Развитие звукового анализа и синтеза с помощью камешков Марблс
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Кузнецова Алена Борисовна

///

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marbls.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие звукового анализа и синтеза с помощью камешков Марблс

Развитие навыков звукового анализа и синтеза является одной из важных задач речевого развития старших дошкольников. Умение выделять звуки из состава слова играет большую роль при восполнении пробелов фонематического развития.

Новые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты предъявляют особые требования к среде развития детей дошкольного возраста. Основные из них: создание содержательно – насыщенной, вариативной, доступной среды; обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства для развития детей дошкольного возраста; организация различных видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества. 

В работе с детьми по развитию звукового анализа можно применять камешки Марблс. Эти камешки представляют собой разноцветные камешки из стекла. Бывают камешки Марблс из дерева, глины, пластика, но в основном используют камешки из стекла. Камешки Марблс помогают детям совершенствовать мелкую моторику пальцев и кистей рук.  Камешки могут отличаться по форме и цвету, даже по фигуре и размеру. Дети раскладывают камешки по образцу, ориентируясь на картинки, которые обозначают слово с определенным звуком, анализом и синтезом. Расставляя камешки Марблс, ребенок повторяет звуки, анализирует их, что делает процесс обучения радостным и легким для ребенка.

Предлагаю ознакомиться с вариантами игр с использованием камешков Марблс:

Игра «Мягкий или твердый?»

В этой игре детям нужно проговорить слоги/слова за логопедом и поселить камешки определённого цвета в нужный домик (Синие камешки в синий домик , зелёные камешки в зелёный домик).

Игра «Звуковой мешочек»

Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет — твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный — мягкий согласный звук).

Игра «Угадай-ка»

На доске - картинки, на столе -  дети выкладывают схемы слов. Дети должны соотнести название картинки со схемой слова.

Игра «Цветные камешки»

Цель: упражнять в умении давать характеристику начальных звуков слов.

Описание:  два  камешка  – один  красного цвета, другой  синего; набор картинок.

Задание:  около красного камешка  положить картинки, названия которых начинаются с гласного звука, а около синего  те, которые начинаются с согласного звука.

Игра «Сосчитай, не ошибись»

Ребенок делит слова на слоги с одновременным выкладыванием камешков. А затем сравнивает слова: где камешков больше? Какое слово самое длинное? Какое слово самое короткое?

Игра «Помоги Даше»

Логопед просит ребенка назвать картинки в которых есть заданный звук. Ребенок с помощью камешек определяет место звука в словах.

Игра «Зажигаем в окнах свет»

Цель: определять позицию звука в слове.

Ребенок называет картинку, определяет позицию звука в слове и закрывает

камешком Марблс соответствующее окошко в доме.

Игра «Где спрятался звук»

В этой игре ребёнку нужно определить вместо заданного звука в слове. Если слышится в начале слова, то отмечаем в первой клеточки, в середине слова в средней и в конце слова соответственно в последней клетке.( с помощью камешков)

Игра «Знакомство с буквой»(ребенок выкладывает из камешков букву по образцу, которую он изучает)

Цель игры: закрепление образа буквы.

Игра «Напиши слово»

Ребёнку предлагается выполнить звуковой анализ слова с помощью

камешков Марблс.

Задание

1 Произвести звукобуквенный анализ слова

2 С какого звука начинается слово? Гласный он или согласный? Какие еще

слова можно придумать с этим звуком?

3 На каком мест находится звук? (в начале, середине, конце?)

4 Сколько в слове гласных, сколько согласных?

Игра «Гласная или согласная?»

Цель: развитие умения выделять первый (гласный или согласный) звук в

Оборудование: камушки "Марблс, карточки для звукового анализа.

Задание: определить первый звук в слове и поставить фишку-камушек

необходимого цвета (гласный - красный, согласный - синий).

Игра «Определи первый звук в слове»

Цель:

1.Закрепить понятие твердые и мягкие согласные.

2.Учить дифференцировать согласные по твердости- мягкости.

3.Развивать фонематический слух.

4.Развивать словарь.

Задание: ребенок определяет первый звук в слове и кладет зеленый

камушек, если звук – мягкий, синий – если звук твердый

Игра: «Какой звук?» 

(с карточками - камешками).

Логопед показывает синий камешек  - ребенок называет любой согласный звук, если логопед показывает красный камешек, дети называют гласный звук. И наоборот.

Игра«Звуковое дерево».
На 3-х чудесных деревьях растут листья из камешков синего, зелёного и красного цвета. Детям раздаются картинки. Ребёнок определяет первый звук и сообщает, где «растет» слово. Пример: слово «малина» на дереве с синими листьями, т.к первый звук в слове согласный, твёрдый.

Игра «Сигнальщики».
У детей в руках камешки синего и зелёного цвета. Если в слове, названном логопедом, первый звук звучит твёрдо, дети показывают синий камешек, если мягко-зелёный.

Игра «Прятки с камешками»
Цель: Уточнение и закрепление понятий: слева, справа, между, первый,  последний,  в середине.
Научить детей  определять позицию звука в слове на слух, а тем более графически на схеме, для ребёнка долгое время данная задача является непосильной, так, например,    называя «.. в начале слова…» камешек  кладёт не слева направо, представляя расположение звуков, а наоборот, и подобные ошибки долго преследуют ребёнка, создавая дискомфорт в настроении малыша. В этом случае, как вспомогательное средство, можно использовать  таблицы-рисунки, где голова изображённого объекта на этой таблице является началом слова, туловище – серединой слова, а хвост – концом слова.

 

Игра «Подарки зверюшкам»

Крокодил Гена был в Африке. И оттуда привез подарки. Каждому подарил такой предмет, название которого начинается с такого же звука, как и имя зверюшки. Что подарил Гена волку? Лисе? Белке?(Дети  показывают  камешек того цвета, с которого начинается звук)

Игра «Отгадай загадку»

(Логопед загадывает загадку, а дети пишут отгадку камешками  в виде звуковой модели)

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает

(Ребенок пишет отгадку в виде схемы)

Игра «Какие это буквы?»

Материал: буквы из камешков.

Правила: из камешков  выложены  буквы. Ребенку с завязанными глазами предлагают на ощупь определить буквы. ( А кому-то из детей можно предложить определить слово, не открывая глаз.)

Игра «Выкладывание букв из камешков»  с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы и в каком количестве.

 Игра «Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура буквы камешками Марблс»

        Используя нетрадиционные средства обучения в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения, процесс становится более динамичным, эмоциональным, разнообразным, занятия становятся для детей интересными, увлекательными.

         Камешки Марблс - это инновационный, универсальный материал, который я бы советовала использовать в работе воспитателям. А также это замечательная помощь родителям для организации занятий дома.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для развития звукового анализа и синтеза при подготовке к обучению грамоте

Подобраны задания для развития звукового анализа и синтеза ....

Игры и упражнения для развития звукового анализа и синтеза

Готов ли мой ребенок в школу? Этот вопрос задает каждый родитель. И родители должны знать, что при обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ речи, то есть мысленн...

Дидактическая игра для развития звукового анализа и синтеза «Парашютики»

Цель:Развитие и совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.Матириал:парашютики с изображеннием звуковых схем, картинки, которые соответствуют схемам.Правила игры:Играть может как один...

"Технология работы по развитию звукового анализа и синтеза у дошкольников с ТНР с помощью камешков Марблс"

    Важным условием для начала успешного школьного обучения ребёнка является хорошо сформированная речь. Анализируя возможности нетрадиционных методов и технологий, меня заинтересовал...

Игры с камешками Марбллз для развития звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста

В материале представлена подборка игр с камешками Марблз для развития операций звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста. Материал будет интересен воспитателям, а также родител...

Формирование навыков звукового анализа и синтеза с помощью ТИКО - конструирования

Работая над развитием фонематического восприятия, делаю упор на осознанное овладение ребенком анализом и синтезом состава слова. Довольно сложный процесс для дошкольника с речевыми нарушениями. В данн...

Формирование навыков звукового анализа и синтеза с помощью ТИКО - конструирования

В данной статье раскрывается  использование игровых ТИКО технологий  с целью поддержания у детей интереса к занятию и  формирования потребности изучать звуковую сторону речи....