Конспект коррекционно-развивающего занятия по теме "Поварята" для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Сидорова Алёна Игоревна

Аннотация:   Данное занятие по развитию предметных представлений, восприятию сенсорных эталонов и развитию зрительно-моторной координации было разработано и апробировано с детьми с амблиопией и косоглазием старшего дошкольного возраста. На занятии использовано мультимедийное оборудование. Наглядный и раздаточный дидактический материал отвечает тифлопедагогическим требованиям, создавался с учётом зрительных диагнозов детей.

Цель занятия: Закрепление единичных и обобщённых представлений по лексическим темам: «Посуда», «Продукты питания»; активизация восприятия сенсорных эталонов. 

Задачи занятия:

Обучающие:

• закрепление представлений о профессиях (повар, пожарный, доктор, строитель),  закрепление представлений об отличительных особенностях профессий;

• закрепление представлений о предметах посуды разных видов, закрепление представлений о различных группах посуды (столовая, чайная, кухонная);

• формирование навыка измерительного сравнения по длине, закреплять понятия «длинный», «короткий»;

• обучение алгоритмизации.

Развивающие:

• развитие цветовосприятия; формирование умения узнавать и правильно называть фиолетовый цвет,

• закрепление представлений о геометрических фигурах: круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник; закрепление умения дифференцировать сходные фигуры (овал-круг, прямоугольник-квадрат);

• развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики;

• развитие навыка обводки рисунка по контуру; обучение умению проводить линии неотрывным способом;

• развитие мыслительных операций (сравнение, обобщение, классификация, выделение существенных признаков);

• развитие речи.

Воспитательные:

• воспитание положительной мотивации к познавательной деятельности;

• воспитание доброжелательного отношения к сверстникам через умение слушать -  товарища и принимать мнение другого.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта коррекционного занятия

Группа        : Старшая группа детского сада.

Продолжительность: 25 минут.

Контингент: Дети с амблиопией, косоглазием.

Тема занятия        : «Поварята».

Тип занятия: Комбинированное подгрупповое занятие.

Аннотация:        Данное занятие по развитию предметных представлений, восприятию сенсорных эталонов и развитию зрительно-моторной координации было разработано и апробировано с детьми с амблиопией и косоглазием старшего дошкольного возраста. На занятии использовано мультимедийное оборудование. Наглядный и раздаточный дидактический материал отвечает тифлопедагогическим требованиям, создавался с учётом зрительных диагнозов детей.

Цель занятия        : Закрепление единичных и обобщённых представлений по лексическим темам: «Посуда», «Продукты питания»; активизация восприятия сенсорных эталонов.  

Задачи занятия:

Обучающие:

•        закрепление представлений о профессиях (повар, пожарный, доктор, строитель),  закрепление представлений об отличительных особенностях профессий;

•        закрепление представлений о предметах посуды разных видов, закрепление представлений о различных группах посуды (столовая, чайная, кухонная);

• формирование навыка измерительного сравнения по длине, закреплять понятия «длинный», «короткий»;

• обучение алгоритмизации.

Развивающие:

•         развитие цветовосприятия; формирование умения узнавать и правильно называть фиолетовый цвет,

•        закрепление представлений о геометрических фигурах: круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник; закрепление умения дифференцировать сходные фигуры (овал-круг, прямоугольник-квадрат);

•        развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики;

•        развитие навыка обводки рисунка по контуру; обучение умению проводить линии неотрывным способом;

•        развитие мыслительных операций (сравнение, обобщение, классификация, выделение существенных признаков);

•        развитие речи.

Воспитательные:

•         воспитание положительной мотивации к познавательной деятельности;

•         воспитание доброжелательного отношения к сверстникам через умение слушать -  товарища и принимать мнение другого.

Этапы (содержание)

Цель деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Введение в ситуацию

коммуникативная игра «Клубок»

Совершенствовать коммуникативные навыки детей. Достичь взаимопонимания и сплоченности детей.

Педагог предлагает поприветствовать друг друга, для этого необходимо

передать по кругу клубок ниток. Первый ребёнок наматывает нить на палец и при этом говорит ласковое слово рядом стоящему ребёнку. Затем передаёт клубок следующему ребёнку, пока не дойдет очередь до взрослого.

Дети встают в круг, передают клубок ниток, говоря ласковые слова своему соседу, наматывают нить на палец.

Вводная часть: беседа о любимом блюде.

Создать условия увлеченности, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений

- Подумайте: зачем людям нужно кушать?

- Давайте передадим мяч по кругу; тот, у кого в руках мяч, называет своё любимое блюдо.

- Скажите, а кто же занимается приготовлением пищи?

- Чтобы быть сильными, не болеть, быть красивыми, умными.

- Дети называют свои любимые блюда.

- Приготовлением пищи занимается повар.

Основная часть:

1) Задание «Профессии»

Закрепление представлений о профессиях (повар, пожарный, доктор, строитель),  закрепление представлений об отличительных особенностях профессий;

- Подойдите к доске, на экране вы видите изображения людей разных профессий. Посмотрите внимательно: есть ли на экране изображение повара? На каком по счёту месте повар? Как вы узнали повара? Как вы думаете, какое настроение у повара? Почему вы так думаете?

- Справа от повара изображён кто? Как вы узнали строителя?

- Слева от повара изображение кого? Как вы узнали пожарного?

- Кто изображён левее всех? Как вы узнали доктора?

- Ребята, вы молодцы! Узнали все профессии. Сегодня нас ждут очень интересные задания, а что мы с вами будем делать, вы узнаете от нашего гостя.

На интерактивной доске включается видео с поваром, который рассказывает детям, что все дети будут

На экране появляется повар, который говорит:

- Здравствуйте ребята, моя профессия «повар», я очень люблю вкусно готовить. Предлагаю вам приготовить сегодня вместе борщ. Вы согласны?

Дети рассматривают изображения на интерактивной доске.

- Повар находится на третьем по счёту месте. Повар одет в белый китель, поварской колпак. У него радостное, весёлое настроение. У него добрые глаза и широкая улыбка.

- Справа от повара находится строитель. На нём жилет и строительная каска, которая защищает голову от падения предметов с высоты.

- Слева от повара пожарный. На нём специальная форма, шлем. В руках он держит пожарный шланг или пожарный рукав.

- Левее всех находится доктор, на нём белый халат, на его шее стетоскоп, который нужен, чтобы слушать сердцебиение и дыхание.  

2)        Задание «Посуда»

Закрепление представлений о предметах посуды разных видов, закрепление представлений о различных группах посуды (столовая, чайная, кухонная).

- Сегодня мы с вами будем готовить борщ. Наденьте поварские колпаки (педагог показывает движения руками) и садитесь перед доской. Что нам понадобится для приготовления борща?

- Посмотрите на эти рисунки. Какая это посуда? Какие предметы чайной посуды нарисованы на картинке? Нужна ли нам чайная посуда для приготовления борща?

- Посмотрите на второе изображение. Какая это посуда? Какие предметы изображены? Что из столовой посуды нам потребуется? Тарелка глубокая или плоская? Почему?

- Посмотрите на третью карточку. Какие предметы посуды на ней изображены? Кто вспомнит, как называется эта посуда? Нам понадобится кухонная посуда? Для чего нам понадобится кастрюля? Половник? Нож? Разделочная доска? Тёрка?

- Нам нужна посуда и продукты питания.

- На картинке изображена чайная посуда: чайник, сливочник (молочник), чашка с блюдцем, чайная ложка и сахарница. Для приготовления борща чайная посуда нам не нужна.

- На второй картинке нарисована столовая посуда: стакан, глубокая тарелка, плоская тарелка, кружка, столовая ложка, нож, вилка.

Столовая посуда нам нужна, чтобы съесть борщ. Нам нужна глубокая тарелка, чтобы суп не выливался, ложка.

- На третьей картинке изображена кухонная посуда: тёрка, сковорода, половник, кастрюля, ковш, нож, разделочная доска. Нам понадобиться  тёрка, чтобы натереть овощи, нож, чтобы очистить и порезать овощи и мясо, разделочная доска, чтобы на ней резать, в кастрюле мы будем варить суп, половник, чтобы накладывать суп.

3)        Задание «Поиск продуктов» + пальчиковая гимнастика

Развитие цветовосприятия; формирование умения узнавать и правильно называть фиолетовый цвет.

Закрепление представлений о геометрических фигурах: круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник.

Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики.

Развитие навыка обводки рисунка по контуру; обучение умению проводить линии неотрывным способом.

Развитие мыслительных операций.

- Посуда у нас есть – что ещё потребуется для приготовления борща? Верно, нам понадобятся продукты. Садитесь за столы.

Переверните карточки – что на них нарисовано? Кроме овощей, фруктов и ягод, что ещё нарисовано на ваших листах? Для приготовления борща нам понадобятся и овощи, и фрукты?

Пальчиковая гимнастика «Хозяйка»

Хозяйка однажды с базара пришла

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла

Картошку, капусту, морковку,

Горох, Петрушку и свеклу. ОХ!

Вот овощи спор завели на столе

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

Картошка? Капуста? Морковка?

Горох? Петрушка иль свекла? ОХ!

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала

Картошку, капусту, Морковку,

Горох, Петрушку и свеклу. ОХ!

Накрытые крышкой, в душном горшке

Картошка, Капуста, Морковка,

Горох, Петрушка и свекла. ОХ!

И суп овощной оказался неплох!

- Найдите круглый овощ зелёного цвета – что это? Напомните, как нужно обводить по контуру, чтобы рисунок получился красивым и аккуратным?  

- Обведите фигуру, в которой находится этот овощ. Какую геометрическую фигуру обвели? - Найдите овощ оранжевого цвета – в какой фигуре он находится?

- Какой овощ фиолетового цвета растёт на грядке – обводим фигуру. Произнесите вслух фиолетовая свекла. Что ещё на картинке есть фиолетового цвета? Произнесите вслух фиолетовая слива.

- Какие овощи остались? Какой из них нам не потребуется в приготовлении борща? Как называется суп, который готовят из гороха?

- Обведите лук – в какой геометрической фигуре он находится?

- Обведите овал – какой овощ находится в овале?

- Посчитайте: сколько овощей нам потребуется для приготовления борща?

- Подумайте: для чего нужны фрукты?

- Продукты

- На карточках нарисованы овощи, фрукты и ягоды.

- Фрукты и овощи нарисованы в геометрических фигурах.

- Для приготовления борща нужны только овощи.

Пальчиковая гимнастика:

- Шагают пальчиками по столу.

- Загибают по одному пальцу на обеих руках.

- Хлопок.

- Попеременные удары кулачками и ладонями.

- Загибают пальчики на обеих руках.

- Хлопок.

- Стучат ребром каждой ладони по столу.

- Загибают пальчики.

- Хлопок.

- Ладони складывают крест- накрест на столе.

- Загибают пальчики.

- Хлопок.

- Показывают, как едят суп.

- Обводить нужно не отрывая фломастер от листа, правильно его держать, не торопиться, следить глазками за контуром.

- Круглый зелёный овощ это капуста. Капуста нарисована в круге.

-  Овощ оранжевого цвета – морковь, нарисована в треугольнике.

-   Овощ фиолетового цвета – свекла, нарисована в квадрате. На картине фиолетового цвета есть слива.

- Лук, картофель и горох. Горох нужен для приготовления горохового супа, для борща он не используется.

- Лук нарисован в прямоугольнике

-  В овале нарисован картофель.

- Нам потребуется 5 овощей.

- Фрукты нужны для приготовления компота.

4)        Задание «Этапы приготовления борща»

Развитие мыслительных операций.

Обучение восстановлению последовательности событий с введением в активную речь слов сначала, потом, ориентироваться в последовательности выполняемых действий.

- Возьмите стулья и сядьте в линию перед фланелеграфом. На фланелеграфе несколько карточек, которые показывают этапы приготовления борща. Их нужно расставить в правильном порядке. Что нарисовано на картинках?

- Давайте теперь расставим картинки по порядку – что мы будем делать сначала? С чего начнём приготовление борща? Дальше?..

- На первой картинке нарисованы необработанные овощи, нож для чистки овощей и кухонный нож.

- На второй картинке нарисована тарелка с супом.

- На третьей картинке нарисована кастрюля на плите.

- На четвертой картинке нарисованы  кастрюля, в которую набирается вода, соль, продукты питания, порезанные на кусочки.

- На пятой картинке нарисованы разделочная доска, нож, тёрка, овощи порезанные и потёртые.

- На шестой картинке: кран и почищенные овощи.

Дети расставляют карточки в правильном порядке и озвучивают этапы приготовления супа:

1) Сначала нам необходимо взять необработанные овощи и ножи (кухонный и для чистки овощей). Нам необходимо срезать ботву и почистить овощи.

2) Потом нам необходимо помыть овощи.

3) Затем порезать, используя разделочную доску и нож, потереть на тёрке.

4) После этого, в кастрюлю набрать воды, посолить, отправить в кастрюлю мясо и порезанные и потертые овощи.  

5) Ставим варить на плиту суп в кастрюле.

6) Наливаем готовый борщ в тарелку.

5) Моделирование деятельности «Варим суп»

Формирование навыка измерительного сравнения по длине с помощью палочек Кюизенера.

Формирование навыка измерительного сравнения по длине, закреплять понятия «длинный», «короткий».

Обучение алгоритмизации.

- Поставьте стулья на место и сядьте на коврик в круг. Мы с вами подготовились и теперь готовы варить борщ. Посмотрите: это наша кастрюля. Перед вами лежат продукты. Давайте подумаем, какие продукты у нас есть. Чем будут голубые шарики? Красные крышечки? Оранжевые палочки? Фиолетовые палочки? Зелёные палочки? Жёлтые палочки? Белые квадратики?

- Все ли «овощи» одинаковые по величине? Чем они отличаются? Как можно их сравнить? Палочка какого цвета самая длинная, самая короткая? Как палочка длиннее жёлтой палочки, но короче зелёной? Какая по счёту самая короткая палочка? Какая палочка расположена между фиолетовой и белой?

Что мы делаем сначала? Наливаем в кастрюлю воду.

Вода у нас синяя – положить синие фигуры в кастрюлю. Вода нагревается – начинаем добавлять овощи: какой овощ оранжевого цвета мы добавим? Выберите фигуры оранжевого цвета – что это за фигуры? Ещё нам понадобится капуста – капуста какого цвета? Какие фигуры зелёного цвета здесь находятся? Возьмите их и положите в кастрюлю. Выберите фигуры жёлтого цвета, это будет картошка – добавьте в кастрюлю. Вспомните, как называется овощ фиолетового цвета; выберете фигуры фиолетового цвета – добавляйте. Также нам понадобится лук, найдите фигуры белого цвета – как называется эта геометрическая фигура? Что ещё необходимо добавить в суп? Положите мясо. Давайте посолим суп – добавьте прозрачные шарики.

Овощи и мясо сварились, получился очень вкусный бульон. Ну-ка проверим аромат. Покажите руками тарелки – сейчас с помощью половника я налью каждому из вас по порции супа. Возьмите ложку и попробуйте суп. Вкусный получился?

- Голубые шарики будут водой. Красные крышечки будут кусочками мяса. Оранжевые палочки – морковкой. Фиолетовые палочки – свёклой. Зелёные палочки – капустой. Жёлтые палочки –картофелем. Белые – луком.

- Овощи разные по величине. Они отличаются длиной.

Их можно сравнить с помощью приложения друг к другу, надо выложить их в ряд от самой длинной палочки до самой короткой. Самая длинная палочка оранжевого цвета, Самая короткая – белого. Палочка длиннее жёлтой палочки, но короче зелёной – это фиолетовая.  Самая короткая палочка по счёту пятая. Между фиолетовой и белой – жёлтая палочка.

Дети смешивают по очереди все ингредиенты и перемешивают «суп». Проигрывают действия наливания супа в тарелки и принятия пищи.

Заключительная часть.

Релаксационная пауза для глаз.

Рефлексия.

Снятие усталости и расслабление мышц зрительного аппарата.

Развитие умений вспоминать, выявлять и осознавать основные компоненты деятельности.

- Ложитесь на коврик. Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и выдох. Не открывая глаза, назовите овощи, которые мы добавляли в борщ.

- Вам понравилось наше занятие? Что было самым интересным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в образовательной области «Речевое развитие» «Деревня «Простоквашино». (для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения)

Программное содержание:Образовательные  задачиПродолжать учить детей  согласовывать числительные (один, два, четыре, пять) с существительными, закреплять навыки словообразования.Продол...

Конспект непосредственно образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения "Путешествие в страну предлогов"

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ПРЕДЛОГОВ&ra...

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ (конспекты)

    КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ  ЗАНЯТИЯ    ДЛЯ  ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА  С  НАРУШЕНИЯМИ  ЗРЕНИЯ (конспекты)...

Коррекционно-развивающее интегрированное занятие по обучению исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения по теме:"Жизнь диких животных Южного Урала в зимний период".

1).Коррекционная педагогика.Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.Практическое применение методических материалов Савенкова А.И.по теме:...

РАБОЧАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием игровых методов и приёмов ОТСМ-РТВ-ТРИЗ.

Данная рабочая программа по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста предполагает создание условий для развития связной речи детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста  с ...