Формирование мелкой моторики у детей с задержкой психического развития
консультация по коррекционной педагогике (средняя группа)

Шумова Юлия Борисовна

Формирование мелкой моторики у детей с задержкой психического развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melkaya_motorika_u_zpr.docx40.56 КБ

Предварительный просмотр:

МУНЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 1 «СИБИРЯЧОК»

Микрорайон Северный, 20/1, г. Бердск, Новосибирская область, 633011

Тел.: (383-41)3-70-34 e-mail: bsk_du01@mail.ru

Формирование мелкой моторики у детей с задержкой психического развития

Подготовила воспитатель:

Шумова Юлия Борисовна

2022

Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от захвата объекта, до очень мелких движений.

Цель работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста с ЗПР: Развитие мелкой моторики рук, оказывающих благотворное влияние на развитие речи; развитие зрительно пространственной координации; активизация познавательной и речесмысловой деятельности.

Задачи по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста с ЗПР

1. Развитие точечных умений пальцев рук      

2. Обогащение предметно – развивающей среды, способствующей всестороннему развитию мелкой моторики рук  

3. Совершенствование активной речи детей, развитие познавательной активности, психических процессов: памяти, внимания, мышления, зрительного и слухового восприятия, воображения посредством развития мелкой моторики пальцев и кисти рук.

Для достижения цели в играх с детьми по развитию мелкой моторики использую самые разнообразные методы и приемы.

Словесный - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает ребенка от зрительного восприятия.

Наглядно-действенный - смотрят, берут в руки, щупают, так или  иначе действуют с предметами. Широко используется приемы наглядности: показывают предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.

Игровой - игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;

Практический - чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, предлагается выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даются единичные указания.

Для развития мелкой моторики разработано много интересных приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Считается, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях - на сжатие, на растяжение, на расслабление.

Для этого используются приемы:

- систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;

- последовательность - (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении - на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и “перепрыгивать” через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;

-все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным;

-если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.

Коррекция нарушений мелкой моторики проходит в следующих направлениях:

1.   Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами).

2. Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, “ёжики”, “скалочки”)

 3. Игры с мелкими предметами (бусы, камешки, пуговицы, мелкие игрушки и т.д.).

4.  Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.

5.  Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, плетение).

6.  Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).

7. Работа с карандашом (штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий).

8. Игры в “сухом бассейне”, наполненном мячиками разной величины или      цветными крышками:

- нахождение заданных предметов,

- угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.

9. Использование методики Су Джок.

10.Различные виды конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша.    

Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы ребенка, развивают мышцы. Ребенок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи и мелкой моторики у детей с задержкой психического развития посредством работы с природным материалом»

Данный материал содержит опыт работы по развитию речи и мелкой моторики у воспитанников детского дома....

Пальчиковые игры в процессе развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития.

Теоретические аспекты игры в процессе развития мелкой моторики  у детей с задержкой психического развития....

Пальчиковые игры в процессе развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития.

Теоретические аспекты игры в процессе развития мелкой моторики  у детей с задержкой психического развития....

Пальчиковые игры в процессе развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития.

Теоретические аспекты игры в процессе развития мелкой моторики  у детей с задержкой психического развития....

Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития с помощью Су-Джок массажеров.

В.А. Сухомлинский утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Современными учеными установлено, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сфор...

Статья на тему: Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития

Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития...

Использование сенсомоторных игр для развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо д...