Картотека пальчиковой гимнастики и логоритмических упражнений по лексическим темам
картотека по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Сысоева Ольга Геннадьевна

Картотека пальчиковой гимнастики и логоритмических упражнений по лексическим темам 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковой гимнастики и логоритмических упражнений по лексическим темам

для детей старшего дошкольного возраста

Лексическая тема

Пальчиковая гимнастика

Логоритмические упражнения

Сентябрь

1 неделя

До свиданье лето, здравствуй детский сад.

«Мальчик-пальчик»

-Мальчик-пальчик

 Где ты был?

 -С этим братцем-

 В лес ходил.

 С этим братцем-

 Щи варил.

 С этим братцем-

 Кашу ел.

 С этим братцем-

 Песни пел.

Дети поочередно сгибают и разгибают все пальцы, начиная с мизинца.

«Руки к верху поднимаем»

Руки к верху поднимаем,

А потом их опускаем,

А потом их разведем,

И скорей к себе прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей!

Проводит игру 2 раза.

Дети выполняют соответствующие движения.

«Нужно спортом заниматься»

Нужно спортом заниматься,  

Каждый день тренироваться. 

Мы начнем без промедленья

И ногами дружно топать,                  

И руками громко хлопать.                  

Повороты влево-вправо,
Выполняем мы на славу,             

А теперь прыжки на месте.               

Ну-ка дружно, ну-ка вместе.               

Будем мы здоровыми,               

Будем все мы сильными.         
Будем от гимнастики

Самыми красивыми.

Дети держат спину прямо, плечи отводят назад.
Ходят на месте.
Хлопают руками.
Поворачивают туловище

Прыгают вправо-влево.

Напряженными руками
касаются плеч.

Тянутся вверх на носочках.

2 неделя

До свиданье лето, здравствуй детский сад.

«Мои игрушки»

Покажу я вам игрушки:

Это курочки пеструшки,

Это зайка,

Это пёс.

Вот машинка без колёс.

Это книжки-раскладушки.

Вот и все мои игрушки.

Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв), остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок).

Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца), остальные прижать к ладони.

Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко).

Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки.

Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть.

Хлопки.

«Кукла»

Куклу нежно я качаю,

А она кричит: «Уа!»

Руки, ноги поднимает,

Спать не будет до утра.

Кашку я сварю ей лучше

И в тарелку положу.

Вся испачкалась, грязнуля!

Дай, я кашку остужу.

Дочку я свою умыла:

Руки, шею и лицо.

Кашу всю водою смыла.

Наигралась с куклой. Все!

Дети ставят руки перед собой, качают ими.

Поднимают руки, ноги.

Кладут ладони под щеку, отрицательно покачивают головой.

Делают помешивающее движение рукой.

Раскрывают ладонь одной руки — тарелка, другой показывают движение ложки в руке.

Обтирают пальцами лицо.

Делают обмахивающее движение рукой.

Поглаживают руки, шею и лицо.

Стряхивают «воду» с рук.

Разводят руки в стороны.

3 неделя

Город мой родной

«Мой город»

Я по городу хожу,

Я про город расскажу.

Поликлинника, аптека,

Магазин, библиотека.

Много здесь жилых домов

И деревьев, и цветов.

Школа, детский сад, музей,

Город нужен для людей.

«Новый дом»

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!

Молоток бери, мой друг

Мы построим новый дом.      

Есть окошко в доме том.

Есть еще одно повыше,      

Есть труба вверху на крыше.  

Дом готов, зовем гостей:

«Приходите поскорей!»         

Ходьба на месте

Сгибают пальцы на обеих руках

Разжимать по очереди пальцы

Стучать пальчиком о пальчик

Хлоп

ударяют, чередуя, кулачком о 

кулачок

ладонями изображают «стены» дома

пальцами изображаем «окно»

остальные соединяем «крышей»

мизинец отставляем в сторону – «труба»

 делаем приглашающий жест рукой

«Дом»

Целый день тук да тук.

Раздается звонкий стук.

Строим дом, дом большой

И с крылечком и с трубой.

Разукрасим мы дом,

Наверху флажок прибьем.

Будут жить в доме том

Зайка с мишкой и слоном.

«Мы строители»

Запилила пила,

Зажужжала, как пчела,

Отпилила кусок,

Наскочила на сучок,

Лопнула и встала.

Начинай сначала.

Стучат кулачками

медленно

Стучат быстро

Качают руками

внизу

Поднять руки вверх

Хлопают

Дети встают парами лицом

друг к другу. Руки держат

скрещенными. Однанога выставлена вперёд,

другая назад. Двигают

руками вперёд-назад,

имитируя пилку дров.

Опускают броском руки

вниз.

Меняются местами друг

 с другом на бегу.

4 неделя

Разноцветная неделя.

«Разноцветная неделя»

В понедельник, спору нет

Самый лучший красный цвет

А во вторник - желтый цвет,

Потому что солнца свет.

Цвет зеленый- огородный

В среду будет самый модный.

Синий - неба, моря цвет,

Шлем привет вам всем в четверг!

Фиолетовая пятница - озорная как проказница

Дети поочередно сгибают и разгибают все пальцы, начиная с мизинца.

«Веселая неделька»

В понедельник я купался,

А во вторник рисовал,

В среду долго умывался,

А в четверг в футбол играл.

В пятницу я бегал, прыгал,

Очень долго танцевал.

А в субботу, воскресенье

Целый день я отдыхал.

Имитация движений плавания, рисования, умывания, игры в футбол, бег, прыжки, танца.

Лечь на пол и раскинуть руки в стороны

Октябрь

1 неделя

Разноцветная осень.

«Осенние листья»

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем

Сжимают и разжимают кулачки.

Загибают пальчики, начиная с  большого.

«Шагают» по столу.

«Этот пальчик» (Н. В. Нищева)

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

Массируют поочередно пальчики, начиная с мизинца.

«Грибы» (Н. В. Нищева)

Топ-топ — пять шагов,

В туесочке пять грибов.

Мухомор красный —

Гриб опасный.

А второй — лисичка,

Рыжая косичка.

Третий гриб — волнушка,

Розовое ушко.

А четвертый гриб — сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб — белый,

Ешь его смело!

Шагают пальчиками по столу. Переплели пальцы — сделали туесочек, большие пальцы — ручка.

Загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с мизинцев, на каждое название гриба.

«Дождик»

Капли первые упали 

И детишек напугали

Дождик застучал сильней

Птички скрылись сквозь ветвей

Дождь полил как из ведра сильней

Разбежалась детвора

В небе молния сверкает

Гром все небо разрывает

А потом из тучи солнце

Вновь посмотрит нам в оконце

- указательный палец ведущей руки стучит по центру ладошки

- указательный и средний «бегут» по центру ладошки

- указательный палец ведущей руки стучит по центру ладошки в ритме музыки

- помахивание скрещенными кистями –«птички»

- указательный палец ведущей руки стучит по центру ладошки в ритме музыки

- указательный и средний «бегут» по центру ладошки в ритме музыки

- руки сжаты в кулак, раскрываем резко пальцы- «молнии»

- стучат кулачком о кулачок

- руки поднимаем вверх, пальца раскрыты –«солнце»

- одна рука, согнутая в локте, над головой, другая - под подбородком – «окошечко»

«Ветер и листья» (Нищева Н.В.)

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал.

Вот дубовый.

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Ветер по лесу кружил,

Ветер с листьями дружил.

Вот дубовый,

Вот кленовый.

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки

Ветер кружит над тропинкой.

К ночи ветер-ветерок

Рядом с листьями прилег.

Вот дубовый.

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной.

Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки 

Тихо дремлет на тропинке.

Бегут по кругу на носочках и взмахивают руками.

Встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.

Опускают руки, приседают.

Бегут по кругу на носочках и взмахивают руками.

Встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.

Кружатся на носочках на месте.

Приседают, опустив руки.

Сидят лицом в круг и загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.

Ложатся на спину, расслабляются, закрывают глаза.

«Осень в лесу»

По лесу мы все идем

Листья сыплются дождем

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

Высоко от земли пролетают журавли,

Все летят, должно быть это

Пролетает наше лето.

На носочках тихо, тихо

Мы по листикам идем.

Руки выше поднимаем

Мы до неба достаем.

Мы по лесу побежали

И к полянке подбежали.

Встали дружно мы в кружок

Дай мне руки, мой дружок.

Ходьба маршем, руки на поясе

Ходьба на пяточках, руки на поясе.

Ходьба на носочках, с поднятыми руками.

-Бег по кругу.

Построение в круг.

«Осень солнцу улыбнулось»

Осень солнцу улыбнулась –

Обсушилась 

Отряхнулась 

Раскраснелась 

Разошлась 

Бабьем летом назвалась 

Музыкальное сопровождение (по выбору муз.руководителя, в ритме текста)

дети улыбаются

трясут кистями

поглаживающие движения от плеча к кистям

руки в стороны

руки на пояс

улыбаемся

«Осень» (Н. В. Нищева)

Осень. По утрам морозы.

В рощах желтый листопад.

Листья около березы

Золотым ковром лежат.

В лужах лед прозрачно-синий.

 

На листочках белый иней.

Встают на носочки и поднимают руки вверх, а потом приседают.

Кружатся на носочках. Руки на поясе.

Приседают, делают плавные движения руками перед собой влево-вправо.

Бегут по кругу на носочках.

Останавливаются, приседают.

«За грибами» (Н. В. Нищева)

Все зверюшки на опушке

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали,

Рыжики срывали.

Лисичка бежала.

Лисички собирала,

Скакали зайчатки.

Искали опятки,

Медведь проходил,

Мухомор раздавил.

Дети идут в хороводе.

Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы.

Бегут по кругу, собирают воображаемые грибы.

Скачут стоя, срывая вооброжаемые грибы.

Идут вразвалку,

Топают правой ногой.

«Где вы были?» (Н. В. Нищева)

Ножки, ножки, где вы были

За грибами в лес ходили.

Что вы, ручки, работали?

Мы грибочки собирали.

А вы, глазки, помогали?

Мы искали да смотрели,

Все пенечки оглядели.

Дети выполняют ходьбу на месте.

Приседают, изображают, что собирают грибы.

Смотрят из-под руки, выполняют повороты влево, вправо

2 неделя

Овощи. Труд взрослых на полях и огородах.

«Корзина с овощами» (Н. В. Нищева)

С большою корзиной иду в огород.

На грядках растет разноцветный народ.

Тут красный, пузатый сеньор-помидор.

А там кабачок, оседлавший забор.

Румяный редис принакрылся листком, Зеленый лучок дружно всходит рядком

Как солнышко, желтая репка горит

И с черною редькой, смеясь, говорит.

Лиловый атласный висит баклажан.

Он здесь словно гость из диковинных стран.

Вот рыжей лисицей крадется морковка,

А тут чеснока две седые головки

И сочный, кудрявый, хрустящий салат.

Все дружно в корзине горою лежат.

Дети идут пальчиками по столу.

На каждое название овоща загибают по одному пальцу сначала на правой, а потом на левой руке.

Вновь идут пальчиками по столу.

«В огороде»

Приходите в огород

Посмотреть, как все растет,

Как играют в прятки

Огурцы на грядке.

Как подсолнухи в картошке

Тянут к солнышку ладошки.

Как от утренней росы

У бобов блестят усы.

Как краснеют у забора

Великаны-помидоры.

Все растет, все цветет,

Никому не тесно.

Приходите в огород -

Очень интересно.

Дети маршируют.

Приседают, ладонями закрывая лицо

Поднимают руки через стороны вверх и встают на носки

Наклоняют корпус вправо и влево

Поворачивают корпус вправо и влево

Наклоняют корпус вперед,
разводя руки в стороны

Прыгают на двух ногах с хлопками над головой.

3 неделя

Фрукты. Труд взрослых в саду.

«Компот»

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много вот:

Будем яблоки крошить,

Грушу будим, мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

Левую ладошку держат

«ковшиком» пальцем правой руки мешают.

Загибают пальчики по одному,

начиная с большого.

Опять варят и мешают

«Садовник» (Н. В. Нищева)

Мы вчера в саду гуляли.

Мы смородину сажали. 

Яблони белили мы

Известью, белилами.

Починили мы забор.

 Завели мы разговор:

 — Ты скажи, Садовник наш.

Что ты нам в награду дашь?

— Дам в награду слив лиловых.

Груш медовых.

Самых крупных спелых яблок.

Вишен целый килограмм.

Вот что вам в награду дам.

Идут по кругу, взявшись за руки.

Изображают, как копают яму и сажают в нее куст

Движение правой рукой вверх- вниз.

Имитируют удары молотком.

Стоят лицом в круг.

В центр выходит один ребенок.

Ведут диалог 

На каждое название фруктов загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших.

4 неделя

Хлеб всему голова

«Пирог»

Мы спросили нашу печь             

Что сегодня нам испечь?           

Печку мы спросили

Тесто замесили,            

Тесто скалкой раскатали,             

Раскатали не устали.

Начинили творогом   

И назвали пирогом!

Ну-ка печка, дай творожнику местечко!       

- В хоровод скорей вставай

Будем славить каравай.

Но танцуя и ликуя

Помни истину такую

Никогда не забывай

Береги наш каравай

Он трудом добыт

Чтобы ты был сыт

Каравай, каравай,

Веселее запевай.

руки полочкой.

Руки вытягиваем вперед ладони вверх.

мнут тесто

раскатываем ладошками

правая рука пальчики собрать, в левую ладонь постукивать

руки разводим в стороны.

«Калачи»

Не гром грохочет, не пальба,

Идет, грохочет молотьба.

Чу – чу – чу – я зерно молочу. 

 Чу – чу – чу - жернова кручу. 

Чу – чу – чу - муку получу.   

Ач - ач – ач – испеку калач. 

Чо – чо – чо – в печке горячо.

Ча-ча-ча – наша печка горяча. 

Ачки – ачки – ачки - вкусные калачики. 

Стучат кулачками друг о друга.

Потирают ладони друг о друга вращательными движениями.

Щелкают пальчиками

«пекут пирожки» проговаривая слова по слогам

Вытягивают руки вперед развернув ладони от себя.

Разводят руки в стороны.

Прохлопывают все слова по слогам.

«Колоски»

По весне поле вспахали,

 Зерном поле засевали.

Солнце припекает,

 Землю согревает.  

 

Высоко поднялись колоски, 

К солнышку тянутся они.

Ветер налетает,

Колоски качает.

Вправо пригнулись.

Влево качнулись.

А как дождичек идет 

Рожь водицу пьет и пьет. 

Вот какая нива! 

До чего ж красива

Дети делают скользящие движения ладоней друг о друга.

«сеют» перемещая руки вперед

Перекрестив ладони, раздвинув пальцы, поднимают руки вверх (солнце)

Опускают постепенно руки, делая пружинящие движения ладонями, раскрытыми к

полу.

Руки сложить полочкой, поднять руки согнутые в локтях.

Поднимаем руки вверх подняться на носки.

Покачивают руками над головой. 

Наклоны корпуса вправо и влево. 

Медленно опускают руки, быстро шевеля пальчиками.

Складывают ладошки чашечкой и подносят ко рту «пьют».

Поднимают руки вверх, пальцы раздвинуты. 

Трясут кистями над головой

«Посевная»

Мы посеем рожь, рожь.

Колосок взойдет, хорош

Будет по ветру клониться

Белоярая пшеница.

дети постепенно встают

качают руками в разные стороны

раскрывают пальчики

4 неделя

Перелетные птицы, водоплавающие птицы. Подготовка птиц к отлету.

«Птички» (Н. В. Нищева)

Эта птичка — соловей.

Эта птичка — воробей.

Эта птичка — совушка,

сонная головушка.

Эта птичка — свиристель.

Эта птичка — коростель.

Эта птичка — злой орлан.

Птички, птички, по домам!

Дети загибают по одному пальцу на обеих руках на каждое название птицы.

Машут сложенными накрест ладонями.

Машут руками, как крыльями.

Ноябрь

1 неделя

Дружат дети всей земли

«Моя страна»

Посмотрю на карту я:

Вот российская земля.

Есть леса тут и озера,

Горы, реки и моря.

Я люблю тебя, Россия,

Ты же Родина моя!

Вытягивают вперед прямые ладони.

По очереди соединяют одноименные пальцы рук.

Крепко сжимают в «замок».

Прикладывают руки к груди.

«Дружба»  (Упражнение на координацию речи с движением):

Дружат на планете девочки и мальчики.

С вами мы подружим маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять - начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать.

соединять пальцы в «замок»

касание кончиков пальцев обеих рук

парное касание пальцев от мизинцев

руки вниз, встряхнуть кистями

«Приветствие по разным странам»

Нам России не до скуки мы пожмем друг другу руки.

Если в Грузии встретил ты друга, похлопай по плечу друг друга. 

Ты в Америке с друзьями, поздоровайся локтями.

В Африке если друзья не дерутся, спинами друг о друга трутся.

В Греции не стоит стесняться, с соседом нужно обниматься.

Пожать руку нескольким друзьям

Аккуратно похлопать по плесу друга

Согнуть руки в локтях, и аккуратно прикоснуться друг к другу

Повернуться друг к другу спиной и потереться

Обнимаемся друг с другом

«Мы поехали в Москву»

Мы поехали в Москву

Посмотреть на красоту

Чтоб увидетьи раскрасить

Красками цветными

Башню – красным

Пушку – серым

Разноцветным – весь собор

Вот как много интересных

Мест в Москве есть с давних пор

Мы на это посмотрели

А потом уселись все прокатиться, прокатиться на обзорном колесе

Попрощались мы с Москвой

И поехали домой

Чтобы краски в руки взять

И все это быстро, дружно на бумаге рисовать!

- имитация поезда

- разводит руками

- делает бинокли из кулачков

- имитация покраски

изображает треугольную крышу над головой

- сцепляет руки вместе перед собой в форме круга

- встряхивает кистями рук

- руки возле головы, качание головой

- «грозит» пальцем

- повороты головы влево-вправо

- дети берутся за руки и бегут по кругу

- машет рукой

- имитация поезда

ладони вверх

- имитация рисования на ладони

2 неделя

одежда, обувь, головные уборы

.

«Ботинки» (Н. В. Нищева)

Всюду, всюду мы вдвоем

Неразлучные идем.

Мы гуляем по лугам.

По зеленым берегам.

Вниз по лестнице сбегали.

Вдоль по улице шагали.

После лезем под  кровать,

Будем там тихонько спать.

Средний и указательный пальчики «шагают» по столу.

Дети загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.

Кладут ладони на стол.

«Сапожки»

Крышки пальчики обули,

Смело в них вперёд шагнули.

И пошли по переулку

На весёлую прогулку.

Пальцы – словно балеринки,

Но одетые в ботинки.

Каждый пальчик – будто ножка,

Только шаркает немножко.

Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их на указательные и средние пальцы как обувь. И «идём пальцами, как ножками, не отрывая «Обувь» от поверхности стола.

 «Маша растеряша»

Ищет вещи Маша,

Маша растеряша

И на стуле нет,

И под стулом нет,

На кровати нет,

Под кроватью нет.

Вот какая Маша,

Маша растеряша!   

Поворот в одну сторону.

Поворот в другую сторону.

Руки вперёд, в стороны

Присесть, развести руки в стороны.

Наклоны головы влево-вправо.

Погрозить указательным пальцем.

3 неделя

Дом. Мебель.

«Наша квартира» (Н. В. Нищева)

В нашей комнате – столовой

Есть отличный стол дубовый,

Стулья – спинки все резные,

Ножки гнутые, витые.

И ореховый буфет

Для варенья и конфет.

В комнате для взрослых – спальне

Есть для платьев шкаф зеркальный,

Две широкие кровати

С одеялами на вате

И березовый комод,

Мама там белье берет.

А в гостиной кресла есть.

Телевизор смотрят здесь.

Есть диван и стол журнальный,

В стенке – центр музыкальный.

На каждое название мебели дети загибают по одному пальцу сначала на правой, потом на левой руке.

«Часы»

Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт.
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. 
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, 
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга.
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. 
А часы идут, идут, 
Иногда вдруг отстают. 
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят!
Если их не заведут,
То они совсем встают.

Наклоны влево-вправо.

Дети садятся в глубокий присед.

Приседания.

Вращение туловищем вправо.

Вращение туловищем влево.

Ходьба на месте.

Замедление темпа ходьбы.

Бег на месте.

Дети останавливаются.

4 неделя

Семья

«Моя семья»

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!

Дети показывают пальцы на обеих руках, начиная с большого.

«Помощники»

Раз, два, три, четыре, 
Мы посуду перемыли: 
Чайник, чашку, ковшик, ложку 
И большую поварешку. 
Мы посуду перемыли, 
Только чашку мы разбили, 
Ковшик тоже развалился, 
Нос у чайника разбился. 
Ложку мы чуть-чуть сломали. 
Так мы маме помогали. 

Дети движениями имитируют работу людей  данной профессии.

«Наши мамы»

Много мам на белом свете, 

Всех их любят очень дети. 

Журналист, инженер,

Повар, милиционер,

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель.

Мамы разные нужны,  Мамы разные важны! 

- Разводят руки в стороны

- Крепко охватывают себя за плечи

- Поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке

- Сжимают обе ладошки в замочек

- Разводят руки, поднимая ладошками вверх

«Кулинарная»

В миску яйца разбиваем

Молоко в них добавляем

Засыпаем всё мукой,

Сыпем сахар,

Сыпем соль,

В сковородку тесто льём

И оладушки печём! 

Блинчик – папе!

Блинчик – маме!

Блинчик – бабушке Наталье!

Блинчик – дедушке Кузьме!

А последний блинчик – мне!

- рубящие движения рёбрами ладоней

- поворачиваем кулачки из стороны в сторону.

- движение руками: жмём - жмём.

- имитируем движение

щепоткой правой руки

- поворачиваем кулачки из стороны в сторону

- хлопаем в ладоши

- загибаем пальчики на одной руке на каждую строчку

Артикуляционно-дыхательное упражнение «Семья криворотых»

Жила-была семья криворотых.
У папы рот был вот такой,


У мамы рот был вот такой,


У дочери рот был такой,


У другой дочери,


Но самый замечательный рот был у сына!

Натягиваем верхнюю губу на верхние зубы — повторить 3 раза.

Натягиваем нижнюю губу на нижние зубы — повторить 3 раза.

Губы в хоботок влево — повторить 3 раза.

Губы в хоботок вправо — повторить 3 раза.

Хоботок к носу — повторить 3 раза.

«Семейная зарядка»

Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку,
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево,
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой,
И качаю головой.

Дети выполняют соответствующие движения.

Как легко приготовить обед!

Как легко приготовить обед!

Ничего в этом трудного нет, 

Это проще простого:

Это раз – и готово!

Если мама готовит обед! 

Но бывает, что некогда маме 

И обед себе варим мы сами, 

И тогда 

Не пойму, в чем секрет

Очень трудно готовить обед!

Левая рука перед собой «держит»

кастрюлю, правая рука, сжатая в кулак,

«помешивает суп».

Движения головой влево-вправо

Делают четкие шаркающие движения  ладонями перед собой – 4 раза

Разводят руки в стороны

Руки опущены вниз, пожимают плечам

Прижимают ладони к груди

Руки опущены вниз, пожимают плечами.

Проводят тыльной стороной ладони по лбу «вытирают пот»

Декабрь

1 неделя

Зима. Зимние месяцы.

«Пирог» (Н. В. Нищева)

Падал снег на порог.

Кот слепил себе пирог.

 А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек.

Пирожки себе пеки

Не из снега — из муки.

Дети два раза медленно опускают ладони на стол.

Прижимая ладонь к ладони, показывают, как лепят пирог.

«Бегут» пальчиками обеих рук по  столу.

Опять показывают, как пекут пирог.

«Снежок»

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили 

Круглый крепкий, очень гладкий

И совсем – совсем не сладкий.

Раз подбросим, Два поймаем.

Три уроним

И сломаем.

- загибают пальчики, начиная с большого

- «лепят», меняя положение ладоней

- показывают друг другу, сжимают ладони

- грозят пальчиком.

-  смотрят вверх, подбрасывая и ловявоображаемый снежок

- роняют воображаемый снежок

- топают ногой

«Художник-невидимка» (Н. В. Нищева)

Художник-невидимка

По городу идет:

Всем щеки нарумянит,

Всех за нос ущипнет.

А ночью он, пока ты спал,

Пришел с волшебной кистью

И на окне нарисовал

Сверкающие листья.

Маршируют по кругу друг за другом с высоким подниманием колена.

Останавливаются, встают лицом в круг, трут щеки ладонями.

Щиплют себя за нос.

Идут на цыпочках друг за другом.

Останавливаются, встают лицом в круг, рисуют воображаемой кистью.

«Зима»

Встанем вместе мы в кружок-

Получается снежок.

Мы деревья побелили –

Крыши пухом замели.

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

Дети встают в круг вокруг елочки.

Плавные движения руками вверх-вниз

Плавные движения наверху вправо-влево.

Плавные движения кистями сверху вниз, руки постепенно опускаются вниз.

Обнять себя двумя руками

2 неделя

Зимующие птицы.

 «На кормушке» (Н. В. Нищева)

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

На каждое название птицы загибают по одному пальчику.

Опять сжимают и разжимают кулачки.

 «Снегири» (Н. В. Нищева)

Вот на ветке посмотри,

В красных майках снегири.

Распушили перышки,

Греются на солнышке.

Головой вертят,

Улететь хотят.

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью! За метелью!

Опущенными руками хлопают себя по бокам.

Показывают грудку руками.

Мелко потряхивают кистями опущенных рук.

Повороты головой влево-вправо.

Бегут по кругу, взмахивая руками.

«Кормушка» (Н. В. Нищева)

Рано утром на опушке

Мы повесили кормушку

Для щеглов и для синичек,

И для всех голодных птичек

Не едите вы с ладошки

Зерна, семечки и крошки.

Прилетайте на опушку,

Угощенье ждет в кормушке.

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Останавливаются лицом в круг, ритмично поднимают и опускают руки.

Вновь идут по кругу.

Меняют направление движения, бегут по кругу, взмахивая руками.

3 неделя

Новогодние праздники. Традиции, сюрпризы.

 «Елочка»

Елочка, елочка,

Колкая иголочка.

Протянула веточки,

На веточках –

конфеточки,

Маленький грибок,

Рядом колобок,

И сверкают шарики,

Яркие фонарики.

Соединяют ладони под прямым

углом над головой

Показывают указательные пальчики.

Вытягивают руки вперед.

 Соединяют в кольцо указательные и большие пальцы.

Пальцы одной руки сжимают в кулак

и прикрывают его сверху ладонью другой.

Прижимают кулаки друг к другу.

«Фонарики»

Хоровод «Ну-ка ёлочка светлей»

Ну-ка, елочка, светлей,
Заблести огнями,
Пригласили мы друзей
Веселиться с нами.


По тропинкам, по снегам,
По лесным лужайкам
Прискакал на праздник к нам
Длинноухий зайка.

А за ним, смотрите все,
Рыжая лисица.
Захотелось и лисе
С нами веселиться.

Вперевалочку идет
Косолапый мишка.
Он принес в подарок мед
И большую шишку.

Ну-ка, елочка, светлей
Заблести огнями,

Чтобы лапы у зверей
Заплясали сами!

Дети стоят вокруг елки.
хлопают в ладош,

все низко кланяются, закладывая левую руку за спину, а правой делая пригласительный жест.

двигаются по кругу, подпрыгивая и прикладывая пальцы торчком к ушам

идут, двигая руками, как лапами и как будто виляя хвостом.

дети кружатся, каждый на своем месте, хлопая в ладоши.

идут, тяжело переваливаясь.
каждый делает вид, что лижет большой палец,

показывают руками, какая она большая.

все хлопают в ладоши, а потом каждый, подбоченившись.

пляшут на своем месте, показывая, как пляшут звери.

4 неделя

Новогодний праздник

«Подарки» (Н. В. Нищева)

Дед Мороз принёс подарки:

Буквари, альбомы, марки,

Кукол, мишек и машины,

Попугая и пингвина,

Шоколадок пол-мешка

И пушистого щенка.

Дети «шагают» пальчиками по столу.

На каждое название подарка загибают по одному пальцу сначала на правой, потом на левой руке.

«С Новым годом!» (Н. В. Нищева)

С Новым годом! С Новым годом!

Здравствуй Дедушка Мороз!

Он из леса мимоходом

Ёлку из лесу принёс.

На верхушке выше веток

Загорелась, как всегда,

Самым ярким жарким светом

Пятикрылая звезда.

Дети стоят лицом в круг, кланяются.

Идут по кругу, изображают, что несут на плече ёлку.

Встают лицом в круг, поднимают руки вверх.

Поднимаются на носочки.

Бегут по кругу, поставив руки на пояс. 

Игра «Снеговик Егорка», М. Картушиной

Лихо сдвинув набекрень

Старое ведерко,

Прислонялся на плетень

Снеговик Егорка.

У него пылает нос

Весело и ярко.

На дворе стоит мороз,

А Егорке жарко.

Приглашает он ребят Прокатиться с горки.

Глазки весело блестят,

Радостно Егорке.

Раз-два! Раз-два-три! Хлопают в ладоши.

Нас, Егорка, догони!

Дети встают в круг и берутся за руки. В центре стоит ребенок –«снеговик Егорка».

Дети, взявшись за руки идут по кругу.

Ребята останавливаются и приставляют руки к носу, показывая длинный нос.

«Снеговик» выполняет движения вместе с детьми.

Скрещивают руки и похлопывают ладонями по плечам.

Вытягивают руки вперед.

Манят руками

Поднимают обе руки вверх и опускают вниз.

Ставят руки на пояс и качают головой

из стороны в сторону.

Хлопают ладошками по коленям.

Дети разбегаются, «снеговик Егорка» их догоняет.

Январь

2 неделя

Дикие животные.

Рождественские колядки.

«Есть у каждого свой дом» (Н. В. Нищева)

У лисы в лесу глухом

Есть нора — надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом,

Всем тепло, уютно в нем.

Дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждое двустишие.

Удары ладонями и кулачками поочередно.

Игра – приглашение «Шёл козёл по лесу»

Шёл козёл по лесу, по лесу, по лесу.

Нашёл себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

Да ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

И ручками помашем, помашем, помашем,

И весело попляшем, попляшем, попляшем.

Ребёнок идёт по кругу, выбирает себе пару, выполняют задания в соответствии сословам. После, дети данной пары идут и выбирают себе новых партнёров, тем самым вовлекая большее количество людей в игру, и т.д.

3 неделя

Профессии и инструменты.

«Что принёс нам почтальон»

Что принес нам почтальон?

С толстой сумкой ходит он.

Перевод, журнал, газету,

В бандероли – две кассеты

И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали.

Сжимают и разжимают кулачки.

«Шагают» пальчиками по столу.

На каждое наименование загибают по

одному пальчику, начиная с большого.

«Наперсток» (Н. В. Нищева)

Вышивает, шьет иголка,

Пальцу больно,

Пальцу колко.

А наперсток

В тот же миг

К девочке на пальчик

Прыг!

Говорит иголке:

— Шей,

А колоться ты не смей!

Левая ладошка раскрыта, в правой руке — воображаемая иголка; иголка «шьет» и задевает кончик указательного пальца на левой руке.

Дети делают правой рукой такое движение, как будто надевают на указательный палец левой руки наперсток.

«Шьют».

Грозят указательным пальчиком левой руки.

«Повар» (Н. В. Нищева)

Повар готовил обед,

А тут отключили свет.

Повар леща берет

И опускает в компот

Бросает в котел поленья,

В печку кладет варенье

Мешает суп кочережкой,

Угли бьет поварешкой.

Сахар сыплет в бульон.

 И очень доволен он.

Приседают, ребром ладоней бьют по полу.

Имитируют выключение света правой рукой.

Загибают большие пальцы на обеих руках.

Загибают указательные пальцы.

Загибают средние пальцы.

Загибают безымянные пальцы.

Загибают мизинцы.

Изображают, как сыплют сахар.

Опускают руки, пожимают плечами.

Профессий всех не сосчитать!

Профессий всех не сосчитать!
А вы, какие можете назвать?
Поезд водит…машинист,
Трактор водит…тракторист,
В школе учит нас ...учитель,
Строит здание…строитель.
Стены выкрасил….маляр,
Доску выстругал…столяр,
В шахте трудится…шахтер,
В доме свет провел…монтёр.
В жаркой кузнице…кузнец.
Кто всё знает - …молодец!

Дети движениями имитируют работу людей  данной профессии.

Чистоговорка про шофёра

Заводил шофер мотор: дрр, дрр, дрр, дрр.

Нажимал он на стартёр: вжик, вжик, вжик, вжик.

Накачал он быстро шины: шшш, шшш, шшш, шшш.

Тихо сел в салон машины: ссс, ссс, ссс, ссс.

В руки руль взял поскорей: вот так, вот так.

И поехал побыстрей: биб, биб, биб.

Дети движениями имитируют по тексту работу шофёра.

4 неделя

Посуда

«Машина каша» (Н. В. Нищева)

Маша каши наварила,

Маша кашей всех кормила,

Положила Маша кашу

Кошке – в чашку,

Жучке – в плошку,

А коту – в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам

И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла,

Все до крошки раздала.

Указательным пальцем правой руки мешают в ладошке левой руки.

Загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших, на каждое название посуды.

Разжимают кулаки.

Сбувают воображаемые крошки с ладошек.

«Посуда» (Н. В. Нищева)

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни — разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принес.

Надули животик: одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.

Присели, одна рука на поясе.

Кружатся, рисуя руками круг.

Потянулись, руки сомкнули над головой.

Легли на ковер, вытянулись.

Февраль

1 неделя

Домашние животные и их детеныши. Содержание домашних животных

«Котенок-шалун»

Котенок мамочку зовет:

- Мяу-мяу, мяу-мяу.
Он не напился молока:

- Мало-мало, мало-мало.

Покормит мама молочком:

- Мур-мур-мур, мур-мур-мур.

Свернется маленьким клубком:

- Ур-ур, ур-ур-ур.
Потом с клубочком поиграет:

- Цап-цап-цап, цап-цап-цап.

И нитку быстро размотает:

- Ап-ап-ап, ап-ап-ап.

Дети соединяют одноименные пальцы обеих рук.

Скрещивают пальцы рук, опускают и поднимают пальцы.
Поглаживают ладонью одной руки тыльную сторону другой.

Потирают кулачок о кулачок.

Сжимают и разжимают пальцы рук.

Делают круговые движения указательным пальцами относительно друг друга.

«Кони» (Н. В. Нищева)

Кони гуляют гурьбой на лугу.

Я всех коней перечислить могу:

Черный как уголь, белый как снег,

Рыжий как пламя красивее всех.

Серый, весь в яблоках, с гривой седой.

Конь шоколадный, совсем молодой.

Кони пасутся у речки гурьбой 

Их посчитаем еше раз с тобой.

Черный как уголь, белый как снег.

Рыжий как пламя красивее всех.

Серый, весь в яблоках, с гривой селой.

Конь шоколадный, совсем молодой.

Идут по кругу с высоким подниманием колена.

На каждое название коня загибают по одному пальцу на обеих руках.

Вновь идут по кругу с высоким подниманием колена. 

Вновь загибают пальцы.

 «Тузик» (Н. В. Нищева)

Вот он крутится волчком.

Тузик, Тузик, хвост крючком.

Вот летит во весь опор

То на речку, то во двор.

То дежурит у ворот —

Словом, дел невпроворот.

Кружатся на месте.

Руки держат на поясе 

Кружатся в противоположную сторону. Двигаются по кругу, совершая поскоки. Приседают.

Снова двигаются по кругу, совершая поскоки

2 неделя

Домашние птицы

Артикуляционная гимнастика

Утром солнышко проснулось,

Широко нам улыбнулось.

«Птичий двор, пора вставать,

Надо зёрна поклевать».

Вот идёт надутый гусь,

Он драчливый, я боюсь.

Он щипает клювом пятки,

Убегайте без оглядки.

Это наш большой индюк

Клюв его похож на крюк,

Громко песни он поёт,

Утром спать мне не даёт.

На качель взлетел цыплёнок,

Он хорошенький с пелёнок,

Громко песенки поёт, -

Червячка от мамы ждёт.

«Улыбочка»

«Трубочка»

щёки надуты

губы смыкаются- размыкаются

«Индюк»

«Качели»

пи-пи на выдохе

«Змейка»

Две курицы

В сарае две курицы жили

Цыплят на прогулку водили

За каждой ходили четыре ребёнка,

Четыре красивых послушных цыплёнка.

Цыплята любили все вместе гулять,

Толкаться, пищать, червячков искать.

Как только стемнеет – все к мамам бегут, Прижмутся друг к другу и сразу заснут.

большие пальцы поднимаем, сгибаем-разгибаем в ритме текста.

постепенно разгибаем остальные пальцы.

дотрагиваемся подушечкой большого пальца до кончиков остальных пальцев в ритме текста.

пальцы переплетаем, быстро ими шевелим.

Пальцы сгибаем, прижимаем к ладони.

ритмично загибаем пальцы, возвращая руки в исходное положение.

«Живой уголок» (Н. В. Нищева)

Любят ребята живой уголок –

Каждую птицу и каждый цветок.

Как-то зимой здесь гостил соловей

И не скучал меж веселых друзей.

Много зверюшек живет в уголке:

Рыжая белка сидит на сучке,

Рыбки в воде затевают игру,

Кролит грызет на поляне кору.

Здесь черепаха и ёжик живут, _

Каждому дети гостинцы несут.

Рады зверюшки гостям дорогим,

Даже цветы словно тянутся к ним.

Дети идут по кругу взявшись за руки.

Бегут на носочках, взмахивая руками, поменяв направление.

Вновь идут по кругу.

Приседают. Руки сгибают перед грудью.

Делают ушки из ладоней.

Показывают панцирь черепахи из сложенных ладоней и иголки ежа из перекрещенных пальцев.

Вновь идут по кругу.

Останавливаются, тянутся вверхх, подняв руки.

 «На окне в горшочках» (Н. В. Нищева)

На окне в горшочках

Поднялись цветочки.

К солнцу потянулись,

Солнцу улыбнулись.

К солнышку листочки

Повернут цветочки.

Развернут бутоны,

В солнышке утонут.

Дети сидят на корточках лицом в круг, медленно встают.

Тянутся на носочках, руки вверх, широко в стороны.

Ладони развернуть вверх.

Руки соединить над головой, медленно развести в стороны.

3 неделя

Наша армия.

«Бойцы»

Пальцы эти – все бойцы.

Удалые молодцы.

Два больших и крепких малых

И солдат в боях бывалых.

Два гвардейца – храбреца!

Два сметливых молодца!

Два героя безымянных,

Но в работе очень рьяных!

Два мизинца – коротышки

– Очень славные мальчишки!

Растопырить пальцы на обеих руках,

сжать их в кулак.

Приподнять два больших пальца,

другие крепко прижать к столу.

Приподнять указательные пальцы, другие крепко прижать к столу.

Приподнять средние пальцы,

другие крепко прижать к столу.

Приподнять безымянные пальцы,

Хлопнуть в ладоши.

«Летчик»

Быть шофером хорошо,

А летчиком — лучше.

Я бы в летчики пошел,

Пусть меня научат.

Наливаю в бак бензин,

Завожу пропеллер.

«В небеса, мотор, вези,

Чтобы птицы пели».

Дети бегут по кругу, крутят воображаемый руль.

Бегут, расставив руки, как крылья.

Остановились, наклонили воображаемый сосуд.

Круговое движение правой рукой.

Бегут, расставив руки.

4 неделя

Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбки.

«Налим» (Н. В. Нищева)

Жил да был один налим.

Два ерша дружили с ним.

Прилетали к ним три утки

По четыре раза в сутки.

И учили их считать:

Раз, два, три, четыре, пять!

 

Ладони сложены, имитируют движения плывущей рыбки.

Ладони раздвинуны, имитируют движения двух плывущих рыбок.

Взмахи сложенными накрест ладонями.

Кулаки сжимают и разжимают.

Пальцы на обеих руках загибаются, начиная с большого.

 «Акула» (Н. В. Нищева)

Приплывали две севрюги,

У них спины словно дуги.

Налетали с двух сторон.

Ты, акула, выйди вон.

Двумя ладонями дети изображают, как плывут севрюги.

Выгибают ладони тыльной стороной вверх.

Изображают, как севрюги плывут навстречу друг другу.

Делают толчок ладонями от груди.

«Летучая рыба» (Н. В. Нищева)

Я летучая, прыгучая,

Улетела бы за тучу я.

Да соскучилась бы вскоре —

До того люблю я море.

Дети двигаются подскоками по кругу.

Двигаются, взмахивая руками, как крыльями.

Двигаются по кругу, изображая плавание.

«На дне» (Н. В. Нищева)

Улитки ползут,

Свои домики везут.

Рогами шевелят,

На рыбок глядят.

Рыбки плывут,

Плавниками гребут.

Влево, вправо поворот,

А потом наоборот.

Передвигаются по кругу в полуприсяде, сложив руки за спиной.

Делают «рожки» из пальчиков,

Ритмично наклоняют голову влево-вправо.

Передвигаются по кругу, делая гребковые движения руками.

Выполняют повороты туловища влево, вправо и наоборот.

Март

1 неделя

Мамин праздник. Первые весенние цветы.

«Весна» (Н. В. Нищева)

Иди, весна, иди, красна,

Принеси ржаной колосок,

Овсяный снопок,

Яблоки душистые,

Груши золотистые,

Большой урожай в наш край.

Дети пальчиками «идут» по столу.

Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца.

«На водопой» (Н. В. Нищева)

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосенок,

За мамой-лисицей крался лисенок,

За мамой-ежихой катился ежонок,

За мамой-медведицей шел медвежонок,

За мамою-белкой скакали бельчата,

За мамой-зайчихой — косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат.

Все мамы и дети напиться хотят.

Дети идут по кругу друг за другом.

Идут, громко топая.

Идут крадучись.

Передвигаются в глубоком приседе.

Идут вперевалку.

Скачут на носочках, согнув руки перед грудью.

Скачут, сделав ушки из ладоней.

Идут на четвереньках. Останавливаются, делают лакательныедвижения языком.

«Солнышко» (Н. В. Нищева)

Солнышко, Колоколнышко,

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди.

Нам в поле бежать,

Нам весну встречать.

Дети стоят в маленьком кругу; шагают назад, максимально расширяя круг, держась за руки.

Поднимают руки вверх, тянутся на носочках — вдох, фраза на вдохе.

Опускают руки — выдох, фраза на выдохе.

Бегут по кругу, взявшись за руки.

2 неделя

Ранняя весна. Весенние месяцы.

«Веснянка» (Н. В. Нищева)

А уж ясно солнышко

Припекло, припекло.

И повсюду золото

Разлило, разлило.

Ручейки по улице

Все журчат, журчат.

Журавли курлыкают

И летят, летят.

Дети идут по кругу, взявшись за руки, медленно поднимают руки.

Идут по кругу, взявшись за руки, медленно опускают руки.

Бегут по кругу в противоположную сторону на носочках, держа руки на поясе.

Идут по кругу в противоположную сторону, высоко поднимая колени, руками изображая взмахи крыльев.

«Дрозд-дроздок» (Н. В. Нищева)

Дружок ты мой, дрозд,

В крапинку хвост,

Носик — остренький,

Бочок — пестренький,

Перья — тонкие,

Песни — звонкие.

Весной распеваются,

Зимой забываются.

Дети машут сложенными ладонями, как крыльями.

Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с большого.

Снова машут сложенными накрест ладонями.

«Весна, весна красная!» (Н. В. Нищева)

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

С великой милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными.

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Идут в противоположную сторону по кругу.

Останавливаются, поднимают руки вверх, встают на носочки, вдох.

Приседают, опускают руки, выдох.

Взявшись за руки, бегут по кругу.

3 неделя

Наша родина – Россия.

Хоровод «Береза» (Н. В. Нищева)

Береза моя, березонька.

Береза моя белая,

Береза кудрявая.

Стоишь ты, березонька,

Посредьдолинушки,

На тебе, березонька,

Листья зеленые,

Под тобой, березонька,

Трава шелковая.

Дети идут хороводом, взявшись за руки.

Меняют направление движения.

Встали, подъем рук вверх, вдох.

Опустили руки, выдох.

Подъем рук, вдох.

Опустили руки, выдох.

Подъем рук, вдох.

Опустили руки, выдох.

4 неделя

Наш родной город.

«Как у нас семья большая» (Н. В. Нищева)

Как у нас семья большая

Да веселая.

Два у лавки стоят,

Два учиться хотят,

Два Степана у сметаны

Объедаются.

Две Дашки у кашки

Питаются.

Две Ульки в люльке

Качаются.

Ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно.

Загнуть большие пальцы на обеих руках.

Загнуть указательные пальцы на обеих руках.

Загнуть средние пальцы.

Загнуть безымянные пальцы.

Загнуть мизинцы.

«Речка» (Н. В. Нищева)

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре —

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

 Делать так руками нужно:

Вместе — раз, это брасс,

Одной, другой — это кроль.

Все как один плывем,

как дельфин.

Вышли на берег крутой

 И отправились домой.

Дети идут к центру круга.

Наклоняются, трут лицо руками.

На каждую строку четыре движения ладонями к лицу.

Идут по кругу, взявшись за руки.

Показывают «брасс», «кроль», двигаясь по кругу.

Идут по кругу друг за другом, делая руками «брасс» или «кроль».

Идут лицом от центра круга.

Апрель

1 неделя

Мы читаем. Знакомство с творчеством С.Я. Маршака.

 «Где обедал воробей» (Н. В. Нищева)

— Где обедал, воробей?

— В зоопарке у зверей.

Пообедал я сперва

За решеткою у льна.

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона.

С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

 Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.

Дети машут перекрещенными ладошками.

Ладошками изображают раскрывающуюся пасть.

На каждое название животного загибают по одному пальчику сначала на левой, затем на правой руке.

Опять изображают раскрывающуюся пасть животного.

«Упражненья»

Крутим мельницу вперёд,
А потом наоборот. 
Наклоняться будем все,
Будто прыгаем в бассейн. 
А потом назад прогнёмся,
Хорошенько разомнёмся. 
И попрыгать нам пора,
Мы не прыгали с утра. 
Шаг на месте в заключенье.
Это тоже упражненье. 
Поскакали, потянулись —
Вот и славно отдохнули.

Вращение прямых рук вперёд и назад.

Наклоны вперёд.

Наклоны назад.

Прыжки на месте.

Ходьба на месте.

Дети садятся.

2 неделя

Космос.

«Космонавты»

Раз, два, три, четыре, пять -

В космос полетел отряд.

Командир в бинокль глядит,

Что он видит впереди?

Солнце, планеты, спутники, кометы,

Большую желтую луну.

По одному загибают пальчики на обеих руках.

Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.

Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».

Загибают пальчики обеих рук.

«Ракета»

Раз, два — стоит ракета. 
Три, четыре — самолет.
Раз, два — хлопок в ладоши, 
А потом на каждый счет. 
Раз, два, три, четыре — 
Руки выше, плечи шире. 
Раз, два, три, четыре 
И на месте походили.

Руки вытянуты вверх.

Руки в стороны.

Хлопаем в ладоши.

Шагаем на месте.

Хлопаем в ладоши.

Руки вверх-вниз.

Хлопаем в ладоши.

Шагаем на месте.

3 неделя

Мы читаем. Знакомство с творчеством К.И. Чуковского.

«Раным-рано поутру» (Н. В. Нищева)

Водичка, водичка,

Умой моё личико.

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Имитируют стряхивание воды с ладоней.

Показывают, как умывают лицо

На каждую строчку загибают по одному пальцу на обеих руках.

«Лимпопо» (Н. В. Нищева)

Вот и вылечил он их,

Лимпопо!

Вот и вылечил больных,

Лимпопо!

И пошли они смеяться,

Лимпопо!

И плясать, и баловаться,

Лимпопо!

Двигаются поскоками по кругу.

Выполняют два прыжка на месте.

Двигаются поскоками по кругу.

Выполняют два прыжка на месте.

Выполняют прыжки, кружась на месте.

Выполняют два прыжка на месте.

Выполняют прыжки, кружась на месте в противоположную сторону.

Выполняют два прыжка на месте.

4 неделя

Мы читаем. Знакомство с творчеством С.В. Михалкова.

«Спортсмены»

Чтоб болезней не бояться

Надо спортом занимать

Играет в теннис теннисист

Он спортсмен, а не артист

В футбол играет футболист

В хоккей играет хоккеист,

В волейбол — волейболист,

В баскетбол — баскетболист.

Поднимают руки к плечам, плечам, в стороны

Сжимаем и разжимаем кулаки.

Сгибаем пальцы в кулачок, начиная с мизинца.

«Котята» (Н. В. Нищева)

Вы послушайте, ребята,

Я хочу вам рассказать:

Родились у нас котята –

Их по счету ровно пять.

Мы решали, мы гадали:

Как же нам котят назвать.

Наконец мы их назвали:

Раз, два, три, четыре, пять!

Идут по кругу, держась за руки.

Останавливаются. Встают лицом в круг. Показывают правую ладонь, растопырив пальцы.

Стоят лицом в круг. Держатся за руки.

Покачивают сцепленными руками.

Ритмично хлопают в ладоши.

Загибают по одному пальцу на обеих руках.

Май

1 неделя

Мы читаем. Знакомство с творчеством А.Л. Барто

«Любимые сказки»

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

Хлопают в ладоши

Поочередно загибают пальчики на левой руке

Поочередно загибают пальчики на правой руке

Хлопают в ладоши

«В лесу» (Н. В. Нищева)

Шла медведица к реке

С медвежонком бурым,

Повалялась на песке,

Отряхнула шкуру.

Сына дальше повела,

Поискала броду,

Поискала и нашла,

И полезла в воду.

Смотрит маленький медведь,

Хмурится упрямо,

А потом давай реветь:

— Как же я-то, мама?

А медведица идет,

Прибавляет ходу,

Сына ласково завет

За собою в воду.

Мишка в воду не полез,

Мать окликнул снова

И на весь зелёный лес

Закатился рёвом!

Оглянулась мать, ворча,

И вернулась к мишке,

Мокрой лапой сгоряча

Шлепнула трусишку.

Мишка в воду угодил,

Забарахтался, поплыл!

Ну а если плавать начал,

Нет причины плакать, значит!

Дети идут вперевалку по кругу друг за другом.

Ложатся на ковер, валяются.

Встают, отряхиваются.

Вновь идут по кругу.

Идут с высоким подниманием колена.

Встают лицом в круг, закрывают лицо руками, качают головой.

Вновь идут по кругу.

Встают лицом в круг, делают зовущее движение рукой.

Опять изображают, как плачет мишка.

Показывают, как медведица шлепнула медвежонка.

Двигаются по кругу, изображая, что плывут.

2 неделя

Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы, насекомые весной.

«Цветы»

Наши красные цветочки

Распускают лепесточки.

Ветерок немножко дышит,

Лепестки колышет.

Наши красные цветочки

Закрывают лепесточки,

Они тихо засыпают,

И головкою кивают.

Прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки

Раскрываются в виде чаши, перед лицом.

Кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке.

Кисти рук наклоняются влево и вправо.

Прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки

Показать пальчиками, как лепестки закрываются.

«Зарядка» (Н. В. Нищева)

Раз, два, три, четыре.

Расправляем плечи шире,

На носочках покружились,

Низко-низко наклонились,

А потом поприседали.

От зарядки мы устали!

Движение руками перед грудью с поворотами влево, вправо.

Кружатся на носочках.

Выполняют наклон вперед.

Приседают.

Расслабляются, «роняют» голову и руки.

3 неделя

Мы читаем. Знакомство с творчеством А.Пушкина

«Пчела»

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелек

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

Пожужжали, полетали,

От усталости упали.

Машут ладошками.

На каждое название насекомого

загибают пальчик.

Делают кружочки из пальчиков

подносят к глазам.

Роняют ладони на стол.

«Сидит белка на тележке» (Н. В. Нищева)

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки.

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

Хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно.

Загибают по одному пальчику, начиная с большого.

Ритмичные хлопки ладонями и удары кулачками.

«Жуки»  (Н. В. Нищева)

Я жук, я жук, Я тут живу,

Жужжу, жужжу: Ж-ж-ж...

Дети приседают и произносят текст.

По сигналу педагога «Жуки» дети поднимаются и начинают бегать, расставив руки, как крылья. По сигналу «Дождь» дети должны опустить руки и присесть.

«Стрекоза» (Н. В. Нищева)

Летит стрекоза.

Как горошины глаза.

Вверх-вниз,

Взад-вперед,

Как прозрачный самолет.

Бегут по кругу, расставив руки. Руками показывают большие глаза. Сначала бегут на носочках, потом в полуприседе.

Меняют направление бега.

Свободно бегают по ковру

«Шмель» (Н. В. Нищева)

Тут князь очень уменьшился,

Шмелем он оборотился.

Полетел и зажжужал;

Судно на море догнал,

Потихоньку опустился

На корму – и в щель забился.

Дети приседают.

Встают, выполняют мелкие взмахи руками, жужжат.

Бегут на носочках, взмахивая руками.

Приседают.

4 неделя

Скоро в школу. Школьные принадлежности.

«Я выросла!» (Н. В. Нищева)

Мне теперь не до игрушек –

Я учусь по букварю.

Соберу свои игрушки

И Сереже подарю.

Деревянную посуду

Я пока дарить не буду.

Заяц нужен мне самой, –

Ничего, что он храмой.

А медведь измазан слишком…

Куклу жалко отдавать:

Он отдаст её мальчишкам

Или бросит под кровать.

Паровоз отдать Серёже?

Он плохой, без колеса…

И потом, мне нужно тоже

Поиграть хоть полчаса!

Мне теперь не до игрушек –

Я учусь по букварю…

Но я, кажется, Серёже

Ничего не подарю.

Делают ритмичные удары кулачками и хлопки попеременно.

На каждое название посуды загибают по одному пальцу на обеих руках.

 

Делают ритмичные удары кулачками и хлопки попеременно.

Двигаются по кругу друг за другом, выполняя поскоки.

«Переменка» (Н. В. Нищева)

Переменка! Переменка!

Отдохните хорошенько:

Можно бегать и шуметь

Танцевать и песни петь,

Можно сесть и помолчать,

Только – чур! – нельзя скучать!

Дети двигаются по кругу друг за другом, выполняя поскоки.

Бегут по кругу.

Выполняют танцевальные движения.

Приседают.

Выполняют прыжки на носочках, руки держат на поясе.

«Летом» (Н. В. Нищева)

Луг совсем как ситцевый

Всех цветов платок –

Не поймешь, где бабочка,

Где живой цветок.

Лес и поле в зелени,

Синяя река,

Белые, пушистые

В небе облака.

Бегут по кругу на носочках, руки на поясе.

Бегут, взмахивая руками, как крыльями.

Приседают, поднимают и смыкают руки над головой.

Встают, разводят руки в стороны.

Покачивают руками, изображают волны.

Бегут по кругу на носочках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логоритмические упражнения к лексическим темам

Логоритмические упражнения к лексическим темам ...

Картотека пальчиковой гимнастики и логоритмических упражнений по лексическим темам. Подготовила Кузнецова Н.В.

Картотека пальчиковой гимнастики и логоритмических упражнений по лексическим темам...

Картотека логоритмических упражнений по лексическим темам

Материалы, содержащиеся в данной картотеке, помогут организовать понедельную коррекционную работу с детьми с нарушениями слуха и речи. Задания подобраны по степени возрастающей сложности на материале ...

пальчиковая гимнастика и физ. минутки по лексическим темам

пальчиковая гимнастика и физ. минутка сделана для удобства поиска по лексическим темам указанным в верху. вся информация и материал взят с интернет источников...

Картотека Пальчиковых гимнастик и логоритмических упражнений

в старшей группе компенсирующей направленности...

Картотека пальчиковых гимнастик в младшей группе (по лексическим темам)

Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые и...