе появилось солнце и море  успокоилось. Наступил штиль.

Дети под музыку рисуют волны

Педагог-психолог: Молодцы, у вас получились замечательные волны, каждая со своим характером. Вы помните, что мы отправились в морское путешествие, чтобы помочь капитану вернуться домой? Для того чтобы его продолжить, мы крепко возьмемся за руки, закроем глаза и продолжим наше путешествие. Мы с вами будем идти до тех пор с закрытыми глазами, пока я не произнесу слова «Раз, два, три – смотри!». Договорились? Так как у вас глаза будут закрыты, вы должны крепко держаться за руки и доверять друг другу, а я буду направлять вас в пути. Теперь все медленно идем за мной. 

(Педагог ведет  детей к экрану, на котором  изображение острова).

Педагог-психолог: «Раз, два, три – смотри!» (На экране появляется необитаемый остров) Ребята, как вы думаете, где мы с вами оказались (Ответы детей). Я с вами согласна,  что это остров. А как вы догадались? (ответы детей) Правильно, остров – это небольшой участок земли, который со всех сторон омывается водой.

Ребята, посмотрите внимательно. На этом острове кроме песка ничего нет.

Как вы думаете, на нем можно жить? (ответы детей). А что необходимо для жизни на этом острове? (ответы детей).

Тогда я предлагаю вам сделать этот необитаемый остров более уютным и пригодным для жизни. Согласны?

Коллективная работа «Остров»

Педагог-психолог: Присаживайтесь за стол, где у вас есть все необходимое. Главное помните работать вы должны все вместе, дружно и сообща.

На острове необходимо создать удобные условия для жизни: продумать жилье, продукты питания.  

(Время от времени подбрасывать идеи для размышления: «А если пойдет дождь или наступят холода? Что вы будете есть, когда кончатся фрукты? А как же вы будете есть добычу, прямо сырой?» (Ответы детей)

Задание на создание ситуации успеха

Психолог: Вы создали на острове все необходимое для жизни. Но чего-то не хватает? Как вы считаете, наш остров красивый? (ответы детей).  Я предлагаю украсить его – пусть на нем расцветут прекрасные цветы и полетят бабочки.  Согласны? А чтобы цветы и бабочки получились необычными, предлагаю вам нарисовать их в знакомой нам технике.

Педагог-психолог: Для этого нам понадобятся листы бумаги, гуашь, кисть и конечно же ваша фантазия. Приглашаю вас занять рабочее место, где есть все необходимое.

Теперь вспомним технику рисования. Лист бумаги складываем пополам, на линию сгиба наносим гуашь разного цвета в виде кляксы, снова складываем лист и разглаживаем его рукой, делая оттиск цветка или бабочки.

Педагог-психолог: Получившиеся рисунки станут прекрасным украшением острова.  Давайте украсим ими наш остров.  (Дети украшаю зал)

Педагог-психолог: Наш остров стал красивым. Но где же наш капитан, который просил нас о помощи? (дети оглядываются по сторонам)

(на экране появляется картинка с островом и грустным капитаном)

Упражнение на закрепление выражения и названия различных эмоций   «Встреча положительных эмоций»

Педагог-психолог: Да вот же он (обращая внимание детей на экран)

- Какие эмоции испытывает капитан? (ответы детей)

- Ребята, как вы думаете, человек сможет жить один на острове? (ответы детей). А  как он будет  себя чувствовать, оказавшись один без друзей и знакомых.( Дети отвечают - ему, наверное, будет грустно, одиноко, он скучает по своим близким  и он плачет).

Педагог-психолог: Да, человек, оказавшись совсем один в незнакомом месте, испытывает отчаяние, грусть, а может даже и страх, находясь один на необитаемом острове. А теперь представьте, что вы совсем одни на необитаемом острове. Попробуйте показать, как человек грусти, боится, как он плачет, зовет на помощь.

(дети изображают - необходимо сделать очень печальный и сочувствующий эмоциональный вид, имитацию плача)

А теперь вы только представьте, что сейчас в эту минуту на острове наш капитан неожиданно встретили  вас.  Он, наверное, будет очень счастлив. Как вы себя будете вести в этом случае? (Ответы детей –будем обниматься, улыбаться).

Покажите, как вы будите это делать. (дети бегают по острову, прыгают, хлопают в ладоши)

Педагог-психолог: Замечательно, что мы нашли капитана и подружились с ним.

(на экране появляется картинка с островом и веселым капитаном)

Физкультминутка «Друзья»

Добрый день, мой милый друг (рукопожатие).
Посмотри-ка ты вокруг (поворачиваем головы из стороны в сторону).
Здесь есть ты (кладем правую руку на плечо соседа).
Здесь есть я (кладем правую руку себе на грудь).
Будем вместе (обе руки ладонями соединяем с руками соседа)
Жить (хлопаем в ладоши),
Друзья (соединяем руки ладонями).

Рефлексия

Педагог-психолог: Наше путешествие подошло к концу.  Как вы считаете, помогая капитану, какой поступок мы совершили? Какое чувство вы сейчас испытываете?

Техника «Корабль»

- Ребята, если сегодня вам было интересно, вы очень старались, и у вас все получилось, поместите фигурку вашего матроса на площадку у самого верха мачты, где располагается впередсмотрящий, который внимательно вглядывается вдаль и всегда готов к новым приключениям.

А если вы старались, но не все у вас получилось сразу, то поместите фигурку вашего матроса на палубе, он выполняет важную работу на корабле и очень старается.

Ритуал окончания занятия

Педагог-психолог: Ребята, давайте встанем в круг и попрощаемся  друг с другом. Я дам вам сердечко, которое мы будим передавать друг другу и заканчивать фразу «Я прощаюсь с вами с чувством…». Вот я передаю вам сердечко и говорю : «Я прощаюсь с вами с чувством большой радости и надеюсь, что мы с вами скоро встретимся».