"Дошкольник на пороге школы. Кризис 7 лет"
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Касторская Ольга Васильевна

Дошкольники,у которых проявлялся кризис 7 лет еще до постуления в школу, имеют меньше трудностей в первом классе, по сравнению с теми, у кого кризис проявлялся незначительно, либо не проявлялся вовсе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doshkolnik_na_poroge_shkoly.krizis_7_let.docx15.07 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольник на пороге школы.

КРИЗИС  7  ЛЕТ

При переходе от дошкольного к школьному возрасту ребенок резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении.

Негативная симптоматика кризиса, свойственная всем переходным периодам, в полной мере проявляется и в этом возрасте (негативизм, упрямство, строптивость и др.) Наряду с этими появляются специфические для данного возраста особенности: нелепость, исскуственность поведения, паясничанье, вертлявость, клоунада. Ребенок ходит вертлявой походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута. Такие особенности поведения семилеток свидетельствуют об «утрате детской непосредственности». Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является разделение в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни.

До 7 лет ребенок поступает в соответствии с актуальными для него в данный момент переживаниями. Его желания и выражение этих желаний в поведении представляют собой неразделимое целое. Поведение ребенка в этих возрастах можно условно описать схемой: «захотел – сделал». Наивность и непосредственность свидетельствуют о том, что внешне ребенок такой же, как и «внутри», его поведение понятно и легко «читается» окружающим.

Утрата непосредственности и наивности в поведении старшего дошкольника означает включение в его поступки некоторого интеллектуального момента, который как бы вклинивается между переживанием и действием ребенка. Его поведение становится осознанным и может быть описано другой схемой: «Захотел – осознал – сделал». Осознание включается во все сферы жизни старшего дошкольника: он начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности и т.д.

Одним из важнейших достижений старшего дошкольника является осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции.

В старшем дошкольном возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания.

Появляется выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность. Ребенок как бы «выпадает» из привычной жизни и применяемой к нему педагогической системы, теряет интерес к дошкольным видам деятельности.

В условиях всеобщего школьного обучения это, прежде всего,  проявляется в стремлении детей к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности, а также в желании выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие-то их обязанности, стать помощником в семье

Появление такого стремления подготавливается всем ходом психического развития ребенка и возникает на том уровне, когда ему становится доступным осознание себя не только как субъекта действия, но и как субъекта в системе человеческих отношений. Если переход к новому социальному положению и новой деятельности своевременно не наступает, то у ребенка возникает чувство неудовлетворенности, которое и находит свое отражение в негативной симптоматике кризиса 7 лет.

Дошкольники, в поведении которых до поступления в школу замечены симптомы кризиса, в первом классе испытывают меньше трудностей, чем те дети, у которых кризис 7 лет до школы никак не проявлялся.

Рекомендации  

КАК  СПРАВИТЬСЯ  С  КРИЗИСОМ  7  ЛЕТ

  1. Прежде всего,  нужно помнить, что кризисы – это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.
  2. Причина острого протекания кризиса – несоответствия родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребенка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованы и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.
  3. Измените свое отношение к ребенку, он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.
  4. Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.
  5. Если ваши отношения с ребенком приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов: вам необходимо принять твердое решение не кричать и не выходить из себя во что бы то ни стало.
  6. Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол для родителей подготовительной группы «Дошкольник на пороге школы»

нетрадиционная форма проведения родительского собрания посожет воспитателям сделать работу более интересной и продуктивной....

Консультация для родителей «Дошкольник на пороге школы»

Когда ребенку исполняется 6-7 лет, многие родители озабочены вопросами, связанными с его поступлением в школу. Как сделать так, чтобы ребенок легко учился, был хорошим учеником? Есть ли критерий, кото...

Родительское собрание "Возрастные особенности детей 7-го года жизни. Дошкольник на пороге школы."

Установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника по вопросу подготовки дошкольников к школе посредством дистанционного общения....

родительское собрание в подготовительной группе на тему: «Возрастные особенности детей 7-го года жизни. Дошкольник на пороге школы»

Установить партнерские отношения с родителями через дистанционное обучение. Повысить грамотность родителей в области развивающей педагогики и подготовки детей к школе....

Консультация для родителей на тему: «Современный дошкольник на пороге школы».

Современные дети – это объект жалоб, споров, гордости и исследований психологов, и социологов. Кто-то их хвалит, кто-то ругает, но все единодушны в одном: современные дети другие, ни хуже, ни лу...

Круглый стол для родителей подготовительной группы «Дошкольник на пороге школы»

Круглый стол для родителей подготовительной группы «Дошкольник на пороге школы»...