«Пальчиковые шаги по сенсорным дорожкам»
учебно-методическое пособие по коррекционной педагогике

Толкач  Алёна Алексеевна

Сенсорные дорожки по игровой технологии Тимофеевой Е. Ю., Черновой Е. И. «Пальчиковые шаги». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornye_dorozhki.docx95.17 КБ

Предварительный просмотр:

«Пальчиковые шаги по сенсорным дорожкам»

Еще в середине XX в. Было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от формирования движений пальцев рук.

         Если движения соответствуют возрасту, то и речь находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Процесс развития двигательной активности кисти рук происходит естественным, природным путём на базе развития общей моторики человека.

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста, такая кропотливая работа - дело не одного дня. Взяв за основу игровую технологию Тимофеевой Е. Ю., Черновой Е. И. «Пальчиковые шаги», использую в своей работе сенсорные дорожки. Игровая технология - «пальчиковые шаги», состоит из нескольких видов дорожек с определенными ориентирами для «ходьбы» пальцами и составлены с учетом педагогического принципа от простого к сложному, т.е. от простых дорожек, где участвуют 1—2 пальца, к сложным.

         Где можно найти такие дорожки? Несомненно, в сети интернета есть множество различных шаблонов, которые можно всего на всего скачать, распечатать и предложить ребенку пошагать. НО! Будет ли ему это интересно? Из своей практики, могу с уверенностью сказать, что это может заинтересовать лишь на пару минут. Обычный лист бумаги с различными дорожками, по которым нужно шагать пальчиками - серо и скучно.
Именно поэтому для своих воспитанников я изготовила красочные и интересные дорожки из подручных средств. Ведь дошкольники, как сороки, любят все красочное, блестящее и, конечно, то, что можно потрогать, пощупать.
        Что понадобилось для изготовления пальчиковых дорожек? Я использовала разнообразные текстильные салфетки, для детских речек они достаточно мягкие и приятные на ощупь, а также использовала пуговицы различной формы, бусинки, пайетки, палочки от мороженного, коктейльные трубочки и т.д.

Дорожки имеют различные ориентиры: плоскостные (кружочки, квадратики, цветочки, нитки и т.д.) и объемные с массажным эффектом (бусинки, пуговицы, фигуры). При тематическом использовании дорожек выбираю сюжетную картинку, на которой обозначаю дорожку от предмета к герою. Интерес у детей к таким упражнениям очень большой.

Работая с пальчиковыми дорожками, отрабатываем точные движения по ориентирам. При достижении результата можно двигаться с проговариванием стихов, подобранных по ритму движения и тематической направленности. Следует отметить, что работать по ним нужно разными пальцами, т.е. предполагается вариативность и формирование дифференцированных движений.

Развивая движения пальцев на каждой руке, мы постепенно переходим к движениям двумя руками это наиболее сложный этап, когда ребенок учится выполнять одновременно разнотипные движения пальцев рук (пальчики одной рукой «шагают вверх», другой — «вниз»). Разнотипность движений может заключаться и в использовании разных пальчиков разных рук (на левой руке работают указательный и средний пальчики, на правой — большой палец и мизинец). Эта работа требует более высокого уровня регуляции, в отличие от содружественных движений, воспитывает у ребенка сосредоточенность, умение сконцентрироваться и удерживать внимание.

Несмотря на сложность работы, ребенку необходимо усвоить эти упражнения, так как осуществление и автоматизация этих движений способствуют расширению резервных возможностей функционирования головного мозга ребенка.

При реализации игровой технологии «Сенсорные дорожки» наблюдается следующая положительная динамика: улучшается произношение звуков, более активно и прочно усваивается лексика, дети учатся управлять своим телом, что предотвращает возникновение неврозов, руки подготавливаются к письму, что особенно важно для детей, которые скоро пойдут в школу, развеваются внимание, терпение, самоконтроль, фантазия, проявляются творческие способности, осваиваются начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве, воспитывается чувство радости от выполнения игровых заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пальчиковые шаги и сенсорные дорожки из фетра» часть 1

Описание и характеристика дидактического пособия«Пальчиковые шаги и сенсорные дорожки из фетра» Часть 1...

«Пальчиковые шаги и сенсорные дорожки из фетра» часть 2

Дидактическое пособие«Пальчиковые шаги и сенсорные дорожки из фетра» Часть 2....

Пальчиковые шаги и сенсорные дорожки из фетра

Цель пособия: Создать условия в группе детского сада для сенсорного и познавательного развития детей.Задачи:Формировать элементарные представления о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах;Расш...

Картотека для "пальчиковых шагов" по сенсорным дорожкам

laquo;Сенсорные дорожки»Цель:-Формировать умение передвигать пальчики по обозначенным контурам;-Комбинировать движения пальцев;-Развивать их подвижность и умение передвигать пальцы по заданному...

Мастер-класс по изготовлению сенсорных дорожек «Пальчиковые шаги»

Данный мастер-класс предназначен для воспитателей, родителей и знакомит с изготовлением сенсорных дорожек для пальчиков....

Сенсорные дорожки для пальчиковых игр с малышом.

Пальчиковые шаги – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Ребенок вместе со взрослым проговаривает или слушает короткие стишки или рифмованн...

Дидактическое пособие для родителей. «Пальчиковые шаги и сенсорные дорожки из фетра»

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...