Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Животные и их детеныши»
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

 Юлия Викторовна Кузьмичева

Актуальность: Активизация познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи и, как сопутствующие факторы, нарушения в развитии основных психических процессов с помощью различных игр, упражнений, направленных не только на развитие мышления или формирование словаря, но и влияющих на развитие памяти, внимания, воображения, восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл luchshiy_inklyuzivnyy_urok_zanyatie.docx60.86 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность: Активизация познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения речи и, как сопутствующие факторы, нарушения в развитии основных психических процессов с помощью различных игр, упражнений, направленных не только на развитие мышления или формирование словаря, но и влияющих на развитие памяти, внимания, воображения, восприятия.

Примерная основная общеразвивающая программа: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки», под редакцией В.Т. Кудрявцева

Возрастная группа: от 6 до 7 лет (разновозрастная группа компенсирующей направленности (нарушения речи)).

Тема занятия: «Животные и их детеныши»

Форма организации занятия: подгрупповая (6-8 человек).

Место проведения: кабинет педагога-психолога.

Направление занятия: коррекционно-развивающее.

Время реализации: 25-30 минут.

Структура занятия. Занятие состоит из трех частей: вводная, основная, заключительная. Вводная часть включает в себя создание положительного эмоционального настроя в группе, приветствия. Основная часть включает в себя нейропсихологическое упражнение, графический диктант, словесные игры, физминутку. Заключительная часть это рефлексия занятия и прощание.

Цель: развивать познавательные способности и личностную активность детей, навыки межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Задачи:

1. Образовательные:

1) активизировать словарь по теме «Животные и их детеныши»;

2) формировать и развивать умение действовать по инструкции педагога и действовать в коллективе.

2. Коррекционно-развивающие:

1) активизировать и развивать мышление;

2) развивать внимание, воображение и память;

3) развивать зрительно-пространственное восприятие;

4) развивать восприятие (слуховое, зрительное);

5) развивать моторику.

3. Воспитательные:

1) воспитывать доброжелательность;

2) развивать произвольность поведения и самоконтроль.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, графическая, коммуникативная.

Формы реализации детских видов деятельности: коммуникативная игра-приветствие, нейропсихологическое упражнение, графический диктант, словесные игры, беседа (рефлексия), просмотр видеоролика.

Оборудование: оборудование для демонстрации презентации, тетради/листы в крупную клетку, чернографитные карандаши, мяч (мягкая игрушка), фишки.

                           Ход коррекционно-развивающего занятия

Деятельность педагога-психолога

Деятельность детей

Вводная часть.

Ритуал приветствия.

Цель.

Настроить детей друг на друга, дать каждому почувствовать себя в центре внимания.

Дети выполняют приветствие стоя в кругу.  

Дети передают мяч/игрушку рядом стоящему ребенку и здороваются, называя соседа по имени «Здравствуй, Миша!». Ребенок принимает мяч и здоровается со следующим ребенком.

После приветствия дети проходят за столы.

Основная часть.

Цель - развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела),

произвольности и самоконтроля.

Нейропсихологическое упражнение «Зайчик-коза-вилка». «Зайчик» - указательный и средний пальцы подняты вверх, остальные согнуты. «Коза» - средний и безымянный пальцы согнуты, указательный и мизинец подняты вверх. «Вилка» – указательный, средний и безымянный пальцы подняты вверх, мизинец и большой палец согнуты. Три положения последовательно сменяют друг друга. Повторить 6-8 раз. (Слайд презентации).

Работа в тетрадях. Графический диктант. (Тетради в крупную клетку)

Цель: Продолжать учить детей ориентироваться на странице тетради (верх, низ, слева, справа, середина); обводить заданное количество клеток,

paзвивaть зpитeльнo-пpocтpaнcтвeннyю opиeнтaцию, развивать координацию и контроль движений; развивать внимание; память; усидчивость; развивать мелкую моторику, воображение; словарный запас.

Педагог напоминает правила выполнения графического диктанта.

Спрашивает у детей как называются направления на листе тетради.

Педагог диктует узор № 1 до середины строки, после этого предлагает детям продолжить узор до конца строки. (Приложение № 1)

Педагог диктует узор № 2 до середины строки, при этом выделяя голосом и словом «Внимание!» смену направления. (Приложение № 2)

Индивидуальная работа. Во время выполнения графического диктанта педагог наблюдает за правильностью выполнения задания, при необходимости помогает исправить ошибку.

Дети участвуют в гимнастике и выполняют упражнение.

Дети повторяют упражнение сначала одной рукой, потом другой рукой, затем обеими руками одновременно.

Дети называют направления на тетрадном листе.

Дети дорисовывают узор до конца строки.

Дети дорисовывают узор до конца строки, проговаривая направление рисунка вслух.

Упражнение «Кто кем был? Кто кем «будет?»

Цель: Развитие речи, мышления; произвольности поведения, соблюдение детьми школьного правила «поднятой руки». Закреплять знание названий животных и их детенышей.

Педагог, используя знаки «Говорит один» и «Говорим хором», задает детям вопросы:

Кем была раньше курочка? (Цыпленком). Кем была раньше лошадь? (Жеребенком). Корова? (Теленком). Рыба? (Икринкой). Лягушка? (Головастиком). Яйцо? (Курицей, петушком). Икринка? (Рыбой). Гусеница? (Бабочкой). Птица? (яйцом). 

Просмотр видеоролика превращение головастика в лягушку. (19 сек) (Просмотр 2-3 раза). (Презентация)

Педагог обращает внимание детей на строение тела головастика, словообразование «головастик», этапы развития головастика до его превращения в лягушку.

Дети ориентируясь на знаки «Говорит один» и «Говорим хором», отвечают на вопросы. За ответ, данный по правилам (поднять руку, дождаться, когда тебе предложат ответить, дать правильный ответ) ребенок получает фишку.

Дети отвечают на вопросы.

Физминутка На болоте

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

Дети сопровождают чтение стихотворения движениями.

Игра «Да» - «Нет».

1 вариант. Ответы на прямые закрытые вопросы. (Презентация)

Цель: продолжать формировать умение рассматривать картину, развивать слуховое и зрительное внимание, воспитывать умение слушать, размышлять, отвечать на заданные вопросы.

Педагог задает вопросы по содержанию иллюстрации.

2 вариант. Ответы на закрытые вопросы, содержащие отрицание. (Презентация)

Автор пособия: Коняхина Наталья Анатольевна

После ответа ребенка, педагог предлагает ему найти объект вопроса на картинке и убедиться в правильности или ошибочности ответа.

Дети рассматривают иллюстрацию на слайде.

На заданный вопрос дети отвечают одним из вариантов ответов: «Да», «Нет».

Ответ, данный по правилам (поднять руку, дождаться, когда тебе предложат ответить, дать правильный ответ).

Игра «Доскажи словечко»

Цель: Развивать внимание, мышление. Закреплять знание названий животных.

Он слон – она слониха.

Он лось – она лосиха.

Он кот – она …

Ну, конечно, это кошка!

Ну, ошиблись вы немножко.

Так сыграем ещё раз,

Обыграть хочу я вас.

Он морж – она моржиха.

Он заяц – она зайчиха.

Он бык – она…

Ну, конечно же, корова.

Поиграем, дети, снова.

Он тигр – она тигрица.

Он осёл – она ослица.

Он козёл – она…

Ну, конечно же, коза.

За повтор игры все «за» ?!

Он лев – она львица.

Он волк – она волчица.

Он кенгуру – она…

Ну, конечно, кенгуру,

Продолжаем мы игру.

Ёж он – она ежиха.

Бобр он – она бобриха.

Конь он – она…

Ну, конечно же, лошадка.

Всё у нас пока что гладко.

Он воробей – она воробьиха.

Он комар – она комариха.

Он гусь – она…

Не гусиха, а гусыня

Знайте это все отныне.

Он бегемот – она бегемотиха.

Он кашалот – она кашалотиха.

Он баран – она…

Ну, конечно же, овца.

Доиграли до конца!

Дети ориентируясь на знаки «Говорит один» и «Говорим хором», договаривают слова. За ответ, данный по правилам (поднять руку, дождаться, когда тебе предложат ответить, дать правильный ответ) ребенок получает фишку.

Заключительная часть

Рефлексия.

Педагог предлагает подсчитать заработанные на занятии фишки.

Затем спрашивает кто сколько заработал фишек: у кого одна фишка? (дети поднимают руку), у кого две фишки? (и т.д.).

Педагог предлагает поделиться впечатлениями от заданий, рассказать, какое задание понравилось, какое оказалось трудным.

Дети считают заработанные фишки.

После подсчета дети награждают друг друга аплодисментами.

По желанию дети отвечают, какое задание им понравилось выполнять, какое задание им выполнять было трудно.

По окончании занятия дети собирают фишки с шкатулку, тетради аккуратно складывают стопкой на первый стол.

Используемая литература:

  1. Арцишевская И. Л.  «Психологический тренинг для будущих первоклассников. Конспекты занятий»
  2. пособие Коняхиной Натальи Анатольевны «Осознанное чтение. Плюс-минус».
  3. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. -- М.: Академия, 2002. - 232 с.

Приложение № 1

Узор № 1

Тест для исследования ориентации в пространстве. «Графический диктант» Д.  Б. Эльконина | Психолог скайп | Яндекс Дзен

Приложение № 2

Узор № 2

Тест для исследования ориентации в пространстве. «Графический диктант» Д.  Б. Эльконина | Психолог скайп | Яндекс Дзен

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе тема: «Животные и птицы»

Учить употреблять названия детёнышей животных и птиц в родительном падеже, единственного числа....

Интегрированное занятие педагога - психолога с логопедом в старшей группе. Тема занятия: «Путешествие к Мише»

Интегрированное занятие педагога - психолога с логопедом в старшей группе.Тема занятия:  «Путешествие к Мише»...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе тема: «Животные Севера»

Описание материала: Материал подготовлен для детей старшего дошкольного возрастаЦель: Обогащение знаний детей о животных Арктики и Антарктики.Задачи:- Формировать представления детей о живот...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе Тема: «Животные Севера»

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе Тема: «Животные Севера»...

Конспект занятия по конструированию с детьми старшей группы Тема: « Дом доброты и улыбки»

Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе организации конструктивно-модельной деятельности. Стимулировать самостоятельный поиск детьми конструктивного решения построек.  Восп...

Проект «Красоту России донесем до всех сердец! (городецкие мастера)» Конспект занятия по рисованию с детьми старшей группы. Тема «Закладка для книги» («Городецкий цветок») по мотивам городецкой росписи

Занятие  включает   интеграцию доброжелательных образовательных технологий: здоровьесберегающие технологии, интерактивные технологии, технологии проектной деятельности,STEAM--образовате...