Семинар-практикум
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Работа с мотивированными обучающимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx33.18 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся  проявивших высокую мотивацию к познавательной деятельности , в процессе  их подготовки к обучению в школе».

        

                                                                           Выполнил: педагог-психолог

                        Горожанцева Н.В.

                                             г. Озерск

                                              2022 год

Уважаемые коллеги!  Добрый день, я рада вас всех приветствовать  на нашем семинаре-практикуме «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, проявивших высокую мотивацию к познавательной деятельности, в процессе их подготовки к школе».   Я очень надеюсь на ваше сотрудничество и на  активную интеллектуальную деятельность.

Введение (актуальность данной темы)

 В последние десятилетия в России появились образовательные учреждения, учебные и социальные программы, общественные организации и фонды, основная цель которых – выявление, обучение, развитие, поддержка детей, проявивших выдающиеся способности. Однако в процессе работы с ними постоянно возникают педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множеством противоречивых теоретических подходов, вариативностью современного образования, а также чрезвычайно малым числом специалистов, профессионально и личностно подготовленных к работе с одаренными детьми.

   Поэтому, уважаемые коллеги , я предлагаю вам попробовать насколько это возможно разобраться в данном вопросе , проанализировать свои возможности и готовность работать с этой категорией детей.

Цель  нашего семинара прописаны на слайде, разрешите мне их не озвучивать. (на слайде прописана): 

  -активизация знаний педагогов доу по развитию одаренности у детей дошкольного возраста,

- стимулирование педагогов  к поиску способов развития способностей детей,

- разработка рекомендаций для воспитания и развития одаренных детей.

Психолог:  Послушайте пожалуйста притчу. Притча «Лавка возможностей».

«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго бродит среди разнообразных экзотических фруктов и овощей. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже близко не похожие на те, что он ранее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят ароматом, третьи - изысканными звуками, доносящимися из сердцевин фруктов.

И конечно же каждый из людей выбирает тот плод, который ему по душе. Но как только покупатель берет в руки фрукт, тот исчезает, а на ладони остается лишь крохотное семечко.

Немало удивленный, человек решил схитрить и подошел к хозяину лавки:

- Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, - сказал он и показал на полку. Хозяин лавки подал прекраснейший экзотический фрукт, но, едва коснувшись руки, он исчез, а на ладони лежало крохотное семечко. Увидев удивление на лице покупателя, хозяин лавки сказал:

- Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами».

- «Каким образом данная притча может быть применима к нашей сегодняшней теме, уважаемые коллеги, давайте выскажем свои мысли?»

Прежде чем поговорить на тему одарённых детей, проведём с вами маленький эксперимент, если вы непротив. У вас есть анкеты, на них написаны качества, которые педагог встречает у своих воспитанников.  Раздаю каждому педагогу анкету. Отметьте знаком «+» те качества, которые вам нравятся в детях, а знаком «–» то, что не нравится:

Анкета:

1. Дисциплинированный.

2. Неровно успевающий.

3. Организованный.

4. Выбивающийся из общего темпа.

5. Эрудированный.

6. Странный в поведении, непонятный.

7. Умеющий поддержать общее дело.

8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.

9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).

10. Занятый своими делами (индивидуалист).

11. Быстро, ―на лету‖ схватывающий.

12. Не умеющий общаться, конфликтный.

13. Общающийся легко, приятный в общении.

14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.

15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.

16. Не всегда желающий

подчиняться большинству или официальному

руководителю.

(американский психолог Элис Пол Торренс)

Обведите кружочком плюсы, поставленные под четными числами.

Теперь результаты опроса , которые возможно вас удивят – оказывается, качества, представленные под четными числами, чаще всего характеризуют одаренных детейОдаренность бывает разная, здесь представлены характеристики творчески одаренного ребенка. Посмотрите, под какими качествами вы ставили плюсы, какие вам нравятся, а какие нет? Много ли таких плюсов получилось. Поднимите , пожалуйста руку , у кого больше.

Делаем из этого выводы, уважаемые коллеги!   Ответы педагогов. Может  у кого то уже есть опыт, работы с детьми  у которых проявился талант, одаренность. Легко ли определить одаренный ребенок или нет? Нет. Иногда с истинно одаренными детьми можно спутать развитых детей, получающих хорошее образование. И вообще одаренность может быть явной, а может и скрытой.

Еще один вывод. Легко ли работать с одаренным ребенком?  Нет, или, по крайней мере, не всегда. Работать с ним значительно интереснее, но отнюдь нелегко. Возможно интеллектуальная одаренность – это благодать для педагога, но творческая может оказаться большим испытанием.

 Давайте разберемся, что же такое одаренностьОдаренность – это не что иное, как набор каких-либо способностей. Но не просто способностей, а очень хорошо развитых способностей.(Внимание на слайд).

Способности - это способы выполнения деятельности. Чьи способы лучше, у того и выше способности. Одни, встретившись с новой ситуацией, ищут в памяти что-то привычное, чтобы как-то справиться с ней, другие ищут совершенно новое решение, таких людей и считают талантливыми и одаренными.

 До сих пор в науке представлены две противоположные точки зрения на одаренность. Сторонники одной из них считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок и нужно только вовремя заметить конкретный вид способностей и развить их.

Вопрос 1. Одаренные дети — это…

а) дети с ускоренным развитием интеллекта;

б) дети, которые любят читать энциклопедии больше, чем сказки;

в) дети, которые выделяются яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеют внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности;

г) дети, которые много и бойко говорят. Их по-взрослому сложная речь воспринимается как признак исключительного ума.

По мнению исследователей, разделяющих противоположную точку зрения, одаренность представляет собой весьма редкое явление, присущее лишь незначительному проценту людей, поэтому явление одаренного ребенка подобно кропотливому поиску крупиц золота.

Ясно одно, что и в первом, и во втором случае детям необходимо целенаправленное развитие.

Я прошу вас уважаемые коллеги обратить внимание на слайд , просьба дать свой ответ и если возможно обосновать его.  Ответ верный под буквой «В».

Еще недавно психологи считали одаренными только тех детей, которые ярко и быстро проявляли свой талант. Им и предрекали великое будущее. Сегодня ученые куда более осторожны в оценках. Биографии великих людей убеждают, что талант не всегда заметен с первого взгляда, а из детей-вундеркиндов вырастали весьма заурядные взрослые.

Существует одаренность «ложная», которая не приносит реальных плодов. Одаренный ребенок обгоняет в умственном развитии своих сверстников. Но дети ведь и растут по-разному. Так же неравномерно порой формируются и интеллектуальные способности. Еще одной разновидностью мнимой одаренности психологи считают «жертву родительских амбиций»  как вы понимаете такое высказывание???? «жертва родительских амбиций» – маленький эрудит, который любит читать энциклопедии больше, чем сказки. Но отличить его от по-настоящему одаренного ребенка нетрудно: эрудит обладает знаниями и навыками, одаренный – умеет думать. Столкнувшись с неизвестной задачей, первый, скорее всего, растеряется, второй – с азартом бросится искать решение.

Вопрос 2. Одаренность бывает…

а) актуальная и потенциальная;

б) явная и скрытая;

в) общая и специальная;

г) ранняя и поздняя.

Прошу внимания на экран , выберете пожалуйста, верный ответ.  Информация педагога-психолога. Правильными являются все ответы. По критерию «степень сформированности» выделяют актуальную и потенциальную одаренность.

Актуальная одаренность – это психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами.

Потенциальная одаренность – психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин.

По критерию «форма проявления» выделяют явную и скрытую одаренность. Явная одаренность обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.

Скрытая одаренность проявляется в атипичной, замаскированной форме, она не замечается окружающими. В результате возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Его могут отнести к числу «неперспективных» и лишить необходимой помощи и поддержки.

Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. Важнейшие аспекты общей одаренности — умственная активность и ее саморегуляция.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, математика, спорт, общение и т. д.).

По критерию «особенности возрастного развития» выделяют раннюю и позднюю одаренность. Типы одаренности будут кратко прописаны на слайде.

Вопрос 3. Виды одаренности по сферам деятельности…

а) актуальная и потенциальная, ранняя и поздняя, скрытая и явная;

б) интеллектуальная, творческая, академическая, информационно-коммуникативная, спортивная;

в) общая и специальная, музыкальная, инженерная;

г) лидерская, коммуникативная.

Внимание на слайд , пожалуйста, выберете  правильный ответ. Ответ Б. Интеллектуальную одаренность приписывают детям с высокими показателями по специальным тестам интеллекта.

Творчески одаренные дети – это дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.). Эту категорию детей чаще называют талантливыми.

Академическая одаренность – то когда дети хорошо обучаются в школе.

Информационно-коммуникативная – дети, имеющие развитые коммуникативные и лидерские способности.

Спортивная – дети, показывающие более высокие результаты в сравнении с другими детьми.

Вопрос 4. Условия развития одаренности…

а) задатки;

б) среда, родительские увлечения, учение, мотивация, задатки;

в) среда и родительские увлечения (пример родителей);

г) учение.

Сейчас, уважаемые коллеги, мы подходим к важному вопросу нашего семинара сопровождение педагого-психологическое у  одаренных детей. Внимание на экран. Выберете верный ответ. Верный ответ  Б. Среда имеет, важное значение,  для развития маленьких, еще не читающих детей, особенно в их самостоятельной деятельности. Деятельность зависит от того, как устроена окружающая его предметно-пространственная среда, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и как они расположены.

В целом работа с родителями  необходимо подготовить родителей к тому, что из одаренного ребенка вырастет одаренный взрослый, и объяснить им, что в этом нет ничего страшного, это замечательно. Важно, чтобы умственные усилия ребенка, его познавательная энергия встречали доброжелательное отношение, поддержку со стороны старших не только в детском саду, но и дома.

Семья одаренного или способного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается решающим.

 Важно, выделить и обратить внимание на экран:

вызвать у ребенка интерес к деятельности, стимулируя тем самым его любознательность;

строить процесс обучения по принципу сотрудничества, педагогической поддержки, верить в каждого ребенка и его возможности; оценивать не личность, а действия, поступки; видеть ценность не только результата, но и самого процесса взаимодействия с ребенком; проявлять внимание, поощрять их;

учить детей планировать свою деятельность, предвидеть результат;

выстраивать деятельность так, чтобы в процессе работы возникали новые вопросы и ставились новые задачи;

помнить, что правильнее будет сравнивать успехи ребенка не с успехами других детей, а с его прежними результатами;

поддерживать детскую активность, инициативу, исследовательский интерес и любопытство.

Вопрос 5. Методы исследования одаренности в детском саду…

а) наблюдение, тестирование, анкетирование, экспертное заключение;

б) эксперимент;

в) энцефалограмма;

г) изучение результатов деятельности.

Информация. Основным методом исследования одаренности в дошкольном возрасте является наблюдение. Также используется анкетирование родителей и педагогов. (Здесь можно привести примеры методик для выявления уровня интеллекта и креативности дошкольников.)

Еще, уважаемые педагоги, очень хочется , чтобы вы поучаствовали вместе со мной в составлении приблизительного плана этапов реализации программы выявления и сопровождения талантливых и одаренных детей, просьба если вам будет удобно разбиться на группы , можно по 3 человека и составить свой план реализации. Мы заслушаем каждый план и набросаем наш общий план реализации на доске.

  1. Информационно-методическое направление( подбор , изучение теоретической и методической литературы);
  2. Диагностическое направление (подбор методик, анкет и опросников для родителей, диагностика)
  3. Организационно-методическое направление( разработка, проведение семинаров, педагогических советов, консультаций).
  4. Развитие и поддержание одаренных детей (кружковая работа: музыкальное направление, спортивное направление, художественно-эстетическое направление (праздники, конкурсы)
  5. Аналитико-прогнастическое направление(анкетирование педагогов и учащихся)
  6. Оценка перспектив работы с одаренными детьми.

Вот приблизительный план реализации, который можно использовать в работе с одаренными, талантливыми детьми.

Ожидание результатов:

  • Создание системы мониторинга по изучению одаренности;
  • Усвоение дошкольниками культурных ценностей, правил и норм поведения их применение в конкретной ситуации
  • Увеличение количества  детей, занявших призовые места в конкурсах;
  • Утверждение дошкольника как субъекта социальной культуры;
  • Повышение познавательной активности у всех детей;
  • Развитие творческого потенциала каждого ребенка.

Если вы,  не против, то  можно проверить внимательность и память  наших уважаемых педагогов.

3. Игра на развитие наблюдательности у педагогов???? (проводить?)

Инструкция. Участники образуют круг. В течение одной минуты им предлагается внимательно посмотреть друг на друга. Затем все отворачиваются и начинают под музыку передавать мяч. Как только музыка останавливается, участник, в руках у которого оказывается мяч, отвечает на вопрос педагога-психолога, например: «Кто сегодня в блузках одинакового цвета? У кого самые короткие волосы?..»

4. Рефлексия мероприятия

Инструкция. Педагогам предлагается поделиться впечатлениями от проведенного мероприятия, рассказать, что получилось, что нет, высказать пожелания на будущее.

В заключении мне хочется рассказать вам притчу.

«Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

— Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

— Да, я не смогу помочь всем, но эту звезду я могу сделать счастливой!

Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасенной души.

Психолог: Конечно, каждый из нас по отдельности не сможет помочь одарённым детям, но если мы объединимся, то сможем сделать для этих детей гораздо больше, мы сможем сделать мир вокруг них добрее, а этих детей счастливыми и это потому что мы вместе.

Я благодарю Вас, мне приятно было с вами общаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"

Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...

Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

     Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...