Социализация детей с ОВЗ посредством сказкотерапии
статья по логопедии

Богачева Виктория Германовна

Дети с ТНР  имеют, как правило,  неврологический статус "дизартрия" разной степени выраженности. Дизартрия - это не затрудненное произношение отдельных звуков, а расстройство речи в целом в следствии недостаточной инервации органов речевого аппарата. В итоге речь становится смазанной, недостаточно разборчивой, невыразительной. В коррекционной работе мне очень помогает сказка. Проектная деятельность позволяет превратить однообразный, скучный, долгий традиционный коррекционный путь преодоления дизартрии в волшебное событие. Дети с ОВЗ и их родители становятся активными участниками этого процесса. Их заинтересованость помогает мне  развивать у детей с ОВЗ речь -  накопливать и активизировать  словарь, развивать интонационную выразительность речи и высшие психические функции,   формировать умение взаимодействовать друг с другом и со взрослыми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Богачева Виктория Германовна учитель –логопед МБДОУ № 254

г. Ростов-на-Дону

Тема инновационного педагогического опыта: «Социализация детей с ОВЗ посредством сказкотерапии»

Актуальность и перспективность опыта.

На сегодняшний день одной из самых тревожных проблем стал неуклонный рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья. 

        Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Понятие         «ограниченные возможности здоровья»  (ОВЗ) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной нервной системы, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации.

        Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения ограничения по здоровью, а с точки зрения создания специальных условий для получения образования, исходя из решения ПМПК. Обучающийся с ОВЗ - это ребенок, который нуждается специальных условиях для доступного и качественного образования.

        Различают следующие категории детей с ОВЗ:

- Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, ранооглохшие и позднооглохшие)

- Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие)

- Дети с нарушением речи 

- Дети с нарушением интеллекта (дети с умственной отсталостью разной степени)

-Дети с задержкой психического развития (ЗПР)

- Дети с нарушением опорно - двигательного аппарата (ДЦП)

-Дети с нарушением эмоционально - волевой сферы (расстройство аутистического спектра)

- Дети с множественные нарушениями (сочетание 2х и более нарушений: дети с умственной отсталостью и ДЦП). 

        Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

        П.С. Выготский, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперин  в качестве доминирующей стороны в развитии  личности называют социальный опыт, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но осуществляется развитие их способностей, формирование личности. В процессе социализации актуализируется опыт ранних этапов онтогенеза, связанный с формированием психических функций и первоначальных форм социального поведения; передача социального опыта через систему обучения и воспитания; и, наконец, взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности.

        Социализация – развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей.

        Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья  заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе. И, кроме того, достигается путём проведения социально-педагогической реабилитации и подготовки детей, родителей, педагогов к принятию детей с особенностями в развитии.

        Ограниченность в общении со сверстниками лишает этих детей приобретения социальных навыков. Они выходят в мир неподготовленными, с большим трудом приспосабливаются к изменившейся обстановке, остро чувствуют недоброжелательность и настороженность окружающих, болезненно на это реагируют. 

        Сказкотерапия — один из самых эффективных приёмов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста, которые испытывают затруднения в физической, поведенческой, интеллектуальной сфере.

        Сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, побуждает к деятельности и даже лечит. Для дошкольника восприятие сказки – это специфическая деятельность, обладающая для ребенка невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать, раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами взрослого мира.

        Сказка, театральная деятельность – любимый детьми и наиболее естественный для них способ решения проблемы недоразвития речи. Недоразвитие речи проявляется в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций, недостаточности фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти.        

        Анализ специальной методической литературы, данные многочисленных исследований дошкольников с речевой патологией позволяют сделать выводы, что 90-95% детей с ОВЗ имеют неврологический статус: стертая форма дизартрии. Для них характерно: системное нарушение всех структурных компонентов речи; слабое развитие речевой моторики; ускоренный или замедленный темп речи; бедность мимики, жестов; неправильное дыхание; (учащённое, прерывистое, поверхностное) неточность воспроизведения и быстрая утеря информации; слабость волевых усилий, эмоциональная неустойчивость; нарушение голосообразования (силы, тембра, звуко-высотности, гибкости, мелодики) нарушение опознания и воспроизведения контрастных и сходных значений интонационных высказываний; сниженная способность к творческому созданию новых образов. Данное обстоятельство усугубляется бедным, безграмотным «говорением» с экранов телевидения. Дети слышат агрессивную, примитивную речь, насаждаемую телевизионной рекламой, западными боевиками, мультфильмами. Поэтому так важна работа по формированию правильной речи у дошкольников. 

Неотъемлемой частью овладения родным языком является и развитие интонационной выразительности речи. Именно интонация помогает ясно и точно выразить мысль, донести до слушателя и собеседника необходимую информацию. Работа по формированию интонационной выразительности речи стимулирует развитие связной речи, позволяет избежать таких недостатков высказывания как монотонность, нерасчлененность речи, нечеткость дикции, замедленный или убыстренный темп, влияющих на понимание содержания и эмоционального смысла высказывания.

Мои проекты - «Великий датский сказочник», «Новогодние приключения». Наиболее ярким оказался мой последний проект - «Нас сказка учит говорить». Его итогом стал спектакль по мотивам сказки Л.Кэролла «Алиса в Стране Чудес», поставленный детьми старшей группы комбинированной направленности для детей с ТНР.

Проектная деятельность, обеспечивая введение в единое образовательное пространство всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести нарушений их развития наиболее полно, на мой взгляд, создает условия для наиболее полной реализации принципов инклюзивного образования:

1) Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2) Каждый человек способен чувствовать и думать;

3) Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4) Все люди нуждаются друг в друге;

5) Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6) Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7) Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8) Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

 Важнейшим достоинством проектного метода является самостоятельное «добывание» знаний детьми. Действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает – «присваивает» знания и опыт. 

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» - так гласит восточная мудрость. Процесс подготовки к выступлению, сам спектакль, эмоции испытанные всеми участниками проекта – все это помогает  раскрытию личности каждого ребенка, его талантов, способности к самообучению, коллективной работе, формированию ответственности за свои поступки, создание комфортной среды. Мы убеждаемся, что использование проектного метода в коррекционной работе, действительно способствует успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии»

Представляю вам презентацию «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии».Надеюсь,она будет полезна воспитателям....

Социализация детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.

Мы все когда-то были детьми и с удовольствием играли в различные игры. Может быть, поэтому часто светлые воспоминания о детстве связаны именно с играми. Слово “игра” ассоциируется с чем-то неповторимы...

Социализация детей с ОВЗ посредством проектной деятельности.

В настоящее время очень остро стоит вопрос социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Социальным заказом государства (и в связи с введением ФГОС ДО) является воспитание а...

Статья «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии»

Данная статья поможет воспитателям в работе с детьми при развитии связной речи у дошкольников. Связная монологическая речь, представляя собой многоаспектную проблему. В психологической литературе...

«Активизация словаря детей раннего возраста посредством сказкотерапии » 2019-2020 учебный год. возраст детей (2-3 года)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малышок» «Активизация словаря детей раннего возраста посредством сказкотерапии » 2019-2020 учеб...

Доклад на муниципальном конкурсе: Практика по организации процесса воспитания для детей с ОВЗ и инвалидностью «Мы вместе» «Социализация детей с ОВЗ посредством применения нейроупражнений»

Социализация или усвоение ребёнком общечеловеческого опыта, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребёнок овладевает речью, новыми знаниями и умениями, у н...