Игры и упражнения для детей с ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике

Рекомендации педагогам, родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_detey_zpr.docx16.72 КБ
Файл igry_i_zanyatiya_ras.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

     Игра "Найди отличие" (3-5лет)

Цель: развитие умения сосредоточить внимание на деталях.

Ход игры : Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке.

Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

Продолжительность 5-7 минут

Игра "Обезьянки" (1, 5-7 лет)

Цель игры : развитие объема внимания, координации движений, памяти.

Оборудование: кирпичики одного или нескольких цветов (у всех детей и ведущего наборы должны быть одинаковыми, или счетные палочки, или набор для игры "Танграм", "Вьетнамская игра" и т. д.

Ход игры : ведущий предлагает детям: "Давайте мы с вами сегодня "превратимся" в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все, что видят". Ведущий на глазах у детей складывает конструкцию из кирпичиков (или из того материала, на котором проводится игра). Ребята должны, возможно, точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.

Вариант: построенную на глазах у детей конструкцию закрывают листом бумаги или коробкой и им предлагается сложить ее по памяти (потом результат сравнивается с образцом).

Продолжительность 7-10 минут

Игры для детей с тревожностью

Сосулька”

Цель: расслабить мышцы рук. “Ребята, я хочу загадать вам загадку:

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет. (В. Селиверстов)

Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую — уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем. А теперь выступаем. Здорово получилось!”

“Шалтай-Болтай”

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди. “Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется “Шалтай-Болтай”.

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне. (С. Маршак)

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова “свалился во сне” — резко наклоняем корпус тела вниз”.

"Покажи нос"
Цель: помочь детям ощутить и осознать свое тело.

Раз, два, три, четыре, пять, 
Начинаем мы играть. 
Вы смотрите, не зевайте 
И за мной все повторяйте, 
Что я вам сейчас скажу 
И при этом покажу.

Воспитатель, называя части своего тела, показывает их на себе, кладет на них руку. Дети повторяют за ним движения, показывая на себе, на себе названные части тела.

Затем воспитатель начинает "путать" детей: называть одну часть тела, а показывать другую. Дети должны заметить это и не повторить неверные движения.



Предварительный просмотр:

Ролевые игры

  • Играйте в динозавров, ревите друг на друга и ищите спрятанную в траве еду;
  • Играйте с куклами и кукольным домиком и представляйте, что куклы встают, умываются, играют и ложатся спать;
  • Стройте из деталей для конструктора дома, составляйте из них улицы и водите между ними автомобиль;
  • Играйте в железную дорогу, загружайте поезд товарами, садите на него людей и перевозите со станции на станцию;
  • Создайте больницу для мягких игрушек и лечите зверей: делайте им уколы, капайте в глаза, носы и уши капли, перевязывайте лапы, поите их лекарством;
  • Используйте игрушечную еду, чтобы «приготовить» и «подать на стол» различные блюда;
  • Играйте в школу, кто-то будет учителем, а другие участники игры – учениками.

Если у вашего ребенка есть какие-то особые интересы, учитывайте их в ролевой игре.

Перенесите в игру то, что ребенок любит в реальной жизни, например:

  • Прогулки на площадке
  • Детей, катающихся поочередно на горке
  • Качели и карусель
  • Голубей и кошек
  • Сервировку стола
  • Купание в бассейне или ванне

В помощь самодельные игрушки из картона и пластиковые фигурки людей и животных.

В ролевых играх по факту хорошо разыгранной роли также можно награждать участников занятий наклейками, леденцами и другими особыми угощениями.

Сенсорные игры

Попробуйте такие занятия:

  • Ванна с фасолью или рисом. Как уже говорилось ранее, пусть дети погружают в нее руки, закапывают и выкапывают зверей и другие игрушки;
  • Рисование по крему для  бритья. Нанесите на столешницу немного крема для бритья и путь дети размажут его по всей крышке стола;
  • Создайте «водяную стену»: расположите рядом друг с другом банки и колбы разной формы и пусть ребенок заполняет их водой из графина или пластиковой бутылки;
  • Ансамбль барабанов. Расставьте по столу барабаны. Пусть ребенок стучит в них с разным темпом и скоростью;
  • Предлагайте ребенку различные виды еды (но не забывайте о диете – если вы ей следуете) — с разной текстурой, хрустом, и вкусом;
  • Используйте вращающийся стул, чтобы кружить ребенка;
  • Купите небольшой трамплин;
  • Подвесьте под потолок качели;
  • Шведская стенка. Прикрепите к стене шведскую стенку и поощряйте малыша подниматься по ней вверх и вниз, свешиваться на руках и ногах;
  • Кольца и перекладина. Подвесьте к потолку пару колец и перекладину. Учите ребенка свисать с них, подтягивать тело вверх, раскачиваться в висе руками, поджав ноги.
  • Посещайте игровые площадки: ребенок должен освоить спуск и подъем на горки разной высоты (по лестнице, используя альтернативные маршруты карабканья), уметь преодолевать препятствия, кружиться на карусели, прыгать по пенькам и колесам.
  • Детский транспорт. Учите ребенка кататься на специальных тележках в форме машин и мотоциклов, на самокатах и особых велосипедах без педалей (велобегах).

ПОМНИТЕ! Физические упражнения помогут ребенку лучше чувствовать тело, гармонизируют равновесие, улучшат проприоцептивную чувствительность и даже могут  повлиять на развитие навыков речи.

Умение ждать своей очереди

Попробуйте такие идеи:

  • Когда ваш ребенок играет с игрушкой, попросите его о своей очереди. Не дожидайтесь ответа, просто возьмите игрушку, немного с ней поиграйте и верните ее ребенку. Когда ребенок хорошо усвоит, что ему отдадут игрушку, он будет охотнее ею делиться;
  • Возьмите игрушку с огоньками и музыкой, и играйте с ней сами. Передайте ее ребенку и скажите: «Твоя очередь». Включите в занятие еще нескольких детей или взрослых – пусть игрушка идет по кругу.
  • Запускайте по очереди юлу, стучите в барабан, гремите кастаньетами, дуйте в дудку, выдувайте мыльные пузыри – используйте простые инструменты, длительность одного сеанса игры с которыми мала и которые можно быстро передать партнеру.

Совместное внимание (общее внимание двух людей к одному и тому же объекту или синхронизация внимания между двумя и более людьми).

  • Когда ребенок играет с игрушкой, заберите ее и покажите пальцем какие-то ее особенности (уши у плюшевого медведя). Попросите ребенка повторить за вами.
  • Просите ребенка подробно описать объект, на который он смотрит: какой высоты, какого цвета, какой формы, такой ширины.
  • Дуйте в свисток, дудку или губную гармошку и просите ребенка сказать, что только что прозвучало.
  • Исполняйте разные мелодии на музыкальном инструменте.
  • Просите ребенка описывать предметы на улице, называть, что перед ним.

Поощряем имитацию

Имитация – это крайне значимый инструмент развития ребенка и основа усвоения им множества навыков. Попробуйте такие игры:

  • Делайте жесты руками, меняйте положение ног и всего тела, и просите ребенка повторить за вами;
  • Изображайте животное, и пусть ребенок повторяет повадки, которые вы демонстрируете;
  • Копируйте поведение своего ребенка с РАС. Делайте это до тех пор, пока он не заметит вашего обезьянничания;
  • Если у вас есть, кого поставить в пару, просите одного ребенка быть зеркалом другого – когда первый совершает движение, второй должен за ним безошибочно и вовремя повторять.

Поощряйте успехи ребенка наградами! Любые успехи ребенка нужно озвучивать ему самому и поощрять, обозначая конкретно, за что именно.

 «Этот пальчик хочет спать…»

Цель: развитие у ребенка умения загибать пальчики в порядке очередности на правой руке, затем на левой руке, выполнять действия в соответствии с текстом потешки.

Ход: Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик — прыг в кровать! Этот пальчик прикорнул. Этот пальчик уж заснул. Тише, пальчик, не шуми, Братиков не разбуди... Встали пальчики. Ура! В детский сад идти пора. (Пальцы разомкнуты. Поочередно загибаются все пальцы, начиная с большого. Пальцы крепко сжаты в кулак, затем кулак энергично разжимается, пальцы разомкнуты.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста» (логопедические игры и упражнения для детей 5-7 лет)

Игры и упражнения для стимуляции речевой активности, выразительности речи, расширения словаря у детей дошкольного возраста....

Откуда берутся страхи у детей. Игры и упражнения помогающие детям справиться со страхом

СтО причинах возникновения страхов у дошкольников и о коррекции страхов....

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста на развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы детей.

Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста на развитие коммуникативных качеств и эмоциональной сферы детей можно проводить во время непосредственно - образовательной деятельности, а так...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

Методическая разработка Тема: «Подвижные игры, спортивные игры и упражнения для детей дошкольного возраста»

Методическая разработка  Тема: «Подвижные игры, спортивные игры и упражнения для детей дошкольного возраста»...

Психологические игры и упражнения для детей дошкольного возраста. Игры, направленные на повышение самооценки

Целью данных игровых упражнений является поддержка и преодоление трудностей с личностной самооценкой,возникшей на жизненном пути ребенка....