Психологические особенности психического развития у детей, их виды.
консультация по коррекционной педагогике

Психологические особенности психического развития

у детей, их виды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskie_osobennosti_psihicheskogo_razvitiya.docx40.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28 «Умка»

Психологические особенности психического развития

у детей, их виды.

/для использования в работе с детьми в группах с задержкой психического развития

Составитель:Захарова И.В.воспитатель

МБДОУ детский сад № 28 «Умка»

г.Камень-на-Оби


Психологические особенности психического развития

у детей, их виды.

Нас интересует вопрос о нарушении психического развития у дошкольников, а конкретно особенности развития детей с ЗПР.

Рассмотрим классификацию нарушений психического развития, разработанную В. В. Лебединским.

Психическое недоразвитие.

Поврежденное психическое развитие.

Дефицитарное психическое развитие.

Искаженное психическое развитие.

Дисгармоничное психическое развитие.

Задержка психического развития.

Кратко рассмотрим характеристику различных форм нарушений психического развития по В. В. Лебединскому.

Психическое недоразвитие.

Наиболее типичной формой является олигофрения. Может быть обусловлена генетическими пороками развития, диффузным повреждением мозга в результате внутри утробных, родовых и ранних постнатальных вредностей. Недоразвитыми оказываются все нервно- психические функции, наблюдается несформированность сенсорной и моторной сферы, эмоций, недоразвитие высших психических функций, особенно таких, как мышление и речь. Различные функции страдают неравномерно.

Поврежденное психическое развитие. Обусловлено теми же пороками развития, но основное отличие, в том, что воздействие патологических факторов на мозг происходит в более поздние сроки после (2-3 лет), когда многие мозговые системы уже сформированы. Типичным примером является органическая дименция. Особенности психического развития определяются прогрессирующим заболеванием мозга(менингиты, энцефалиты, опухоли, прогрессирующий склероз мозга, эпилепсия).

Дефицитарное психическое развитие. Связано с первичной недостаточностью отдельных систем: Зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. Для этого вида, характерна, асинхрония, проявляющаяся в разной степени недоразвития одних анализаторных систем при сохранности других. Особенности психического развития связаны с глубиной поражения функции, а так же с потенциальной сохранностью интеллекта, сенсорных и моторных функций.

Искаженное психическое развитие. Ранний детский аутизм.

Проявляется, в основном, в нежелании контактировать с окружающими «уходе в себя». Ведет себя так как будто он один, не обращает внимание на других, игровые действия бедны и стереотипны. Раздражители окружающей среды свет, звук и др. вызывают отрицательные эмоции и дискомфорт, сверхсильным раздражителем является человеческое лицо, поэтому ребёнок избегает зрительных контактов. У детей могут быть хорошие интеллектуальные данные в отдельных областях: музыкальный слух, умение рисовать, считать, играть в шахматы. Однако интеллектуальная деятельность характеризуется нарушением целенаправленности, быстрой пресыщаемостью, неумением концентрировать внимание. Отмечается определённая вычурность мышления, склонность к символизации. Интересы, игры далеки от реальной ситуации. Аутичные дети избегают речевого общения, страдает как коммуникативная функция так и моторное звено реализации речи. Психическое развитие характеризуется асинхронией формирования отдельных функций и систем: так развитие речи опережает развитие моторики, абстрактное мышление обгоняет развитие наглядно-действенного и наглядно-образного. Всё это искажает картину психического развития аутичного ребенка.

Дисгармоничное психическое развитие.

К этому виду нарушений психического развития относятся психопатии и патологическое развитие личности. В основе этих аномалий психического развития лежит дизантогенез эмоционально-волевой сферы.

Задержки психического развития.

Задержки психического развитияособый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка. Может быть вызвана различными причинами: дефектами конституции ребенка (гармонический инфантилизм), соматическими заболеваниями, органическими поражениями центральной нервной системы (ЦНС). В практике работы с детьми с ЗПР наиболее широко используется классификация К. С. Лебединской, разработанная с учетом этиологии. Исходя из этого, дифференцируют основные клинические типы ЗПР: конституционного происхождения, соматогенного, психогенного и церебрально-органического. Каждый из типов может быть осложнен рядом болезненных признаков и имеет свою клинико-психологическую структуру, свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности, свою этиологию.

 Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью ЦНС, а также длительно находящимся в условиях социальной депривации. Такой диагноз может поставить только психолого - медико-педагогическая комиссия (ПМПК) лечебного заведения.

Классификация К. С. Лебединской, разработанная с учетом этиологии.

  • ЗПР конституционного происхождения (гармонический, физический, психический инфантилизм)
  • ЗПР соматогенного происхождения
  • ЗПР психогенного происхождения
  • ЗПР церебрально-органического происхождения

ЗПР конституционного происхождения – так называемый гармоническийинфантилизм.

ИНФАНТИЛИЗМ – ( от лат. Infantilis–детский) – сохранение в организме и психике человека особенностей, присущих более раннему возрасту.

 Физический инфантилизм бывает вызван инфекционными заболеваниями, интоксикацией, неполноценным питанием и т. п. Инфантилизм данного генеза (происхождения) проявляется в задержке роста, веса, которая впоследствии, как правило, компенсируется.

Психический инфантилизм представляет собой отставание в личностном развитии, преимущественно обусловлен недостатками воспитания, поэтому решающую роль в его преодолении играет адекватное педагогическое воздействие.

При таком развитии эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста. Характерны преобладание эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость.

ЗПР соматогенного происхождения.

Этот тип аномалии развития обусловлен длительной соматической недостаточностью: хроническими инфекциями и аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы, в первую очередь пороками сердца.

ЗПР психогенного происхождения 

ЗПР психогенного происхождения обусловлена неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личностиребенка.

Этот тип ЗПР следует отличать от явлений педагогической запущенности, не представляющих собой патологического явления, и дефицита знаний и умений вследствие недостатка интеллектуальной информации.

ЗПР психогенного происхождения наблюдается, прежде всего, при аномальном развитии личности по типу психической неустойчивости, чаще всего обусловленной явлением гипоопеки – условиями безнадзорности, при которых у ребенка не воспитывается чувства долга и ответственности, форм поведения, связанных с активным торможением аффекта. Вариант аномального развития личности по типу «кумира семьи» обусловлен, наоборот, гиперопекой – изнеживающим воспитанием, при котором ребенку не прививаются черты самостоятельности, инициативности, ответственности. Вариант патологического развития личности по невротическому типу чаще наблюдается у детей, родители которых проявляют грубость, жестокость, деспотичность, агрессию к ребенку и другим членам семьи.

ЗПР церебрально-органического происхождения встречается чаще других описанных типов и нередко обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности и занимает основное место в данной аномалии развития. Изучение анамнеза детей с этим типом ЗПР в большинстве случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы вследствие патологии беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору), недоношенности, асфиксии и травмы при родах, постнатальных нейроинфекций, токсико-дистрофирующих заболеваний первых лет жизни.

Классификация ЗПР Ю. Г. Демьянова

ЗПР с цереброастеническим синдромом. Проявляется в быстрой истощаемости произвольного внимания, утомляемости, не способности к длительному психическому напряжению. Отмечается сужение объёма зрительной и слуховой памяти, недостаточная скорость запоминания информации, слабость речеслуховой и зрительной памяти. Удетей наблюдаются трудности запоминания последовательности движений, воспроизведения серии графических изображений, ритмических рисунков. Затрудняются в запоминании времен года, дней недели, стихотворений. Отставание в развитии устной речи.

Психофизический инфантилизм. Эта форма ЗПР проявляется в трёх вариантах.

Гармонический. Эти дети общительны, эмоциональны, доброжелательны и приветливы. У них не возникает проблем в отношениях со взрослыми и детьми. Обнаруживается отставание как физического, так и психического развития на 2-3 года. Особенности телосложения, пропорции тела, моторики характерны для детей более, младшего возраста. Эмоционально-волевая сфера характеризуется незрелостью. Вместе с этим не обнаруживается существенных нарушений познавательной деятельности (гнозиса, мышления, внимания, памяти). Прогноз психического развития благоприятный.

Дисгармонический. Наблюдается отставание в физическом развитии и черты эмоциональной незрелости. Дети оказываются не способными к длительному интеллектуальному напряжению, на фоне переутомления невозможность концентрации внимания, повышенная переключаемость внимания, патологическая инертность . Мыслительные операции анализ, синтез, сравнения, классификации протекают замедленно и вызывают определенные затруднения. Обращают на себя внимание и особенности поведения: склонность к конфликтам, драчливости, агрессивности. Во многих случаях наблюдается эгоистичность, отсутствие самокритичности. По причине указанных особенностей личности эти дети не имеют друзей. Прогноз психического развития менее благоприятный, чем при гармоническом инфантилизме.

Психофизический. Наблюдается при эндокринной недостаточности. Телосложение характеризуется диспластичностью, неловкие, неуклюжесть движений, нарушение координации, синхронности и последовательности движений. Отмечается повышенная внушаемость, пассивность, робость, наивность в суждениях. Наряду с этим, проявляется ворчливость, резонёрство, хвастовство. Психическая деятельность характеризуется пассивностью, недостаточной гибкостью, замедленным темпом, быстрой истощаемостью.

ЗПР с невропатоподобным синдромом. Отмечается задержка развития психических функций на фоне симптомов, сходных с невропатией (врожденной нервностью). Ранее психомоторное развитие проходит в пределах нормы. Однако наблюдается ряд особенностей поведения: крикливость, излишняя возбудимость, подвижность, склонность к капризам, беспокойный сон, ночные страхи, недержание мочи. Излишняя отвлекаемость, суетливость, быстрая истощаемость произвольного внимания приводит к трудностям усвоения знаний к конфликтам с педагогами, которые могут провоцировать аффектные реакции в виде крика, плача. Прогноз психического развития благоприятен при условии целенаправленной психолого-педагогической помощи.

ЗПР с психопатоподобными синдромами. При раннем поражении структур головного мозга нарушение психического развития могут комбинироваться с искажением формирования личности. Характерными вариантами являются:

ЗПР с синдромом гиперактивности. Движения и действия детей непоследовательны, хаотичны. В конфликтных ситуациях проявляют агрессивность, но без жестокости, однако быстро успокаиваются. В поведении наблюдается упрямство, аффективная напряженность. Особенности познавательной деятельности проявляются в нарушении концентрации внимания при осуществлении интеллектуальных операций, в быстрой отвлекаемости при относительной сохранности процессов памяти и мыслительных операций. Неудачи вызывают негативное отношение к занятиям. В дальнейшем происходит либо, постепенное сглаживание симптоматики, улучшения поведения, либо усложнение деформации личности.

ЗПР с синдромом гипоактивности. Отмечается замедленный темп моторного и психического развития. Дети не сразу включаются в различные виды деятельности, не решительны при выборе и прогнозе предстоящих действий, не сразу реагируют на поведение других детей в процессе игры. Многие психические процессы характеризуются пассивностью, инертностью. Исследования мышления обнаруживают шаблонность, стереотипность, отсутствие творческой активности, гибкости, оригинальности.

ЗПР с аутистическим синдромом. Нарушение психомоторного развития отстаёт от нормы, неловкость движений, наличие двигательных стереотипов. Эти дети не стремятся к общению, к игре с другими детьми, иногда предпочитают избирательно контактировать с некоторыми взрослыми. Круг их интересов избирателен и ограничен, чрезвычайно трудно вовлечь их в деятельность, которая им не нравится. При этой форме ЗПР отмечается диспропорция в развитии различных видов мышления. При относительной сохранности вербального мышления имеет место задержка невербального интеллекта (наглядно-образного, конструктивного мышления). В связи с особенностями развития прогноз психического развития не благоприятен, но тем не менее необходимо формировать навыки, для того что бы ребенок мог адаптироваться в социуме.

ЗПР при детских церебральных параличах. Двигательная недостаточность обуславливает и нарушения тактильной и кинестетической чувствительности, расстройства зрительно пространственных функций. Преобладают нарушения вербально-логического мышления, темп мыслительных операций замедлен. В поведении недостаточно самокритичны, бестактны, назойливы, эгоцентричны. Частыми являются неврозоподобные симптомы, депрессии, страхи.

ЗПР при тяжелых дефектах зрения, слуха. Связано с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. Для этого вида характерна асинхрония, проявляющаяся в разной степени недоразвития одних анализаторных систем при сохранности других. Особенности психического развития связаны с глубиной поражения функции, а так же с потенциальной сохранностью интеллекта, сенсорных и моторных функций.

ЗПР при тяжелых соматических заболеваниях. Этот тип аномалии развития обусловлен длительной соматической недостаточностью: хроническими инфекциями и аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы, в первую очередь пороками сердца. Характерной чертой при этой форме ЗПР является повышенная истощаемость произвольного внимания, памяти и мышления, недостаточная скорость запоминания и обработки информации. У многих детей наблюдается эмоциональная неустойчивость, обидчивость, склонность к капризам.

ЗПР при тяжелой семейно-бытовой запущенности. Причиной служит эмоциональная и сенсорная депривация, которая наблюдается при семейно-бытовой запущенности. Отсутствие, контроля, за выполнением обязанностей, приводит к слабости волевых усилий, к неумению планировать свою деятельность для достижения цели. Психическая - депривация приводит к снижению познавательной активности, к изменению эмоционально-волевой сферы. Объём представлений об окружающем мире ограничен, а знания бессистемны, поверхностны, неточны. Особенности познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы сопровождаются трудностями в овладении знаниями, умениями, навыками.

Таким образом, рассмотрев, классификации В. В. Лебединского и Ю. Г. Демьянова мы видим, что при ЗПР чаще всего имеет место сочетание различных симптомов: замедление темпа развития одних психических функций, стойкое недоразвитие других и нарушение структуры третьих психических функций. У некоторых детей с задержкой психического развитияпреобладает интеллектуальная недостаточность, а у других эмоционально-волевые нарушения. В связи с этими особенностями психического развития, необходима наиболее ранняя клиническая, психологическая и педагогическая диагностика ЗПР.

Литература.

  1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К. С. Лебединской. — М. , 1982. — 125 с.
  2. Беличева С. А. Система коррекционно-развивающего обучения: ее преимущества и проблемы. // Практическая психология и логопедия. – 2003 г. - №1-2 (4-5) –С. 21.
  3. Борякова Н. Ю. , Соболева А. В. , Ткачева В. В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. — М. : «Гном-Пресс». 1999. — 63 с.
  4. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М. : Просвещение, 1986.
  5. Дети с временной задержкой развития. / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. – М. , 1971.
  6. Дети с ЗПР. / Под ред. В. И. Лубовского и др. – М. , 1984. .
  7. Дефектологический словарь. – М. , 1970.
  8. Екжанова Е. А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях ДОУ. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2002. - №1. - стр. 8.
  9. Корепанова И. А. Зона ближайшего развития как проблема современной психологии. / Психологическая наука и образование. 2002. -№2. стр. 42.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевого развития у детей с задержкой психического развития.

Особенности речевого развития у детей с задержкой психического развития. Современный этап развития образования характеризуется усилением внимания к актуальнейшей проблеме предупреждения и преодол...

Выступление "Особенности развития памяти детей с особенностями психического развития"

Выступление "Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития"...

особенности психического развития детей 5-6 лет с ОВЗ (задержкой психического развития)

Внимание детей с задержкой психического развития старшей группы компенсирующей направленности характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособно...

Особенности психического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП): особенности личности

Детский церебральный паралич – не отдельное заболевание, а множество синдромов, возникающих по разным причинам. Главной общей чертой у них является поражение мозга и, как следствие, нарушение сп...

Психологические особенности психического развития у детей, их виды.

Рассмотрены психологические особенности психического развития у детей и их виды. Рекомендации для использования в группах ЗПР для учителей-дефектологов и воспитателей....