Консультация для родителей: "Работает ли наказание в воспитании ребёнка?"
консультация по коррекционной педагогике

 Нестерова Яна Александровна

Система «Кнут и пряник» является самой распространенной в воспитании детей. И это очень простой подход: за хорошее поведение-поощряем, за плохое наказываем. И тогда хорошее поведение будет закрепляться, а плохого наоборот будет меньше, так как ребёнок будет избегать наказания. Звучит очень убедительно. 

Но как происходит на самом деле? Помогает ли этот подход родителям? Давайте разбираться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_knut_i_pryanik.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

Метод «Кнута и пряника» или работает ли наказание в воспитании ребёнка?

Система «Кнут и пряник» является самой распространенной в воспитании детей. И это очень простой подход: за хорошее поведение-поощряем, за плохое наказываем. И тогда хорошее поведение будет закрепляться, а плохого наоборот будет меньше, так как ребёнок будет избегать наказания. Звучит очень убедительно.  

Но как происходит на самом деле? Помогает ли этот подход родителям? Давайте разбираться.

Начну сразу с истории, чтобы вы вместе со мной начали искать ответы на эти вопросы.

Маленькому Вове 5 лет. В порыве сильных эмоций он толкнул своего сверстника прямо в лужу.

Мама Вовы, чтобы не «упасть лицом в грязь» перед другой родительницей схватила своё чадо за локоть, подвела к пострадавшему и грозным голосом сказала:

-Быстро извинись!

Вове с первой ноты стало ясно, что будет, если он этого не сделает. Намерение мамы наказать его он чувствовал всем телом. Из страха быть лишенным мультиков и конфет на 2 недели, он робко, смотря себе под ноги, сказал:

-Извини меня…

-Вот и хорошо,-сказала мама, гордая своим успехом.

И вот вроде бы наказание сработало…Но давайте подумаем, есть ли у мамы повод для гордости? Что усвоил Вова?

На самом деле, он понял только одно: «Если я не скажу слово «Извини» -мама меня накажет».

Вова действительно испугался того самого «кнута», но ничего полезного он из этой ситуации не вынес.

  • Он не задумался о том, что почувствовал другой ребёнок.
  • Он не учится справляться со своими сильными эмоциями, и в следующий раз он снова не справится с собой.
  • Он не учится предвидеть последствия своих действий.

Получается, что всё что важно для настоящего ВОСПИТАНИЯ ребёнка тут отсутствует.

Если вы используете «Кнут» в воспитании ребёнка-вы обращаетесь только к рефлексам ребёнка, а не к его разуму, нравственности или ценностям.

Конечно, наказание работает. Но только на уровне страха перед ним. Ничего хорошего вы им не воспитаете.

Кроме этого, исследования психологов подтверждают такие «несовершенства» этого метода:

  • При использовании «кнута» дети учатся находить способ перехитрить родителя, чтобы избежать наказания.
  • Родителям приходится всё время повышать ставки наказания, потому что чувствительность ребёнка к наказанию уменьшается.
  • У ребёнка не формируется система ценностей.
  • Сложное поведение становится только сложнее, потому что ребёнок ничему не учится.
  • Отношения между детьми и родителями портятся.

Стоит ли оно этого?

Если в вашем воспитании есть «кнут» -то скорее всего вы просто не знаете, как можно по-другому.

Когда родители говорят: «Мы его воспитываем… Воспитываем…А толку нет!»

Это как раз пример того, что процесс ненастоящий.

Приведу пример НЕ воспитания, чтобы вам было более понятно.

Девочка лет двух неистово пересыпает песок в песочнице из одного ведёрка в другое. Мама зовёт её домой, но ребёнок слишком занят. Проходит несколько десятков минут с периодическими попыткам мамы увести ребёнка из песочницы, но ребёнок туда «врос».

И вот мама не выдерживает… и говорит: «Я пошла домой, а ты раз не хочешь, оставайся здесь одна! Пусть тебя другая тётя к себе домой возьмёт!»

Ребёнок в рёв и бегом за мамой…

Но воспитание ли это?

Скорее всего способ добиться своего, напугав ребёнка одиночеством и потерей семьи!

Или другой пример.

Ребёнок не хочет заниматься, долго и нудно, стонет, просит пить, есть пускает слезу. Ему реально трудно даётся это занятие …

Родители решили воспитать в нём что-то вроде усердия, и говорят: «Пока не сделаешь, никуда не пойдешь! А не сделаешь, никакого телефона, мультиков, конфет… не увидишь неделю! Хватит тут нас доводить своими стонами! А то ремень достанем!»

Воспитание ли это?

Опять же скорее это запугивание, шантаж, угроза. Но никак не стремление воспитать в ребёнке усидчивость, внимательность и развить у него понимание предмета.

Какую ошибку часто делают родители? Они не думают, к чему приведут эти способы добиться своего.

Ребёнок, которого заставляют делать задание, угрожая наказанием, начинает еще больше ненавидеть всю систему обучения… А ведь ему ещё учиться и учиться.

А как тогда?

  • Не запугивайте, а старайтесь заинтересовать желаемым поведением.

Например: «Если ты будешь хорошо кушать, то будешь сильным, и сможешь быстро ездить на велосипеде»; «Если поспишь днём-наберёшься сил, и сможешь долго гулять в зоопарке».

  • Совершая ошибки, ребёнок развивается и вырабатывает уверенность в себе. Мы можем ему помочь фразами: «Попробуй ещё раз!»; «Сломал? Не страшно, сейчас починим!».
  •  Постарайтесь хвалить не самого малыша- «Ты у нас самый расчудесный», а его действия- «Ты отлично нарисовал»; «Ты хорошо все сделал», «Ты поступил правильно».
  • Лучший способ справиться с разбушевавшимся ребёнком-переключить его внимание на игру. Носится по квартире с первобытными воплями-подойдите и шепните что-нибудь а ушко. Ребёнок заинтересуется и через несколько секунд охотно сменит «кричалки» на «шепталки».
  • Если приучать к режиму получается только через ультиматум, призовите на помощь игру. Например, суп-это море, в котором плавают кораблики-овощи. Ваш «китёнок» охотно их «проглотит».
  • Самое важное для мам «грамматическое» правило: по отношению к малышу слово «люблю» с частицей «не» не употребляется. Исключений из правил нет.

Настоящее воспитание возможно только там, где НЕТ ЗЛОСТИ У родителя и НЕТ СТАХА У ребёнка. Во всех остальных случаях-это простые дрессировки, манипуляции и запугивания. Фейк!

Давайте следить за качеством воспитания, а не только за качеством выбираемой обуви или смартфона.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Работа для рук и головы.

Консультация в родительский уголок....

Консультация для родителей"Работа с детьми раннего возраста в период адаптации в ДОУ"

Воспитание  в дошкольном учреждении имеет много преимуществ перед воспитанием в семье,особенно,если ребенок единственный.В школе и во всей дальнейшей жизни ребенку потреб...

Консультация для родителей "Работа с бумагой"

Работа с бумагой как эффективный метод развития мелкой моторики и коррекции речи детей с ОНР....

Консультация для родителей «Работа с семьей по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста».

Возраст от 5 до 6 лет – новый важный этап в развитии и воспитании ребёнка – дошкольника. Однако он далеко не всегда верно оценивается родителями,  не предоставляется им столь значимым, как наприм...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Работа с семьей по развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста».

Возраст от 5 до 6 лет – новый важный этап в развитии и воспитании ребёнка – дошкольника. Однако он далеко не всегда верно оценивается родителями,  не предоставляется им столь значимым, как наприм...

Консультация для родителей "Работа с солёным тестом. Творчество на кухонном столе".

Часто родители жалуются на нехватку времени для занятий с детьми в домашних условиях. А что, если совместить приготовление ужина с желанием ребёнка находиться рядом с родителями и заниматься с н...

Консультация для родителей "Работа в семье по формированию слоговой структуры слов"

Среди разнообразных нарушений у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение  слоговой структуры слов. Этот...